Методологическая и теоретическая основа исследования
Главными методами диссертационной работы являются: диалектический, структурно-функциональный, герменевтический. Особое применение получили такие методы, как: исторический и логический, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д. Даосизм рассматривается как целостное учение в единстве всех его этапов становления и основных направлений развития. Теоретической основой исследования выступают работы современных философов, специализирующихся по восточной философии: Вон Кью-Кита, Т.П. Григорьевой, А.Е. Лукьянова, В.В. Малявина, Е.А. Торчинова, Л.Е. Померанцевой, П.Д. Успенского. При рассмотрении отдельных аспектов темы были использованы произведения и таких современных исследователей, как: П.В. Алексеев, Ж.Ш. Болен, Б.С. Галимов, С.П. Капица, А.Ф. Кудряшев, М.С. Кунафин, Н.О. Лосский, А.В. Лукьянов, Д.А. Нуриев, Р.Ю. Рахматуллин, А.И. Селиванов, С.Н. Семёнов, А.У. Уотс, В.Н. Финогентов, В.С. Хазиев, К.Г. Юнг, а также работы других авторов. Источниками исследования концепции проявленного Дао явились комментированные переводы следующих даосских произведений: "Дао-дэ цзин", "Ле-цзы", "Чжуан-цзы", "Хуайнань-цзы", "Гуань Инь-цзы", "И-Цзин" ("Книга Перемен") и комментарии к ней ("Си цы чжуань", а также "Шо гуа чжуань" ("Комментарий к толкованиям триграмм"), произведение Гэ Хуна "Баопу-цзы", трактат Чжан Бо-дуаня "Главы о прозрении истины", "Книга чистоты и покоя" ("Цин цзин цзин") Ван Чунъяна, трактат "Тайна Золотого Цветка", произведение "Тайны культивирования основных элементов природы и Вечной Жизни" Чжио Би Цяня, сочинение Чжоу Дуньи "Тай цзи ту шо", произведение Сунь Лутана "Кулак восьми триграмм", биография современного даоса Ван Липина, а также "Канон Желтого императора о внутреннем". Переводы этих произведений выполнены Р. Вильгельмом, В.Е. Еремеевым, Ян Хин-шуном, Н.В. Абаевым, А.Е. Лукьяновым, В.В. Малявиным, Е.А. Торчиновым, Л.Е. Померанцевой, Л. Позднеевой, Лю Гуань Юэм, С. Кучера, О. Бойко, Ю. Канчуковым и Б.Б. Виногродским.
На защиту выносятся следующие положения, которые составляют научную новизну исследования: в работе представлена единая концепция проявленного Дао с учетом главных составляющих даосской философии; обосновывается, что суть даосского учения о проявленном Дао составляют признание сосуществования проявленного мира и породившей его абсолютной сущности, пронизывающей всю вселенную; понимание мира как живого существа, являющегося одновременно проявленным и непроявленным; выяснено, что проявленный мир в даосской философии имеет двойную природу, в которой пустота и оформленность составляют единую реальность; пустота, представляющая собой "полноту свойств", обладая своим местом и своей функцией в мироздании, является притом самым важным аспектом проявленного мира; доказывается, что в философии даосизма существует идея смысла и значения появления мира; утверждается, что мироздание, как живой организм всех сущностей, рассматривается в даосской концепции проявленного мира в следующих основных аспектах: взаимодействия как соучастия всего в этом мире, обладание каждой вещью в мироздании своей функцией и предназначением; устанавливается, что в даосской философии проблема беспорядка в устройстве мироздания трактуется зависящей прежде всего от человека; выявлено, что в даосской концепции проявленного Дао определяются два основных пути установления человеком гармонии, а тем самым и преодоления беспорядка: путь мудрого правителя и путь "скрывающегося мудрого, некоронованного царя";
систематизируются актуальные положения даосской концепции проявленного мира: идея проявленности мироздания, существование смысла возникновения вселенной, положение о саморазвитии всех сущностей, обладание каждым существом уникальной самостью и собственной логикой развития, понимание сна как особого измерения живых существ, воззрение о недопустимости нарушения естественной жизни других существ, теория подобия единичного целому, а также подобия всех существ, понимание мироздания как семьи, развитие мира как глобальная коэволюция, учение о пустоте; проанализированы пути возможного синтеза даосской (восточной) и западной, русской философских традиций: заимствование даосских обозначений, изучение тем, затрагиваемых в философии даосизма, практика даосских путей познания мира. Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение работы заключается в том, что ее результаты могут найти применение в процессе сравнительного анализа западной, российской и восточной онтологических традиций, в дальнейшем изучении как восточной философии вообще, так и китайской, в частности. Практическое значение диссертации состоит в том, что её положения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания таких разделов философии, как онтология и теория познания, философская антропология, философия науки, история философии, а также при разработке и чтении спецкурсов по восточной философии. Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертационного исследования обсуждались на научной конференции "Философия и религия на рубеже тысячелетий" (Уфа, 2000), на Российской научно-практической конференции "Религия в изменяющейся России" (Пермь, 2002), на ежегодной научной сессии кафедры новой и новейшей истории БашГУ "Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока" (Уфа, 2003), на конференции, посвященной "Дню петербургской философии" (Санкт-Петербург, 2002), на конференции "Проблемы глобальной экологии" (Уфа, 2003), на методологическом семинаре факультета философии и социологии БашГУ "Проблема обоснования знания" (Уфа, 2003), действующего в рамках секции "Онтология". Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета. Основные результаты исследования отражены в семи публикациях автора общим объемом 1,9 п. л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, приложения, включающего список основных даосских обозначений концепции проявленного Дао, заключения и списка литературы, включающего 216 наименований. Общий объем диссертации - 132 страницы. Основное содержание работы Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, определяются цель и задачи изыскания, указываются методологическая и теоретическая основа диссертации, а также источники исследования, формулируется научная новизна диссертации, отмечается теоретическое и практическое значение исследования, указываются формы апробации работы. В главе I "Реальность проявленного Дао в даосизме" анализируется даосское понимание реальности проявленного мира в двух его основных аспектах: как соотнесение его с постоянным Дао и как единство пустоты и оформленности мироздания. В первом параграфе "Мир как проявленное Дао" исследуются следующие аспекты даосского видения мира: проявленность мира "безымянным" Дао, понимание возникшего мироздания как цикла жизни Дао, проблема смысла появления мира, соотнесение проявленного и непроявленного Дао, действие постоянного Дао в мире, аспекты проявленного Дао, составляющие мироздания, а также проблема соотнесения пустоты и оформленности природы мира. По мнению автора, именно восприятие Дао, видение её как подлинной действительности является источником даосской концепции мироздания. Подчеркивается, что в даосском учении "Дао" - это символ, образ для того, что не может быть словесно выражено. "Дао" - это не идея или предельно общее понятие, выводимое из определённых аксиом и категорий. Даосские определения представляют собой в большей степени обозначения и знаки, которые являются попытками словесно выразить результат восприятия сверхэмпирических уровней реальности мира.
В свою очередь отмечается, что Дао имеет целое многообразие смысловых оттенков, не в полной мере отражаемых понятиями, существующими в западной и русской философских традициях. Поэтому в работе используется прежде всего само даосское обозначение вместе с присущими ему характеристиками ("постоянное", "естественное", "безымянное"), а также такое определение, как "Высшая сущность". В целом, диссертант исходит из необходимости употребления самих даосских определений при философско-методологическом исследовании концепции проявленного Дао. С точки зрения автора, важно понимание Дао именно как Высшей сущности, обладающей полнотой свойств и включающей в себя все вещи. Это не безликий закон или принцип, управляющий миром. Главное свойство Дао, по мнению последователей даосизма, заключается не в руководстве и контроле, а в способствовании гармоничной жизни каждого существа. Дао и все проявленные вещи сосуществуют. В свою очередь, Дао не аморфно, хотя даосы дают ему главным образом отрицательные характеристики. Подчеркивается, что концепция Дао характеризует даосизм как особое