Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение ислама на территории России

Ислам: история появления, распространение его на территории России.

 

Основы религии ислам.

Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в большинстве. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки.

В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние на международную политику.

Ислам - самая «молодая», третья по времени возникновения - после буддизма (5 век до нашей эры) и христианства(1 век) - мировая религия. Ислам возник в начале 7 века на Аравийском полуострове (территория современной Саудовской Аравии) и получил большое распространение.

«Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») - предавший себя Аллаху. Более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

Ислам - это религия, имя которой определено Самим Аллахом и упомянуто в последнем Священном Писании, которое Он открыл человечеству. В этом последнем откровении - Коране - Аллах сказал:

«Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, и завершил Мою милость к вам, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (аль-Маида 5:3).

«Кто же ищет религии помимо Ислама, от того не будет принято» (Аль ‘Имран 3:85).

Ислам не новая религия, а новое выражение истинной религии Всемогущего Аллаха, которая первоначально была открыта Адаму, а затем и последующим пророкам.

С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления истинной веры (ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним посланником в среде пророков является Мухаммед, который и принес человечеству ислам в очищенном и первозданном виде.

Аллах - по-арабски Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, никто не обладает этими качествами. Согласно канонам ислама, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие - невозможным. Ему, по мнению мусульман, нет равных, и в этом выражается его единственность. Обычно, когда речь идет об исламе, для обозначения Бога применяется слово «Аллах».

Коран - священная книга ислама. Согласно учению ислама, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джибраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности.

Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий малозначимые отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.

Понятие «ислам» тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера» (иман). Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические основы религии.

В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман:

Вера в Аллаха - Творца всего сущего. Нет никакого Бога кроме Аллаха. Он является всемогущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. Бог един.

Вера в Ангелов. Ангелы - существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.

Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных Книг, кроме Корана, искажены.

Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммед.

Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).

Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть - в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с Его Знанием. Человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.

Ислам опирается на пять «столпов веры», указывающих на важнейшие обязанности мусульманина.

Шахада - соблюдение строжайшего единобожия.

Намаз - совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят).

Закят - материальное пожертвование. Размеры закята могут колебаться в зависимости от решения исламской общины и конкретной ситуации.

Саум - соблюдение поста в месяц Рамадан. В течение тридцати дней постящийся мусульманин с рассвета (за два часа до восхода солнца) до наступления темноты захода солнца) не имеет права ни пить, ни есть.

Хадж - совершение паломничества в Мекку. Хадж состоит в посещении Мекки, прежде всего Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммада в Медине, а также других священных мест и в выполнении различных обрядов.

 

Ислам учит тому, что все люди на земле равны. Пророк Мухаммед сказал: «Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и черным, и люди равны между собой как зубцы гребня». В Коране говорится: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга (творили друг другу добро). Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый».

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, имеются разные течения мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (а это суннизм и шиизм) фактически сводятся к вопросам правоприменения. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий: в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

 

Примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены других исламских сект.

История появления ислама.

 

Ислам возник в начале 7 века нашей эры на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя, возникновением классового общества и стремлением к созданию крупных и сильных государств.

Центром Аравии времени возникновения ислама была Мекка, лежавшая на древнем пути пряностей и благовоний из Южной Аравии и стран Индийского океана в Сирию. Населявшие полуостров арабы, несмотря на соседство множества христианских и еврейских общин, оставались в большинстве своем идолопоклонниками.

Наибольшее господство и влияние в это время достигло племя курейшитов, которое являлось хранителем святилища Кааба в городе Мекке, уже в то время крупнейшего торгового и культурного центра области Хиджаза. В храм Кааба, задолго до ислама, совершались многотысячные паломничества, целью которых было почитание черного камня метеоритного происхождения, вмонтированного в стену святилища. Размещенные в этом храме 300 изображений божеств различных арабских племен и родов, также способствовали приданию этому храму значения религиозного центра многих арабов, проживающих вокруг Мекки.

Племенного бога мекканских курейшитов – Аллаха (араб. «Аль - Илах») сторонники ислама и объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов.

Основателем ислама считается пророк Мухаммад (570 – 632) – реальная личность, потомки которого по генетической линии находятся у власти в ряде мусульманских стран (Саудовская Аравия, Сирия, Эмираты и другие).

Мухаммад родился в 570 г. в обедневшем клане Хашим могущественного мекканского племени курейш. Он рано остался сиротой, мать Амина умерла, когда Мухаммаду исполнилось пять лет, а отец Абдалла — когда мальчику не было и года, и будущий пророк воспитывался в семье родственников: сначала деда Абдалмутталиба, позже в семье дяди Абу Талиба.

Исламские предания гласят, что Мухаммад получил откровение когда, будучи в уединении, размышлял в пещере на горе Хира вблизи Мекки. Во сне ему явился архангел Джабраил (библейский Гавриил) и приказал читать:

«Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал».

Муххамад ответил, что не умеет читать, однако Джабраил настаивал, и Мухаммад начал читать, точнее повторять услышанные слова. После этого архангел ушел, но слова навсегда остались в сердце пророка. Когда Мухаммад вышел из пещеры, он услышал голос с неба:

Заповеди ангела Мухаммед записывал в виде стихов, которые вошли в древнейшую книгу, проповедующую ислам – Коран.

С 610 года начинаются открытые проповеди пророка Мухаммада, к этому времени мусульманская община состояла из 40 человек.

В проповедях Мухаммад призывает к новой вере — исламу, основанной на признании единого бога — Аллаха, говорит о необходимости создания большой общины верующих, о нравственности, о помощи бедным и т.д. Путь к спасению же, по словам Мухаммеда, лежал через беспрекословное подчинение воле Аллаха. Отсюда и пошло название новой веры – Ислам (в переводе с арабского означает «покорность», «подчинение»), а последователей веры стали называть мусульманами, т.е. «покорными».

