Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документы в торговых операциях.

Документы в торговых операциях

Введение.

Цель данной курсовой работы - показать роль документов и торговых отношений и результат, необходимость их взаимодействия.

Давным-давно, во время значительного развития письменности впервые было упомянуто слово “Документ”. Протекало время и с развитием человеческой мысли документ стал использоваться в различных сферах деятельности людей. В том числе и в сфере торговых отношений.

Появление разделения труда в первобытнообщинном обществе привело к появлению таких элементов как “товар, деньги, рынок”, их связующим звеном стали торговые отношения. С развитием и усложнением этих отношений человек не мог запоминать разнообразную многофункциональную информацию. Они стали записывать информацию на различных предметах. С этого момента можно с уверенностью сказать, что документы стали использоваться в торговых отношениях. На протяжении многих веков слаживались законы торговых взаимоотношений и вместе с этим соответственно совершенствовалось и усложнялось ведение документов.

Если раньше информацию записывали на различных предметах, то потом, да и в наше время основным носителем информации стала бумага. Но человек так устроен, что всегда старается упростить, облегчить свой труд. Поэтому на смену бумаге внедряются более совершенные магнитные носители. На них информация компактно и удобно помещается на маленькой площади, что значительно облегчает ее хранение.

С увеличением роли международных отношений Запад все больше входит в нашу жизнь. Появляются различные информационно-торговые компьютерные (отношения) разработки, адаптированные к нашим условиям. Теперь вместо 10 человек для обработки документального потока необходимо всего 2-3 человека, владеющих навыками работы на компьютере. Сегодня при совершении большой и значительной торговой операции практически невозможно обойтись без применения информационно-технических разработок. Существуют компании, которые специализируются только на разработке “торговых компьютерных систем” и их адаптацией к современным рыночным условиям. Предназначены они, в основном, для облегчения работы экономистов, бухгалтеров, менеджеров и других специалистов в области торговых взаимоотношений.

В основном документы в торговых операциях выполняют функцию учета. Используются все виды учета. Оперативный учет - для использования внутри экономического субъекта. Данные статистического учета - для прогнозирования развития торговых отношений. Бухгалтерский учет - для контроля.

Документ

Определение документа может быть дано через специфику его понимания на разных этапах исторического развития. Понятие “документ” теснейшим образом связано с информацией, поскольку документ является ее основным носителем. “Информация” в переводе означает: новости, сведения, данные. Понятие информации, применяемое в социально-гуманитарных науках, может быть истолковано как некоторая совокупность сведений, определяющих меру наших знаний о тех или иных событиях, явлениях, фактах и их взаимосвязи.

В технических и естественных науках, развивающих особую теорию информации, существует иное, специфическое представление об информации, которое, в частности, легло в основу современной кибернетики.

Множественность значений о понятии информации, существующих в современной науке, вовсе не снимает того очевидного факта, что информация есть важнейший аспект отражения материального мира, в том числе социального отражения.

Обмен информацией является необходимым условием жизни человеческого общества. Информация всегда помогала правильно отражать происходящие события и взаимодействовать на них. Но лишь с появлением начертательного способа фиксации информации - “письма” - можно говорить о документе.

Документы появились как дополнительные средства общения людей. Они были вызваны к жизни прежде всего необходимостью запечатлеть, закрепить, передать то или иное сообщение. Носители, материальные предметы, на которых фиксируется информация, выполняли в древние времена, главным образом, функцию свидетельства. Поэтому латинское слово “documentum” означает “доказательство”.

В русском языке термин “документ” возник в XVIII в. Царь Руси Петр I перевел его как “письменное свидетельство”. Следовательно, документу присваивалось прежде всего правовое значение. Понятие документа как письменного источника, имеющего юридическую силу, сохранилось и в XX в. К примеру, в энциклопедическом словаре у Павленкова документом считается: 1. Всякая бумага, составленная порядком и могущая служить доказательством прав на что-нибудь; 2. Вообще всякое письменное доказательство.

Но уже в нормативных актах дореволюционной России XIX в. - начала XX в. по организации управления и делопроизводства термин “документ” почти не употребляется.

В практической деятельности учреждений понятие документа также отождествляется с понятием “деловая бумага”, “акт”, “дело”. Законы и документальные материалы учреждений дают возможность определить, какой смысл вкладывается в каждое из этих понятий.

