Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 18. Биосфера и место в ней человека. 1. Демографическая история человечества




ЛЕКЦИЯ 18

БИОСФЕРА И МЕСТО В НЕЙ ЧЕЛОВЕКА

ПЛАН:

1. Демографическая история человечества

1. 1 Рост населения в развитых и развивающихся странах

1. 2 Прогнозы роста численности населения в будущем

1. 3 Экологическая ниша человека

2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

1) История антропогенных экологических кризисов

2) Классификация природных ресурсов

2. 1 Экологические проблемы, связанные с нарушением атмосферы

2. 1. 1. Проблема парникового, или тепличного, эффекта

2. 1. 2. Проблема озонового экрана

2. 1. 3. Кислотные осадки

2. 2. Экологические проблемы, связанные с водными ресурсами

2. 2. 1. Источники и объемы потребления  воды

2. 2. 2. Загрязнение воды

2. 2. 3. Эвтрофирование водоемов

2. 3. Проблемы, связанные с земельными ресурсами

 

1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Несмотря на недостаточность исторических документов до 1650 г., различные палеонтологические и археологические данные позволили получить довольно реальные оценки численности населения Земли даже для палеолита.

Австралопитеки, а затем палеоантропы появились в Африке примерно 4 млн лет назад, и их численность не превышала 125 тыс. индивидуумов. В среднем и нижнем палеолите количество населения возрастало медленно, и племена постепенно занимали весь Старый Свет. 100 тыс. лет назад население Земли достигло первого миллиона.

Новый Свет был заселен в течение верхнего палеолита. В конце этого периода (т. е. 10 тыс. лет назад), на заре неолита, население Земли приблизилось к 5 млн.

Зарождение первого оседлого земледельческого общества, которое характерно для этого времени, сопровождалось резким увеличением численности населения, достигшей 150 млн человек ко времени образования Римской империи.

С начала нашей эры продолжался рост населения. Хотя в это время тенденция к увеличению населения сохранялась, наблюдались и значительные колебания. Различные факторы влияли на смертность людей, причем главную роль играли войны, голод и эпидемии (чума, холера, тиф, оспа и др. ). Политика порождала войны и конфликты, что влекло за собой катастрофы. Однако были и другие причины голода и болезней: возросшая плотность населения как в странах Запада, так в Китае и Индии, отсталость сельскохозяйственного производства и великое переселение народов, которые способствовали распространению эпидемий, особенно начиная с эпохи Великих географических открытий.

С XVIII в. отмечается сильный демографический рост. Он явился результатом введения новых сельскохозяйственных культур, например картофеля, и использования техники, которая повышала эффективность земледелия. Это увеличение численности происходило несмотря на продолжающиеся голод, эпидемии (эра Пастера еще не наступила), войны.

С наступлением эры Пастера было исключено большое число факторов массовой смертности и население планеты стало расти еще более быстрыми темпами.

Демографы отмечают три глобальных всплеска численности населения планеты.

Первый связан с началом охоты на крупных животных и расселением человека в конце плейстоцена. Второй произошел около 10 тыс. лет назад после появления земледелия, когда численность людей достигла 5-10 млн. И всего несколько столетий назад, с наступлением промышленной революции, начался третий всплеск численности, продолжающийся до настоящего времени.

По оценкам специалистов, к началу новой эры на Земле проживало примерно около 200-300 млн человек. За последующие 1, 5 тыс. лет численность удвоилась и достигла примерно 500-600 млн. К 1830 г. население планеты составляло 1 млрд. Промежуток времени, необходимый для прироста очередного миллиарда, становился все меньше: 1930 г. – 2 млрд, 1960 г. - 3 млрд, 1975 г. - 4 млрд, 1987 - 5 млрд, 1999 г. - 6 млрд, 2011 г. - 7 млрд. Как видно, интервал между приростом каждого из трех последних миллиардов человек сократился до 12 лет.

1. 1. РОСТ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Темпы роста численности населения в разных станах и в разные исторические периоды отличались. С середины XVIII в. и до начала XIX в. численность населения росла в тех странах, которые сегодня относятся к категории развитых стран, таких как США и Великобритания. Но с 1950 г. центр роста численности населения переместился в развивающиеся страны.

