Экономическая интеграция Беларуси и России.
Среди стран СНГ наиболее последовательно экономическую интеграцию осуществляют Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни. Важнейшими предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России являются территориальное разделение труда и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация экономических связей. Во времена СССР Беларусь и Российская Федерация были важнейшими экономическими партнерами. Российская и белорусская экономики как были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы. Топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 %, машиностроительный — на 85, сельскохозяйственный — на 65, строительной индустрии — на 80 %. Договор о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу. Главной целью экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста. Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, гармонизацию и единую направленность экономических реформ, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики.
Создание общего экономического пространства Союзного государства позволит: • повысить эффективность функционирования реального сектора экономики обеих стран на основе роста конкурентоспособности товаропроизводителей; • использовать преимущества специализации и кооперирования производств для устойчивого экономического роста; • обеспечить выход на мировые рынки с новой конкурентоспособной продукцией высокого качества и новейшего технического уровня; • увеличить выпуск продукции с учетом роста платежеспособного спроса на внутренних рынках; • обеспечить эффективное использование природных ресурсов; • скоординировать социально-экономическую, научно-техническую и экологическую политику обоих государств с целью устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни народов. Основные направления, механизмы и мероприятия по углублению интеграции и формированию общего экономического пространства определены в Программе экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации и конкретизируются в годовых прогнозах социально-экономического развития Союзного государства. Важную роль в экономической интеграции Беларуси и России играет региональное сотрудничество. Взаимодействие Республики Беларусь с российскими регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:
• участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества; • налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации; • установление сотрудничества между региональными властями двух стран. Российская Федерация является главным внешнеторговым партнером Республики Беларусь. И хотя ее доля систематически снижается, в 2009 г. на нее приходилось 31,5 % (в 2004 г. - 47,1 %) белорусского экспорта и 58,7 % (в 2004 г. - 68,0 %) всего импорта товаров в нашу страну. Практически не решается вопрос о создании равных условий субъектам хозяйствования в рамках Союзного государства, предусмотренного соответствующим соглашением, подписанным президентами двух стран еще в 1998 г. (в части паритетных цен на энергоносители, а также в части доступа белорусских товаров на российские рынки). Для повышения эффективности интеграционных процессов и создания Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо: • проводить согласованную макроэкономическую политику, в том числе денежно-кредитную и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, промышленную, внешнеэкономическую, социальную; • синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструктуризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую экономику; • гармонизировать и унифицировать законодательную и нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное и гражданское законодательства, законодательство в социально-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и др.; • сформировать единое экономическое пространство, в том числе таможенное, научно-технологическое и информационное; фондовый рынок и рынок труда; • объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы связи; • разработать и реализовать совместные межгосударственные программы и их финансовое обеспечение; • развивать торгово-экономические отношения и межрегиональное сотрудничество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|