Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы семинарских занятий.




Тема 1. Общая характеристика средневековой русской культуры.

Вопросы.

1. Теоретические проблемы средневековой русской культуры:

а) её периодизация

б) её типология

в) её основные черты

2. Проблема влияний на культуру средневековой Руси:

а) скандинавского;

б) византийского

в) татаро-монгольского

г) западноевропейского.

 

Литература.

Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. Учебное пособие. М., 2001.

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-ХVII вв. М., 1990.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.

История и культурология / Под ред. Н.В.Шишовой. Изд.2-е. М., 2000. Гл.8.

История России с древнейших времён до конца ХVII века / Под ред. Л.В.Милова. М., 2007. Гл.10.

Кондаков И.В. Культурология. История культуры России. Учебное пособие. М., 2003.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времён до 1618 г. Кн.1. М., 2004.

Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры. Пособие для учителя. М., 1984.

Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси. Исследования и заметки. М., 1984.

 

* * *

Аверинцев С.С. Византия и Русь: Два типа духовности // Новый мир, 1988. № 9.

Вернадский Г.В. Монголы и Русь (любое изд.).

Византия и Русь. М., 1989.

Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация // Отечественная история. 1992. № 4.

Ионов И.Н. Российская цивилизация IХ – начало ХХ в. Учебная книга. М., 1995.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времён до 1618 г. Кн.1. М., 2004. Гл.7-8.

Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций. Учебное пособие. М., 2005.

Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978.

Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль Х-ХVII вв.: Основные идеи и тенденции развития М., 1999.

Полюса евразийства // Новый мир. 1991. № 1.

Экономцев Иоанн, игумен. Православие, Византия, Россия. М., 1992.

 

Методические рекомендации.

Периодизацию русской средневековой культуры советуем студентам соотнести с известными им основными историческими этапами: 1 – древнерусский период (1Х-ХII вв.), 2 – феодальная раздробленность (ХIII-ХV вв.) 3 – Московская Русь (ХVI-ХVII в.). Сущностные черты русской культуры в средне­вековую эпоху в значительной степени были обусловлены христианским мировоззрением и огромным историко-культурным значением христианской религии и церкви. Именно принятие христианства и последовавшее затем разви­тие письменности можно считать важнейшими факторами дальнейшего культурного развития Руси, способствовавшими консолидации древне­русской государственности и народности, закреплению преемственно­сти ее социально-правовой практики, подключению к мировой культу­ре того времени. Выстроенные в последнем вопросе факторы воздействия на русскую культуру также можно соотнести с общеисторическими периодами: скандинавский – для древнерусского времени, для него же (а ещё и для ХV-ХVI в.) – византийский, для ХШ-ХV вв. – татаро-монгольский, для ХVII в. и последующих столетий – западноевропейский. Студентам предлагается вспомнить, почему именно указанные столетия и в каких по преимуществу областях социокультурного развития наибольшим образом сказалось влияние указанных факторов. Предложенные вопросы являются частью более крупной проблемы степени самостоятельности, оригинальности либо «рецептирующего», воспринимающего характера русской культуры. Здесь студентам можно задуматься и ещё над одним аспектом, важным как раз для России, – о роли государства в ней как субъекта культурного прогресса.

 

 

Тема 2. Литература и общественная мысль древней Руси (Х-ХП вв.).

Вопросы.

1. Проблема взаимодействия языческого и христианского начала, устной и письменной культуры.

2. Идейное наследие древней Руси:

а) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона

б) «Поучение» Владимира Мономаха

3. Слово о полку Игореве:

а) история открытия и изучения

б) художественность и социально-политические идеи памятника

в) «Слово» как фактор развития отечественной культуры ХVIII-ХХ в. (образы и мотивы слова в литературных переводах, переложениях, живописи, операх, театральных постановках и пр.).

Источники и литература.

Источники

Златоструй. Древняя Русь X-XШ веков / Под ред. А.Г.Кузьмина. М„ 1990.

Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X1-начало XII в. М., 1980.

Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980

Памятники литературы Древней Руси. XIII в. М., 1981.

Сказания о начале славянской письменности / Сост. Б.Н.Флоря. М., 1981.

Слово о полку Игореве (любые издания, литературные переложения или переводы).

Художественная проза Киевской Руси XI-XШ вв. М.-Л., 1957.

 

Литература

 

Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль древней Руси. М.,1960.

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-ХVII вв. М., 1990.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Мифы народов мира. М., 1982. Т.2. С.450-456.

Лихачёв Д.С. Слово и полку Игореве и культура его времени. Л., 1978.

Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры. IХ-ХVII вв. Пособие для учителя. М., 1984.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1985.

«Слово о полку Игореве» и его время / Отв. ред. Б.А.Рыбаков. М., 1985.

Тихомиров М.Н. Русская культура Х-ХVIII вв. М., 1968.

 

* * *

Введение христианства на Руси. М., 1987.

История культуры древней Руси. Т.1-2. М.-Л., 1951.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времён до 1618 г. Кн.1. М., 2004. Гл.7-8.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994 9или изд.1996 г.).

Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль Х-ХVII вв.: Основные идеи и тенденции развития М., 1999.

 

Методические рекомендации.

 

Вопрос о соотношении и взаимодействии языческого и христианского начала в культуре древней Руси рекомендуем студентам готовить на основе учебного пособия Громова и Козлова «Русская философская мысль» (М., 1990. С.42, 49-52 и др.). Введение христианства не могло изменить основ народного понимания природы, тем более что в первом сильнее была развита социальная сторона – идея равенства всех людей перед Всевышним. Именно языческие верования наложили значительный отпечаток на форму раннего русского и последующего христианства в России. В Древней Руси оно было весьма неоднородно и имело разные истоки своего формирования. Советуем студентам обратить внимание на историко-культурное значение Кирилло-Мефодиевской культурной традиции 1Х-Х вв., учитывавшего своеобразие славянского мировоззрения и совмещавшего в себе черты различных христианских учений. В этой традиции сильны были принципы равенства всех народов в приобщении к Библии - великому историко-культурному памятнику, единства церквей, веротерпимости к язычеству. Вот почему в Илларионовском Слове о законе и благодати правители языческой эпохи (кн.Игорь Старый и Святослав) ничуть не противопоставляются князьям Владимиру и Ярославу. В отношении догматики в Кирилло-Мефодиевской традиции был важен арианский компонент, идея подобно сущности (а не едино сущности) Богочеловека-Христа Богоотцу. Именно арианский символ веры был закреплен в Речи философа, включенной в Повесть временных лет. Скорее всего, глаголическое письмо придунайских русов-ариан видел Кирилл во время своей поездки в Корсунь в 860-861 гг.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...