Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управленческие меры обеспечения информационной безопасности




Главная цель мер, предпринимаемых на управленческом уровне, — сформировать программу работ в области информационной безопасности и обеспечить ее выполнение, выделяя необходимые ресурсы и контролируя состояние дел.

Политика безопасности. Основой программы является политика безопасности, отражающая подход организации к защите своих информационных активов. Под политикой безопасности понимают совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации.

С практической точки зрения политику безопасности целесообразно подразделить на три уровня.

К верхнему уровню можно отнести решения, затрагивающие организацию в целом. Они носят весьма общий характер и, как правило, исходят от руководства организации. Политика верхнего уровня должна четко очерчивать сферу своего влияния. Возможно, это будут все компьютерные системы организации. Возможна, однако, и такая ситуация, когда в сферу влияния включаются лишь наиболее важные системы.

К среднему уровню можно отнести вопросы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности, но важные для различных систем, эксплуатируемых организацией. Примеры таких вопросов — отношение к передовым (но, возможно, недостаточно проверенным) технологиям, доступ к Internet (как сочетать свободу получения информации с защитой от внешних угроз?), использование домашних компьютеров, применение пользователями неофициального программного обеспечения.

Политика безопасности нижнего уровня относится к конкретным сервисам. Она включает в себя два аспекта — цели и правила их достижения, поэтому ее порой трудно отделить от вопросов реализации. В отличие от двух верхних уровней, рассматриваемая политика должна быть гораздо детальнее. Есть много вещей, специфичных для отдельных сервисов, которые нельзя единым образом регламентировать в рамках всей организации. В то же время эти вещи настолько важны для обеспечения режима безопасности, что решения, относящиеся к ним, должны приниматься на управленческом, а не техническом уровне.

Программа безопасности. После того, как сформулирована политика безопасности, можно приступать к составлению программы ее реализации и собственно к реализации.

Проведение политики безопасности в жизнь требует использования трех видов регуляторов — управленческих, операционных и программно-технических. Рассмотрим управленческий аспект программы безопасности.

Чтобы понять и реализовать любую программу, ее целесообразно структурировать по уровням, обычно в соответствии со структурой организации. В простейшем и самом распространенном случае достаточно двух уровней — верхнего, или центрально, который охватывает всю организацию, и нижнего, или сервисного, который относится к отдельным сервисам или группам однородных сервисов.

Программу верхнего уровня возглавляет лицо, отвечающее за информационную безопасность организации. У этой программы, следующие главные цели:

§ управление рисками (оценка рисков, выбор эффективных средств защиты);

§ координация деятельности в области информационной безопасности, пополнение и распределение ресурсов;

§ стратегическое планирование;

§ контроль деятельности в области информационной безопасности.

Цель программы нижнего уровня — обеспечить надежную и экономичную защиту конкретного сервиса или группы однородных сервисов. На этом уровне решается, какие механизмы защиты использовать, закупаются и устанавливаются технические средства, выполняется повседневное администрирование, отслеживается состояние слабых мест и т. п. Обычно за программу нижнего уровня отвечают администраторы сервисов.

5. процедуный урововень информационной безопасности

Меры безопасности процедурного уровня ориентированы на людей, а не на технические средства. Именно люди формируют режим информационной безопасности, и они же оказываются главной угрозой, поэтому «человеческий фактор» заслуживает первостепенного внимания. Сюда входят следующие вопросы:

A. управление персоналом;

B. физическая защита;

C. поддержание работоспособности;

D. реакция на нарушения режима безопасности;

E. планирование восстановительных работ.

Управление персоналом начинается с приема нового сотрудника на работу и даже раньше — с составления описания должности. Уже на этом этапе желательно привлечение специалиста по информационной безопасности для определения компьютерных привилегий, ассоциируемых с должностью. Существует 2 общих принципа, которые следует иметь в виду:

• разделение обязанностей;

• минимизация привилегий.