Понятия «развитые страны» и «развивающиеся страны» характеризуют уровень промышленного развития тех или иных стран. При доходах на душу населения ниже 410 долл. США в год от валового национального продукта (ВНП) страну относят к разряду развивающихся стран. В Индии, например, в 1985 г. величина ВНП в пересчете на душу населения составляла 260 долл. В США этот показатель за тот же год равнялся 14 тыс. долл.

Динамика численности популяции любого вида, в том числе и Homo sapiens, зависит от соотношения величин рождаемости и смертности. Начиная с середины XVIII в. смертность (число смертей, приходящихся на тысячу человек в год) стала сокращаться. Причины этого одинаковы во всех странах: совершенствование методов лечения и санитарных мероприятий, улучшение ухода за больными, повышение качества питьевой воды и продуктов питания и др.

Снижение смертности продолжалось до середины ХХ в. Одновременно со снижением смертности в развитых странах стало происходить снижение рождаемости (число рождений, приходящихся на тысячу человек в год). Однако в развивающихся странах существенного снижения рождаемости не наблюдалось.

В развивающихся странах рождаемость достигает 30-50 младенцев на тысячу человек в год, тогда как смертность составляет 15 случаев на тысячу человек. В это же время в развитых странах рождаемость снизилась до 10-15, а смертность варьирует в пределах от 6 до 13 случаев на тысячу человек в год.

Разность между рождаемостью и смертностью равна величине естественного прироста, которая позволяет судить о том, насколько быстро увеличивается численность населения. В странах, относящихся к категории развивающихся, эта величина варьирует в пределах 15-30 человек в год на тысячу человек. В развитых странах она значительно ниже, а в некоторых случаях равна нулю.

Однако истинный рост численности определяется не только величиной естественного прироста, но и процессами миграции. Показатель миграции, называемый чистой скоростью иммиграции, представляет собой разность между числом иммигрировавших в страну и числом эмигрировавших из страны. Таким образом, рост численности населения слагается из естественного прироста и чистой скорости иммиграции.

Темпы роста населения даже в развитых странах неодинаковы. Например, в Дании, Швеции, Австрии этот показатель колеблется около нулевого значения. Однако в целом в большинстве развитых стран ежегодный прирост населения близок к 0, 6 % в год, тогда как в развивающихся странах он более 2% в год.

Причины различий скоростей роста населения в развитых и развивающихся странах, по мнению демографов, заключаются в различиях того значения, которое придается детям. Рождение и воспитание детей в семьях развитых стран связано, главным образом, с удовлетворением естественной психологической потребности родителей в радости отцовства и материнства, что не имеет отношения к экономической выгоде. К тому же сегодня в развитых странах воспитание детей требует больших затрат, а разно образные эффективные методы контрацепции стали широко доступны. Все это привело к тому, что семьи, как правило, имеют одного или двоих детей.

Иная ситуация в большей части развивающихся стран, где дети, принимая участие в труде, увеличивают доход семьи, освобождают родителей от некоторых обязанностей и дают им уверенность в обеспеченной старости. В сельских районах Африки, где имеется много пахотных земель, рабочие руки всегда в дефиците. Поэтому более многочисленная семья, способная обработать больше земли, может стать богаче. В некоторых странах Африки частная собственность на землю отсутствует. Человек может владеть урожаем, вырощенным на данном участке земли, но самим участком он не владеет. Распределение же земли часто производится по числу членов семьи, способных ее обработать.

В отличие от западных, в африканских и азиатских странах дети, как правило, не занимают центрального положения в семье. Большая часть семейного бюджета отводится взрослым. Кроме того, дети выполняют домашнюю работу, освобождая от нее родителей, а также работают в поле. Младшие помогают старшим начиная с пятилетнего возраста. Если дети недостаточно большие, чтобы работать в поле, то они нянчат младших братьев и сестер и выполняют отдельные работы по дому.