Если в XVII в. в определение документа входило прежде всего его правовое значение, то в XIX в. выделяется новый аспект - значение документа в управлении. Документом считается информация, зафиксированная по форме и предназначенная для осуществления процесса управления.

В советское время термин “документ” как синоним слова “деловая бумага”, употреблялся в некоторых законодательных актах, повторяла его и литература 20-30-х годов. Постепенно термин “деловая бумага” был заменен на “служебный документ”.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в определения документа можно выделить в соответствии с тем периодом времени существовали три аспекта - правовой, управленческий, исторический. Но так как документ является объектом исследования многих научных дисциплин, в определении его обычно преобладает какой-то один аспект, хотя информационная природа его очевидна, само понятие “документ” определяется различным способом, так как за основу берут разные критерии - цель создания, форму, способ воспроизведения информации и т. д.

Документ - любой материальный носитель с закрепленной на ней информацией на любом языке и любым способом для последующего обращения в информационных системах.

В правовой науке документ изучается как средство документирования и документных правоотношений.

По государственному стандарту, документ - это средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной деятельности и мысленной деятельности человека. Отсюда я могу понять для себя, что документ - прежде всего сознательная деятельность человека. Закрепленная информация, выполненная при прямом участии человека, когда он создает документ, или при косвенном участии, когда информация, закрепляемая техническими средствами, созданными человеком. А также сознательное закрепление информации не может быть выражено без слов или каких-либо знаков или символов, поскольку она является мысленным отображением действительности. Поэтому основное смысловое значение документа обобщается в определении его как средство закрепления информации. Существенно и то обстоятельство, что информация о фактах, событиях является объективной действительностью и мысленная деятельность человека может быть закреплена различным способом - письмом, графикой, фотографией, звукозаписью, видеозаписью и др. И особенно отменную, немаловажную роль играет, на каком материале документ создается - папирус, пергамент, бумага, фотопленка, видеокассета, дискета и т. д.

Так как я вплотную коснулся понятия “документ”, то будет упущением, если я не опишу, какие функции выполняет документ.

Документ обладает определенными функциями. Это есть его целевое назначение, органически присущее только ему, независимо от того, осознана или не осознана она автором. Иными словами, фиксируя в документе информацию, его автор далеко не всегда программирует какую-либо функцию.

При изучении этих функций появляется возможность:

Уяснить подлинную цель создания документа и заключающейся в нем информации;

Правильно понять роль документа в данной социальной структуре, в данной системе экономических и социально-политических связей;

Провести более четкую научную классификацию документа;

Сформулировать определенные требования к их организации, содержанию и форме и к технологии обработки;

подвести теоретическую базу под рационализацию документооборота и отчасти управления.

Нет документов, несущих только одну функцию. Критерием классификации функций является специфика содержания документа, которая, в свою очередь, определяется потребностью в реализации той или иной общественной функции.

Можно выделить следующие функции документа: информационную, социальную, коммуникативную, культурную, управленческую, правовую, учета, исторического источника.

Немного более подробно об этих функциях.

Преднамеренная фиксация информации с целью ее сохранения и передачи и определения содержания информационной функции. Особенность ее в том, что она присуща всем без исключения документам, ибо необходимость фиксирования информации - причина появления любого из них.

Все остальные функции документа в принципе можно назвать как различные аспекты, составные части, модификации именно этой основополагающей функции, поскольку они базируются на разных модификациях или интерпретация содержащейся в документе информации.

Важной информацией, которую содержит документ, является социальная - это информация о процессах, происходящих в обществе. Она состоит в закреплении, сохранении и передаче именно социальной информации. Может содержаться в готовом виде, не требующем расшифровки, так и в форме, которая позволяет извлечь ее в результате анализа, с помощью применения специальных методов и приемов исследования.

Можно сказать, что социальная функция документа - это в той или иной степени отражение в нем деятельности места и роли данного человека в данном обществе.

Тесно связана с информацией коммуникативная функция документа. В какой-то степени ее можно рассматривать как частный случай информации, но она выделяется в отдельную функцию потому, что у нее есть своя, ярко выраженная специфика, а именно передача информации во времени и пространстве. По содержанию она есть функция организации и поддержки информационной связи между членами общества и между разными частями общественной м государственной организации.

