Формирование цен: российская практика
На ценообразование в России воздействует большое количество различных факторов, прежде всего финансового порядка. Очень многое зависит от состояния государственных финансов — в первую очередь государственного бюджета. Огромное воздействие оказывает состояние денежного обращения в стране, характер функционирования кредитного сектора. Но в первую очередь особенности функционирования механизма цен в экономике зависят от состояния самого хозяйства страны. Переходный характер российской экономики, трудности в проведении рыночных преобразований и другие моменты налагают свой отпечаток на состояние и особенности образования цен в современной России. Из многих ингредиентов воздействия на него остановимся подробнее на налоговой деятельности государства. Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансовые взаимоотношения предприятий с государством и его организациями, отражаются в составе цены неадекватно. Некоторые из них входят в состав затрат, иные ограничивают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, прочие представляют прямую надбавку к цене. Законы в России относят к материальным затратам отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, рекультивацию земель, плату за древесину, отпускаемую на корню, плату за воду из водохозяйственных систем, платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна. Последние имеют двоякую связь с ценами. С одной стороны, они входят в состав цены продукта, с другой выступают в роли цен соответствующих видов ресурсов. Так, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, это — цена за пользование водой, установленная законодательными актами Российской Федерации и взимаемая на всей территории страны. Ее определяют на основе затрат на водоснабжение и прибыли соответствующих организаций. Плата за воду в пределах норматива, установленная по определенной ставке, входит в затраты на производство, а при сверхнормативном потреблении многократно увеличивается и относится на прибыль. Таким образом плата за воду стимулирует рациональное водопользование и размещение водоемких производств. Платежи за право использования недр земли и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы формируют цены минерального сырья. Их уровень непосредственно связывается со стоимостью добытого сырья.
Платежи за право на добычу полезных ископаемых установлены в зависимости от уровня их цен. Так, по благородным металлам только плата за право на добычу и отчисления на воспроизводство без учета потерь увеличивают цену примерно на одну пятую часть. Другим видом налоговых платежей, связанных с эксплуатацией природных ресурсов, являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В числе налоговых платежей важное место занимают отчисления, формирующие внебюджетные фонды социальной защиты населения: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Подавляющая часть этих платежей включается в себестоимость продукции. В составе себестоимости продукции учитываются далее платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, по обязательному страхованию имущества предприятий, часть отчислений в дорожные фонды, а также другие налоги, сборы (налог на рекламу, земельный налог, таможенные пошлины, государственные пошлины, разовый регистрационный сбор, гербовый и лицензионный сборы, налог на операции с ценными бумагами и т. д.).
Еще один платеж — налог на имущество. Хотя он относится на финансовые результаты деятельности предприятий, т. е. возмещается за счет прибыли, но может быть отнесен к налогам, включаемым в себестоимость продукции, поскольку уплачивается из прибыли до ее налогообложения. Отмеченные выше налоги по-разному воздействуют на структуру и уровень затрат и цен по отраслям и отдельным предприятиям, но в целом они оказывают более ограниченное влияние на уровень цен, чем платежи из прибыли и косвенные налоги, так как в формировании доходов бюджета их удельный вес не превышает 15%. Но в структуре цен на продукцию отдельных предприятий, особенно добывающих отраслей они существенны. Налоговыми платежами, наиболее активно воздействующими на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Прибыль представляет ту часть произведенного национального дохода, которая тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия стремятся к ее максимизации. Это достигается увеличением объемов продаж, минимизацией затрат и ростом цен в меру повышения качества продукции. В российской экономике в условиях инфляции и снижения объемов производства конкурентная среда ослаблена. Поэтому предприятия добиваются максимизации прибыли, как правило, за счет повышения цен. На уровень цен особенно сильно воздействие налога на добавленную стоимость и акцизов (по подакцизным товарам). Основная ставка НДС установлена к цене реализации, а ставка налога на прибыль — к прибыли, которая составляет лишь часть цены, В результате введения НДС все цены были увеличены почти на треть. Наибольшее влияние на уровень цен оказывает НДС по подакцизным товарам, когда ставка налога на добавленную стоимость применяется к ценам, включающим акцизы. Это серьезно увеличивает косвенное налогообложение товаров. Акцизные налоги входят в состав цены производителя, установлены по ограниченному кругу товаров и дифференцированы в зависимости от соотношения затрат и цен на тот или иной товар. Разновидностью налоговых платежей являются таможенные пошлины (нетоварное налогообложение импорта и экспорта). В мировой практике таможенное налогообложение ввозимой продукции имеет целью ограждение национального рынка от иностранных товаров, реализуемых по ценам ниже цен продукции отечественных производителей. Экспортируемые же товары обычно не облагаются налогом.