Среди других факторов, влияющих на рост численности населения, демографы указывают на характер наследования собственности и возможность получения образования. В развитых странах семья — экономическая ячейка общества. Она состоит из отца, матери и детей, наследующих блага, приобретенные трудом родителей. В ряде развивающихся стран Африки мужчина может иметь по нескольку жен, поэтому собственность редко принадлежит мужу и жене и не может переходить от отца к сыну. Каким образом дети будут обеспечивать себя в будущем, при этом игнорируется.

В развитых и некоторых развивающихся странах многие родители имеют право и возможность выбора, как и какое образование получают их дети. Они могут дать образование всем детям, разделив с этой целью доходы семьи между всеми детьми, или дать образование одному, наиболее одаренному, продвигая его по образовательной лестнице. Поэтому в семьях развитых стран часто предпочитают иметь небольшое число хорошо образованных детей. Такие дети, достигнув определенного положения в обществе, оправдывают ожидания родителей, повышая престиж и благосостояние семьи.

Кроме того, в большинстве таких стран существуют законы, запрещающие родителям использовать труд своих детей, и законы, предписывающие детям обязательно посещать школу. Все эти обстоятельства побуждают родителей ограничивать размер семьи, чтобы иметь возможность увеличить свои доходы только за счет собственного труда.

В бедных странах, таких как Бангладеш, родители обычно не имеют возможности выбора. Средства семьи часто столь ограничены, что их не хватает на образование даже одного ребенка, а порой в местности, где проживает семья, нет школы. При таком положении единственным богатством, доступным семье, становятся сами дети.

В развивающихся странах все блага, связанные с наличием детей, не подвергаются инфляции, их ценность остается неизменной.

Как известно, структуру населения той или иной страны можно представлять пирамидами половозрастного состава населения. Для этого все мужское и женское население страны подразделяют на различные возрастные классы. Каждый такой класс будет охватывать лиц, родившихся в пределах одного пятилетнего (реже используется годичный интервал) периода. Так, например, все мужчины и женщины, родившиеся с 1955 по 1959 г., входят в один возрастной класс. Строится серия пирамид, в которых, например, возрастной класс лиц, родившихся в 1955-1959 гг., появляется сначала в основании пирамиды, а затем в последующее пятилетие перемещается на очередную ступень пирамиды.

Пирамиды, отражающие половозрастной состав, отчетливо демонстрируют специфические черты роста численности населения в разных странах. Пирамида возрастного состава населения развивающихся стран (Индия) имеет широкое основание и узкую вершину, что свидетельствует о преобладании младших возрастных классов, как следствие высокой рождаемости. Такую популяцию можно назвать растущей.

Пирамида, отражающая возрастной состав населения Швеции, имеет форму обелиска. Такая форма пирамиды характерна для стран, в которых достигнут баланс между рождаемостью и смертностью. Это означает, что в среднем каждая супружеская пара имеет только двух детей и, таким образом, обеспечивает лишь самовоспроизводство. Возрастное распределение населения в подобных случаях бывает более равномерным. Такую популяцию называют стабильной.

Усредненные показатели рождаемости и смертности не могут со всей точностью отражать конкретную демографическую ситуацию в данной стране, так как в них не учитывается возрастной состав населения. Продемонстрируем это на примере. В 1985 г. общая смертность в Швеции составляла 11 случаев на каждую тысячу человек, тогда как в Мексике этот показатель равнялся лишь 6. Можно допустить, что население Мексики лучше обеспечивается более квалифицированным медицинским обслуживанием. На самом деле различия в этих показателях связаны с преобладанием в Мексике доли младших возрастных классов. При этом число людей старше 65 лет, подверженных естественной смертности от старости, составляет всего 4 % общей численности населения, тогда как в Швеции эта доля равна 17 %. К тому же средняя продолжительность жизни в Швеции достигает 75, а в Мексике – примерно 66 лет.

Более точным и объективным в этом отношении является показатель рождаемости, потому что доля женщин детородного возраста в структуре населения большинства стран примерно одинакова. В 1980 г. как в Мексике, так и в Швеции доля людей в возрасте от 15 до 49 лет составляла 23% общей численности населения. Проблемы, однако, возникают в тех немногих случаях, когда доля женщин детородного возраста в населении разных стран бывает различной или когда большая часть женщин этого возрастного класса в какой-либо стране приходится на возрастную группу от 20 до 29 лет, т. е. на возраст, наиболее благоприятный для рождения детей.