философское видение мироздания, являющееся проявлением восточной философской традиции, разнообразные учения которой, несмотря на различия в обозначениях и отдельных положениях, во многом представляют единый особый подход постановки философских проблем и путей их решения. В процессе анализа было выявлено, что в даосской концепции проявленного Дао мир представляет собой естественное развертывание постоянного, безымянного Дао. Обнаружено, что, согласно философии даосизма, его осуществление происходит в силу логики вечного совершенствования естественного Дао и составляющих его сущностей. В ходе исследования проводится параллель между даосской концепцией проявленности мира и концепциями естествознания относительно происхождения и бытия мироздания (теория А.А. Фридмана о расширяющейся вселенной, теория В. Томсона и Р. Клаузиуса о возможности тепловой смерти мира, а также концепции Бонди-Голда и Хойла, которые допускают непрерывное творение вещества из ничего). При рассмотрении этого вопроса автор использует работу Капра "Дао физики", в которой представлен сравнительный анализ восточной философии и современных теорий физики. В свою очередь отмечается, что концепция сменяющих друг друга состояний проявления и сворачивания естественного Дао объединяет даосизм с буддизмом, ведантой, движением Сознания Кришны и теософией и отличает его от религиозной философии христианства. Проявленное Дао - это не результат грехопадения или отпадения от постоянного Дао. Для даосизма мир - это естественное продолжение непроявленного Дао, его собственное "стремление".
На основе сравнения философии даосизма со взглядами Свами Вивекананды делается вывод, что возникший мир осознается в даосской философии как беспричинное явление, поскольку естественное Дао обладает абсолютной свободой. После этого исследуется подход даосизма по проблеме смысла появления мироздания. Автор приходит к заключению, что даосской философии присуще выделение двух "целей" возникновения вселенной: "для себя" и "не для себя" (т.е. для других существ). Отмечается, что в ней существует идея о том, что Высшее существо (Дао) в каком-то смысле "нуждается" в проявлении мира, в пребывании в нем и, в свою очередь, "опирается на все десять тысяч вещей". Таким образом, проявленный мир понимается в даосском учении как своеобразное вместилище для Дао. Также подчеркивается, что, в соответствии с функциональным подходом понимания Дао в даосизме, значение возникновения мира предстает в возможности самотрансформации, в обретении проявленным Дао состояния постоянного Дао, тем самым, видимо, в даосизме существует идея внесения чего-то "нового" в постоянное Дао через самопроявление и самопреобразование. Делается вывод, что на первое место в объяснении появления мироздания в даосской философии ставятся свобода и творчество. По мнению даосов, возникновение вселенной не случайно. Но в связи с тем, что истинный путь не имеет имени, его цель и смысл оцениваются в даосизме как невыразимые. Мир, с точки зрения даосской философии, это не отпавшая и не утерявшая какие-либо свойства часть Высшего существа. Выделяются основные аспекты понимания проявленного Дао в даосизме. Мироздание - это: составляющая Высшей сущности, её продолжение, цикл жизни Дао, единство пустотности и оформленности (у-ю), организм всех вещей, поток постоянных превращений, а также единая жизненная сила (ци). И, в свою очередь, мир трактуется в даосской философии как единство и гармония противоположностей, обозначаемых словами " инь " и " ян ", являющихся аспектами всех вещей. Исследуются прежде всего главные моменты единства проявленного и постоянного Дао согласно даосизму. Особо подчеркивается, что одним из наиболее характерных положений даосизма является учение об участии непроявленного Дао в жизни возникшей вселенной. Делается вывод, что для даосской философии не свойственно понимание Дао как безличной сущности (как утверждают представители русской религиозной философии: Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев), ведь даосы утверждают, что Дао осуществляет целый ряд благих поступков для проявленного мира, помогает мирозданию, выступает по отношению к нему как мать и отец. Постоянное Дао ценно согласно даосизму тем, что весь миропорядок коренится в нем. А именно: единство, равенство и гармония противоположностей, естественность протекания изменений. Дао наблюдает и за соблюдением справедливости и равновесия во вселенной. Согласно даосизму именно в Дао заложен смысл происходящих событий. В связи с этим отмечается параллель между учением о Дао как руководящей сущности и концепцией синхроничности К.