Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование цен: российская практика

На ценообразование в России воздействует большое коли­чество различных факторов, прежде всего финансового поряд­ка. Очень многое зависит от состояния государственных фи­нансов — в первую очередь государственного бюджета. Огром­ное воздействие оказывает состояние денежного обращения в стране, характер функционирования кредитного сектора. Но в первую очередь особенности функционирования механизма цен в экономике зависят от состояния самого хозяйства страны.

Переходный характер российской экономики, трудности в проведении рыночных преобразований и другие моменты на­лагают свой отпечаток на состояние и особенности образова­ния цен в современной России. Из многих ингредиентов воз­действия на него остановимся подробнее на налоговой деятель­ности государства.

Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финан­совые взаимоотношения предприятий с государством и его ор­ганизациями, отражаются в составе цены неадекватно. Некото­рые из них входят в состав затрат, иные ограничивают при­быль, остающуюся в распоряжении предприятия, прочие пред­ставляют прямую надбавку к цене. Законы в России относят к материальным затратам отчисления на воспроизводство мине­рально-сырьевой базы, рекультивацию земель, плату за древе­сину, отпускаемую на корню, плату за воду из водохозяйственных систем, платежи за право пользования недрами, акватори­ей и участками морского дна. Последние имеют двоякую связь с ценами. С одной стороны, они входят в состав цены продук­та, с другой выступают в роли цен соответствующих видов ре­сурсов. Так, плата за воду, забираемую промышленными пред­приятиями из водохозяйственных систем, это — цена за поль­зование водой, установленная законодательными актами Российской Федерации и взимаемая на всей территории страны. Ее определяют на основе затрат на водоснабжение и прибыли соответствующих организаций. Плата за воду в пределах нор­матива, установленная по определенной ставке, входит в затра­ты на производство, а при сверхнормативном потреблении мно­гократно увеличивается и относится на прибыль. Таким обра­зом плата за воду стимулирует рациональное водопользование и размещение водоемких производств. Платежи за право ис­пользования недр земли и отчисления на воспроизводство ми­нерально-сырьевой базы формируют цены минерального сырья. Их уровень непосредственно связывается со стоимостью добы­того сырья.

Платежи за право на добычу полезных ископаемых установ­лены в зависимости от уровня их цен. Так, по благородным металлам только плата за право на добычу и отчисления на вос­производство без учета потерь увеличивают цену примерно на одну пятую часть.

Другим видом налоговых платежей, связанных с эксплуата­цией природных ресурсов, являются отчисления на воспроиз­водство минерально-сырьевой базы.

В числе налоговых платежей важное место занимают отчис­ления, формирующие внебюджетные фонды социальной защи­ты населения: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд госу­дарственного социального страхования, Фонд обязательного ме­дицинского страхования. Подавляющая часть этих платежей включается в себестоимость продукции. В составе себестоимо­сти продукции учитываются далее платежи за предельно допус­тимые выбросы загрязняющих веществ, по обязательному стра­хованию имущества предприятий, часть отчислений в дорож­ные фонды, а также другие налоги, сборы (налог на рекламу, земельный налог, таможенные пошлины, государственные по­шлины, разовый регистрационный сбор, гербовый и лицензи­онный сборы, налог на операции с ценными бумагами и т. д.).

Еще один платеж — налог на имущество. Хотя он относится на финансовые результаты деятельности предприятий, т. е. воз­мещается за счет прибыли, но может быть отнесен к налогам, включаемым в себестоимость продукции, поскольку уплачива­ется из прибыли до ее налогообложения.

Отмеченные выше налоги по-разному воздействуют на струк­туру и уровень затрат и цен по отраслям и отдельным предприятиям, но в целом они оказывают более ограниченное влияние на уровень цен, чем платежи из прибыли и косвенные налоги, так как в формировании доходов бюджета их удельный вес не превышает 15%. Но в структуре цен на продукцию отдельных предприятий, особенно добывающих отраслей они существенны.

