Принципиально новые возможности эу
Автор вовсе не является противником использования ИКТ в образовании. Наоборот, могу подчеркнуть, что под первыми концепциями использования средств вычислительной техники, компьютеров в образовании, информатизации образования, опубликованными в нашей стране, стоит и моя подпись [см., например 5]. Заслугой автора является и введение термина "информатизация образования", вместо "компьютеризация", с соответствующим изменением содержания этого процесса (не количество компьютеров, а качество доступной информации образовательного характера). Поэтому и здесь автор выступает за "разумный" оптимизм, хочет предупредить, что с налета нельзя быстро достичь качественных результатов, хотя само направление создания ЭУ весьма перспективно. Для понимания некоторых новых возможностей ЭУ попробуем привести примеры, когда использование обычных учебников неэффективно. I. Представим себе, что мы должны дать подробное представление о большом лекционно-демонстрационном или лабораторном зале. В этом случае нужно описать форму зала, высоту потолков, мебель, которая там находится, оборудование, состав аудитории, одежду находящихся в зале, расположение светильников и т.д. Известно, что в художественной литературе такие описания пейзажа, внутреннего убранства домов занимают достаточно много места, и требуется несколько минут, чтобы прочитать соответствующий текст-описание и представить это помещение или пейзаж. В то же время обычному человеку, который войдет в такой зал или выйдет на высокий берег реки, достаточно десяти-двадцати секунд, чтобы оглядеться вокруг и получить достаточно полное представление о помещении или пейзаже.
ЭУ должен предоставлять аналогичные (близкие к реальности) возможности. В нем, например, можно использовать на порядок больше иллюстраций, чем в обычном учебнике, фрагменты видеофильмов, а можно использовать панорамы виртуальной реальности, с помощью которых на экране компьютера можно получить полное представление об окружающей обстановке, в том числе и об источниках звука, рассмотреть подробнее определенные предметы и даже прочитать их описание или прослушать (продолжая их рассматривание) эту же информацию [6]. Этот способ представления информации может быть широко использован в учебных дисциплинах, в которых присутствует описательная информация: география, история, в определенной степени - литература, представление различных экспериментальных установок (физика и химия) и др. II. Есть целый класс жизненно важных задач, которые совершенно не изучаются в школьных курсах. Освоив математику и физику, все мы можем рассчитать точку А, в которой встретятся два тела, движущиеся со скоростями V1 и V2. В жизни же мы постоянно решаем эти задачи без формул и бумаги. Действительно, успеет ли пешеход перейти на противоположную сторону улицы, по которой интенсивно движутся автомобили? Успеет ли автомобилист объехать препятствие и не столкнуться со встречным автомобилем? Таких примеров можно привести много. К сожалению, ни один обычный учебник принципиально не может поставить такую задачу и, тем более, научить ее решать. С определенными ограничениями (все-таки это будет только модель реальной жизни) ЭУ может учить решать и такие задачи. Кстати, и в этом примере мы говорим о предъявлении наглядно-образной информации, вместо вербального (текстового) описания. III. Необъятные возможности предоставляют ЭУ в преподавании иностранных языков. Не будем затрагивать подстрочный перевод или мгновенную проверку правописания (эффективную и для родного языка). Есть широко известная программа "Профессор Хиггинс" [7], с помощью которой можно изучать курс фонетики английского языка. В программе есть привычное описание того, как следует произносить определенные звуки (так же, как и в ОУ), но кроме того, есть анимированное движение губ и языка, необходимое для правильного произношения. ОУ может дать только несколько последовательных иллюстраций. Но и это не все.
Значительно важнее следующий уровень. "Профессор Хиггинс" вместе с анимацией одновременно предъявляет эталонное звучание изучаемых звуков (от носителя языка), а потом предоставляет возможность записать свое собственное произношение тех же самых звуков и прослушать их. Ранее такие действия можно было выполнять только в лингафонном кабинете, но и то с большими неудобствами (отмотать ленту, включить воспроизведение, записать свое произношение в строго регламентированное место на магнитной ленте, поставить на воспроизведение запись своего голоса и т.д. - весьма неудобный процесс). Кроме того, программа "Профессор Хиггинс" предоставляет совершенно новую возможность: от субъективного сравнения своего и эталонного произношения она переходит к объективному, переводя произносимые звуки в графическую форму и предоставляя сравнение с эталоном, но уже в графической форме. Таким образом, электронный учебник должен, сохраняя все возможности обычных учебников, обладать принципиально новыми, по сравнению с ними, качествами, включающими элементы гипермедиа и виртуальной реальности, обеспечивающими высокий уровень наглядности, иллюстративности и высокой степени интерактивности, обеспечивать новые формы структурированного представления больших объемов информации и знаний, возможности эффективного поиска требуемой информации (в том числе используя "дерево знаний", индексы, различные способы навигации и т.д.). Как разрабатывать эу? Теперь мы подходим к самому основному вопросу. А как все это воплотить в жизнь (сохраняя положительные стороны ОУ, включить принципиально новые черты, обеспечить новые формы структурированного представления больших объемов информации и знаний и т.д.)? В изданиях конференции "ИТО", конференции "Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании" есть ряд интересных работ, в которых подробно рассматриваются отдельные стороны разработки ЭУ [см., например, 8, 9].
