Периодизация истории государства Вавилона.
Университет «Туран» Составитель учебного материала (контента) Салимбаева Ж.Ч. Название учебного материала (контента): История государства и права Республики Казахстан Вид учебного материала (контента): Курс лекций согласно силлабусу
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Название учебного материала (контента) История государства и права зарубежных стран Вид учебного материала (контента) Курс лекций согласно силлабусу Место издания учебного материала университет «Туран» Год издания учебного материала 2008г Краткое описание учебного материала (контента) На основе силлабуса составлен курс лекций. Курс лекций разработан на базе учебника «Всеобщая история государства и права», монографиях, научных исследованиях в области истории государства и права Казахстана. Поэтому содержание данного учебного материала не может дать полной картины по истории государства и права Казахстана. Задания к каждой лекции указаны в силлабусе. Ответы на экзаменационные тесты можно будет подготовить по данному контенту и на основе дополнительного материала, который будет предоставлен преподавателем на лекциях, а также рассматриваться на практических занятиях.
Составитель учебного материала (контента): кандидат юридических наук, доцент, Салимбаева Ж.Ч. Рецензенты: кандидат юридических наук, профессор Булгакова Д.А. [gl]1. Государство Древнего Египта[:] 1.1. Возникновение Древнего Египта. На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. складывается в Древнем Египте «40 номов», или областей. Древним основанием нома должно было служить племя. Во главе каждого нома стоял «царь», он же верховный жрец местного культа и обладатель титула «начальника канала». Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства - Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства они, по-видимому, насильственно объединяются фараоном - Нармером. Знаменитое изображение подвигов Нармера на шиферной пластинке для хранения мази («палетка Нармера») служит вещественным основанием этой гипотезы. На одной стороне пластинки фараон изображен в короне царей Верхнего Египта поражающим жителя дельты Нила (Нижнего Египта); на обратной стороне он же в короне, принадлежащей царям Нижнего Египта. Фараон идет в сопровождении свиты чиновников среди обезглавленных трупов: число их изображено знаком - 6 тысяч. Историю Древнего Египта разделяют на четыре периода: 1) период Раннего царства (с 3100 по 800 гг. до н. э.). Иначе этот период называют эпохой царствования первых трех династий египетских фараонов; 2) период Древнего или Старого царства (около 2800—2250 гг. до н. э.). Он включает время царствования III и IV династий; 3) период Среднего царства (около 2250—1700 гг. до н. э.) — эпоха царствования XI—XII династий египетских фараонов; 4) период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н. э.) — время царствования XVIII—XX династий фараонов. В периодах между Древним, Средним и Новым царствами наблюдается постепенный спад в хозяйственной и политической жизни Египта. Египет Нового царства — первая мировая империя. Это было огромное государство, созданное завоеванием соседних территорий. В результате военных походов в состав Египетского государства вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые области. К концу эпохи Нового царства Египет приходит в упадок из-за обеднения политического и экономического могущества правящей династии. Конгломерат номов становится добычей завоевателей. Первыми его территорию начали завоевывать персы, затем — римляне. В результате военных предприятий римских войск Египет в 30 г. до н. э. включается в состав Римской империи.