Налоговыми платежами, наиболее активно воздействующи­ми на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Прибыль пред­ставляет ту часть произведенного национального дохода, которая тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия стремятся к ее максимизации. Это достигается увеличением объемов продаж, минимизацией затрат и ростом цен в меру повышения качества продукции. В российской экономике в условиях инфляции и снижения объемов производства конкурентная среда ослабле­на. Поэтому предприятия добиваются максимизации прибыли, как правило, за счет повышения цен.

На уровень цен особенно сильно воздействие налога на до­бавленную стоимость и акцизов (по подакцизным товарам). Ос­новная ставка НДС установлена к цене реализации, а ставка налога на прибыль — к прибыли, которая составляет лишь часть цены,

В результате введения НДС все цены были увеличены почти на треть. Наибольшее влияние на уровень цен оказывает НДС по подакцизным товарам, когда ставка налога на добавленную стоимость применяется к ценам, включающим акцизы. Это серь­езно увеличивает косвенное налогообложение товаров. Акциз­ные налоги входят в состав цены производителя, установлены по ограниченному кругу товаров и дифференцированы в зави­симости от соотношения затрат и цен на тот или иной товар.

Разновидностью налоговых платежей являются таможенные пошлины (нетоварное налогообложение импорта и экспорта). В мировой практике таможенное налогообложение ввозимой продукции имеет целью ограждение национального рынка от иностранных товаров, реализуемых по ценам ниже цен продук­ции отечественных производителей. Экспортируемые же това­ры обычно не облагаются налогом.

Использование импортных пошлин в сложившейся эконо­мической ситуации имеет целью пополнение доходов бюджета и ограничение импорта в условиях дефицита платежного ба­ланса и нарастания внешней задолженности. Импортные пошлины устанавливаются в процентах к контрактной стоимости товаров, пересчитанной в рубли по курсу, установленному для данной валюты Центробанком РФ.

Налоги и цены взаимодействуют не только в рамках затратной составляющей цены, но обусловливаются и платежеспо­собным спросом. Инфляционный рост цен ведет к увеличению расходной части бюджетов и внебюджетных фондов, что поро­ждает потребность наращивания доходов. Определенная доля налоговых поступлений растет параллельно с ростом цен, так как многие из них по форме исчисления связана с ценой в це­лом или с ее составляющими. Но когда этого недостаточно, ставки налогов растут, вводятся новые налоговые платежи.

Охарактеризуем существо налоговой системы России. Ее глав­ная особенность в том, что вся тяжесть налогов падает на юри­дических лиц, прежде всего на промышленные предприятия. Из каждой сотни заработанных рублей промышленность отдает казне 31 рубль. В России доля подоходного налога относитель­но невелика (9,4% от всех поступлений вместо 35% в Велико­британии или 41,5% в Японии) и высока доля налога на при­быль корпораций (30,6% против 4,3% в Германии или 9,1% в Великобритании). Реально российские юридические лица пред­ставляют банки и финансовые структуры, которые минимизи­руют налоги путем различных хитростей, промышленные пред­приятия, которые на платят налоги явочным порядком, и ма­лый бизнес, который платит, но мафиозным структурам. Част­ные граждане платят подоходный налог, который в последнее время существенно возрос — в год ставка подоходного налога составляет 12%, а затем свыше годовой зарплаты в 12 млн. руб­лей быстро увеличивается.

Еще один налог, увеличение которого немедленно ведет к росту цен, — это акциз: косвенный налог, взимаемый с потреб­ления. Это налог, который платится покупателем определен­ных товаров (водки, табака, бензина, автомобиля и драгоцен­ностей). Каждая бутылка качественной водки должна была бы приносить казне 9 тыс. руб., но в реальности этого нет из-за низкой собираемости водочных акцизов.