Г. Юнга. Автор приходит к выводу, что в даосской концепции мироздания вселенная существует в двояком взаимодействии с Высшей сущностью: как направляемая последним, так и сосуществующая с безымянным Дао. В итоге делается предположение, что даосской философии присуща и идея нахождения Дао одновременно и в проявленном мире через свои ипостаси, и вне его в своей изначальности. Во втором параграфе "Единство пустоты и оформленности мира" анализируются следующие даосские проблемы: существование двух противоположных по своим характеристикам аспектов вселенной, их природа и тождественность, взаимодействие и значение в мироздании. В свою очередь, с данной концепцией связан вопрос о соотнесении подлинной и неподлинной жизни существ. Анализируются основные характеристики составляющих мир у и ю, определяемые представителями даосизма. При изучении данного вопроса делается вывод, что даосской философии не свойственно выделение каких-либо центральных определений для слагающих мир аспектов. Приводятся основные подходы отечественных исследователей относительно характеристики даосских определений у и ю. Далее изучаются особенности даосского видения сущности пустотной составляющей мироздания. Выделяются следующие основные пункты понимания пустоты мира в философии даосизма: прообраз высшей целостности мира, в которой протекает главное содержание жизни мироздания, она является потенцией для оформленной части вселенной, в свою очередь, "пустое" - это не уничтожение или смерть, а аспект мира, отличающийся полностью по своим характеристикам от "обладающей изображением" ю. Подчеркивается, что даосской концепции проявленного Дао свойственно разграничение пустотности естественного Дао и пустотности мира, которая является относительной. Что отмечается такими исследователями, как О. Бойко, Л.Е. Померанцева, Е.А. Торчинов. Далее анализируется проблема соотнесения пустоты и оформленности мироздания. При этом автор основывается на исследованиях А.Е. Лукьянова и В.В. Малявина. Особенностью даосизма является видение того, что два аспекта мира, полностью отличающиеся друг от друга, не находятся в состоянии противоречия между собой, но взаимодополняются. Для даосской философии свойственно понимание отсутствия иерархии между ними. Позиция даосизма такова, что взаимодействие у и ю во многом характеризует жизнь вселенной. Далее определяются основные характеристики взаимодействия у и ю, выделяемые в даосской концепции мира: взаимопорождение, единство и совместное участие в мировых процессах, а также взаимоперетекание. В ходе работы подчеркивается, что для даосизма свойственно понимание пустоты и оформленности мироздание и как свойства самих сущностей. Также отмечается, что в даосской философии не характерно смотреть на мир с точки зрения проблемы существования, так как она исходит из видения вещей как существующих и не-существующих одновременно. Эти два качества оцениваются как неразделимые. Поэтому делается вывод, что даосское ю отлично от понятия "бытие" европейской философской традиции. Следующая проблема, которая исследуется в работе - это особенность даосского понимания соотнесения пустоты и оформленности с точки зрения подлинности и значимости жизни всех существ, и, прежде всего, человека. В даосизме у и ю соотносятся соответственно: как "великое" и "малое", царство свободы и мир связанности вещей, как "чудесная тайна Дао" и "конечная форма Дао", явь и сон. Таким образом, в даосской концепции проявленного мироздания оформленность и пустотность соотносятся как неподлинное и подлинное. Даосская философия поднимает проблему соотнесения реальности (видимое) и действительности (истинное) мира, где последняя - это его пустота. Итак, даосы ставят на первой место у - мир нераздельного единства и вечности, являющихся, по их мнению, критериями подлинности жизни. Здесь проводится параллель с буддийским учением об анатман. Затем рассматривается ряд проблем современной философии и науки (многомерность жизни всех сущностей и в особенности человеческого существа, соотнесение материи и сознания, тема сна, соотнесение