1.2. Социальная структура Древнего Египта. Доминирующим сектором экономики Древнеегипетского государства всегда было государственное храмовое хозяйство — рабы принадлежали государству. Если для других древних государств Востока была характерна разница в правовом положении отдельных слоев населения, то в Египте границы этих различий были стертыми или просто не существовали. Доказательством этому служит терминология, обозначающая определенные группы населения. Так, термин «мерет», обозначающий простолюдина, не нес в себе выраженного правового содержания. Также не имело юридического содержания и понятие «слуга царя», который являлся полусвободным, зависимым работником. Основной социальной и экономической единицей общества раннего Древнего Египта являлась сельская община, состоявшая из свободных людей. С интенсивным развитием сельскохозяйственного производства происходит внутреннее социальное и имущественное расслоение общины. К концу IV тысячелетия до н. э. в период интенсивной социальной дифференциации общества формируется господствующий социальный слой, который все больше отделяется от основной массы свободных общинников — крестьян. В период создания единого государства община утрачивает свою хозяйственную самостоятельность и переходит под контроль чиновников центрального аппарата. Земельный фонд, управление ирригационной системой, храмовое хозяйство — все это переходит в собственность и управление главного лица государства — фараона. Для работы в хозяйствах фараона, светской и духовной знати привлекались различные категории зависимых подневольных: бесправные рабы-военнопленные, собственные соплеменники, доведенные до рабского состояния и «слуги царя». В отличие от других рабов «слуги царя» владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание с царских складов. Эта форма получила название домашнего рабства. В XVII в. до н. э. наступает период смут и раздробленности, после которого Египет объединяется под властью фиванских номов на территории Среднего царства. Этот период отмечен успешными завоевательными походами, активным развитием торговли, ростом городов, расширением и интенсификацией сельскохозяйственного производства. Жреческое сословие укрепило свои позиции и на протяжении всей истории Египта представляло опасность для фараона как сильнейший конкурент за реальную власть в государстве. В отличие от светских владык жреческое сословие практически не знало внутренних расколов. Жрецы были хранителями тайных знаний, поэтому тайная борьба между фараоном, его приближенными и мощной корпорацией жрецов отличалась крайней жестокостью и изощренностью. Среди светской номовой знати, владевшей землями, пожалованными за службу фараону и наследственными землями, начинается массовое стремление перевести свои держания из разряда пожалованной в разряд наследственной собственности. В период Среднего царства появляется новый пласт работников, который полностью состоит из нетитулованного чиновничества. Данный слой сформировался из людей, которые привыкли повиноваться и не претендовали на то, чтобы вершить большие дела. Благодаря нетитулованному чиновничеству вокруг фараона сформировался «защитный барьер», что давало ему возможность сохранить свои политические позиции. Из «слуг царя» выделяется новая социальная группа — «неджес» (маленькие), из которой тоже выделяется особая группа — «сильные неджес». Такое расслоение связано с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений, с расширением внутреннего и внешнего рынков. В XVI—XV вв. до н. э. появляется такое понятие, как «торговец». В Древнем Египте не существовало денежного обмена, а развит был лишь товарообмен. Однако с периода XVI—XV вв. до н. э. распространяется обмен и продажа товара на серебро, которое становится денежным эквивалентом. Зарождается новая категория египетского общества, получившая название «немху», правовой статус которых мог варьироваться от низшего к более высокому. В эту категорию входили земледельцы, ремесленники, воины, мелкие чиновники. Для времени Нового царства характерен процесс разрастания имперского, подчиненного строгой иерархии чинов аппарата управления. Египет с некоторыми оговорками можно назвать «колыбелью» института восточной деспотии, существовавшей на протяжении многих веков в различных Восточных государствах в разные эпохи.