Растут и таможенные пошлины: налог, уплачиваемый за пе­ремещение товара через границу. Хотя пошлины за ввозимые куриные окорочка взыскиваются не с их покупателя, а с "Союзконтракта", импортер возмещает свои расходы за счет кошелька потребителя. Если трудно определить, помогают ли вы­сокие пошлины на импортные автомобили отечественным ав­томобилестроителям, то можно быть уверенным, что они бьют по карману остальных граждан.

Основной источник доходов бюджета — это налоги с пред­приятий, среди которых два главных — налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. В 1996 году НДС (базовая ставка — 20%) обеспечил около 36% всех поступлений от кос­венных налогов, а налог на прибыль — 76% всех поступлений от прямых налогов. Основной недостаток налога на прибыль в том, что, согласно методике его расчета, инфляция входит в налогооблагаемую базу. Если предприятие покупает деталь за 100 тыс. руб., а спустя некоторое время цена этой детали из-за инфляции возрастает вдвое, то разница между новой и старой ценой считается доходом предприятия. В результате реальная ставка налога на прибыль значительно (иногда в два и более раза) превышала номинальную ставку в 35%. Кроме того, ин­фляционный налог с наибольшей силой ударял по высокотех­нологичным предприятиям, имеющим длительный производст­венный цикл. Отсюда и характерно падение поступлений по налогу на прибыль.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный на­лог, собираемый предприятием, но уплачиваемый в конечном итоге потребителем. В отличие от акциза НДС уплачивается со всех товаров.

Еще два налога, уплачиваемые предприятием ~ налог за поль­зование автотранспортом и налог на содержание социально-культурной сферы — 1,5% и налог в 2,5% от выручки. В других странах налоги на выручку не существуют. Характерно, что чем ниже рентабельность предприятия, тем большую часть прибы­ли они съедают- Если предприятие убыточно, то оно не платит налог на прибыль, но тем не менее оно обязано заплатить с любых оказавшихся в кассе денег.

Другие российские налоги — налог на имущество, лицензи­онные сборы, платежи за пользование недрами не так суще­ственны, Кроме этого, предприятия делают взносы в четыре государственных внебюджетных фонда: пенсионный, социаль­ного страхования, медицинского страхования, медицинского страхования и занятости. Общая сумма этих отчислений (не на­зываемых налогами) — 41% с фонда оплаты труда.

Страшнее всего для предприятия отчисления в Пенсионный фонд, так как за их просрочку приходится платить 1% пени в день. Два-три месяца невыплаты зарплаты работникам способны сделать банкротам любое предприятие. Особенно незаслужен­но несут здесь потери предприятия "оборонки", которые не платят рабочим потому, что им самим государство не заплатило.

Все эти налоги устанавливаются на федеральном уровне, хо­тя часть их поступает в местные бюджеты. Кроме того, в Рос­сии есть местные налоги. Их количество необозримо. Творче­ская фантазия местных властей плодит такие налоги, как налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкорто­стан), сбор за пользование иностранных алфавитов (Липецкая и Орловская обл.), сбор за выдачу справок органами исполни­тельной власти (т. е. налог за исполнение прямых обязанностей власти), сбор на содержание футбольной команды (Брянская обл.), и т. д., и т. п. В некоторых областях до 80% налоговых поступлений от местных налогов составляют штрафы.

Какое воздействие система налогов в России оказывает на экономику и хозяйственный рост, на положение трудящихся, на цены и ценообразование? На этом нужно остановиться под­робнее. Так, бесспорно, что государственное регулирование эко­номики России в целом и ценообразования в частности мало помогают производству. На отечественных рынках сложилась весьма неблагоприятная ситуация для отечественных произво­дителей как промышленных, так и потребительских товаров. Обусловлена она быстрым ростом цен на сырье и энергоресур­сы, распространением поставок импортного оборудования по связанным кредитам и на компенсационной основе, импортом в страну значительного количества товаров, для которых уста­навливаются демпинговые цены и льготные налоговые условия,