человеческого сознательного и бессознательного, проблема жизни и смерти человека и всех сущностей, тема пространства и времени), которые затрагивает даосская концепция мира как единства пустности и оформленности. Сон, например, рассматривается в даосизме как одно из измерений жизни всех существ. При этом данная плоскость существования людей рассматривается даосами как не менее значимая, чем та, в которой живут люди во время своего бодрствования. В свою очередь, в философии даосизма сон понимается и как продолжение бодрствования, и наоборот, бодрствование - это продолжение сна. По сути, в даосском учении сон и явь отождествляются. С точки зрения автора, даосские разработки по проблеме сна имеют много общего с достижениями в области психоанализа и могут представлять большой интерес для европейской философии и психологии. В заключении делается вывод, что позиция даосизма - это интерсубъективность. Тем самым, в даосской философии прослеживается общий с европейской философией и наукой момент - переход ряда философских и научных школ с парадигмы объективности и субъективности на позиции парадигмы интерсубъективности, что характерно, например, для синергетики. В главе II "Устройство и путь проявленного Дао согласно даосской философии" исследуются даосское видение мира как живого единого организма, особенности постановки проблемы беспорядка в устройстве мироздания, а также центральные аспекты учения о пути мира и роли в нем человека. В первом параграфе "Мир как единый организм" анализируются следующие положения даосской философии: наполненность всего в мироздании жизнью, вещность природы всех сущностей, виды вещей, место человека в мироздании, основания устройства мира (естественность, единство и гармония, учение об отклике, превращения, наличие у всех вещей природы, характеризующей их функции и назначение в мироздании), взаимоотношения всех сущностей Поднебесной. В первую очередь отмечается, что, с точки зрения даосизма, единый организм является таковым благодаря Дао, которое наполняет все в мире. Поэтому для даосов жизнь мира проявляется в гармонии и единстве всех его частей, что демонстрируется и пониманием Дао как "одной вещи", включающей в себя все сущности. Дао предстает как единое тело, ткань, сплетающая в себе бесконечное множество вещей-сущностей и происходящих процессов. На основании сравнения со взглядами Свами Вивекананды и Свами Шивананды делается вывод, что в данных воззрениях даосской философии много общего со взглядами религиозно-философских школ Индии. Характерной чертой даосской концепции мироздания является положение о наполненности всего в мире жизнью. С этим связано и обозначение всех сущностей термином "вещь" (" у "). Которое, по словам В.В. Малявина, представляет "символ жизни истинной". Из всех сущностей, с точки зрения даосизма, человек является самой духовно-божественной. Даосизм отводит человеку центральное место в мировом целом, что связано с точкой зрения об обладании им большим количеством функций и огромным значением во вселенной. Человек, согласно даосской философии, выполняет своеобразную роль поводыря для всего мира. Спецификой даосизма является понимание того, что человек не является царем природы. Ведь даосское миропонимание исходит из того, что основы (единство, гармония и естественность, идущие от Дао), на которых зиждется жизнь человека и природного мира, едины. Данный подход резко отличает даосизм от иудео-христианской концепции мироздания, согласно которой человек изначально поставлен Богом выше других созданий и призван владычествовать над ними. С точки зрения автора, необходимо найти компромисс между этими двумя подходами. Таким образом, человек понимается в даосской философии как органичная часть мирового единства. По мнению даосов, отношения между человеком и Высшей сущностью строятся на основе благоговения. Далее в работе исследуются основания мира согласно философии даосизма: единство, гармония и естественность. Делается вывод, что эти основы-черты мира в рамках даосской концепции проявленного Дао характеризуют: природу, строение, взаимоотношения, превращения и путь как проявленного Дао в целом, так и, в частности, рассмотренных выше пустотной и оформленной составляющих мира, а также всех слагающих его сущностей (вещей). Даосизму свойственно признание того, что указанные черты характеризуют