Тема 2. Профессиональный портрет социального педагога.
Тема 1. Этический характер профессиональной деятельности социального педагога. 1. Основные понятия этики социальной педагогики: этика, профессиональная этика. 2. Аксиология – теория ценности. Понятие ценности.Цели и базовые ценности в социально-педагогической деятельности. 3. Дайте характеристику основным принципам социально-педагогической деятельности. 4. Охарактеризуйте понятие «профессиональная компетентность».
Задания: «Напишите» свой портрет: Человек живет в мире вещей, явлений, предметов, отношений, поступков… Из всего этого многообразия в процессе жизнедеятельности он выделяет то, что имеет для него определенную ценность, смысл, что позволяет удовлетворить потребности и интересы, реализовать себя. По сути, все, что окружает человека, все, с чем он сталкивается, оценивается им с точки зрения «нужного - ненужного», «полезного - бесполезного». Другими словами, все соотносится с целями человека, с его устремлениями и желаниями. Что – то для человека очень важно, что – то важно, но в меньшей степени, а что – то неважно вовсе. В результате этих оценок возникает ориентация человека на те или иные ценности, а их совокупность образует систему ценностных ориентаций личности. Внимательно прочитайте перечень предложенных ценностей (список «А») и в графе «Место» проставьте цифры от 1 до 18 в порядке важности для Вас того, что перечислено. Затем то же самое проделайте со списком «Б», используя такую же ранговую шкалу – от 1 (самое важное) и до 18 (в наименьшей степени важное для Вас в этом списке ценностей).
С п и с о к «А» Ценности Место
1. Активная деятельная жизнь 2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)
3. Здоровье (физическое, психическое) 4. Интересная работа 5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного) 6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 7. Материально обеспеченная жизнь 8. Наличие хороших и верных друзей 9. Хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира 10. Общественное признание (уважение окружающих и т.п.) 11. Познание (возможность расширения своего образования) 12. Равенство (братство, равные возможности для всех) 13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках 14. Свобода как независимость в поступках и действиях 15. Счастливая семейная жизнь 16. Творчество (возможность творческой деятельности) 17. Уверенность в себе 18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий).
С п и с о к «Б»
Ценности Место
1. Аккуратность (чистоплотность, умение держать все в порядке) 2. Воспитанность (хорошие манеры, вежливость) 3. Высокие запросы (высокие притязания) 4. Жизнерадостность (чувство юмора) 5. Исполнительность (дисциплинированность) 6. Независимость (способность действовать самостоятельно) 7. Непримиримое отношение к недостаткам в себе и в других 8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 9. Ответственность 10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить) 11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов 13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 14. Терпимость к взглядам и мнениям других (толерантность) 15. Широта взглядов (уважение к мнению других) 16. Честность (правдивость, искренность) 17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 18. Чуткость (заботливость)
Вы можете «написать» свой ценностно – ориентационный портрет. Обратитесь к списку «А» и сделайте это по следующей схеме: «Главное в моей жизни – 1 и 2, если, конечно, будут 3 и 4. 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя оно и не самое главное. Что касается 8, 9 и 10, то это было бы очень желательно, однако это не всем удается. 11, 12, 13, 14, 15 и 16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен (а), так это в том, что люди, живущие ради 17 и 18, ничего не стоят. Делать из этого цель существования просто бессмысленно».
Подобный портрет создайте и с точки зрения ценностей – средств (список «Б»).
Литература: 1. Алмазов, Б. Н. Методика и технология работы социального педагога / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова. – М.: Академия, 2004. – 192 с. 2. Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н. Социальный педагог: введение в профессию: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия»,2006. 3. Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2010. 4. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2007. 5. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социального работника. –М, 1999.
Дополнительная литература: 1. Афанасьева А.И. В поисках моральных ориентиров // Социс. 2004. № 3. 2. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. № 7. 3. Вачков В.И. и др. Введение в профессию «психолог». М., 2002. 4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.-Воронеж, 2004. 5. Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы // Социс. 2004. № 5.
Тема 2. Профессиональный портрет социального педагога.
1. Назовите должностные обязанности социального педагога, содержащиеся в квалификационном справочнике. Раскройте их содержание. Понятие должностной инструкции социального педагога. 2. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального педагога. 3. Используя Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, перечислите требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной педагогики по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин направления (социальная педагогика). Интерпретируйте содержание этих требований. 4. Каковы наиболее важные личностные качества социального педагога? Дайте классификацию (сгруппируйте) этих качеств.
Литература: 1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности «Социальная педагогика». – Госкомвуз РФ, 1994, 2000, 2010. 2. Нагавкина, Л.С. Социальный педагог: введение в должность: сб. материалов / Л.С. Нагавкина. – СПб, 2002. 3. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / сост. Л. Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с. 4. Социальный педагог в школе / авт.-сост. И. Ю. Фоминичева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 254 с. 5. Шакурова, М. В.Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – М.: Академия, 2008. – 266 с. 6. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие / М. В. Шакурова. – М.: Академия, 2009. – 206 с.
Дополнительная литература: 1. Зайнышев И. Г., Злобин П. Е. Социологический портрет будущего специалиста социальной работы // Российский журнал социальной работы. – 1995. - №1. 2. Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника //Российский журнал социальной работы. – 1995. - №1 3. Топчий Л. В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе. – М: МГСУ, 1996. 4. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно – нравственный портрет социального работника. – М.: Союз, 1993. 5. Шевеленкова Т. Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа. – 1992. – Вып.2 6. Этика социальной работы: принципы и стандарты //Российский журнал социальной работы. – 1995. - №2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|