При поддержке переселенцев из Мекки (мухаджаров) и своих помощников в Медине (ансаров) Мухаммад укрепил свои позиции на новом месте, порвал с еврейскими племенами, которые отказались признать его пророком, и начал предводительствовать в набегах на караваны курейшитов.

Прибегнув к искусной дипломатии в сочетании с жесткими экономическими мерами, он расколол оппозиционно настроенные группы в Мекке, и в 630 население города перешло на его сторону. Мекка становится центром ислама, а храм Кааба, после очищения от языческих идолов — местом паломничества мусульман.

После этого большинство других племен и общин Аравии вступили с ним в союз, и появилась возможность мирной пропаганды новой религии. Евреи и христиане, пользовавшиеся покровительством мусульман (зимми), обязаны были платить налог за свою защиту. Миссионерская деятельность Мухаммеда принесла свои плоды. Языческие культы постепенно отмирали, и духовная атмосфера на полуострове значительно улучшилась, а кровопролитные междоусобицы племен уступили место учению о том, что все мусульмане братья.

В 632 году пророк Мухаммад умирает, совершив «прощальное» паломничество в Мекку к Каабе.

К этому времени ислам уже представляет из себя развитую монотеистическую религию, а государство, исповедывающие ее, получает название Арабский Халифат, поскольку возглавили его халифы считавшиеся преемниками, заместителями Мухаммада, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти.

Особенности мусульманства, порожденные условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

Преемники Мухаммеда - халифы Абу-Бекр, Омар, Осман - завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под «зеленым знаменем пророка». В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства - от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже - к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.

 

Распространение ислама на территории России

 

Ислам в России является одной из основных религий. Его исповедует большинство населения на территории Поволжья и Приуралья, Северного Кавказа и ряда районов Сибири. Большие мусульманские общины находятся во многих областях европейской части России. Основная часть мусульманского населения России татары, второе место по численности занимают башкиры.

Начало распространения ислама на территории России относится к 7-10 векам. Присоединение Дербента к Арабскому Халифату в 642-643 гг. стало первым этапом распространения ислама на Северном Кавказе. К началу 8-го века власть Халифата окончательно утвердилась в Дербенте и его окрестностях, который превратился в крупный центр распространения ислама. Одними из первых ислам приняли лезгины, табасаранцы, цахуры.

 

Упрочение торговых и культурных контактов со странами Ближнего Востока во второй половине 10 века привело к началу нового этапа распространения ислама в Дагестане. В этот период добившиеся фактической самостоятельности местные правители начали помогать распространению ислама для усиления собственной власти. В 11-13 веках мусульманами стали агулы и лакцы, а в 14 -15 вв. - ногайцы, арчинцы, кумыки, аварцы и другие народности. Однако окончательное утверждение ислама в восточных областях Северного Кавказа произошло лишь к началу 15 века, когда ислам практически вытеснил другие религиозные верования.

На территорию Центрального и Северо-Западного Кавказа ислам начинает проникать примерно с 10-11 веков. Ещё ближе с исламом народы этого региона знакомятся во времена господства Золотой Орды, а после её падения мусульманскими проповедниками здесь становятся крымские татары, ногайцы и лишь изредка — турки. Кабардинцы сыграли большую роль в окончательном обращении в ислам части осетин, а также карачаевцев и балкарцев.

В Чечне и Ингушетии ислам распространился сравнительно поздно. В 15-16 вв. благодаря деятельности мусульманских купцов и ремесленников из Дагестана он проникает в чеченские селения. В 16 в. здесь сложилась местная письменность, основанная на арабской графике. К 19 веку практически полностью приняли ислам ингуши.

Начало распространения ислама в Поволжье связано с Хазарским каганатом (7 – 8 века), влияние которого в период его могущества распространялась на все Среднее и Нижнее Поволжье. Мусульманские проповедники и купцы стали прибывать в государство хазар из Дагестана уже в конце 7 века.

К первой половине 10 века ислам также получил распространение в Волжской Булгарии, располагавшейся на территории современных Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Пензенской, Нижегородской и ряда других областей. В 921 г. булгарский хан отправил посольство ко двору халифа в Багдад. Булгары обратились к халифу с просьбой о военной помощи против хазар и изъявили желание лучше узнать о мусульманской вере, доселе распространявшейся через купцов. В мае 922 г. хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии. В 1241 году Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды.

В ходе монгольских завоеваний (1237 - 1240) на огромной территории причерноморских и прикаспийских степей, Поволжья и Сибири сложилось новое государство - Золотая Орда (Улус Джучи). Завоеватели проявляли особую веротерпимость, освобождали религиозных служителей от налогов, предоставляли подданным право отправлять религиозные обряды и вести мирную проповедь.

Вместе с тем число приверженцев ислама постепенно росло. В период правления хана Узбека (1312-1341), вступившего на престол язычником, а позднее ставшего мусульманином, ислам был объявлен государственной религией. Все последующие золотоордынские правители были мусульманами.

После распада Золотой Орды в XV веке на огромной территории от Польши до Западной Сибири возникли разрозненные государственные образования, среди которых были татарские ханства — Крымское, Казанское, Касимовское, Астраханское, Тюменское (позже Сибирское), а также Большая и Ногайская Орды.

Ислам распространился в государствах Поволжья, Приуралья и Сибири.
В Сибири распространение мусульманской веры продолжалось на протяжении нескольких веков. Местные жители впервые узнали об исламе через булгарских купцов и проповедников, которые внесли огромный вклад в возникновение здесь мусульманской общины. Процесс обращения в ислам усиливается в эпоху правления золотоордынского хана Узбека и завершается в 15 веке.

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...