Одна из важных функций документа - культурная. В данной функции он выступает в роли средства закрепления и передачи культурных традиций. Культурная функция наиболее эффективно выполняет комплекс документов.

В управленческой функции документ выступает как средство управленческой деятельности. Эту функцию выполняют документы, созданные для целей управления и в процессе реализации управления, как бы наиболее больший массив документации. Управление может быть эффективно лишь при наличии новой, актуальной в том числе опережающей информации, которая позволяет принимать своевременные и правильные решения. Поэтому основное свойство документов, обладающих управленческой функцией, - их оперативный характер. Особенно это сказывается в критических ситуациях.

Документы, обладающие управленческой функцией, содержат необходимое количество информации. Поэтому их роль очень велика в информационном обеспечении управления.

Правовая функция - функция фиксации, закрепления и изменения правовых норм и правоотношений. Существует два вида категорий документов, наделенных правовой функцией:

Изначально обладающих ею;

Приобретающие их на время.

К первой категории относятся документы устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а также другие документы, влекущие за собой юридические последствия.

Ко второй категории относятся все документы, которые могут быть использованы как доказательство в суде, арбитраже и органах управления.

По моим представлениям, любой документ может выступать в качестве доказательства и соответственно быть наделенным правовой функцией.

Функция учета ближе всего стоит к социальной, но если социальная функция закрепляет какую-то качественную определенность, то функция учета дает количественную характеристику информации. Она есть функция регистрации и группировки в формализованном цифровом выражении информации, связанной с хозяйственными, демографическими и иными социальными процессами с целью их анализа, контроля и оптимизации.

Еще в древности документы в ответ на (приобретение) потребность в учете земли, урожая, скота, населения, долгов и т. д. Со временем роль учета возросла, в первую очередь учета и контроля за производством и распределением.

А вот роль как исторического источника документа, нет необходимости объяснять само слово “история” (говорит) дает понять.

Также хотелось отметить о реквизитах документа. Любой документ состоит из ряда составляющих его элементов, которые называют реквизитами. К ним относятся - наименование, автор, адресат, текст, дата, подпись и другие не менее значительные элементы. Разные документы состоят из разных реквизитов. Число их характеризующих документ определяется целевым назначением, требованием к содержанию и форме данного документа, способом документирования. Кроме реквизитов документ могут охарактеризовать следующие особенности, как оригинальность и подлинность или подложность, физическое состояние документа, формат бумаги, ее качество, цвет, способ изготовления и другие атрибуты документа.

Есть документы, для которых число реквизитов строго ограничено. Особенно это касается финансово-торговых операций и документов, характеризующих личность установленную законодательством.

Каждый документ имеет своего автора. Автором может выступать учреждение или юридические и физические лица и государство.

Торговые отношения

Подходя к вопросу о возникновении торговых отношений, наибольшее внимание следует такому элементу как “товар”.

Основой всех торговых отношений, можно сказать, был и является товар. Люди взаимодействовали друг с другом на рынке по поводу обмена товара, но еще и продажи также нельзя упускать и такой значительный элемент всех торговых взаимоотношений, как “выгода”.

Углубимся немного в историю, когда и на каком этапе произошли значительные сдвиги в развитии торговых отношений во времена перехода от рабского повиновения к самосознательному труду. Так, возникновение товара способствовало разделение труда. Люди стали заниматься в соответствии с интересами и способностями к той или иной профессии. В результате человек специализировался и производил строго определенный продукт труда. Но человеку необходимо удовлетворять свои потребности, примером может служить пирамида известного экономиста Маслоу. Также можно углубиться в маркетинг и подойти с точки зрения поиска путей удовлетворения потребностей людей.

Предположим такую ситуацию: гончару необходим хлеб, но пекарю не нужен хлеб, а нужны дрова, мастеру необходима посуда для хранения воды, дровосеку нужен новый топор. На рынке они смогут взаимовыгодно обменять товары при условии, что все предложенные товары одной стоимости, если же нет, то в оборот вступают “деньги” как эквивалент стоимости всех товаров. И все удовлетворяют свои потребности.

Именно в этот период возникновения рынка и возможности получить выгоду люди разделились на продавцов и покупателей. И взаимоотношения между ними именуются “торговыми операциями”.