Структура экспорта остается неудовлетворительной. Мала до­ля продукции высоких технологий. Сырьевая составляющая экс­порта, включая поставки цветных и черных металлов, достигла 90%. Доля экспорта отраслей машиностроения упала более чем в два раза. Сложившаяся структура экспорта вызывает чрезмер­ную зависимость от конъюнктуры внешнего рынка. Прогнозы развития мировых товарных рынков для российских экспорте­ров неблагоприятны. Разрыв между ценами на высокотехноло­гичную продукцию и ценами на ресурсы и продукцию с низкой степенью переработки возрастает.

Уменьшаются объемы реализации российской продукции и на внутреннем рынке. Сокращение объемов производства и предложения, ассортимента товаров сопровождается ростом цен. Производители стремятся компенсировать сокращение произ­водства и реализации продукции за счет стоимости товара- Рас­тут и затраты предприятий из-за сокращения производства. Важ­ным фактором, побуждающим производителей устанавливать высокие цены на продукцию, также является отсутствие конку­ренции. За последние годы реальных изменений на российском рынке не произошло. Свыше 40% продукции и 50% прибыли в целом по промышленности приходится всего лишь на 2% про­мышленных предприятий. Некоторые предприятия-монополи­сты полностью контролируют рынки отдельных регионов.

Росту цен способствует и увеличение расходов на перевозки. В ряде случаев постоянный рост транспортных тарифов привел к тому, что расходы на перевозку превышают цену самого това­ра. В результате происходит распад единого российского рынка на изолированные региональные и их границы определяются транспортными расходами.

Сократился спрос на отечественные товары легкой промыш­ленности. Особенно это характерно для продукции текстиль­ной отрасли. В 1996 году по сравнению с предыдущим годом сократился спрос на ткани хлопчатобумажные на 20%, на шер­стяные — на 30%, льняные — на 12%, шелковые — на 12%. Равновесие между спросом и предложением поддерживается за счет импорта. На российском рынке текстиля ввоз занимает примерно 50%. Большую часть составляют недорогие товары из Китая и других стран Азии. Российский текстиль не способен конкурировать с качественной иностранной продукцией. Одна из причин — отсутствие преференций по развитию экспорта. Российским предприятиям приходится выплачивать в федераль­ный или местный бюджеты 92 — 97% прибыли (вне зависимо­сти от того, на внутренний или внешний рынок направляется продукция). Завышение себестоимости российского текстиля приводит к тому, что его конечная цена на внутреннем рынке примерно на 10% выше, чем у импортируемого из Китая или Индии.

Сохраняющаяся тенденция опережающего роста цен на сырье, топливо, энергоресурсы и транспортные тарифы влечет за собой дальнейшее снижение рентабельности. Это приводит к сокращению мощностей. Степень загруженности в настоящее время на предприятиях отрасли не превышает 20%, В сегодняш­нем положении развитие отрасли практически остановлено. Око­ло 80% предприятий — потенциальные банкроты.

Аналогичное положение и с внутренним рынком металлов. Продолжается снижение спроса на продукцию черной метал­лургии на внутреннем рынке. За период с 1991 по 1996 г. умень­шился спрос: на прокат черных металлов — в 3,4 раза, на сталь листовую холоднокатаную — в 2,2 раза, на сталь листовую горя­чекатаную — в 3,7 раза, на листовую оцинкованную сталь — в 1,3 раза, на стальные трубы — в 2,5 раза- С конца 1995 года стал невыгоден экспорт проката черных металлов, поскольку внут­ренние цены на эту продукцию сравнялись с мировыми или превысили их. При этом цены импортируемого аналогичного продукта также ниже, чем цены отечественного металла. При­мерно такое же положение и в других отраслях индустрии.

