Цели денежно-кредитной политики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ ПО ЭКОНОМИКЕ ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРОВЕРИЛ: Блюмкин Л.Я. ИСПОЛНИЛ: Батурина Е.Н., Гр. ГиГ- 04-2
ЕКАТЕРИНБУРГ 2011 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 1.2 ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ
Определение места и роли денежно-кредитной политики в структуре экономической политики государства заслуживает особого внимания. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей государственной экономической политики, включающей также структурную, бюджетно-налоговую и внешнеэкономическую политику. Часть проблем экономики контролируется государством, остальные должны решаться путем рыночного саморегулирования. Центральный банк выполняет свою часть экономической политики государства - денежно-кредитную регулирование. Однако оно эффективно только в том случае, если адекватно подкрепляется бюджетно-налоговыми и структурными мерами в рамках государственной экономической политики. Поэтому в области принятия стратегических решений необходима ясная координация действий всех органов государственного управления. Банк России осуществляет денежно-кредитное регулирование с помощью инструментов, которые закреплены за ним законодательно. Однако специфика современной российской экономики, в том числе определенная сегментация и существенное сжатие финансовых рынков в посткризисный период, препятствуют широкому применению инструментов денежно-кредитной политики и распространению их влияния на экономику. Сегментация финансовых рынков означает, что каждый финансовый инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и практически не может быть заменен другими инструментами.
Целью данной работы является рассмотрение инструментов денежно-кредитной политики и анализ состояния денежно-кредитного регулирования на данный момент.
1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Целью денежно-кредитной политики выступает: достижение финансовой стабилизации - в первую очередь снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. Теоретические исследования и опыт сходятся во мнении, что наиболее эффективной является система, при которой центральный банк независим, основная цель его деятельности определена однозначно, является приоритетной по отношению ко всем другим и состоит в обеспечении внутренней стабильности стоимости денег. Такой выбор обусловлен рядом причин. Во- первых, инфляция находится в зоне контроля органов денежно - кредитного регулирования. Вот вторых, стабильность национальной валюты является тем фактором, который воздействует на реальные аспекты экономики, а именно потребление, инвестиции, внешнюю торговлю, активность национальной экономики и уровень занятости населения и т.д. и дает возможность экономике развиваться эффективно и бесперебойно, создавая благоприятные условия для накопления и инвестирования средств. Другими словами обеспечение стабильности стоимости денег это лучшее, что Центральный Банк может сделать для общества. Именно по этому во всем мире Центральные Банки объявляют снижение инфляции и обеспечение стабильности цен своей главной задачей.
ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции, а также стабильности цен. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства занятости и уровня цен, т.е. вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Помимо административных методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.) центральные банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы. Наиболее важными из них являются: • минимальные обязательные резервы; • операции на открытом рынке ценных бумаг; • ставка рефинансирования. Минимальные резервы - это обязательные вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам (вкладам клиентов). Повышение резервной нормы на несколько процентных пунктов снижает величину избыточных резервов и значение денежного мультипликатора, в результате чего возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги уменьшаются. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции. Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.
Политика центрального банка распространяется непосредственно на объекты его контроля - кредиты прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы XX в., и сразу после Второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Например, в США в 1972-1976 гг. норма их варьировалась от 1 до 17,5%. Норма минимальных резервов может изменяться в зависимости как от конъюнктуры, так и от вида и величины вкладов. В ФРГ для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно, резервная норма установлена в размере 30%, для срочных вкладов- 20%, а для сберегательных- 10%. Операции на открытом рынке сводятся к покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг - в период высокой конъюнктуры, когда коммерческие банки особенно активно занимаются кредитованием, центральный банк выбрасывает на рынок ценных бумаг государственные облигации по выгодным ценам. Если их покупают сами коммерческие банки, это означает непосредственное сокращение объемов кредитования. Если же их покупают частные лица или фирмы, то сокращаются размеры их банковских вкладов, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков, В обоих случаях происходит сокращение денежного предложения MS. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приводит к увеличению MS. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту. Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики (рефинансирование). Главное ее отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка.
Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в 20-ых годах в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и на Западе. В настоящее время операции на открытом рынке считаются ключевым средством контроля денежного предложения. В этом качестве не выступают минимальные резервы, т.к. операции на открытом рынке более гибки, к тому же минимальные резервы сродни налогам, нельзя их увеличивать до бесконечности. Ставка рефинансирования - это ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам. Применение этого инструмента базируется на том, что коммерческие банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы путем привлечения средств центрального банка, Повышение ставки рефинансирования, естественно, делает рефинансирование, осуществляемое центральным банком, менее привлекательным и при прочих равных условиях приводит к снижению кредитной активности. Снижение ставки рефинансирования дает противоположный результат. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке. Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета (ПС, или ПС) называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. На данном рисунке схематично показано, как в два этапа осуществляется политика переучета векселей. Центральный банк покупает вексель по цене Ц, при этом долговое обязательство передается центральному банку, коммерческий банк получает плату за продажу векселя - Ц. При наступлении срока платежа коммерческий банк выступает в роли покупателя, приобретая вексель по цене учета К, при этом коммерческий банк заинтересован в том, чтобы покупка векселей центральным банком осуществлялась по цене Ц, которая почти не отличается от цены учета К, т.е. чтобы разница К-Ц была минимальной. Это достигается в том случае, если ставка переучета (рефинансирования) будет наиболее низкой. Если ставка переучета равна нулю, то Ц сравнивается с К. Повышение ставки переучета будет снижать объем переучета векселей, поскольку оно вызовет удорожание этой операции для коммерческих банков. Этот инструмент монетарной политики - самый старый. В США он применяется с 1913 г. Используется он и в нашей стране, более того, на первых порах (в начальный период развития двухуровневой банковской системы в России) это было единственное активно применяемое средство в деятельности Центрального банка РФ. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 г. ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210% в октябре 1993 г. Другими инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: • процентные ставки по операциям Банка России и других банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При этом Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для регулирования рыночных процентных ставок и укрепления курса рубля; • валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, проведение валютных интервенций); • установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; • прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Перечисленный инструментарий не был изобретением Центрального банка и соответствует используемому в мировой практике. Однако специфика современной российской экономики, в том числе определенная сегментация и существенное сжатие финансовых рынков в посткризисный период, препятствуют широкому применению инструментов денежно-кредитной политики и распространению их влияния на экономику. Сегментация финансовых рынков означает, что каждый финансовый инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и практически не может быть заменен другими инструментами. Реально действующими являются в настоящее время нормативы обязательных резервов, рефинансирование (в части проведения депозитных операций), валютное регулирование.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ
В большинстве европейских стран обязательные резервы применяются как инструмент денежно-кредитной политики. Вместе с тем в некоторых странах обязательные резервы не применялись. Например, среди членов ЭВС по состоянию на 1994 г. обязательные резервы не использовались в двух из 11 стран (Бельгии и Люксембурге). При этом Национальный банк Бельгии отказался от применения данного инструмента только в начале 90-х гг. В Великобритании обязательные резервные требования не использовались в качестве инструмента денежно-кредитной политики. В некоторых странах (Голландия, Греция, Ирландия, Италия) по обязательному резервированию предусматривалась возмездность. В Греции и Италии осуществлялась частичная выплата процентов по обязательным резервам. В настоящее время единый норматив обязательных резервных требований Европейского центрального банка составляет 2% (при юридически установленном диапазоне возможных колебаний 0-10 %). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации и порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров. Предусматривается, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случаях нарушения нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования. На обязательные резервы проценты не начисляются.