Принцип разделения обязанностей предписывает как распределять роли и ответственность, чтобы один человек не мог нарушить критически важный для организации процесс. Например, нежелательна ситуация, когда платежи от имени организации выполняет один человек. Надежнее поручить одному сотруднику оформлять заявки на платежи, а другому — заверять эти заявки.

Принцип минимизации привилегий предписывает выделять пользователям только те права доступа, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей. Назначение этого принципа очевидно — уменьшить ущерб от случайных или умышленных некорректных действий пользователей.

Проблема обучения — одна из центральных с точки зрения информационной безопасности. Если сотрудник не знаком с политикой безопасности своей организации, он не может стремиться к достижению сформулированных в ней целей. Если он не знает мер безопасности, он не сможет их соблюдать. Напротив, если сотрудник знает, что его действия протоколируются, он, возможно, воздержится от нарушений.

Физическая защита. Безопасность компьютерной системы зависит от окружения, в котором она работает. Следовательно, необходимо принять меры для защиты зданий и прилегающей территории, поддерживающей инфраструктуры и самих компьютеров.

Известны следующие направления физической защиты:

• физическое управление доступом;

• противопожарные меры;

• защита поддерживающей инфраструктуры;

• защита от перехвата данных;

• защита мобильных систем.

Меры физического управления доступом позволяют контролировать и при необходимости ограничивать вход и выход сотрудников и посетителей. Контролироваться может все здание организации и, кроме того, отдельные помещения, например, те, где расположены серверы, коммуникационная аппаратура. Средства физического управления доступом известны давно — это охрана, двери с замками, перегородки, телекамеры, датчики движения и многое другое.

Противопожарные меры. Необходима установка противопожарной сигнализации и автоматических средств пожаротушения. Обратим также внимание на то, как защитные меры могут создавать новые слабости. Если на работу взят новый охранник, это, вероятно, улучшает физическое управление доступом. Если же он по ночам курит и пьет, то повышенная пожарная опасность делает его скорее врагом, чем другом организации.

К поддерживающей инфраструктуре можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникаций. В принципе к ним применимы те же требования целостности и доступности, что и к информационным системам. Для обеспечения целостности нужно защищать оборудование от краж и повреждений. Для поддержания доступности целесообразно выбирать оборудование с максимальным временем наработки на отказ, дублировать ответственные узлы, всегда иметь под рукой запчасти.

Перехват данных может осуществляться самыми разными способами: подсматриванием за экраном монитора, чтением пакетов, передаваемых по локальной сети, улавливанием стука иголок матричного принтера или кнопок на клавиатуре, анализом побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН). К сожалению, некоторые способы перехвата данных, такие как анализ ПЭМИН, относительно доступны и дешевы, а бороться с ними трудно и дорого. Остается уповать на то, что для коммерческих систем обеспечение конфиденциальности не является главной задачей, пытаться держать под контролем линии связи (например, заключать их в надувную оболочку с обнаружением прокалывания) и разместиться в тихом особняке, поодаль от других домов.

Мобильные и портативные компьютеры — заманчивый объект кражи. Их довольно часто оставляют без присмотра, в автомобиле или на работе, и унести и спрятать такой компьютер весьма несложно. Следует настоятельно рекомендовать шифрование данных на жестких дисках ноутбуков и лэптопов.

Поддержание работоспособности включает в себя действия, направленные на поддержание компьютерных систем, имеющих отношение к информационной безопасности. Как ни странно, именно здесь таится наибольшая опасность. Нечаянные ошибки системных администраторов и пользователей грозят повреждением аппаратуры, разрушением программ и данных; «в лучшем случае» создаются слабости, облегчающие реализацию угроз.

Недооценка факторов безопасности в повседневной работе — ахиллесова пята многих организаций. Дорогие средства безопасности теряют смысл, если они плохо документированы, конфликтуют с другим программным обеспечением, а пароль системного администратора не менялся с момента установки.