подлинную природу и жизнь мира и вместе с тем не являются законами, довлеющими над мирозданием. Делается вывод, что в даосской концепции мира единство, гармония и естественность тождественны между собой. В работе определяется основное для даосизма понимание цзы жань как подлинной составляющей, как действительности жизни всех сущностей проявленного мира, которая развивается по собственным "законам" и времени, что означает следование своей природе (син). Важной особенностью даосского видения самости является понимание ее как свободы в единстве со всеми существами, свободы аспекта целого, в чем проявляется подлинность жизни человека. Актуальным положением даосского учения о цзы жань является понимание недопустимости вмешательства в самостоятельный ход жизни других существ. Далее диссертант анализирует составляющую даосской концепции цзы жань (самотаковость) - учение об отклике (ин). В соответствии с данным учением, все существует не только благодаря себе, но и благодаря действиям других вещей. Другой особенностью даосской концепции проявленного Дао является понимание того, что каждая вещь обладает своим местом и ролью в мироздании. Отмечается, что в концепции даосизма о естественности затрагивается ряд проблем, рассматриваемых в современной онтологии: времени, движения, развития, свободы, детерминизма, и поднимается тема уникальности происходящих процессов. Подчеркивается, что характерной чертой даосского учения цзы жань является воззрение о наличии собственной логики развития у каждого существа. После этого проводиться параллель между даосской концепцией естественности и поднимаемой синергетикой проблемой самопроизвольности происходящих процессов. При рассмотрении сущности даосского видения проблемы единства и гармонии мирового организма делается вывод, что единство (тун) и гармония (хэ) выступают как отношения инь и ян. В свою очередь, в философии даосизма выделяются следующие взаимоотношения инь и ян, как различных аспектов мироздания: согласие, взаимная укорененность, взаимопорождение и взаимовозникновение, взаимозависимость, взаимопроникновение, взаимообусловленность, следование друг другу, взаимное уравновешивание, взаимодополнение, взаимное движение, тождество. Таким образом, даосскому видению мира характерна сконцентрированность на проблеме высокой степени единства мироздания, что связано с темой подлинности жизни сущностей. В ходе анализа даосского учения о пяти стихиях (у -син) делается заключение, что причинные отношения рассматриваются даосами именно как взаимоотношения между сущностями и строятся на согласии. Тем самым, в даосской философии устройство мира не является системой безличных законов и отношений, на первое место ставиться проблема живого участия. По сути, мир предстает как большая семья. Это прежде всего не иерархиезированная система, все строится не на подчинении и приказании, а на взаимной любви детей и родителей, идущей от сердца. Даосский взгляд на личность делает акцент на единстве и гармоничности отношений с другими сущностями. Даосы выдвигают на передний план в устроении вселенной не законы, принципы или детерминацию одних сущностей другими, а свободу, нравственное начало и внутреннюю цельность. Далее исследуется даосская специфика понимания проблемы общества. Отмечается, что для даосской философии не свойственно понимание людей прежде всего как общества, замкнутого целого, живущего по свои законам и обособленного от природы. Разрыв с природным миром, по мнению даосов, - это признак неистинности жизни. В даосской философии членами такого сообщества являются все сущности-вещи, а не только люди. Даосизмом выделяется специфика самой жизни общества, но это отрицательная особенность - существование "человеческого Дао" - констатация ущербности мира людей, утерявшего единство с природой и Дао. В свою очередь подчеркивается, что проблема общества людей не является центральной для даосов и по той причине, что для них самое ценное сосредоточено в самом себе. Именно направленность на погружение в свой внутренний мир характеризует даосизм. Можно сказать, что человек в даосском учении - это не био-социальное существо, а миро-природное, где под природой понимается самость. Таким образом, согласно даосской философии, устройство мира, с одной стороны, руководится Высшей сущностью (Дао), что не является вмешательством, а