Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 12. Классификация нетарифных методов регулирования ВЭД. Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования




Таблица 12

Классификация нетарифных методов регулирования ВЭД

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования

экономического характера административного характера технического характера
q антидемпинговые меры; q налоговые меры: налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.; q меры валютного и финансового характера. q запрещение импорта (эмбарго); q количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты; q лицензирование импорта; q добровольные ограничения экспорта. q национальные стандарты, системы сертификации продукции; q требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; q требования экологического характера; q требования к упаковке и маркировке товаров

 

Барьеры экономического характера представляют собой различного рода налоги и сборы. Устанавливаются они с целью противодействия недобросовестной конкуренции со стороны иностранных поставщиков (антидемпинговые и компенсационные сборы). Применение экономических барьеров в условиях членства страны в ВТО требует соблюдение национального режима, согласно которому товары, происходящие с территории какой-либо страны (члена ВТО) и ввозимые на территорию другой страны (члена ВТО), не должны облагаться, прямо или косвенно, внутренними налогами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения. [5]

Конкретным примером реализации данного принципа является распространение с 2014 года утилизационного сбора, применяемого в качестве платы за последующую переработку транспортных средств не только на импортеров автомобилей, но и на российских автопроизводителей. До этого с 2012 по 2014 г. его уплачивали только за ввозимые в РФ автомобили. Основанием для такого решения стало требование со стороны ВТО об отмене «российского налога на утилизацию».

Введение антидемпинговых мер странами-участниками ВТО должно соответствовать Соглашению по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг).

Административные нетарифные барьеры во внешней торговле включают в себя различного рода количественные ограничения (квоты, лицензирование импорта и др. ), а также установление прямого запрета на импорт (эмбарго).

Несмотря на то, что статьи XI и XII ГАТТ запрещают странам-членам ВТО напрямую использовать количественные ограничения импорта, во определенных случаях эти меры могут применяться, например, при возникновении у какой-либо страны проблем с платежным балансом, либо в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями (Соглашение по специальным защитным мерам, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашением по сельскому хозяйству и т. д. )

Технические барьеры определяют соответствие качества ввозимого товара требованиям различного рода стандартов, технических регламентов, норм и правил. Большое значение в современное время приобретает гармонизация стандартов, то есть приведение их содержания в соответствие с международными стандартами. Установление соответствия товаров требованиям стандартов осуществляется путем проведения процедуры сертификации (обязательной или добровольной). Обязательной сертификации в РФ подлежат товары, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 01. 12. 2009 N 982 [6], а также попадающие под действие одного или нескольких Технических регламентов  Таможенного Союза.

Введение технических барьеров странами-участниками ВТО должно осуществляться в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле, Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных норм и другими договоренностями и не противоречить принципам ГАТТ.

Таким образом, членство страны в ВТО накладывает ряд ограничений на применение мер нетарифного регулирования, а введение защитных мер не должно противоречить международным нормам.

 


[1] Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ " Об экспортном контроле" (ред. от 13. 07. 2015)

[2] Федеральный закон от 08. 12. 2003 N 164-ФЗ (ред. от 13. 07. 2015)" Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

[3] Закон РФ от 07. 07. 1993 N 5340-1 (ред. от 30. 12. 2015) " О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 09. 2016)

[4] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16. 07. 2012 N 54 (посл. ред. от 22. 02. 2019) " Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза"

 

[5] ст. III ГАТТ

[6] Постановление Правительства РФ от 01. 12. 2009 N 982 (ред. от 21. 02. 2018) " Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (с изм. и доп., вступ. в силу с 27. 06. 2018)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...