Можно выделить следующие направления повседневной деятельности:

• поддержка пользователей;

• поддержка программного обеспечения;

• конфигурационное управление;

• резервное копирование;

• управление носителями;

• документирование;

• регламентные работы.

Поддержка пользователей состоит в консультировании и в оказании помощи при решении разного рода проблем. Иногда в организациях создают для этой цели специальный «стол справок», чаще от пользователей отбивается системный администратор. Очень важно в потоке вопросов, ум­ных и не очень, уметь выявлять проблемы, связанные с инфор­мационной безопасностью.

Поддержка программного обеспечения — одно из важнейших средств обеспечения целостности информации. Прежде всего, необходимо контролировать, какое программное обеспечение выполняется на компьютерах. Если пользователи могут устанавливать программы по своему усмотрению, это чревато заражением вирусами, а также появлением утилит, действующих в обход защитных средств. Например, на любой персональный компьютер, подключенный к сети Internet, можно установить программу — сетевой анализатор, позволяющую отслеживать весь сетевой трафик. Обладатель такой программы может довольно быстро «выловить» пароли других пользователей и системных администраторов, получив тем самым по существу неограниченный доступ к сетевым ресурсам.

Конфигурационное управление позволяет контролировать и фиксировать изменения, вносимые в программную конфигурацию. Необходимо застраховаться от случайных или непродуманных модификаций, уметь как минимум возвращаться к прошлой, работающей версии. Далее, фиксация изменений позволит легко восстановить текущую версию после аварии. Лучший способ уменьшить количество ошибок в рутинной работе — в максимальной степени автоматизировать ее. Хорошим примером являются развитые средства конфигурационного управления, когда одним нажатием можно вызвать внесение или откат сотен согласованных изменений.

Резервное копирование необходимо для восстановления программ и данных после аварий. Здесь также целесообразно автоматизировать работу, как минимум сформировав компьютерное расписание выполнения полных и инкрементальных копий, а как максимум воспользовавшись безлюдной технологией фирмы Hewlett-Packard. Нужно также наладить размещение копий в безопасном месте, защищенном от пожаров и иных угроз. К резервному копированию следует относиться как к осознанной необходимости — стоит хоть на день отступить от расписания и неприятности не заставят себя ждать.

Управление носителями служит для обеспечения физической защиты и учета дискет, CD, лент, печатных выдач и т. п. Управление носителями должно обеспечить конфиденциальность, целостность и доступность информации, хранящейся вне компьютерных систем. Под физической защитой здесь понимается не только отражение попыток несанкционированного доступа, но и предохранение от вредных влияний окружающей среды (жары, холода, влаги, магнетизма). Управление носителями должно охватывать весь жизненный цикл дискет и лент — от закупки до выведения из эксплуатации.

К управлению носителями можно отнести и контроль потоков данных, выдаваемых на печать. Здесь поучительно отметить необходимость сочетания различных механизмов информационной безопасности. Программные средства позволяют направить конфиденциальные данные на определенный принтер, но только меры физической защиты способны гарантировать отсутствие посторонних у этого принтера.

Документирование — неотъемлемая часть информационной безопасности. В виде документов оформляется почти всё — от политики безопасности до журнала учета дискет, но, чтобы документация была актуальной, отражала текущее, а не прошлое состояние дел, причем отражала в непротиворечивом виде. Здесь необходим правильный технологический подход, когда документы печатаются и сшиваются способом, облегчающим внесение изменений.

К хранению некоторых документов (содержащих, например анализ системных слабостей и угроз) применимы требования обеспечения конфиденциальности, к другим, таким как план восстановления после аварий — требования целостности и доступности (план необходимо найти и прочитать).