Большие проблемы у государства с регулированием естест­венных монополий, в первую очередь, к ним относятся "Газ­пром", РАО "ЕЭС России" и министерство путей сообщения. Они имеют возможность диктовать монопольные цены и зар­плата здесь вдвое выше, чем в российской обрабатывающей про­мышленности, хотя у наших монополистов наиболее высок уро­вень неплатежей (почти 50% неплатежей — это неплатежи энер­гетикам со стороны предприятий), но они извлекают даже из неплатежей большую выгоду. Так, целый ряд товаров, напри­мер, рельсы, практически не имеет цены в "живых деньгах". МПС берет рельсы по бартеру, а потом заложит их утроенную стоимость в строительных сметах, а затем и в сверхвысокие та­рифы, порождающие новый круг неплатежей.

Между монополиями и государством существует своего рода бартерный договор: монополии исполняют натуральные повин­ности в пользу государства (освещают больницы, отапливают газом заводы и т. д.), а государство дает им право диктовать цены всей остальной промышленности.

Совершенно очевидно, что уровень тарифов на продукцию естественных монополий завышен. Отсутствие жесткого кон­троля со стороны государства за этой сферой обостряет многие проблемы в экономике. Так, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению це­новых диспропорций в различных секторах экономики и сти-мулирует инфляционный потенциал. Из-за искажения и ценах и тарифах реальных затрат на их приобретение для разных ка­тегорий потребителей плохо используются материальные и фи­нансовые ресурсы, становятся неэффективными инвестиции.

Налицо имеется необходимость упорядочить ценообразование на продукцию и услуги естественных монополий. В 1996 году основным направлением государственного регулирования было ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня инфляции в промышленности в соответствии с постановлением правительства от 12 февраля 1996 года "О мерах по ограничению роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий". Замораживание цен и тарифов в четвертом квартале 1995 года и ограничение их роста в первом полугодии 1996 года позволили сначала умень­шить ценовые диспропорции в промышленности и способство­вали снижению темпов инфляции. Но в последнее время резко ухудшилось финансовое состояние многих предприятий в отрас­лях естественных монополий: по сравнению с 1995 годом в элек­троэнергетике число убыточных предприятий выросло в 2 раза, на железнодорожном транспорте— в 4,5 раза. Во всех отраслях, кроме газовой (включая перекачку газа), рентабельность произ­водства уменьшилась из-за опережающего роста затрат. В элек­троэнергетике, снизившись на 3,5 процентных пункта, рента­бельность в 1996 году достигла самого низкого уровня за послед­ние годы. Помимо 2—3-кратного увеличения амортизационных отчислений, во всех отраслях росли затраты на перекрестное субсидирование для определенных категорий потребителей. С 1 августа 1996 года, по решению Федеральной энергетиче­ской комиссии тарифы на электроэнергию были повышены в

I,56 раза. В результате общее удорожание в энергетике составило

II,6%. Опережающий прирост тарифов в электроэнергетике вновь ухудшил ценовые соотношения для потребителей. 17 ок­тября 1996 года вышел указ президента "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилиза­ции работы промышленности". В соответствии с ним с 1 ноября были снижены цены на электроэнергию и услуги ЕЭС России в среднем на 10%; заморожены оптовые цены на газ, отпускае­мый РАО "Газпром". Как итог темпы прироста цен производи­телей и промышленности в конце 1996 г. снизились до 0,9%.

Среднесрочная программа правительства и предполагающиеся структурные реформы в отраслях естественных монополий на­мечают переход к новым принципам ценового регулирования. Сюда относятся возмещение регулируемым компаниям элек­троэнергетики всех обоснованных эксплуатационных и капи­тальных затрат, получение прибыли за используемый капитал;

внедрение рациональной дифференциации тарифов для различ­ных групп потребителей и регионов России, отражающих раз­личие издержек в энергоснабжении; сокращение масштабов пе­рекрестного субсидирования.