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Проведение Банком России денежно-кредитной политики в современных условиях связано с необходимостью повышения действенности ее инструментария, чему могли бы способствовать следующие меры. · Совершенствование процентной политики Недостаточно эффективен в настоящее время такой важный инструмент денежно-кредитной политики, как процентная политика Банка России. Намерения Центрального банка известны: стремление к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне (выше уровня инфляции), стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и, соответственно, экономический рост. Система процентных ставок Банка России во многом соответствует мировой практике. В эту систему входят ставка рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России с кредитными организациями. Экономический рост в России в последние годы при относительно невысоком уровне инфляции свидетельствует о рациональности складывающегося текущего уровня процентных ставок. Вместе с тем для повышения роли денежно-кредитной политики в развитии экономики требуется расширить значение банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит придать процентным ставкам более весомые функции в регулировании экономической деятельности. Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации, она выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке центральным банком сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и таким образом оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. В конце 90-х гг. прослеживалась явная тенденция к снижению влияния ставки рефинансирования на объем денежной массы, так как в период финансового кризиса Банку России приходилось использовать данную ставку в качестве инструмента экстренной поддержки, рынка ГКО-ОФЗ. Наиболее значимую роль в настоящее время играют ставки по депозитным операциям и операциям с облигациями банка России с коммерческими банками, в результате использования которых осуществляется абсорпирование свободной банковской ликвидности. Увеличение гибкости процентной политики Банка России проявилось в более активном применении аукционных схем. В течение 2008 г. состоялось 6 ломбардных кредитных аукционов и 5 депозитных аукционов. Хотя объем средств, предоставленных банкам на кредитных аукционах, был невелик, ставка кредитных аукционов наряду с депозитными ставками Банка России была одним из ключевых индикаторов, влиявших на формирование ставок межбанковского кредитного рынка. Росту гибкости процентной политики Банка России способствовало также возвращение на рынок еще одного инструмента регулирования ликвидности - облигаций Банка России, и, соответственно, снижении спроса на депозиты Банка России. Обороты операций по депозитам ЦБ РФ в 2008 г. сократились больше чем на 30% по сравнению с 2007 г.. В то же время в условиях снижения банковской ликвидности в конце года рос спрос на кредиты ЦБ РФ, обороты по которым в 2008 г. по сравнению с предшествующим годом возросли более чем в 3 раза. Снижение инфляции (18,6% в 2008 г, против 20,1%. в 2007 г.) способствовало дальнейшей стабилизации реальных ставок по основным финансовым инструментам. В среднесрочной перспективе Банку России в области процентной политики следует направить усилия на следующие цели: содействие формированию о6ьективного уровня процентных ставок в экономике в целях регулирования совокупного спроса в соответствии с ориентирами ДКП и определение вида ставки, оказывающей наиболее значимое влияние на экономику (на основе анализа влияния процентных ставок по его инструментам на ставки денежного рынка, на уровень доходности других секторов финансового рынка, а также на экономическую динамику). · Проведение рациональной, экономически обоснованной валютной политики Согласно основным направлениям денежно-кредитной политики одной из главных проблем является сохранение тенденции укрепления реального курса рубля при соблюдении баланса интересов экспортеров и импортеров, финансового и реального секторов экономики, государства и хозяйствующих субъектов. Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что объем золотовалютных резервов Российской Федерации по состоянию на 23 мая 2010 года составил 63,1 млрд. долларов США против 59,9 млрд. долларов США на 16 мая 2010 года. Темп их роста опережает рост объема денежной базы благодаря стабилизации ситуации на валютном рынке. Однако процесс роста международных ликвидных резервов сопровождается увеличением денежной массы, что порождает такую проблему, как необходимость стерилизации Банком России свободной ликвидности банковской системы. Известен ряд способов борьбы с инфляционными последствиями роста золотовалютных резервов. Одним из них является «квэзистерилизация»: благодаря профициту бюджета на счетах бюджетов всех уровней в ЦБ РФ концентрируются значительные суммы (в конце 2008 г. - около 70 млрд руб.). Таким образом, часть потенциального спроса изымается из экономики. · Повышение гибкости депозитной политики Банка России Гибкая депозитная политика Центрального банка предполагает предоставление банкам более широкого выбора сделок, эффективное управление депозитными ставками, увеличение срочности депозитных операций, а также расширение возможностей