Большинство пишут об этом в повелительно-рекомендательном стиле, правильно утверждая, что должно быть сделано, но не дают конкретных рекомендаций, как достичь указанных целей, а тем более примеров. Возможно, проблема связана с отсутствием специализированного языка представления информации и знаний в мультимедийном виде. Чему-то подобному, по всей видимости, учат сценаристов и режиссеров в Институте кинематографии (в том числе и основам экранной культуры). В сфере образования подобное направление (по моей информации) не разработано даже на уровне предпроектных работ, хотя задача создания ЭУ для сферы образования уже внесена в государственные планы. Автор будет неоригинален. Он тоже не знает, как это сделать в полной мере, хотя вместе с коллективом сотрудников ИПИ РАН участвовал в разработке CD-ROM учебного назначения "История Древнего мира. Загадки сфинкса" [10] и обладает большим опытом экспертизы продуктов мультимедиа. Разработчикам ЭУ в качестве одного из возможных вариантов можно предложить метод по проектированию информационной деятельности (частично помогающий решить указанную проблему), в том числе и по разработке программного обеспечения учебного назначения. Этот метод предложен Федосеевым А.А. и опубликован в учебном пособии "Информационные технологии" [11]. Смысл его в том, что разработчикам необходимо ответить на ряд вопросов, касающихся возможных реализаций ЭУ (в данном случае под проектированием информационной деятельности подразумевается создание ЭУ). В частности, желательно ответить и на вопрос, а нужно ли вообще использовать компьютер и создавать данный ЭУ, может быть, лучше обойтись хорошо известным ОУ? Очень много полезного для разработки ЭУ можно почерпнуть в [12]. В.Д.Паронджанов в этой книге вводит понятие диосцены - двумерной информационной оптической сцены. Диосцена должна отражать не только сущность, но и структуру проблемной ситуации, облегчать мышление, придавать ему большую точность и силу. Диосцену желательно разбивать на зоны, имеющие зрительно смысловое значение, назначение зон желательно разъяснить с помощью надписей. То есть, необходимо сделать все возможное, чтобы в ЭУ текстовая парадигма уступила место визуальной парадигме.
Проект "мультимедиа в образовании" Представляется, что как пользователям, так и разработчикам будет полезно ознакомиться с материалами проекта Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании "Мультимедиа в образовании". Разработчики проекта д-р Бент Андресен (Дания) и Катя Ван Ден Бринк (Германия) сумели подготовить учебный курс, в котором рассматриваются вопросы использования и создания мультимедийных программных средств, применяемых в образовании. С моей точки зрения, в материалах проекта сделан очень важный шаг к пониманию проблемы, основное внимание в курсе уделяется сценариям использования мультимедийных средств в учебном процессе. Конечно, мнение автора пристрастно, поскольку он был координатором этого проекта и участвовал в его создании в качестве эксперта, но, пожалуй, впервые так детально прописаны достоинства и недостатки мультимедиа, большое внимание уделено методическим составляющим. Курс прошел практическую апробацию на Кипре и получил высокие оценки участников. По результатам обучения можно констатировать, что курс практически знакомит обучаемых с основами информационной культуры. Заключение Таким образом, нам действительно предстоит сделать весьма важный шаг: провести массовую разработку ЭУ для различных предметов. При этом хотелось бы напомнить, что даже успешное создание ЭУ по многим предметам не способно само по себе кардинальным образом улучшить качество образования. Очень многое зависит от наличия соответствующей инфраструктуры, а еще больше - от качества подготовки и переподготовки преподавателей, их возможности успешно использовать разработанные средства. Список литературы С.А. Христочевский. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. Информатика и образование, 2000, 2, стр. 70-77. Л.Х. Зайнутдинова. Создание и применение электронных учебников. Астрахань, ООО "ЦНТЭП", 1999, с. 364. С.А. Христочевский. Информатизация образования. Почему так медленно? Информатика и образование, 1997, 3. С.А. Христочевский. Мультимедиа в образовании. Проблемы разработки и использования. Системы и средства информатики. Вып.8. М.: Наука. Физматлит, 1996, стр.166-176.
Б.Е. Алгинин, Б.Г. Киселев и др. Концепция информатизации образования. Информатика и образование, 1990, 1. С.А. Христочевский. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий. Системы и средства информатики. Вып.9. М.: Наука. Физматлит, 1999. "Профессор Хиггинс". CD-ROM, 2000. Д.А. Власов, Л.С. Кузина, В.М. Монахов и др. "Технологические процедуры создания электронного учебника". 2-я всероссийская конференция "Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании". М: "МЭСИ", 2001, с.118. А.А. Гречихин, Ю.Г. Древс. Вузовская учебная книга. Типология, стандартизация, компьютеризация: Учеб.-метод. Пособие в помощь авт. и ред. М.: Логос. Московский государственный университет печати, 2000, с.255. С.А. Христочевский. Особенности электронных учебников на примере компьютерного задачника по истории Древнего мира. X конференция-выставка "Информационные технологии в образовании". - Сборник трудов. Часть IV. М.: МИФИ, 2000, с. 40. С.А. Христочевский, В.В. Вихрев, А.А. Федосеев, Е.Н. Филинов. "Информационные технологии". Учебное пособие. М.: "АРКТИ", 2001, с. 200. В.Д. Паронджанов. Как улучшить работу ума. М.: "Радио и связь", 1998. с. 352.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|