Использование импортных пошлин в сложившейся экономической ситуации имеет целью пополнение доходов бюджета и ограничение импорта в условиях дефицита платежного баланса и нарастания внешней задолженности. Импортные пошлины устанавливаются в процентах к контрактной стоимости товаров, пересчитанной в рубли по курсу, установленному для данной валюты Центробанком РФ. Налоги и цены взаимодействуют не только в рамках затратной составляющей цены, но обусловливаются и платежеспособным спросом. Инфляционный рост цен ведет к увеличению расходной части бюджетов и внебюджетных фондов, что порождает потребность наращивания доходов. Определенная доля налоговых поступлений растет параллельно с ростом цен, так как многие из них по форме исчисления связана с ценой в целом или с ее составляющими. Но когда этого недостаточно, ставки налогов растут, вводятся новые налоговые платежи. Охарактеризуем существо налоговой системы России. Ее главная особенность в том, что вся тяжесть налогов падает на юридических лиц, прежде всего на промышленные предприятия. Из каждой сотни заработанных рублей промышленность отдает казне 31 рубль. В России доля подоходного налога относительно невелика (9,4% от всех поступлений вместо 35% в Великобритании или 41,5% в Японии) и высока доля налога на прибыль корпораций (30,6% против 4,3% в Германии или 9,1% в Великобритании). Реально российские юридические лица представляют банки и финансовые структуры, которые минимизируют налоги путем различных хитростей, промышленные предприятия, которые на платят налоги явочным порядком, и малый бизнес, который платит, но мафиозным структурам. Частные граждане платят подоходный налог, который в последнее время существенно возрос — в год ставка подоходного налога составляет 12%, а затем свыше годовой зарплаты в 12 млн. рублей быстро увеличивается.
Еще один налог, увеличение которого немедленно ведет к росту цен, — это акциз: косвенный налог, взимаемый с потребления. Это налог, который платится покупателем определенных товаров (водки, табака, бензина, автомобиля и драгоценностей). Каждая бутылка качественной водки должна была бы приносить казне 9 тыс. руб., но в реальности этого нет из-за низкой собираемости водочных акцизов. Растут и таможенные пошлины: налог, уплачиваемый за перемещение товара через границу. Хотя пошлины за ввозимые куриные окорочка взыскиваются не с их покупателя, а с "Союзконтракта", импортер возмещает свои расходы за счет кошелька потребителя. Если трудно определить, помогают ли высокие пошлины на импортные автомобили отечественным автомобилестроителям, то можно быть уверенным, что они бьют по карману остальных граждан. Основной источник доходов бюджета — это налоги с предприятий, среди которых два главных — налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. В 1996 году НДС (базовая ставка — 20%) обеспечил около 36% всех поступлений от косвенных налогов, а налог на прибыль — 76% всех поступлений от прямых налогов. Основной недостаток налога на прибыль в том, что, согласно методике его расчета, инфляция входит в налогооблагаемую базу. Если предприятие покупает деталь за 100 тыс. руб., а спустя некоторое время цена этой детали из-за инфляции возрастает вдвое, то разница между новой и старой ценой считается доходом предприятия. В результате реальная ставка налога на прибыль значительно (иногда в два и более раза) превышала номинальную ставку в 35%. Кроме того, инфляционный налог с наибольшей силой ударял по высокотехнологичным предприятиям, имеющим длительный производственный цикл. Отсюда и характерно падение поступлений по налогу на прибыль. Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, собираемый предприятием, но уплачиваемый в конечном итоге потребителем. В отличие от акциза НДС уплачивается со всех товаров. Еще два налога, уплачиваемые предприятием ~ налог за пользование автотранспортом и налог на содержание социально-культурной сферы — 1,5% и налог в 2,5% от выручки. В других странах налоги на выручку не существуют. Характерно, что чем ниже рентабельность предприятия, тем большую часть прибыли они съедают- Если предприятие убыточно, то оно не платит налог на прибыль, но тем не менее оно обязано заплатить с любых оказавшихся в кассе денег. Другие российские налоги — налог на имущество, лицензионные сборы, платежи за пользование недрами не так существенны, Кроме этого, предприятия делают взносы в четыре государственных внебюджетных фонда: пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, медицинского страхования и занятости. Общая сумма этих отчислений (не называемых налогами) — 41% с фонда оплаты труда.