с другой - все существа следуют за ним и в то же время действуют в соответствии со своей самостью ("сами по себе", "без воздействия"). Рассматриваются значимые стороны даосской концепции мира как единого организма. Подчеркивается, что современная наука имеет много общего в своих воззрениях с положениями даосизма. Проводится параллель между учением даосизма о мире как едином организме, строящемся на отношениях единства, гармонии и согласия, и концепцией синергетики о мире как целостной и саморазвивающейся системе. Также в даосской концепции мира как единого организма выделяются несколько интересных положений: подобие природы людей и остальных сущностей, а также подобие устройства единичного целому. Далее отмечается существование ряда общих моментов между даосской (восточной) и русской религиозной философскими традициями миропонимания. Используя определение Н.О. Лосского, можно сказать, что даосы разделяют позицию "органического" миропонимания. Во втором параграфе "Проблема беспорядка в мироздании и человеческое Дао" анализируется характерное для даосской философии понимание того, что в проявленном мире, кроме устройства, восходящего к Дао (гармония, единство и естественность), существует и беспорядок (потеря собственной таковости, бедность, войны, смута, голод). Определяется, что основными аспектами темы беспорядка, являются: понимание его, прежде всего, как уход от своей таковости, причины потери людьми своей самости, виды самоотстранения, учение о человеческом Дао, влияние характера государственного управления на состояние мирового устройства, положение о контроле состояния в мире со стороны Дао, а также возмездие нарушившим порядок. В рамках проблемы беспорядка разграничиваются понятия даосской философии о "хаосе" и "беспорядке". Отмечается, что хаос (хунь дунь) понимается как простота Дао и как субстанциальное единство универсума, целостность. Вместе с тем, наличие беспорядка определяется даосской философией как "нарушение Дао", как отход от существующего мирового устройства. По мнению даосов, источником нарушения порядка в мироздании является именно человек. В параграфе анализируется также "человеческое Дао", которое понимается как действия, наносящие ущерб себе и другим существам, и связанные со стремлениями к богатству, власти, чувственным наслаждениям и личным интересам. "Человеческое Дао" - это ещё и следование неестественным добродетелям (например, почтительности, справедливости и гуманности). Подчеркивается следующая особенность даосской концепции беспорядка - осознание того, что порядок во многом зависит от людей, обладающих властью. Источник войн, смут и бедствий в обществе заключается именно в пагубной политике правителей. Для даосизма свойственно понимание того, что человек не должен подменять уже существующее устройство мира каким-либо своим вариантом устройства. Даосское положение об утере людьми своей природы, как причине беспорядка в мире, таким образом, затрагивает и проблему места человека в мироздании. По сути, даосы поднимают и тему отчуждения человека от самого себя, мира и Высшей сущности. Проблема самоотчуждения рассматривается в учении Лао-цзы не только на уровне отдельного человека. Даосского мудреца волнует и состояние общества в целом. Отчуждение в даосской концепции мира - это состояние нарушения гармоничных отношений между людьми, непонимание особенности своего места во вселенной, это и отсутствие осознания большой ответственности за свои поступки. Самоотстранение рассматривается в даосской философии непосредственно связанным с гносеологической проблематикой. Спецификой даосизма является трактовка беспорядка как нарушения гармоничного течения жизненной силы ци. В свою очередь, определяются следующие аспекты даосского понимания "беспорядка": как показатель отсутствия Дао; несоблюдение его; как несчастье; существование, лишенное серединности гармонии инь и ян, полное крайностей. Также, это и нарушение естественного хода времени. На уровне отдельного человека под беспорядком понимается заблуждение. Как отмечает И.