Более точную оценку рождаемости в стране дает общий показатель фертильности (ОПФ), равный числу всех живорожденных детей, приходящихся на каждую женщину за весь период ее детородного возраста. Этот показатель рассчитывается на основе данных о фертильности на момент его вычисления.

Поскольку величина ОПФ не зависит от доли женщин детородного возраста, а показывает лишь общее число детей, приходящихся на каждую женщину, то показатель ОПФ является более чувствительным индикатором изменений, происходящих в сфере воспроизводства населения, чем общий показатель рождаемости.

В развитых страхах ОПФ близок к величине, равной 1, 9, в развивающихся – 4, 8.

По изменению величины ОПФ можно судить о том, наметилась ли тенденция к снижению размеров семьи в стране до уровня простого воспроизводства или же число детей в семье продолжает оставаться на более высоком уровне, т. е. больше двух.

Чистое воспроизводство (ЧВ) соответствует общему среднему числу забеременевших с благополучным исходом дочерей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода. ЧВ = 1 означает простое воспроизводство, ЧВ > 1 заключает в себе возможность демографического роста. Для того чтобы ЧВ было равно 1, необходима величина общего показателя фертильности более 2, потому что мальчиков рождается чуть больше, чем девочек и, кроме того, не все женщины имеют детей.

Мотивы поведения, определяющие фертильность, являются следствием решений, принятых семьей. Решения выкристаллизовываются в определенном социально-экономическом климате, который создается действенным и долгосрочным влиянием политики правительства в этом вопросе. Такая политика включает установление возраста вступления в брак, запрещение детского труда, совершенствование системы здравоохранения, развитие системы общего образования, улучшение социального положения женщин, предоставление пенсий по старости, поощрение стремления иметь малочисленные семьи, создание условий для грудного вскармливания и расширение сферы услуг в области контрацепции.

В проблеме контроля за ростом населения есть много трудно решаемых сторон этического плана, порождаемых вмешательством в личную жизнь человека и ограничивающих его свободу. Не обсуждая их детально, отметим лишь мнение большинства специалистов-демографов, считающих, что с чисто практической точки зрения программы ограничения размеров семьи будут иметь успех лишь в том случае, если они cтанут привлекательны для каждого.

Только один из непосредственных детерминантов фертильности – возраст вступления в брак – устанавливается в законодательном порядке. Помимо заботы о сохранении здоровья девушек юного возраста, эта мера (вступление в брак в более позднем возрасте) направлена и на сокращение продолжительности детородного периода замужней женщины. В настоящее время наиболее поздний возраст вступления в брак установлен законодательством Китая – самой многочисленной по населению страной мира, в которой проживает четверть всего населения планеты. Поэтому проблема контроля над рождаемостью приобретает огромное значение не только для самого Китая, но и для всего мира в целом.

В этом направлении в Китае предприняты радикальные меры. В стране проводилась кампания под девизом: «В одной семье – один ребенок». В качестве поощрения семьям, подписавшим обязательство иметь одного ребенка, предоставлялся ряд льгот:

бесплатное медицинское обслуживание и школьное образование для единственного ребенка, денежные дотации и дополнительное питание, повышенные пенсии по старости для родителей, льготное техническое обслуживание жилища и, наконец, помощь в трудоустройстве ребенка, когда он станет взрослым. Если же впоследствии в семье, подписавшей такое обязательство, все-таки появлялся второй ребенок, то супруги не только лишались всех привилегий, но и должны были платить большой штраф, равный значительной части семейного бюджета.

Китайская система по регулированию рождаемости принесла свои плоды: рождаемость снизилась на 50 %. Однако возникшие различного рода трудности при внедрении в практику разработанных мер по ограничению рождаемости явились причиной предложенной новой программы, предусматривающей сокращение числа детей до двух и установление десятилетнего интервала между родами. Создание этой программы основывалось на том, что согласно проведенным социологическим опросам 30 % супружеских пар предпочтут иметь только одного ребенка, чтобы не лишиться тех экономических льгот, которые предоставляет правительство однодетной семье.