Страшнее всего для предприятия отчисления в Пенсионный фонд, так как за их просрочку приходится платить 1% пени в день. Два-три месяца невыплаты зарплаты работникам способны сделать банкротам любое предприятие. Особенно незаслуженно несут здесь потери предприятия "оборонки", которые не платят рабочим потому, что им самим государство не заплатило. Все эти налоги устанавливаются на федеральном уровне, хотя часть их поступает в местные бюджеты. Кроме того, в России есть местные налоги. Их количество необозримо. Творческая фантазия местных властей плодит такие налоги, как налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкортостан), сбор за пользование иностранных алфавитов (Липецкая и Орловская обл.), сбор за выдачу справок органами исполнительной власти (т. е. налог за исполнение прямых обязанностей власти), сбор на содержание футбольной команды (Брянская обл.), и т. д., и т. п. В некоторых областях до 80% налоговых поступлений от местных налогов составляют штрафы. Какое воздействие система налогов в России оказывает на экономику и хозяйственный рост, на положение трудящихся, на цены и ценообразование? На этом нужно остановиться подробнее. Так, бесспорно, что государственное регулирование экономики России в целом и ценообразования в частности мало помогают производству. На отечественных рынках сложилась весьма неблагоприятная ситуация для отечественных производителей как промышленных, так и потребительских товаров. Обусловлена она быстрым ростом цен на сырье и энергоресурсы, распространением поставок импортного оборудования по связанным кредитам и на компенсационной основе, импортом в страну значительного количества товаров, для которых устанавливаются демпинговые цены и льготные налоговые условия, Структура экспорта остается неудовлетворительной. Мала доля продукции высоких технологий. Сырьевая составляющая экспорта, включая поставки цветных и черных металлов, достигла 90%. Доля экспорта отраслей машиностроения упала более чем в два раза. Сложившаяся структура экспорта вызывает чрезмерную зависимость от конъюнктуры внешнего рынка. Прогнозы развития мировых товарных рынков для российских экспортеров неблагоприятны. Разрыв между ценами на высокотехнологичную продукцию и ценами на ресурсы и продукцию с низкой степенью переработки возрастает. Уменьшаются объемы реализации российской продукции и на внутреннем рынке. Сокращение объемов производства и предложения, ассортимента товаров сопровождается ростом цен. Производители стремятся компенсировать сокращение производства и реализации продукции за счет стоимости товара- Растут и затраты предприятий из-за сокращения производства. Важным фактором, побуждающим производителей устанавливать высокие цены на продукцию, также является отсутствие конкуренции. За последние годы реальных изменений на российском рынке не произошло. Свыше 40% продукции и 50% прибыли в целом по промышленности приходится всего лишь на 2% промышленных предприятий. Некоторые предприятия-монополисты полностью контролируют рынки отдельных регионов. Росту цен способствует и увеличение расходов на перевозки. В ряде случаев постоянный рост транспортных тарифов привел к тому, что расходы на перевозку превышают цену самого товара. В результате происходит распад единого российского рынка на изолированные региональные и их границы определяются транспортными расходами. Сократился спрос на отечественные товары легкой промышленности. Особенно это характерно для продукции текстильной отрасли. В 1996 году по сравнению с предыдущим годом сократился спрос на ткани хлопчатобумажные на 20%, на шерстяные — на 30%, льняные — на 12%, шелковые — на 12%. Равновесие между спросом и предложением поддерживается за счет импорта. На российском рынке текстиля ввоз занимает примерно 50%. Большую часть составляют недорогие товары из Китая и других стран Азии. Российский текстиль не способен конкурировать с качественной иностранной продукцией. Одна из причин — отсутствие преференций по развитию экспорта. Российским предприятиям приходится выплачивать в федеральный или местный бюджеты 92 — 97% прибыли (вне зависимости от того, на внутренний или внешний рынок направляется продукция). Завышение себестоимости российского текстиля приводит к тому, что его конечная цена на внутреннем рынке примерно на 10% выше, чем у импортируемого из Китая или Индии. Сохраняющаяся