участия региональных банков в депозитных операциях. Для этого целесообразно совершенствовать действующий механизм проведения указанных операций с тем, чтобы с их помощью регулировать не только краткосрочную ликвидность банков, но и использовав этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде. значимые изменения произошли на рынке с введением нового депозитного инструмента Банка России - депозита до востребования, позволяющего банкам проводить более гибкую инвестиционную политику и упростить процедуры управления краткосрочной ликвидностью. · Активизация операций на открытом рынке В 2009 г. Банк России приступил к проведению операций по продаже с обязательством обратного выкупа находящихся в его собственности отдельных выпусков государственных ценных бумаг (ОФЗ с постоянным купонным доходом, величина которого зависит от уровня инфляции). Продажа облигаций осуществляется в форме аукциона, в котором участвуют кредитные организации. После проведения аукциона проданные облигации обращаются на рынке. В период обращения облигаций Банк России может проводить дополнительные аукционы по продаже облигаций, а также выступать в качестве дилера, покупая и продавая облигации от своего имени и за свой счет. Проведенные аукционы показали определенный интерес банков к новому инструменту денежно-кредитной политики, хотя объем операций пока был невелик. Вместе с тем этот шаг вряд ли может решить проблему полноценного функционирования открытого рынка. Необходимо, чтобы правительство переоформило достаточную часть портфеля государственных ценных бумаг Банка России в облигации с рыночными характеристиками с целью активного применения операций на открытом рынке как для стерилизации, так и для временного пополнения банковской ликвидности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На эффективность денежно-кредитной политики влияют разнообразные факторы, что нельзя не учитывать при принятии стратегических и тактических решений в этой области. Она во многом зависит от согласованности действий правительства и Центрального банка в бюджетной сфере, в том числе в сфере управления внутренним и внешним долгом. Для России это весьма острая проблема, решение которой обеспечивает макроэкономическую стабильность и достижение цели денежно-кредитной политики по инфляции. Важный фактор эффективности денежно-кредитной политики - наличие современного, развитого банковского сектора, поскольку он выступает одним из основных проводников в трансмиссионном механизме связи между решениями в области денежно-кредитной политики и состоянием реальной экономики. Другой, не менее важный фактор - доверие общества к Центральному банку и проводимой им политике. Задача же центрального банка - правильно подбирать инструментарий для проведения денежно-кредитной политики в соответствующих условиях. Наиболее важными из них являются минимальные обязательные резервы, операции на открытом рынке ценных бумаг и ставка рефинансирования. Учетная ставка рефинансирования - это процентная ставка, в соответствии с которой Центробанк предоставляет кредиты коммерческим банкам для поддержания текущей ликвидности (с 21.06.2010 - 16%). Ставка рефинансирования является индикатором процентной, депозитной и кредитной политики на рынке банковских ресурсов. Однако задачей ставки рефинансирования не является влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке. Рефинансирование банков в январе-июне текущего года осуществлялось путем регулярного предоставления банкам кредитов «овернайт», задолженность по которым оставалась на невысоком уровне. Минимальные резервы - это обязательные вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам (вкладам клиентов). Предусматривается, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. В России с 1.01.2007 г. норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях составил 7%, по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%. Операции на открытом рынке сводятся к покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Проведенные аукционы показали определенный интерес банков к новому инструменту денежно-кредитной политики, хотя объем операций пока был невелик. Опыт применения инструментов денежно-кредитной политики в 2009 году продемонстрировал необходимость поиска такого набора инструментов, который мог бы применяться с одинаковой эффективностью при разных состояниях денежно-кредитной сферы и способствовать достижению целей денежно-кредитной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ денежная кредитная политика 1 Закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2009 №86-ФЗ Бажан А.И. Эффективна ли денежно-кредитная политика России?// Банковское дело. - 2009. - №1. Голикова Ю.С. Современные задачи и условия проведения Банком России денежно-кредитной политики// Банковское дело. - 2009. - №9. Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. - М.: Финансы и статистика, 2008. Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики// Банковское дело. - 2009. - №5. Маневич В.Е. Денежно-кредитная политика и экономическая динамика в России// Бизнес и банки. - 2010. - №7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год// Деньги и кредит. - 2009. - №12.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|