1.3. Государственный строй Древнего Египта. В период Нового царства происходят изменения в государственном строе Египта. Создается сложный и разветвленный аппарат государственного управления. Государство становится строго централизованным. Страна разделена на два больших округа — северный и южный, главой каждого из которых являлся особый наместник фараона. Однако институт власти фараона сложился в Египте в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью фараона Мина (Менеса) в IV тысячелетии до н. э., который сумел подчинить себе все номы Верхнего Египта и заложил основы будущего города Мемфиса, самого крупного города Египта. Люди всегда считали фараона сыном Бога на земле и всегда придавали сакральный характер его власти. Огромную роль в таком отношении населения к фараону сыграла система религиозно-этических ценностей. Религиозный институт был неразрывно связан с институтом власти. Религия носила всеобъемлющий характер. Фараон являлся главой культа и считался посредником между землей и небесами. По его велению жрецы выполняли свои обязанности, т. е. помимо того, что фараону принадлежала вся государственная и военная власть, формально он еще являлся и главой власти религиозной. Фараон являлся «сыном бога». Он считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам. Женитьба фараона была заранее предначертана древнейшим религиозным обычаем, в соответствии с которым венценосец имел право брать в жены исключительно своих кровных сестер. Единственными полноправными наследниками фараона были дети, рожденные от главной жены-египтянки. Фараон был обязан соблюдать кодекс, носящий название «маат». После объединения Египта под эгидой фараона Менеса и создания централизованного государства начинается рост бюрократического аппарата, усиливается роль чиновников и фараоновских наместников в государственной системе управления. Аппарат управления нового централизованного государства на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен номархами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов. В эпоху Нового царства параллельно начинает утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата имперская власть единого для всей территории государства центра. Вся древнеегипетская система управления была подчинена строгой иерархии. Главным помощником фараона был джати — главный жрец города, управляющий царским двором и хозяйством. Со временем полномочия джати были значительно расширены, и он становится главным управляющим всеми делами государства. Эта должность возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или наиболее титулованного сановника-вельможу. Сохранились сведения об обязанностях визиря: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки, вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции. Кроме того, визирь являлся и председателем шести судебных палат. Вторым главным сановником государства являлся главный казначей, который управлял всем материальным движимым и недвижимым имуществом, осуществлял надзор за соблюдением всех экономических указов фараона и контроль за налоговым сбором. Следующими по статусу и рангу были «начальник работ» и сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационными системами. В обязанности управляющего «домом оружия» входило комплектование и обеспечение армии фараона. Кроме того, он нес ответственность за строительство всевозможных оборонительных сооружений и крепостей. Для ознакомления с состоянием дел на местах главными лицами государства проводились ежегодные или ежемесячные смотры — объезды областей и переписи населения. Вся власть в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха. Еще в период Древнего царства ном представлял собой небольшие сельские общины и сельские поселения, во главе которых стояли общинные старосты и советы — джаджаты. При образовании единого государства главы номов фактически потеряли свою самостоятельность. Номархи теперь назначались самим фараоном или главными управленцами государства. Особая роль в административном аппарате отводилась писцам. От них требовались особая точность и безупречное знание египетского делопроизводства. Они проводили регулярные переписи и два раза в год составляли кадастр земельного фонда фараона. С завоевательными походами Нового царства и появлением в армии кавалерии и боевых колесниц происходят процессы трансформации в войске фараона. Если в период Древнего и Среднего царств войска набирались и управлялась номархами и джати, то в эпоху Нового царства начинает создаваться мощная централизованная и боеспособная регулярная армия, которая находится на полном содержании царского двора и фараона. Основной контингент военной силы набирался из земледельцев, мелких и средних горожан. Практиковалась и вербовка наемников, которые поступали на службу из соседних захваченных территорий. Постепенно египетская армия переходит целиком на профессиональную основу. Карательные функции в государстве первоначально были возложены на армию, но к началу Нового царства создается специальный аппарат управления, который был поставлен во главе созданных полицейских отрядов. В государственном устройстве Египта не существовало четкого разграничения между судебными органами и административным аппаратом управления. В эпоху Древнего царства судьей по совместительству являлся чиновник конкретного административного ведомства. В эпоху Среднего и Нового царств судебные функции перешли в руки царских судей. Полномочиями судей наделяли номархов. Однако главным судьей по-прежнему оставался фараон, а делами по главному руководству судопроизводством в стране ведал джати, которому подчинялся «начальник шести великих домов», являющийся связующим звеном между Верховным судьей и низшими судебными органами. Со времен реформаторской деятельности Тутмоса I и Тутмоса II страна вновь была