тенденция опережающего роста цен на сырье, топливо, энергоресурсы и транспортные тарифы влечет за собой дальнейшее снижение рентабельности. Это приводит к сокращению мощностей. Степень загруженности в настоящее время на предприятиях отрасли не превышает 20%, В сегодняшнем положении развитие отрасли практически остановлено. Около 80% предприятий — потенциальные банкроты. Аналогичное положение и с внутренним рынком металлов. Продолжается снижение спроса на продукцию черной металлургии на внутреннем рынке. За период с 1991 по 1996 г. уменьшился спрос: на прокат черных металлов — в 3,4 раза, на сталь листовую холоднокатаную — в 2,2 раза, на сталь листовую горячекатаную — в 3,7 раза, на листовую оцинкованную сталь — в 1,3 раза, на стальные трубы — в 2,5 раза- С конца 1995 года стал невыгоден экспорт проката черных металлов, поскольку внутренние цены на эту продукцию сравнялись с мировыми или превысили их. При этом цены импортируемого аналогичного продукта также ниже, чем цены отечественного металла. Примерно такое же положение и в других отраслях индустрии. Большие проблемы у государства с регулированием естественных монополий, в первую очередь, к ним относятся "Газпром", РАО "ЕЭС России" и министерство путей сообщения. Они имеют возможность диктовать монопольные цены и зарплата здесь вдвое выше, чем в российской обрабатывающей промышленности, хотя у наших монополистов наиболее высок уровень неплатежей (почти 50% неплатежей — это неплатежи энергетикам со стороны предприятий), но они извлекают даже из неплатежей большую выгоду. Так, целый ряд товаров, например, рельсы, практически не имеет цены в "живых деньгах". МПС берет рельсы по бартеру, а потом заложит их утроенную стоимость в строительных сметах, а затем и в сверхвысокие тарифы, порождающие новый круг неплатежей. Между монополиями и государством существует своего рода бартерный договор: монополии исполняют натуральные повинности в пользу государства (освещают больницы, отапливают газом заводы и т. д.), а государство дает им право диктовать цены всей остальной промышленности. Совершенно очевидно, что уровень тарифов на продукцию естественных монополий завышен. Отсутствие жесткого контроля со стороны государства за этой сферой обостряет многие проблемы в экономике. Так, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сти-мулирует инфляционный потенциал. Из-за искажения и ценах и тарифах реальных затрат на их приобретение для разных категорий потребителей плохо используются материальные и финансовые ресурсы, становятся неэффективными инвестиции. Налицо имеется необходимость упорядочить ценообразование на продукцию и услуги естественных монополий. В 1996 году основным направлением государственного регулирования было ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня инфляции в промышленности в соответствии с постановлением правительства от 12 февраля 1996 года "О мерах по ограничению роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий". Замораживание цен и тарифов в четвертом квартале 1995 года и ограничение их роста в первом полугодии 1996 года позволили сначала уменьшить ценовые диспропорции в промышленности и способствовали снижению темпов инфляции. Но в последнее время резко ухудшилось финансовое состояние многих предприятий в отраслях естественных монополий: по сравнению с 1995 годом в электроэнергетике число убыточных предприятий выросло в 2 раза, на железнодорожном транспорте— в 4,5 раза. Во всех отраслях, кроме газовой (включая перекачку газа), рентабельность производства уменьшилась из-за опережающего роста затрат. В электроэнергетике, снизившись на 3,5 процентных пункта, рентабельность в 1996 году достигла самого низкого уровня за последние годы. Помимо 2—3-кратного увеличения амортизационных отчислений, во всех отраслях росли затраты на перекрестное субсидирование для определенных категорий потребителей. С 1 августа 1996 года, по решению Федеральной энергетической комиссии тарифы на электроэнергию были повышены в I,56 раза. В результате общее удорожание в энергетике составило II,6%. Опережающий прирост тарифов в электроэнергетике вновь ухудшил ценовые соотношения для потребителей. 