С 1 января 1997 года введены дифференцированные цены на природный газ, причем поэтапно. На первом этапе намечаелось снизить в Тюменской области на 25%, а в Уральском регионе на 2,5%. В Республике Коми, Оренбургской и Астраханской об­ластях цены снижаются на 15%. Максимальная цена отличает­ся от минимальной менее чем на 50%, сглаживаются различия в ценах между соседними экономическими районами. Осуществ­ляется регулирование единой оптовой цены на природный газ с предоставлением льготных цен (сниженных на 40%) сельскохо­зяйственным товаропроизводителям и предприятиям коммуналь­ного хозяйства, а также на выработку для них электрической и тепловой энергии в Республике Коми, Тюменской, Оренбург­ской и Астраханской областях.

Корректируются цены на услуги связи. Постепенно сближа­ются тарифы по категориям потребителей а одноименные ус­луги связи и сокращение дотирования, предоставляемого насе­лению за счет промышленного сектора; вводятся тарифы на услуги связи по двум группам потребителей (население и орга­низации независимо от источников их финансирования), бюд­жетным организациям предоставляться услуги связи будут на основе тарифов, установленных для остальных. Предстоит обес­печивать полное возмещение затрат по предоставлению услуг связи населению (кроме сельской телефонной связи и универ­сальных услуг почтовой связи).

Тем не менее, опыт убеждает, что в России государственное регулирование ценообразования естественными монополиями осуществляется, как правило, недостаточно квалифицирован­но. Так, ныне действующее государственное регулирование и ограничение предельного роста тарифов на железнодорожном транспорте не учитывает реально складывающиеся темпы уве-личения цен в промышленности. В ГУ квартале 1995 года тари­фы на перевозки грузов железнодорожным транспортом были заморожены, в то время как цены на продукцию, потребляемую транспортом, быстро росли. Всю первую половину 1996 года индексация тарифов велась темпами, на 20% отстающими от темпов роста оптовых промышленных цен- Введение такого принципа индексации должно было подразумевать адекватные меры государственной поддержки железнодорожников, чего в действительности сделано не было.

Вторую половину 1996 года тарифы индексировали в разме­ре, не превышающем прирост цен промышленной продукции по стране в целом, за предыдущий месяц. Пользы от такой ин­дексации оказалось мало, поскольку тарифная база была зани­жена и не покрывала эксплуатационные расходы. В результате 1996 год оказался для российских железных дорог убыточным, хотя годом раньше рентабельность перевозок оценивалась в 20%. В то же время сегодня тарифы являются единственным источ­ником жизнеобеспечения отрасли.

Высокий уровень грузовых железнодорожных тарифов свя­зан со значительным перекрестным субсидированием в этой от­расли, в частности, с компенсацией убытков от пассажирских железнодорожных перевозок. Прекращение субсидирования по­зволит снизить уровень железнодорожных тарифов на 15 — 18%. Но для этого нужно возмещение убытков от пассажирских же­лезнодорожных перевозок дальнего следования, что требует бюд­жетной дотации в 8,8 трлн. рублей, что составляет около 50% от суммы средств, необходимых на возмещение убытков.

Предполагается также принять дополнительные меры по за­ключению договоров о взаимодействии между субъектами Рос­сийской федерации и железными дорогами для возмещения убытков по пригородным пассажирским перевозкам за счет средств местных бюджетов, по повышению тарифов на эти пе­ревозки.

Тарифное госрегулирование нередко используется как инст­румент для решения экономических проблем отдельных пред­приятий, отраслей и территорий. Так, в соответствии с рядом постановлений и поручений правительства на перевозки отдель­ных видов грузов были предоставлены многочисленные тариф­ные льготы, причем как за счет не компенсируемых потерь до­ходов железнодорожников, так и за счет соответствующего по-вышения тарифов на другие грузы. Такая политика не решает экономических проблем предприятий, но дополнительные та­рифы на ряд грузов способствуют усилению инфляции и сни­жению конкурентоспособности МПС.