разделена на две части — север и юг, и теперь джати подчинялась верховная судебная коллегия, которая состояла из тридцати судей. Став сильной военной державой, Египет начинает проводить активную внешнеполитическую деятельность в отношениях с другими государствами Ближнего Востока: с Миттанийским и Хеттским царствами, с касситскими правителями Вавилонии. Первое время внешнеполитическая сфера не имела четко организованного механизма функционирования, поэтому в дипломатические отношения с другими государствами вовлекались люди, знающие все делопроизводственные и судебно-правовые законы государства. Период Нового Царства отмечен внешнеполитическим развитием страны, когда за счет успешных войн Египет превращается в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций из полуавтономных храмовых центров в административные подразделения империи, правители которых назначались строго сверху и имели жестко ограниченные должностные обязанности. [kgl]
[kgl] 2. Государство Древнего Вавилона[:] Периодизация истории государства Вавилона. 1 период - наивысший расцвет Древневавилонского государства, который пришелся на годы властвования царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э., подчинивший себе земли, простирающие от Персидского залива на юге вплоть до старой Ниневии на севере, то есть верхнего течения реки Тигр), когда оно было завоевано горными племенами каситов. 2 период – конец 17 века до н.э. - Нововавилонское царство. В 539 г. до н.э. оно была завоевано персами 2.2. Общественный строй. В своих основных чертах древневавилонское общество подобно египетскому. Существует светская и церковная знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов и торговцев, наконец, разные категории рабов. В обществе утвердилось разделение свободных людей на две категории. Одни назывались «сынами мужа» - «авилум» (или, в ином чтении, «сынами человека»), что должно было подчеркивать их свободное, полноправное состояние; другие - «мушкенум» (ниц приклоненные - особый разряд неполноправных граждан - «подданных»). Различия в положении авилум и мушкенум не совсем обычны. Когда речь идет о развитом частном хозяйстве и частном рабовладении, мушкенум выступает как полноправный гражданин, но как только речь идет о наказаниях за обиду, за причинение вреда или увечья, там безусловно привилегированном положении оказывается авилум; его защищают и более крупный штраф, и более суровое наказание, угрожающие обидчику. В юридических документах конца II тысячелетия до н. э. содержаться сведения о крестьянах-общинниках, которые закладывали свои земельные участки ростовщикам (при денежном займе и натуральном, то есть продуктами, зерном), могли закладывать жену и детей, если нет другого имущества, продавать своих детей за деньги, арендовать чужую землю (на условиях уплаты 1/3 и даже 1/2 урожая), продавать земельные участки, сады, скот; нанимающимися на поденную работу и т. д. Основную массу рабов составляли иноплеменники, захваченные на войне. Это главным образом мирное население, становившееся, по обычаям того времени, полной собственностью захватчика. Рабов имели все состоятельные элементы вавилонского общества, включая разбогатевших общинников и ремесленников. Сельские общины имели их в коллективной собственности. Тысячи рабов были заняты в царском и храмовых хозяйствах. Закон разрешал рабу дворца и рабу-мушкенум иметь семью, а также дом и имущество, но убийство чужого раба влекло за собой простое возмещение его стоимости. Особую группу рабов составляли неоплатные должники - те граждане Вавилона, которые, взяв долг, не смогли выплатить его в положенный срок. По законам Вавилона, они отдавались кредитору для работы в его хозяйстве, но на срок, не превышающий трех лет. Долговое рабство свойственно истории всех народов древности. Став ранее всего господином в собственной семье, мужчина приобретает право продажи детей и жены в рабство. Когда отец продавал своих детей в рабство, он продавал их навсегда, без права истребования. Можно себе представить, сколько трагедий было связано с этим правом. Принцип временной долговой кабалы был усвоен и древнееврейским законодательством, находившимся под заметным влиянием вавилонского права. Только здесь - в так называемых Законах Моисея (IX в. до н. э.) - установлены шестилетний срок и дополнительное правило: «Но если раб скажет: я люблю моего господина, мою жену и моих детей (в случаях, когда господин дает рабу жену); я не хочу выйти на волю, то... подведут его к створу или косяку двери, и его господин проколет ему ухо шилом, и раб тогда будет служить вечно». 