С. Лисевич, смута характеризуется в даосизме и как сбой, ошибка, вкравшаяся в процесс эволюции. В заключительной части параграфа исследуется отрицательное отношение даосов к цивилизации, техническому прогрессу и затрагиваются особенности даосского видения проблемы Зла и смерти. В третьем параграфе "Путь мира и роль в нем человека" отмечается, что даосизм придерживается концепции существования пути жизни проявленного мира, или иначе: направленности и смысла. В связи с этим автор анализирует центральные положения данной концепции: аксиология и смысл возвращения, особенности возврата природного мира и пути людей к Дао, положение о возвращении Дао в состояние непроявленности, способствование Дао миру в возвращении к себе, следование мира постоянному Дао через превращения, роль человека в пути мира. Учение даосизма о возвращении и ставящиеся им цели основываются на даосской трактовке критериев подлинности жизни, выдвигающей на первый план достижение собственной природы, самости (цзы жань) и, в особенности - свободы. В определенной мере в даосизме разделяется идея о том, что сущность, природа всех существ уже есть, нужно только достигнуть и увидеть её подлинность. Возврат (гуй) имеет две цели: путь назад в состояние единства со своей природой и, в то же время, это движение вперед - возврат в Дао в более совершенном качестве. Возвращение понимается даосами и как новый цикл жизни Дао. Выделяются следующие аспекты пути движения мира согласно даосской философии. Во-первых, путь мира - это возвращение проявленного Дао к самому себе. Следующим моментом пути является направляющее все мироздание действие Дао, проявляющееся через Благодать- Дэ ( согласно переводу Ю. Канчукова и Е.А. Торчинова). Тем самым, путь мира представляет собой единое движение проявленного и естественного Дао. И следующий аспект концепции о пути мироздания - это естественное стремление всех существ к возврату. Далее в параграфе затрагиваются даосская проблема превращений и положение о судьбе всех сущностей, направляемых Дао. По мнению автора, они являются спецификой даосской философии. Через призму этой концепции проявившееся мироздание предстает постоянно изменяющимся и проявляющимся организмом. Сами происходящие изменения характеризуются даосами как превращения самого Дао, живущего в единстве со всеми сущностями. Таким образом, мироздание согласно философии даосизма предстает как единое тело Дао, вбирающее в себя все сущности-вещи и переплавляющее их в своем горниле. После этого отмечается, что узловым моментом пути мира является и участие человека, следующего Дао, который выполняет роль "видимого" или "невидимого" проводника и помощника для людей и природного мира. В этом и заключается главная особеннность пути человека согласно даосской философии. Ведь он способен самостоятельно достичь Дао, трансформируя себя и, в свою очередь, вести за собой все сущности-вещи. Нужно добавить, что в даосизме прежде всего говорится именно о пути самого человека и, в свою очередь, об энергетической самотрансформации, свойственной направлению внутренней алхимии и являющейся прообразом происходящих изменений мира. С одной стороны, в даосской концепции мира человек уравнивается с другими вселенскими силами, а с другой - человек является существом, которое обладает решающей ролью в мироздании. В то же время человек не выделяется в мире как господин или руководитель, специфика даосизма проявляется здесь именно в понимании особой миссии человека во вселенной. Важно добавить, что другой особенностью пути человека, согласно даосской философии, является то, что он складывается из двух этапов: возращение утерянного единства с Дао, а после этого движение в едином пути мироздания. В даосизме можно выделить два основных пути человека-мудреца, живущего в соответствии с Высшей сущностью (Дао) и гармонизирующего мир, что является одним из этапов возврата Поднебесной к Дао. Это путь мудреца-правителя и, как называет его Чжуан-цзы, "путь скрывающегося мудрого, некоронованного царя". Для даосской философии характерна точка зрения, что возможно достижение гармонии здесь, в этом мире, и, что интересно, этого можно достичь посредством государственного управления, которое имеет значимость в масштабе всей вселенной. Даосская философия особо выделяет путь самого человека. В связи с этим для даосизма характерно понимание того, что возможно множество путей, ведущих к Дао. Одной из центральных составляющих пути человека в даосизме является нравственное совершенствование. Нужно сказать, что даосская нравственная практика направлена на достижен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|