Сложности по регулированию рождаемости населения в разных странах нередко определяются религиозными мотивами, исторически сложившимися семейными традициями и многими другими факторами.

Темпы прироста населения (ТПН) страны рассчитываются на основе знания величин общего коэффициента рождаемости (ОКР) и общего коэффициента смертности (ОКС) по формуле

 ТПН = 0, 1(ОКР - ОКС) %.

Так, например, если в развитых странах ОКР = 15, а ОКС = 9, а в развивающихся странах ОКР = 31, а ОКС = 10, то ТПН в развитых странах составит 0, 6 %, в то время как ТПН в развивающихся странах будет равен 2, 1 % в год. Зная величины ТПН и численность населения страны, легко рассчитать абсолютный годовой прирост населения.

Важный в демографии показатель – время удвоения (ВУ) численности населения определяют делением числа 70 (величина средней продолжительности жизни) на величину ТПН, выраженной в %. Так, на основании предыдущего примера, для развитых стран ВУ составляет 117 лет (70: 0, 6), для развивающихся – 33 года (70: 2, 1).

Один из показателей среднего уровня жизни – валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения, исчисляемый путем деления ВНП на численность населения. Очевидно, что экономические успехи высокоразвитых стран, где население не растет, прямо сказываются на повышении уровня жизни их граждан, тогда как в менее развитых странах произведенные блага должны распределяться между все большим и большим числом людей, так что уровень жизни в них нередко снижается.

Иначе говоря, реальное экономическое развитие нации с точки зрения обеспечения людей всем необходимым представляет собой разницу между ростом экономики и населения:

экономический рост - рост населения = реальный экономический рост.

Например, если и в США, и в бедной африканской стране Кении экономика растет на 2, 5 % в год, то в США, где темпы роста населения 0, 7 %, реальный экономический рост составит примерно 1, 8 % в год (2, 5 - 0, 7 = 1, 8), а в Кении, где население увеличивается ежегодно на 4 %, экономика отстает от его прироста (2, 5 – 4 = -1, 5).

Кроме того, реальный экономический рост в большинстве развивающихся стран ухудшается огромным внешним долгом. Погашение его требует отдачи значительной части доходов государства, а невозвращение долга ведет к лишению возможности возобновить займы.

Анализируя рождаемость и смертность в высокоразвитых странах за последние 200 лет, демографы заметили четкий переход от «примитивной стабильности» (высокая рождаемость и высокая смертность) к «современной» (низкая смертность и низкая рождаемость). Это называют демографическим переходом, который включает четыре отдельные фазы.

Фаза 1. Ситуация при слабом развитии медицины: уровень рождаемости высок, но детская и младенческая смертность тоже высока, поэтому население если и растет, то медленно.

Фаза II. Общество научилось контролировать заболевания в ранний период жизни человека: смертность резко снизилась, но рождаемость осталась высокой, что вызвало бурный рост населения.

Фаза III. Социальные и (или) экономические изменения приводят к снижению рождаемости. В конце этой фазы численность населения вновь стабилизируется, поскольку снижение младенческой и детской смертности компенсируется низкой рождаемостью.

Фаза IV. Новая стабильная численность населения поддерживается за счет низкой рождаемости и низкой смертности.

В промышленно развитых странах в основном завершилась третья фаза демографического перехода. Что касается развивающихся стран, то они находятся только в самом начале третьей фазы: уровень смертности в них понизился, но рождаемость, хотя и снижается, все еще значительно его превышает.

1. 2. ПРОГНОЗЫ РОСТА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В БУДУЩЕМ

В конце 1970-х гг. появились очевидные признаки снижения темпа роста численности населения и уровня фертильности женщин в развивающихся странах. По данным Бюро переписи населения США, темпы роста населения за год в целом по миру снизились с 1, 99 % в 1960 г. до 1, 71 % в 1995 г. Но при этом в разных регионах снижение роста численности населения проходило разными темпами. Фактически снижение рождаемости отмечалось во всех регионах мира, за исключением регионов, прилегающих к Сахаре.

