Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции соотношения социального и биологического в человеке.

ПЛАН

 

1. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.

1.1. Концепции соотношения социального и био­логического в человеке.

1.2. Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе эволюции.

1.3. Функции сервисной деятельности в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биоло­гическими особенностями человека.

2. Список используемой литературы.


Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.

 

Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный ин­дивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движе­ния материи), он имеет биологические и социальные потребности.

Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала от­ветить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке соци­альное и биологическое начала? Является ли он социальным, биоло­гическим или неким двойственным, социально-биологическим су­ществом? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы изложим здесь точку зрения ряда философов и биологов, осно­ванную на диалектической концепции развития, концепции соотно­шения основных форм (ступеней развития) материи и на исследова­ниях в области биологии и медицины.

 

Концепции соотношения социального и биологического в человеке.

 

В философии, социологии, психологии и других науках об обще­стве сложились четыре концепции соотношения социального и био­логического в человеке (обществе):

1) человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;

2) человек — чисто социальное существо;

3) человек имеет двойственную социально-биологическую приро­ду, является биосоциальным существом;

4) человек имеет целостную социальную природу, которая в сня­том, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче­ской, химической и биологической форм материи.

Рассмотрим эти концепции подробнее.

1.  Понимание человека как биологического, природного сущест ва преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Геге­ля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолют­ной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естествен­ного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребно­сти, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетво­ряются в особых, социально обусловленных формах.

2.  Определение человека как чисто социального существа нико­гда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и со­циальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию вы­сказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологическо­го аспекта природы человека и общества.

3. Представление о человеке как биосоциальном, или социально-биологическом существе широко распространено в российской нау­ке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек понимается как единство биологи­ческого, психического и социального. «Человек, — пишет автор од­ного из лучших учебников философии, — представляет собой це­лостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного». Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологиче­ские, и социальные законы. (Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выгля­дит как странное нарушение законов логики: психика, сознание яв­ляются социальными явлениями, следовательно, социальная состав­ляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формирова­нии и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учиты­вать и социальные факторы, И чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экс­курсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагруз­ки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультатив­ных и образовательных услуг необходим учет биологических меха­низмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информа­ции, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие ин­формации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что мно­гие из этих потребностей — насущные), поведение человека опреде­ляется не только чисто социальными факторами.

Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого перечисления — в обществе есть и биологическое, и со­циальное — то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим зако­нам, но и законам физики и химии.

4. Соотношение социального и биологического в человеке и об­ществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассмат­ривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со­храняются свойства и закономерности биологической формы мате­рии. На этой концепции необходимо остановиться подробнее.

Соотношение биологического и социального в человеке подчиня­ется следующим закономерностям:

во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло­гии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невоз­можно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе обще­ственных явлений, возникающей в результате исторической эволю­ции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;

во-вторых,с появлением социальных качеств человек не пере­стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно­сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни­чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на­пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительно­стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи­вать информацию, на скорость осуществления любого вида дея тельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер­ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре­мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша­ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера­зумными и на них накладываются общественные (т. е. социаль­ные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к ус­лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству­ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;

в-третьих,социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга­низма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допус­кают законы биологии). Так, переход к прямохождению, измене­ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче­ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пи­ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя­ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

 

1.2. Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе эволюции.

 

Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и дости­гают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле гово­рят, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология человека — самая развитая и совершенная биология. Это выражает­ся в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к за­нятию любой экологической ниши, любой среды обитания — вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наи­большей в животном мире физической активностью. Существуют подсчеты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищни­ки. Социальная активность приводит к повышению биологической активности организма (человек двигается больше, чем животные). Прав был Гегель: «…Практическая культура и состоит именно в при­вычке и потребности в занятии».

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человеческого организма. С момента воз­никновения человека современного, кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей изменились очень ма­ло. Однако в процессе образования и воспитания на основе одного и того же биологического организма можно создать разные типы лично­сти. При этом в разные исторические эпохи оказываются востребова­ны совершенно различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров — интеллектуальные, творческие спо­собности. (Один из наиболее выдающихся людей современности, ос­нователь компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому по­воду, что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в жизни заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей ка­кой-нибудь Зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное начало человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определя­ет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека целостна, социальна, а социальная форма материи в диа­лектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биоло­гическую, химическую и физическую основы.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наи­более точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.

Концепция двойственной, социально-биологической природы че­ловека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Говорят, например, что человек все больше и больше «очеловечивается», культура вы­тесняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе обществен­ного развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологиче­ской основы человеческого организма уменьшается и сужается. Че­ловек становится все «более социальным» и все «менее биологиче­ским» существом.

Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить че­ловека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считает­ся, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потреб­ность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в фи­зических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхо­да ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школь­ников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют мно­жество экономических и политических причин, однако логично по­ставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятель­ность общества основывается на неправильном, упрощенном пони­мании взаимодействия социального и биологического?

С точки зрения концепции целостной, интегральной природы че­ловека, биологическое — основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вме­сте с укреплением собственно социального. Социальное не «вытес­няет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом.

Укрепление, а не ослабление биологических основ общества — необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.

Эта недостаточно понятая совре­менным обществом закономерность достоверно подтверждается рядом исследований, проведенных в тече­ние последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школь­ников по всей Российской Федера­ции явно связано с недостатком фи­зической активности. Согласно ис­следованиям, проведенным еще в 70-80-е гг. XX в. в нескольких рес­публиках СССР, школьники и сту­денты тратят на занятия спортом в среднем 4 часа в неделю. Между тем обоснованный медиками минимум, необходимый для поддержания нор­мального состояния здоровья, — 12 часов для школьников и 10 часов для студентов. «Обобщая данные исследований, проведенных на Украине, а также в других республи­ках, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную нор­му двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников»: С происходящим в современном обществе увеличе­нием психических нагрузок физические нагрузки должны не осла­бевать, а, наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравно­весить нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получающим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Харак­терно, что наиболее высокий процент людей, во взрослом возрасте занимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследова­нии был; обнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, т. е.. у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной дея­тельностью. Усиленные физические нагрузки им только помогают.

Еще одна важная черта биологии человека — ее универсальность. Она проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение мо­нотонных, однообразных физических движений несовместимо с био­логией человека и уродует его организм. Так, у работников однооб разного и напряженного конвейерного производства намного чаще чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и психическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимаются попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейерным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видом спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положи тельных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек выступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от организма животного, не терпит узкой специализации в физических нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компенсация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если общество не создает условий для такой деятельности, закономерно входят в моду другие, разрушительные для организма виды компенсации мы­шечного и нервного напряжения — с помощью асоциального (преступного) поведения, алкоголя и наркотиков.

Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общества, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах человеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверия,: кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть основания говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в котором находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека постепенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействием изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, совершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно воз­никновение компьютерного труда, повлекло за собой качественное изменение физических нагрузок на организм. Однако биологические приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем развивается современная техника и меняется образ жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биоло­гическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и но­вой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких рассогласований — освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозмож­но носить в руках, обтачивать напильником и т. п. — это несовмести­мо с жизнью.

Сложное, не до конца изученное разрушающее воздействие на ор­ганизм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизво­дящая аппаратура, новые, синтезированные человеком химические вещества, навязанный современным обществом режим работы и от­дыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это про­тиворечие не может разрешиться само собой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...