Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие государственной службы во времена Петра I




 

Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») - закон о порядке государственной службы в Российской империи, соответствие чинов по старшинству, очередность чинопроизводства 24 января 1722 утверждена императором Петром I, просуществовала с множественными изменениями практически до революции 1917 года.

Пётр I непосредственно участвовал в редактировании закона, в базу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Своими руками, исправив черновой план, Пётр I подписал его 1 февраля 1721 года, хотя повелел перед опубликованием внести его на обсуждение Сената. Помимо Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и старых российских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места повыше собственного ранга. Эти все замечания были оставлены без рассмотрения. К каждому классу приписывался чин, впрочем, само понятие «чин» не разъяснялось, вследствие чего одни историки его рассматривали дословно и просто в системе чинопроизводства, иные же - как какую-нибудь должность.

Петровская «Табель о рангах» содержала 262 должности, но понемногу должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века пропали вовсе. Наименования же ряда гражданских должностей трансформировались в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя.

Петровская «Табель», характеризуя место в иерархии государственной службы, отчасти давала возможность выдвинуться профессиональным людям из низших сословий. «Чтобы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и бездельникам получать», - гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новейших чинов по 14 классам либо рангам и из 19 пояснительных пунктов к данному расписанию. К любому классу порознь были приписаны опять введённые воинские чины (к тому же подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные.

Чины делились на:

·   обер-офицерские,

·   штаб-офицерские и генеральские;

·   чины высшего генералитета.

Был установлен чин реального тайного советника I класса. Данное предпочтение выразилось и в том, что, в случае если в армии наследственное дворянство получалось именно с чином 14 класса, то в статской службе - лишь с чином 8 класса, т.е. c достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г., чтобы достичь желаемого результата, требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника. В том же отношении показателен и сравнительно низкий ранг, который надеялся президенту «статской» коллегии, т.е., по европейским понятиям, министру. После чего министры имели чин не ниже действительного тайного советника.

При внедрении в действие табели о рангах старинные русские чины - бояре, окольничьи и т. п. - не были формально упразднены, хотя пожалование этими чинами прекратилось.

Издание табели оказало значительное воздействие и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала собственная выслуга; знатность рода утратила в этом отношении всякое значение. Военная служба была полностью изолирована от гражданской и придворной службы. Узаконено было приобретение лицом дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что воздействовало на проведение демократизации дворянского класса, на укрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые категории - дворянства наследственного и собственного.

При Петре I чин низшего 14 класса в военной службе выделял право на наследственное дворянство. Гражданская служба в чине до 8 класса выдавала лишь собственное дворянство, а право на наследственное дворянство начиналось с чина 8 класса.

Указ царя Александра II от 9 декабря 1856 года увеличил планку: «собственное дворянство начиналось по всем видам служб с 9 класса, а право на наследственное давал чин полковника в военной службе либо чин действительного статского советника по гражданской службе. Чины с 14 по 10 класс назывались теперь просто «почётными гражданами».

Последующее законодательство о чинопроизводстве немного уклонилось от первоначальной мысли Табели о рангах.

По идее чины значили сами должности, распределённые по 14 классам, но со временем чины получили самостоятельное значение почётных титулов, вне зависимости от должностей. Если взглянуть под другим углом, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; после этого были повышены чины, дававшие право наследственного дворянства.

Данные мероприятия имели целью ограничить демократизирующее влияние табели на состав дворянского сословия.

Определенные в царствование Петра I основы формирования профессиональной государственной службы, определения должностного и сословного положения чиновничества, требований к профессиональной подготовленности государственных служащих получили развитие в дальнейшее время.

Россия вступала в новое столетие, в котором реформы государственного агрегата потребовали последующего развития государственной службы. Российская государственная служба вступала в XIX столетие - в свой "золотой век".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...