Замедление темпов роста населения определялось снижением ОПФ. В целом по миру средняя величина ОПФ снизилась с 4, 6 в 1968 г. до 3, 6 в 1987 г. На сегодня более 80% населения планеты проживает в странах, где фертильность продолжает снижаться. За период с 1968 по 1985 г. в 95 из 113 исследованных стран со слаборазвитой экономикой было отмечено снижение фертильности.

Ожидается, что в силу особенностей возрастной структуры населения большинства развивающихся стран (наличие достаточной группы детей, которым предстоит вступить в репродуктивный возраст), в предстоящие годы рождаемость и рост численности населения будет держаться на высоком уровне еще в течение некоторого времени.

Фактор снижения смертности, который играл большую роль в росте населения в прошлом, в будущем уже утратит такое значение. Отчасти это объясняется тем, что возможный предел падения смертности уже достигнут. Другая причина состоит в том, что снижение смертности куда важнее при высокой рождаемости, чем при низкой. При высоком уровне фертильности сохранение жизни одного новорожденного в сущности означает, что по достижении репродуктивного возраста этот ребенок сможет увеличить численность населения на много большее число людей. Если же фертильность держится на низком уровне, то можно ожидать, что дети будут обеспечивать лишь собственное воспроизводство. Сходным образом увеличение продолжительности жизни до 80 лет у индивидуума, который, как предполагалось, должен был прожить 60 лет, приведет к увеличению численности населения лишь на одного человека, поскольку приращенные годы не относятся к репродуктивному периоду.

Совершенно противоположная демографическая ситуация в развитых странах.

В большинстве из них рост численности населения приближается к нулевому значению, а в некоторых странах Европы (в том числе и в Беларуси) уровень фертильности опустился ниже уровня простого воспроизводства и показатели роста численности населения фактически приобрели отрицательное значение (депопуляция). Если эта тенденция сохранится, то она может привести к «вымиранию» нации или, по крайней мере, к снижению ее международного престижа и влияния. Опасения подобного рода заставили некоторые восточноевропейские страны ужесточить либеральные законы об абортах и усилить политику стимулирования рождаемости путем налоговых скидок и предоставления дотаций на образование детей. Однако эти меры лишь в малой степени компенсируют социальные и экономические затраты родителей, поэтому тенденция семьи иметь мало детей сохраняется.

Вторая проблема, возникающая в развитых странах, – старение населения в результате увеличения продолжительности жизни и сокращения рождаемости. В итоге при достижении нулевого или отрицательного роста доля всех старших возрастных групп (за исключением наиболее преклонного возраста) становится большой. Все затраты, требуемые на содержание населения пенсионного возраста, ложатся на трудоспособное население. Подход к решению этих проблем в разных странах различный.

Поскольку доля населения развитых стран около 20 % общей численности и тенденция к снижению этой доли сохраняется, в целом население планеты продолжает стремительно увеличиваться. Сколько же людей будет на земном шаре в будущем?

Согласно краткосрочному прогнозу ООН, самый близкий мыслимый срок достижения пика численности на минимальном уровне 8, 5 млрд человек может быть достигнут не ранее 2050 г. Если представить, что в это время совершится одновременный тотальный переход на однодетную семью, то понадобится по меньшей мере 100 лет, чтобы численность населения планеты снизилась до 2 млрд человек.

1. 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША ЧЕЛОВЕКА

Как известно, ниша в экологии — место вида в экосистеме, определяемое особенностями занимаемого им пространства («адрес») и его жизненного статуса («род занятий» или «профессия»). Под статусом, в свою очередь, понимается отношение к факторам среды, в том числе и взаимоотношения с другими видами, а также иные особенности образа жизни, включающие питание, места размножения и укрытий и т. д. Рассмотрим с этих позиций экологическую нишу человека, ее отличие от других живых существ.