17 октября 1996 года вышел указ президента "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности". В соответствии с ним с 1 ноября были снижены цены на электроэнергию и услуги ЕЭС России в среднем на 10%; заморожены оптовые цены на газ, отпускаемый РАО "Газпром". Как итог темпы прироста цен производителей и промышленности в конце 1996 г. снизились до 0,9%. Среднесрочная программа правительства и предполагающиеся структурные реформы в отраслях естественных монополий намечают переход к новым принципам ценового регулирования. Сюда относятся возмещение регулируемым компаниям электроэнергетики всех обоснованных эксплуатационных и капитальных затрат, получение прибыли за используемый капитал; внедрение рациональной дифференциации тарифов для различных групп потребителей и регионов России, отражающих различие издержек в энергоснабжении; сокращение масштабов перекрестного субсидирования. С 1 января 1997 года введены дифференцированные цены на природный газ, причем поэтапно. На первом этапе намечаелось снизить в Тюменской области на 25%, а в Уральском регионе на 2,5%. В Республике Коми, Оренбургской и Астраханской областях цены снижаются на 15%. Максимальная цена отличается от минимальной менее чем на 50%, сглаживаются различия в ценах между соседними экономическими районами. Осуществляется регулирование единой оптовой цены на природный газ с предоставлением льготных цен (сниженных на 40%) сельскохозяйственным товаропроизводителям и предприятиям коммунального хозяйства, а также на выработку для них электрической и тепловой энергии в Республике Коми, Тюменской, Оренбургской и Астраханской областях. Корректируются цены на услуги связи. Постепенно сближаются тарифы по категориям потребителей а одноименные услуги связи и сокращение дотирования, предоставляемого населению за счет промышленного сектора; вводятся тарифы на услуги связи по двум группам потребителей (население и организации независимо от источников их финансирования), бюджетным организациям предоставляться услуги связи будут на основе тарифов, установленных для остальных. Предстоит обеспечивать полное возмещение затрат по предоставлению услуг связи населению (кроме сельской телефонной связи и универсальных услуг почтовой связи). Тем не менее, опыт убеждает, что в России государственное регулирование ценообразования естественными монополиями осуществляется, как правило, недостаточно квалифицированно. Так, ныне действующее государственное регулирование и ограничение предельного роста тарифов на железнодорожном транспорте не учитывает реально складывающиеся темпы уве-личения цен в промышленности. В ГУ квартале 1995 года тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом были заморожены, в то время как цены на продукцию, потребляемую транспортом, быстро росли. Всю первую половину 1996 года индексация тарифов велась темпами, на 20% отстающими от темпов роста оптовых промышленных цен- Введение такого принципа индексации должно было подразумевать адекватные меры государственной поддержки железнодорожников, чего в действительности сделано не было. Вторую половину 1996 года тарифы индексировали в размере, не превышающем прирост цен промышленной продукции по стране в целом, за предыдущий месяц. Пользы от такой индексации оказалось мало, поскольку тарифная база была занижена и не покрывала эксплуатационные расходы. В результате 1996 год оказался для российских железных дорог убыточным, хотя годом раньше рентабельность перевозок оценивалась в 20%. В то же время сегодня тарифы являются единственным источником жизнеобеспечения отрасли. Высокий уровень грузовых железнодорожных тарифов связан со значительным перекрестным субсидированием в этой отрасли, в частности, с компенсацией убытков от пассажирских железнодорожных перевозок. Прекращение субсидирования позволит снизить уровень железнодорожных тарифов на 15 — 18%. Но для этого нужно возмещение убытков от пассажирских железнодорожных перевозок дальнего следования, что требует бюджетной дотации в 8,8 трлн. рублей, что составляет около 50% от суммы средств, необходимых на возмещение убытков. Предполагается также принять дополнительные меры по заключению договоров о взаимодействии между субъектами Российской федерации и железными дорогами для возмещения убытков по пригородным пассажирским перевозкам за счет средств местных бюджетов, по повышению тарифов на эти перевозки. Тарифное госрегулирование нередко используется как инструмент для решения экономических проблем отдельных предприятий, отраслей и территорий. Так, в