Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Структура изучения дисциплины




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

Факультет философии, истории, международных отношений и социальных технологий

Кафедра истории России

УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом Протокол № ____ от «____» ________________ 2011 г. УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ___________ О.Ю. Редькина «____» ________________ 2011 г.

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И БЫТА xix-хх ВВ.

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Основной образовательной программы по направлению подготовки 030600 История

 

Зачетных единиц

 

 

Составители рабочей программы:

к.и.н., доценты Арчебасова Н.А.

 

__________________________________________________________________

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «____»________2011 г. протокол № _____

 

 

И.о. зав. кафедрой О.В. Кузнецов

 

 

Волгоград 2011


Раздел 1. Пояснительная записка

Требования к студентам

Курс рассчитан на знание студентами материала курсов “Истории”, “Социологии”, “Философии”, “Истории мировой культуры”, “Истории материальной культуры”, «Культурологии”.

 

Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности

Курс построен на проблемно-хронологическом принципе изучения материала и формирует представление о специфике истории культуры и быта России. Она представляет собой образ жизни масс, носит коллективный характер и постоянно преобразуется в культуру повседневности, которая обладает своей национальной, социальной и исторической спецификой, нуждающейся в более детальном и глубоком изучении гражданами современного общества.

 

Цели изучения дисциплины

Целями изучения дисциплины являются создание объективного и целостного представления об истории русской культуры и быта в ХIX–XX вв., неразрывно связанной со всеми сферами жизни общества.

 

Учебные задачи дисциплины

· проанализировать общее и особенное в истории русского быта;

· сформировать уважение и интерес к ментальному нашей страны, выработать патриотическое мировоззрение студентов;

· научить оценивать достижения русской бытовой культуры на основе изучения источников;

· дать представление о типологических особенностях отечественной культуры повседневности;

· выявить специфику периодов истории культуры и быта Нового и Новейшего времени;

· раскрыть функции культуры повседневности в различных аспектах и приложениях в контексте истории национальной культуры в целом;

· раскрыть диалогические отношения культуры повседневности со специализированными разновидностями культуры;

· анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические аспекты, роль человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса;

· способствовать осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений культуры (архивы, музеи).

 

Студент должен обладать следующими компетенциями: способностью к междисциплинарному воздействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6); умением анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17); способностью к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-21); способностью к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) (ПК-23).

способностью к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации, учреждений историко-культурного туризма (ПК-24).

 

Студент должен знать:

· специфику междисциплинарного исследования;

· характеристику основных этапов истории культуры и быта России;

· правила разработки исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров и др.;

· способы осуществления историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи);

· направления изучения культуры повседневности в России и других странах.

 

Студент должен уметь:

· сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;

· анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей.

 

Формы работы студентов

Формами работы студентов являются лекции, практические занятия, выполнение модульных контрольных работ, изучение источников, самостоятельная работа, подготовка и защита проекта.

 

Виды контроля

Текущий: контроль работы на практических занятиях.

Промежуточный: контрольные работы по трем модулям.

Итоговый: защита проекта.

 

Методика формирования результирующей оценки

Учебным планом по данной дисциплине предусмотрена защита проекта. Максимальное количество баллов, которое может набрать студент, 100.

За выполнение заданий текущего и промежуточного контроля студент может набрать максимальное количество баллов:

За первый модуль10 баллов: за работу на практических занятиях – 5 баллов; за выполнение модульной контрольной работы – 5 баллов.

За второй модуль10 баллов: за работу на практических – 5 баллов; за выполнение модульной контрольной работы – 5 баллов.

За третий модуль30 баллов: за работу на практических – 10 баллов; за анализ источников – 10 баллов; за выполнение модульной контрольной работы – 10 баллов.

За защиту проекта – 50 баллов.


Раздел 2. Структура изучения дисциплины

 

 

Всего часов (общая трудоемкость в часах)  
в том числе  
Аудиторных занятий  
Лекций  
Семинарских/практических занятий  
Самостоятельных занятий  
Изучение основной и дополнительной литературы  
Написание курсовых работ, эссе, рефератов  
Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов  
Выполнение контрольных работ, тестов  
Подготовка к экзамену, экзамен проект

 


Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины

 

Тема Содержание Вид занятий Форма занятий Кол-во часов Форма контроля
ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР
Основные подходы к исследованию культуры и быта России Понятие о культуре повседневности и обыденной культуре. Российская специфика   Аудиторное Лекция     Первая модульная контрольная работа, выступления на практических занятиях, проект  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
Обзор источников, дающих сведения о культуре повседневности   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
Специфика истории культуры и быта России в Новое и Новейшее время   История культуры и быта России на рубеже XVIII-XIX вв.   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
История культуры и быта России XIX в.   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
История культуры и быта России XX в.   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
История культуры и быта России рубежа ХХ-ХХI вв.   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
Сюжетно-смысловые направления изучения культуры и быта России     Традиционность и повседневность. Сословия. Социальная стратификация. Горожане. Столица и провинции   Аудиторное   Лекция   Вторая модульная контрольная работа, выступления на практических занятиях, проект  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
Пространственно – временные характеристики повседневности. Жилище. Праздники   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
Религия и церковь, образование и наука в российской культурной истории   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
Особенности повседневного мышления и ментальности. Семья   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
Повседневность как мир поведения, овладения чувствами и аффектами   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
Досуг и развлечения. Костюм и мода   Аудиторное   Лекция   Третья модульная контрольная работа, выступления на практических занятиях, проект  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
Смех и ирония в культуре повседневности России   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
«Тюремная культура»   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
Маргинальные формы культуры   Аудиторное   Лекция  
Практическое занятие: исследование текста  
Самостоятельное Изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, изучение источников, подготовка проекта  
             

Раздел 4. КОНТРОЛЬНЫЕ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...