Главными рычагами тарифного регулирования следует счи­тать прекращение компенсации пассажирских перевозок грузо­выми, стабилизацию цен на продукцию для железных дорог, приведение в порядок налогообложения отрасли, государствен­ную поддержку инвестиционных проектов, снятие социальной нагрузки с транспортных тарифов.

Можно также считать оправданным мнение, что регулиро­вать тарифы нужно не по отдельным видам транспорта, а по сегментам транспортного рынка в зависимости от развития на них конкуренции. Рынок транспортных услуг подразделяется на три сектора. Первый — с развитой конкуренцией между раз­личными видами транспорта и с избытком предложения, вто­рой — с преобладанием перевозчиков- немонополистов и тре­тий сектор, где перевозки находятся исключительно в сфере деятельности естественной монополии — железных дорог.

Естественные монополии не только создают весьма благо­приятные условия для своих руководителей, а также для функ­ционеров за счет завышения цен на свои товары и услуги, но и крайне неэффективно используют имеющиеся в стране ресур­сы. По большому счету они очень сильно тормозят развитие рыночных отношений в России, а, следовательно, и возможно­сти хозяйственного роста и улучшения благосостояния людей, которые дает экономика рыночного типа. Вот в России комму­нальные предприятия — естественные монополии, которые до­пускают колоссальные издержки и по сути неконтролируемые затраты. Тепловые компании всех имеют в должниках. К ним ни в одном городе не устроишься на работу, там самые высокие зарплаты. Рынок жилищно-эксплуатационного обслуживания давно разделен между рэо, жэками, жэу, кое-где еще объеди­ненными и в тресты. Это не естественные, а искусственные монополии. Их тоже очень трудно заставить работать хорошо. У них тоже имеется огромная возможность завышать цены.

Наши централизованные системы теплоснабжения — гигант­ские коммуникации с гигантскими потерями. Мы в основном отапливаем улицу. Тепловые компании это мало заботит: счет­чики в домах, квартирах и котельных не стоят. Если в Рязани и Петрозаводске люди мерзнут в квартирах, то платят они по пол­ному тарифу. В Оренбурге все живут как в Африке — с откры­тыми форточками, хотя на улице и мороз. Исследования пока­зали: теряется 30 процентов тепла, 20 — воды, быстро ржавеют трубы из-за неочищенной воды. Кое-где кое-что в этом на­правлении делается. В Новгороде ликвидировали тресты жи­лищных предприятий, создали городской комитет жилищно-коммунального хозяйства. Он постоянно анализирует затраты Предприятий, уменьшает норму прибыли, накладные расходы- в результате пока тариф — один из самых низких в стране.

В Рязани, Петрозаводске, Волхове проводятся конкурсы по обслуживанию жилья. Учитывается объем работ и их качество. В результате конкурсов выяснилось, что тарифы намного завы­шены. В Оренбурге стоимость обслуживания квадратного мет­ра жилья была 1450 рублей, в результате конкурса снизилась до 900. В Санкт-Петербурге такой конкурс выиграло муниципаль­ное предприятие. При этом оно снизило тарифы. Вывод про­стой — надо ставить счетчики везде, где можно и начинать серь­езно регулировать тарифы естественных монополий,

Налоговый пресс государства рубит под корень даже самые перспективные сферы производства.

       Таким образом, система цен- это дифференцированная система, состоящая из отдельных блоков (оптовые, розничные и др.), находящаяся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном из основных блоков быстро передается по цепочке во все другие. Формированию эффективному ценообразования в России мешает ряд факторов, таких, как высокие налоги, сборы, платежи в фонды, импортные и экспортные пошлины, завышенные цены естественных монополий, отсутствие квалифицированных специалистов в этой области на предприятиях. Российская система цен еще не сформирована, поэтому целесообразно использовать опыт зарубежных коллег.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...