соответствии с рядом постановлений и поручений правительства на перевозки отдельных видов грузов были предоставлены многочисленные тарифные льготы, причем как за счет не компенсируемых потерь доходов железнодорожников, так и за счет соответствующего по-вышения тарифов на другие грузы. Такая политика не решает экономических проблем предприятий, но дополнительные тарифы на ряд грузов способствуют усилению инфляции и снижению конкурентоспособности МПС. Главными рычагами тарифного регулирования следует считать прекращение компенсации пассажирских перевозок грузовыми, стабилизацию цен на продукцию для железных дорог, приведение в порядок налогообложения отрасли, государственную поддержку инвестиционных проектов, снятие социальной нагрузки с транспортных тарифов. Можно также считать оправданным мнение, что регулировать тарифы нужно не по отдельным видам транспорта, а по сегментам транспортного рынка в зависимости от развития на них конкуренции. Рынок транспортных услуг подразделяется на три сектора. Первый — с развитой конкуренцией между различными видами транспорта и с избытком предложения, второй — с преобладанием перевозчиков- немонополистов и третий сектор, где перевозки находятся исключительно в сфере деятельности естественной монополии — железных дорог. Естественные монополии не только создают весьма благоприятные условия для своих руководителей, а также для функционеров за счет завышения цен на свои товары и услуги, но и крайне неэффективно используют имеющиеся в стране ресурсы. По большому счету они очень сильно тормозят развитие рыночных отношений в России, а, следовательно, и возможности хозяйственного роста и улучшения благосостояния людей, которые дает экономика рыночного типа. Вот в России коммунальные предприятия — естественные монополии, которые допускают колоссальные издержки и по сути неконтролируемые затраты. Тепловые компании всех имеют в должниках. К ним ни в одном городе не устроишься на работу, там самые высокие зарплаты. Рынок жилищно-эксплуатационного обслуживания давно разделен между рэо, жэками, жэу, кое-где еще объединенными и в тресты. Это не естественные, а искусственные монополии. Их тоже очень трудно заставить работать хорошо. У них тоже имеется огромная возможность завышать цены. Наши централизованные системы теплоснабжения — гигантские коммуникации с гигантскими потерями. Мы в основном отапливаем улицу. Тепловые компании это мало заботит: счетчики в домах, квартирах и котельных не стоят. Если в Рязани и Петрозаводске люди мерзнут в квартирах, то платят они по полному тарифу. В Оренбурге все живут как в Африке — с открытыми форточками, хотя на улице и мороз. Исследования показали: теряется 30 процентов тепла, 20 — воды, быстро ржавеют трубы из-за неочищенной воды. Кое-где кое-что в этом направлении делается. В Новгороде ликвидировали тресты жилищных предприятий, создали городской комитет жилищно-коммунального хозяйства. Он постоянно анализирует затраты Предприятий, уменьшает норму прибыли, накладные расходы- в результате пока тариф — один из самых низких в стране. В Рязани, Петрозаводске, Волхове проводятся конкурсы по обслуживанию жилья. Учитывается объем работ и их качество. В результате конкурсов выяснилось, что тарифы намного завышены. В Оренбурге стоимость обслуживания квадратного метра жилья была 1450 рублей, в результате конкурса снизилась до 900. В Санкт-Петербурге такой конкурс выиграло муниципальное предприятие. При этом оно снизило тарифы. Вывод простой — надо ставить счетчики везде, где можно и начинать серьезно регулировать тарифы естественных монополий, Налоговый пресс государства рубит под корень даже самые перспективные сферы производства. Таким образом, система цен- это дифференцированная система, состоящая из отдельных блоков (оптовые, розничные и др.), находящаяся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном из основных блоков быстро передается по цепочке во все другие. Формированию эффективному ценообразования в России мешает ряд факторов, таких, как высокие налоги, сборы, платежи в фонды, импортные и экспортные пошлины, завышенные цены естественных монополий, отсутствие квалифицированных специалистов в этой области на предприятиях. Российская система цен еще не сформирована, поэтому целесообразно использовать опыт зарубежных коллег.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|