Понятие экологической ниши человека и его разумной деятельности неразрывно связаны. Именно благодаря разуму пространственной нишей человека стала вся Земля, а в настоящее время в значительной мере и космическое пространство. Человек предельно расширил и пищевые границы ниши. Социальные и технические возможности позволили использовать все продукты, представляемые природой. Кроме этого, человек постоянно расширяет объемы и спектр продуктов, получаемых в культурном хозяйстве и промышленных условиях (переработка ресурсов, химический синтез и т. п. ).

Крайне специфична ниша человека по поведенческому статусу. Она больше обусловливается социальными причинами (законы, правила, мораль), чем биологическими критериями и природными факторами. Свою зависимость от природных условий человек свел до минимума. В таких условиях практически не работают механизмы регулирования численности человеческой популяции (гомеостаз), в том числе практически все модифицирующие (абиотические) и регулирующие (биотические) факторы, включая хищничество, паразитизм, территориальность и др.

Другие механизмы гомеостаза (стрессовые явления, миграции и т. п. ) действуют в сильно смягченной форме. Они в значительной мере снимаются социальными условиями (достижения медицины, информационное обеспечение, бытовые условия и пр. ). Важнейший результат этого – взрывообразный рост численности народонаселения и связанные с ним проблемы.

Широкая экологическая валентность (гиперэврибионтность) человека, как и неограниченная экологическая ниша, позволили ему перейти в ранг уникального вида, способного подчинять своим интересам другие виды, уничтожать их. Такие явления чужды видам, существующим в границах экосистем и занимающим определенные места в цепях питания, поскольку уничтожение других видов равносильно самоуничтожению. Это один из парадоксов развития человека как биосоциального существа.

Человек обеспечил свое превращение в гиперэврибионта не за счет биологических механизмов, а за счет технических средств, и поэтому он в значительной мере утратил потенциал биологических адаптаций. В этом причина того, что человек находится в числе первых кандидатов на уход с арены жизни в результате им же вызываемых изменений среды. Отсюда важный вывод: если современная ниша человека — прежде всего результат разумной деятельности, власти над окружением, следовательно, разум должен выступать и основной движущей силой ее изменения.

В связи с этим закономерен вопрос: «Может ли человек изменить свою экологическую нишу, а если может, то как это сделать? ».

Возможности изменения пространственной составляющей экологической ниши человека как гиперэврибионта в пределах Земли практически исчерпаны. Остается космос и другие планеты, но эта далекая перспектива, а проблемы выживания надо решать сегодня.

Реально изменение ниши за счет второй составляющей – образа действия или жизненного статуса – это отказ от подчиненности природы себе и переход к сотрудничеству с ней. Однако за внешней стороной простоты решения вопроса кроются большие трудности, связанные с ограничением потребительских интересов и переходом на новые моральные принципы. Условием их формирования является глубокое осознание реальной экологической ситуации, экологическое образование и научноинформационное обеспечение путей решения проблем на национальном, межгосударственном, межэтническом и международном уровнях. Это, в конечном счете, новый глобальный уровень взаимоотношений человечества с природой, или, другими словами, новая или кардинально измененная экологическая ниша, сформированная на основе разумной деятельности.

В этом сила человека и его слабость по изменению своего отношения к экологической ситуации. С одной стороны, нет природных факторов и механизмов, которые безальтернативно диктовали бы необходимость таких изменений. Значит, есть повод оставить все как есть, придерживаться концепции биологизма («общеэкологические законы за нас все решат») или фатализма («все устроится само собой») и т. п.

С другой стороны, реальная действительность все настойчивее демонстрирует бесперспективность таких концепций и точек зрения, необходимость поиска путей выхода из экологического кризиса, мобилизации усилий и разума для кардинального и быстрого (другие темпы неприемлемы) изменения человеком своего статуса и экологической ниши в целом. Для этого требуется выполнение по крайней мере трех важных условий: 1) накопление, обобщение и предоставление возможности всем членам общества получения информации об экологической ситуации; 2) осознание необходимости изменения жизненного статуса (экологической ниши) не только отдельными индивидуумами, а всем мировым сообществом или, хотя бы в первое время, наиболее влиятельными научными, общественными и правительственными структурами;

3) использование имеющихся и новых технологических и социальных (правовых) механизмов решения глобальных проблем в рамках измененной экологической ниши.