Первые шаги развития торговых отношений проходили в ограниченном пространстве - община, село, город и далее все расширяясь, приобрело массовый государственный и международный характер. Как бы достигает своего предела.

Понятие торговля - это отрасль хозяйства, обеспечивающая обращение товара, их движение из сферы производства в сферу потребления.

Торговые взаимоотношения будут существовать до тех пор, пока человек не откажется от удовлетворения своих безграничных потребностей. А этого не произойдет никогда. Поэтому законы торговли будут и дальше совершенствоваться, приспосабливаясь к изменения, приносимых стремительным человеческим прогрессом.

Документы в торговых операциях.

Документы, используемые в разнообразных финансово-хозяйственных операциях. Начиная от приема товара из производства, расчетов и оплаты за него, и вплоть до поступления выручки от реализации.

Если в соответствии с изменениями в законодательстве исполнять требования к оформлению документов, можно и очень выгодно и полезно для репутации предприятия избежать разногласий с налоговыми органами при проведении документальных проверок.

Все торговые операции, осуществляемые предприятиями. Должны в обязательном порядке быть оформлены документально. Особенно внимание необходимо уделить юридическим документам. Так как без этого эти операции будут недействительны. Юридическими считаются документы, которые оформляются в соответствии с требованиями законодательных органов, с целью подтверждения прав и обязанностей или правовых фактов, которые влекут возникновение прав и обязанностей, имеющих юридическую силу и которые не требуют дальнейших пояснений и детализации.

Существующим законодательством предусмотрены специальные правовые нормы для оформления торговых документов, то есть, если их не придерживаться, документ не будет иметь юридическую силу. К ним можно отнести: содержание, форма. Порядок оформления и исполнения, также регламентируемые законодательством. Их целью составления заключается в подтверждении обязательств, имеющих правовое значение, а также доказательство совершения каких-либо юридических действий.

В зависимости от принадлежности документа к определенной области к их оформлению предъявляются различные требования, но все они должны иметь наименование. В наименовании фиксируется операция, закрепленная данным документом. К примеру можно привести - при оформлении юридических документов необходимо указать его наименование, полные названия адресатов сторон, их составляющих, время действия документа. Если не соблюдать эти нормы, то документ теряет адресность, также и ориентацию во времени. Например: “Расходный кассовый ордер” - под ним понимается расход наличных средств кассой предприятия. Но если в документе отсутствует наименование или оно нечетко, неясно и плохо читаемо, то такой документ не имеет юридической силы. Его попросту не сочтут за документ, олицетворяющий какое-либо действие, совершаемое изучаемым объектом.

Обычно документ имеет типовую форму и изготавливается в виде бланков, что упрощает их заполнение, как бы упрощая и облегчая труд работника. Если учет ведется на компьютере, то там просто нужно изменить данные, так как формуляр имеется в памяти компьютера. Но лишь когда используются специальные программы, которые предназначены для работы с торговыми документами т. е. наиболее используемых в торговых операциях. К ним можно отнести следующие программы: “1С-бухгалтерия”, “1С-торговля” и другие аналогичные программы.

Особенно учет на компьютере удобен при совершении ошибок в документах, которые легко исправляются без применения к документу каких-либо внешних изъянов. Но если заполнение документов ведется без компьютера, то исправление ошибок ведется следующим образом. Там исправление производится с использованием различных зачеркиваний и оговорок, нельзя удалять части текста. Ошибочная часть зачеркивается одной чертой, чтобы можно было прочесть ошибочно написанное и затем вписывается правильная запись обязательно с датой исправления и подписью должностного лица, произведшего исправление.

Обязательно, но в зависимости от исправления существует три вида оговорок:

“Исправленному (слово, цифра) верить”;

“Вписанному - верить”;

“Зачеркнутое не читать”.

А вот в кассовых и банковских документах никакие исправления, подчистки, помарки не приемлемы.

Текст должен быть достоверный, информативный, последовательно и грамотно изложен. В документе указываются измерители осуществляемой хозяйственной операции т. е. вес, габариты, денежные единицы и другие.

Основным реквизитом является подпись. Она-то и индивидуализирует документ, удостоверяет лицо, от которого он исходит. Право подписи документов на предприятиях принадлежит соответствующим должностным лицам. Исполнителем документа никак не может быть лицо его подписывающее. Особенно это касается кассовых документов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...