Вопрос 1.1.3. Сознание как высшая ступень развития психики.
Тема 1.1. Введение в психологию. Базовые понятия: отражение,психика, психическое отражение, сознание, бессознательное.
Вопросы для изучения: 1. Характеристика сознания человека.
Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с их характером и формой существования материи.
1. Характеристика сознания человека. Основное отличие человеческой психики от психики животных заключается в сознательной целенаправленности и произвольности психических процессов, обусловленных активной деятельностью, социальным взаимодействием и формирующим влиянием факторов культуры. На уровне специфически человеческого бытия психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Ее сущностной характеристикой становится сознание – ведущий уровень регуляции деятельности, а формой высших проявлений психической активности выступает личность. Сознание трактуется в отечественной психологии как высший уровень психического отражения человеком действительности в виде обобщенных образов и понятий, опосредованный общественно-исторической деятельностью людей. Формы существования сознания – мышление и речь. Закрепилось понимание сознания как социального по своей природе («со-знание» как совместное «знание»). Наряду с социальной обусловленностью, сознание характеризуется активностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний. Огромное значение для формирования сознания человека имеет овладение языком, системой знаков, символов и значений.
Биологические (прямохождение, анатомическое развитие, стадный образ жизни) и исторические (изготовление и сохранение орудий труда, отношения во время коллективной деятельности) предпосылки возникновения и развития сознания человека: -человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи, однако говоря о биологических предпосылках возникновения сознания нельзя забывать, что человек – продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо, которое позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывая взаимопомощь друг другу. Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада – в общество, была трудовая деятельность, т.е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий. Инстинктивное общение предков человека внутри стада постепенно заменялось общением на основе «производственной» деятельности. Изменение отношений между членами сообщества – совместная деятельность, взаимный обмен продуктами деятельности – способствовало превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания животноподобных предков человека явилось возникновение труда и образование человеческого общества. Поскольку деятельность одного человека включена в деятельность всего общества, она направляется на удовлетворение не только личных, но и общественных потребностей. Поэтому появляется необходимость в критическом отношении человека к своей деятельности. Деятельность человека становится сознательной. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше отодвигает конечную цель – добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.
Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: она развивается не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности, специализированный орган активного осязания. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения. Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры. Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов не мог удовлетворить эту потребность. Так возникла необходимость в развитии высшей формы общения – человеческого языка. Для стадии сознания характерны: -отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения; -отражение как самоконтроль и самовоспитание; -отражение как путь познания других; -отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений. Структуру сознания человека составляют следующие его характеристики:
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и в него вносятся необходимые коррективы и т.д. Наконец, четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д. Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально действующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и др.
Понятие «менталитет» применяется для выделения особых явлений в сфере сознания, которые в той или иной общественной среде характеризуют ее отличия от других общностей. Если «вычесть» из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет этого общества. Итак, менталитет – это совокупность принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает его от других человеческих общностей. В сознании отдельного его члена менталитет общества представлен в степени, которая зависит от его активной или пассивной позиции в общественной жизни. Являясь наряду с наукой, искусством, мифологией, религией одной из форм общественного сознания, менталитет не закреплен в материализованных продуктах, а, если можно так сказать, растворен в атмосфере общества, имеет надсознательный характер. Вопросы для контроля:
Литература: 1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996. 2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн: Харвест, 1999. 3. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|