2.3. Государственный строй. Установление монархического строя в Древнем Шумере произошло не ранее середины III тысячелетия до н. э. До этого времени шумерийские города представляли собой, по-видимому, своеобразные республики с выборным и подотчетным собранию граждан вождем. Особенного расцвета государство достигает при знаменитом Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Царствование Хаммурапи было ознаменовано успешными войнами, великолепными сооружениями, кодексом законов. Власть Хаммурапи в принципе была неограниченной. Он называет себя, по обычаю, «царем четырех стран света». Чиновники и судьи действуют по его поручению и от его имени. Старший из них носит шумерийское название «нубанды», что значит «меньший человек». Управителями городов и районов страны царь Вавилона назначает своих сановников, наделяя их административными и судебными функциями. Только три города - Вавилон, Ниппур и Сиппар имели во времена Хаммурапи автономию и привилегии. Царь и его чиновники не имели права ареста, постоя и принудительных работ в этих городах. Одна из жалоб, написанных жителями Вавилона, настаивает на праве «двадцаток», каких-то обществ, свободно собираться и передвигаться; в ней говорится о неприкосновенности собственности граждан и о том, что никакая женщина не может быть здесь обращена в рабство. Собрания именитых людей в городах во главе с избранным ими градоначальником рассматривали дела по управлению и судебные споры. Особой заботой правительства окружена армия. Профессиональные воины наделяются землей, которая является для них платой за службу. Купля-продажа земельного участка воина - илку - была строго запрещена. Взрослый сын воина, если он желал стать солдатом, сохранял за собой участок отца. [kgl] [gl] 3. Государство Древней Индии[:] 3.1. Возникновение и периодизация Древней Индии. Первые центры с чертами урбанистической культуры и ранние догосударственные образования в Северной Индии возникли в III тысячелетии до н. э. в долине реки Инд. На территории Древней Индии существовали крупные города, являвшиеся центрами ремесленного производства, довольно развитого земледелия, торговли и имущественного расслоения населения. Индийская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована, а санскритские памятники культуры — тексты ариев долины Ганга — посвящены религиозно-философским проблемам и практически не рассматривают элементы политической, социальной и экономических структур общества. Первые памятники развитой городской культуры датируются XXIV в. до н. э. Города Древней Индии существовали не очень долго, ограничиваясь пятью-шестью веками. В середине II тысячелетия до н. э. на территории Северной Индии идет активное переселение племен ариев, или арьями, что в переводе означает «полноправный», язык которых стал основой для европейских языков: древнегреческого, латыни, древнегерманского, славянского. Племена индоариев, мигрировавших на территорию Индии, являлись племенами, начавшими свой поход с территории Причерноморья и Прикаспия. Племенам, решившим переселиться на территорию Древней Индии, пришлось вести борьбу с коренным населением. Впервые упоминается об уничтожении на этой территории захватчиками первых догосударственных объединений Индии — «бронзовых городов». Появившись на территории Индии, индоарии постепенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг, ассимилируя отсталые аборигенные племена. Их высокий уровень материальной культуры, представленный знанием и использованием первооснов металлургии, использованием плуга, удобрений, ирригационных систем, транспорта, развитого ремесла, позволил этим племенам быстро стать доминирующими на территории долины Ганга. Будучи кочевниками-скотоводами они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия. Племена индоариев являлись коллективами, с одной стороны, единым целым, но с другой — уже знакомыми с имущественным и социальным расслоением. Они являлись историческим примером раннего государственного устройства во главе с племенными вождями — раджами и советом старейшин. Внешняя политика этих племен привела к быстрому обогащению и усилению роли в обществе родовой и военной знати. Развитие государства Древней Индии можно разбить на следующие периоды: 1 период – разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческих государств (вторая половина II тысячелетия до н.э.); 2 период – образование рабовладельческих государств в долинах Инда и Ганга (II тысячелетие до н.э. – IV в. до н.э.); 3 период – образование и расцвет централизованного государства Маурьев (IV-II вв. до н.э.); 4 период – кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н.э.). 3.2. Социальная структура Древней Индии. Из среды рядовых общинников выделяются две влиятельные прослойки: 1) жрецы-брахманы, которые являлись хранителями ритуально-культовой практики племени; 2) правители-военноначальники, или кшатрии. Правители ранних государственных образований исполняли функции верховных распорядителей материальных ценностей и являлись крупнейшими собственниками. Со временем должность раджи становится наследственным институтом власти. Основной функцией раджи была редистрибутивная, или распределительная, когда раджа мог выделять и отдавать в собственность определенных членов общества часть от общего земельного фонда. Одновременно раджа являлся и главой аппарата администрации. Большая часть общества представлена свободным незнатным населением. Основную массу составляли ремесленники и крестьяне, входящие в касту шудр. Низшую ступень общества занимали рабы и представители