Эти вопросы в конечном счете составляют основную суть современных экологических проблем.

Совокупность условий, в которых живут современные люди, намного шире обычного понимания природной среды наземных животных. Она включает также среду, созданную самим человеком. Окружающая человека среда состоит из четырех неразрывно связанных компонентов-подсистем: а) собственно природной среды – «дикой природы»; б) порожденной агротехникой среды – «второй природы»; в) искусственной среды – «третьей природы»; г) социальной среды.

Природная среда – среда чисто естественного происхождения, имеющая свойства самоподдержания и саморегуляции без воздействия со стороны человека. Таких сред, не преобразованных человеком, в Антарктиде 100 %, Северной Америке – 37, 5 %, СНГ –33, 6 %, Австралии и Океании – 27, 9 %, Африке – 27, 5 %, Южной Америке – 20, 8 %, Азии – 23, 6 %, в Западной Европе – 2, 8 % суши. Это в основном суровые, мало пригодные для жизни человека земли с экстремальными условиями существования.

Среда «второй природы» – все модификации природной среды, искусственно преобразованные людьми и нуждающиеся в постоянном регулирующем воздействии со стороны человека, так как не обладают свойствами самоподдержания и саморегуляции. Это пахотные земли и сельхозугодья, грунтовые дороги, зеленые насаждения (газоны, бульвары, сады, лесопарки, дающие имитацию природной среды). Сюда относят домашних и комнатных животных, культурные растения. Для этой так называемой квазиприродной среды характерен измененный мезоклимат, иной состав организмов в среде, отклонения от естественного состава и физико-химических свойств воздуха, воды, почвы и т. п. Расширение территорий «второй природы» требует все больших усилий и средств по ее поддержанию.

«Третья природа» – весь искусственный мир, созданный человеком, вещественно-энергетически не имеющий аналогов в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления немедленно начинающий разрушаться. Вещества «третьей природы» либо не входят в естественные геохимические циклы, либо входят с трудом. Это асфальт, бетон, стекло, внутреннее пространство мест жизни и работы, транспорта и предприятий, технологическое оборудование, мебель, вся синтетика.

Сюда относят также кондиционированный микроклимат, шумы, электромагнитные поля, проникающая радиация и т. п. Эту среду называют также техногенной. Именно она окружает современного человека.

Среда социальная – культурно-психологический (информационный, в том числе политический) климат, намеренно или непреднамеренно создаваемый для личности, социальных групп или человечества в целом самими людьми, и слагающийся из влияния или непосредственного воздействия людей друг на друга в коллективах либо с помощью изобретенных средств материального, энергетического и информационного воздействия.

Воздействие включает экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группой эталоном (жилье, пища, одежда, другие потребительские товары), гражданские свободы, степень уверенности в завтрашнем дне, моральные нормы общения, свободу самовыражения, возможность пользоваться культурными или материальными ценностями, комфорт сферы услуг и т. д.

Без материальной среды человек не может жить как живое существо, без социальной среды человек не становится человеком в полном смысле этого слова, так как лишается культурного наследия.

Определение среды человека есть в документах ООН и правовых положениях некоторых стран. В Стокгольмской декларации 1972 г. говорится, что человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и обеспечивает интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Поэтому для человеческого благосостояния и осуществления основных прав людей, включая право на жизнь, важное значение имеют два аспекта – природная среда и та, которую создал человек.

Географическое пространство экологической ниши Homo sapiens занимает несколько более 3/4 площади суши (без Антарктиды) и во много раз больше любого другого видового ареала наземных животных. В настоящее время в наиболее густо населенных районах мира, составляющих примерно 7 % площади суши, сосредоточено свыше 70 % населения. Более 90 % людей живет в долинах рек и их притоков на высотах менее 1000 м. Двухсоткилометровую полосу вдоль морских побережий (16 % суши) населяет 50 % людей.

Средняя плотность населения мира около 55 ч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...