Регламентные работы — очень серьезная угроза безопасности. Лицо, осуществляющее регламентные работы, получает исключительный доступ к системе, и на практике очень трудно проконтролировать, какие именно действия совершаются. Здесь на первый план выходит степень доверия к тем, кто выполняет работы. Лет двадцать назад, очевидно, предвидя волну публикаций по сертификации, Кен Томсон, один из создателей ОС UNIX, написал, что нужно верить или не верить не программам, а людям, которые пишут эти программы. Если в общем виде данное утверждение можно оспорить, то применительно к регламентным работам оно абсолютно справедливо.

Реакция на нарушения режима безопасности

Программа безопасности, принятая организацией, должна предусматривать набор оперативных мероприятий, направленных на обнаружение и нейтрализацию вторжений хакеров и зловредного кода. Важно, чтобы в подобных случаях последовательность действий была спланирована заранее, поскольку меры нужно принимать срочные и скоординированные.

Реакция на нарушения режима безопасности преследует две главные цели:

• блокирование нарушителя и уменьшение наносимого вреда;

• недопущение повторных нарушений.

В организации должен быть человек, доступный 24 часа в сутки (лично, по телефону, или электронной почте), отвечающий за реакцию на нарушения. Все должны знать координаты этого человека и обращаться к нему при первых признаках опасности. В общем, нужно действовать, как при пожаре: знать, куда звонить, и что делать до приезда пожарной команды. Правда, пользователя может удержать от вызова помощи сознание собственной вины и боязнь наказания, если он сам принес на работу зараженную дискету. Для таких случаев целесообразно предусмотреть процедуру анонимного вызова, поскольку лучше не наказать одного виновного, чем допустить распространение последствий нарушения.

Важность быстрой и скоординированной реакции можно продемонстрировать на следующем примере. Пусть локальная сеть предприятия состоит из двух сегментов, администрируемых разными людьми. Пусть, далее, в один из сегментов был внесен вирус. Почти наверняка через несколько минут (или, в крайнем случае, несколько десятков минут) вирус распространится и на другой сегмент. Значит, меры нужны немедленные. Далее, вычищать вирус нужно одновременно в обоих сегментах; в противном случае сегмент, вычищенный первым, заразится от другого а затем вирус вернется и во второй сегмент.

Для недопущения повторных нарушений необходимо анализировать каждый инцидент, выявлять причины, накапливать статистику. Каковы источники зловредного кода? Какие пользователи имеют обыкновение выбирать слабые пароли? На подобные вопросы и должны дать ответы результаты анализа.

Хотя «реактивный» подход к информационной безопасности недостаточен, но некоторая обратная связь все же должна существовать. Заранее все предусмотреть невозможно. Появляются новые вирусы, совершенствуются приемы нападения, новые системы приносят с собой новые угрозы. Кто-то в организации должен отслеживать этот процесс, принимать краткосрочные меры и корректировать программу безопасности для принятия долгосрочных мер.

6. программно–технический урововень информационной безопасности

Основные программно-технические меры

Программно-технические меры образуют последний и самый важный рубеж информационной защиты. Напомним, что основ­ную часть ущерба наносят действия легальных пользователей, по отношению к которым операционные регуляторы не могут дать решающего эффекта. Главные враги — некомпетентность и неаккуратность при выполнении служебных обязанностей, и только программно-технические меры способны им противостоять.

Компьютеры помогли автоматизировать многие области человеческой деятельности. Вполне естественным представляется желание возложить на них и обеспечение собственной безопасности. Даже физическую защиту все чаще поручают не охранни­кам, а интегрированным компьютерным системам, что позволяет одновременно отслеживать перемещения сотрудников и пространству предприятия, и по информационному пространству

Для поддержания режима информационной безопасности особенно важны программно-технические меры, поскольку основная угроза компьютерным системам исходит от самих этих систем (сбои оборудования, ошибки программного обеспечения, промахи пользователей и администраторов и т. п.).

Ключевые механизмы безопасности программно-технического уровня:

• идентификация и аутентификация;

• управление доступом;

• протоколирование и аудит;

• криптография;

• экранирование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...