завоеванного, бесправного населения. Решения старейшин и представителей знати носили обязательный характер. Окончательно оформляется такое понятие, как «варна» («каста»), или «вид», или «разряд». В книге священных гимнов содержится предание о возникновении четырех варн (каст). Спецификой древнеиндийского строя был кастовый характер. Первой и высшей кастой были брахманы (жрецы). Второй кастой — кшатрии, чьим долгом было воевать. Царь принадлежал к касте кшатриев. Третьей кастой были вайшьи — торговцы. Последней кастой были шудры — земледельцы. В систему индийского общества не включались неприкасаемые, которые жили отдельно от всех остальных каст и выполняли самую грязную работу. Запрещался переход из одной касты в другую. Индоарии, завоевав местную цивилизацию, привнесли в нее элементы собственного государственного, социального и религиозного устройства. Магадхо-маурийский период (вторая половина I тысячелетия до н. э. — I в. н. э.) — период складывания и существования самого крупного на всем Древнем Востоке государственного образования — империи Маурьев (IV в. до н. э. — II в. до н. э.). Период представлен материальными и литературными памятниками. Особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра и целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций — Дхармашастра, получившая название «Законы Ману» (II в. до н. э.—II в. н. э.). 2.3. Государственный строй Древней Индии. Самой крупной административной единицей была провинция. Царские земельные владения находились под управлением чиновников двора Великого раджи. Среди провинций выделялись пять крупных, которые наследовались «принцами царя», и пограничные провинции, управляемые другими членами царствующего дома. Правитель провинции защищал ее территории, охранял порядок, занимался сбором налогов, обеспечивал строительные работы при помощи собственной дружины, которая использовалась в качестве аппарата принуждения. Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый царским чиновником, который контролировал сельскую администрацию. Он получал доход «с города». Существовало четыре вида сельских областей, состоящих из восьмисот, четырехсот, двухсот и десяти селений и соответствующих им в органах местного управления управителей. Жалование давалось управителю начиная с десяти деревень. Старосты осуществляли сбор налогов и наблюдение за порядком в общине. Деревенские старосты вели краткую летопись событий и выполняли обязанности судей. Для делопроизводства применялись нормы обычного права. Система наказания поражает своей жестокостью: отсечение рук, головы, ног. Самые тяжкие наказания полагались за преступления, совершенные против божества. Правосудие не знало принципа презумпции невиновности. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или замещающая его судебная коллегия — сабха, состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Цивилизация Древней Индии относится к речным цивилизациям. Этот образец государственного устройства характеризуется отсутствием частной собственности на землю. Земля принадлежала государству, как и рабы. Основную массу производителей составляли свободные общинники, которые платили налоги, а на создаваемые ими материальные ценности существовали «дваждырожденные». Наиболее важные вопросы решались на общинных сходках. Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Она комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями. Служба была обусловлена кастовой системой индийского общества. Только кшатрии могли носить оружие. «Дваждырожденным» и брахманам, надлежало молиться. Жречество, отстояв в тяжелой и изматывающей борьбе свое право на принятие решений в сфере религии, представляло собой сильного соперника для касты кшатриев за влияние на подданных. Брахманы постоянно подчеркивали «первенство» своей касты. Жрецы как наиболее интеллектуально развитые представители древнеиндийского общества собирали старинные предания и обрабатывали их так, чтобы мифы могли укреплять политические позиции высшей касты. Вместе с преданиями и мифами жрецы стали первыми собирать и попытались кодифицировать несовершенные архаические законы. [kgl] [gl]4. Государство Древнего Китая[:] 4.1. Возникновение и периодизация Древнего Китая. Древний Китай представляет собой государство «восточной деспотии», породившего свою систему властных отношений, механизм регулирования отношений внутри государства и систему правовых норм, несовершенную и примитивную, но тем не менее работающую. История Древнего Китая делится на ряд периодов, обозначаемых по имени царствующих династий: 1) период Шань (Инь) (XV—XI вв. до н. э.); 2) период Чжоу (XI—III вв. до н. э.). В периоде Чжоу выделяются особые периоды: 1) Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.); 2) Чжаньго — «Борющихся царств» (V—III вв. до н. э.); 3) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.). Первые очаги цивилизации в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, замены родовой общины соседской, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой аристократии: правитель — ван и его приближенные, родственники и чиновники высшего ранга. В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны. 4.2. Социальная структура Древнего Китая. В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI—X вв. до н. э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией, интересы которых защищал закон, и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы вообще не входили в социальную лестницу. На данном этапе преобладало домашнее рабство, когда положение раба было похоже на статус неполноправного члена семьи. В связи с развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется привилегированное сословие чиновников различных рангов. Разложение общинной собственности на землю и присвоение общинной земли верхушкой чиновничества приводит в VI—V вв. до н. э. к росту частного землевладения и увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые пополняли ряды попавших в долговое рабство. Высший социальный слой состоял из титулованной знати, ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства — ремесленников. Различия между социальными слоями находили выражение и в праве. «Благородные» противопоставлялись законом и традицией как «подлым», так и «простонародью». Если закон нарушал человек «благородного происхождения», то для него полагался денежный штраф. Если простого общинника подозревали в преступлении и его вина была доказана, то за незначительный проступок могло последовать весьма значительное наказание. 4.3. Государственный строй Древнего Китая. Создание первоначального примитивного государственного аппарата в Шан (Инь) связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек и защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства — вана, который обладал значительной властью, и в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей. Основными производителями являлись свободные общинники, которые составляли основную массу населения иньского Китая. Утверждается верховная собственность царя-вана на землю. В истории Древнего Китая V в. до н. э. был переломным. В это время зарождается действие факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Конфуцианство стало идеологическим обоснованием концепции «чиновничьего государства»: чтобы государство процветало, император должен окружить себя мудрыми советниками. Правитель, по мнению Конфуция, должен предстать перед своими подданными в роли строго и заботливого всеобщего отца. Философ защищал точку зрения правителя и его ближайшего окружения, а также лиц, которые за счет своих личных данных, могли стать аристократами и приблизившись к Сыну Неба, могли принимать участие в государственных делах. Конфуций выделил девять принципов управления государством: 1) «самосовершенствование»; 2) проявление почтительности к мудрым; 3) любовь к близким; 4) почитание сановников; 5) проявления внимания ко всем чиновникам; 6) забота о народе; 7) поощрение всех видов ремесел; 8) любезное обращение с людьми издалека; 9) благорасположение к чжухоу — местным правителем уделов. Со времени правления императора Циньской династии Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника — гражданский и военный губернаторы. Вмешательство в дела управления центрального правительства стало повсеместным. Казначейство выпускало единую монету. Налоговое обложение и налоговая политика отличаются разработанностью. При правителях Ханьской династии (II в. до н. э. — II в. н. э.) вводится продажа должностей и система замещения должностей после сдачи экзамена. Они облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникать в государственный аппарат. Государственный экзамен был доступен и детям общинников. Благодаря внутриобщинной консолидации самые талантливые дети могли получить хорошее образование, чтобы потом сдать единый государственный экзамен. Центральная «горизонталь власти» империи включала в себя финансовое, военное, судебное, обрядовое ведомства, ведомства сельского хозяйства, императорского двора и дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни. Государственный аппарат Китая отличался многочисленностью и большим объемом полномочий, что определяло социальную значимость, престиж чиновничества. Древний Китай по праву мог считаться государством чиновников. Финансовое и военное ведомства сложились в VII—IV вв. до н. э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер — чэнсян, который выполнял обязанности первого министра и главного помощника правителя, разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны и государственные расходы, составлял и разрабатывал государственный бюджет. В центральном аппарате становилось все больше узких направлений и все больше узких специалистов. Каждый налог собирали «свои» сборщики. Специализация наблюдалась в других сферах государственного управления. Командующим армией считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления. Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора. Военному ведомству отводилась особая роль. Оно возглавлялось тайвеем, к ведению которого относилось комплектова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|