Характеристика творчества С. Карим-Ходжи
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ) ИМ.М.П.МУСОРГСКОГО» РЕФЕРАТ Творчество Собира Карим – Ходжи и его самый знаменитый в Средней Азии «концерт для трубы N.2». По специальности Труба Выполнил Эдуард Тимершин
Реферат Творчество Собира Карим – Ходжи и его самый знаменитый в Средней Азии «концерт для трубы N.2».
Собир Карим-Ходжи – один из ярких, самобытных представителей узбекской музыкальной культуры. Он являлся незаурядно одаренным композитором, а так же был знатоком теории и истории искусства, преподавал музыкально-теоретические дисциплины и композицию в Ташкентском Художественном институте, Институте Культуры и Ташкентской Государственной Консерватории. В обеих своих ипостасях – композиторской и преподавательской – Собир Исамиддинович Карим-Ходжи выступает и как философ, этически ориентированный мыслитель и даже духовный наставник. Имя Карим-Ходжи достаточно известно. Его «Горная фантазия» для флейты с оркестром исполнялась на Всесоюзном съезде Союза композиторов СССР в 1982 году, в 1976 году был издан Концерт для трубы с оркестром №2 (Советский композитор, М., 1976). Сегодня, сочинения этого композитора прочно вошли в исполнительский репертуар. Отсюда вытекает закономерность и естественность нашего обращения к его творчеству, актуальность исследования. Ещё одной причиной служит то, что он представляет музыкальную культуру Узбекистана и Таджикистана. В его музыке слились воедино мелодические начала таджикского и узбекского мелоса и приобрели неповторимое звучание в формах, принципах развития, гармонических построениях и оркестровке заимствованных из европейской культуры.
Степень изученности проблемы. Композиторский талант С. Карим-Ходжи, в наибольшей степени, раскрылся в симфонических произведениях. Ученик профессора Б.И. Зейдмана в качестве дипломной работы представил симфонию «Голос Азии», а до этого им была написана симфоническая поэма «Восстание Восе». Один за другим были созданы Концерт для трубы с оркестром №1 (1967) и Концерт для трубы с оркестром №2 (1968). Оба произведения написаны с глубоким знанием возможностей солирующего инструмента, и прочно вошли в исполнительский репертуар. Однако, специальных работ посвященных изучению данных концертов нет. Они практически не изучены ни музыковедами, ни исполнителями. Сведения о творческом пути композитора, в краткой форме, изложены в справочнике «Композиторы и музыковеды Узбекистана» (Ташкент, 1999), в программках съездов Союза композиторов Узбекистана, съезда Союза композиторов СССР. В 1984 году, в сборнике Методика преподавания музыкальных дисциплин (Издательство Гафура Гуляма) была издана статья О.Ю. Юсуповой в которой приводится подробный анализ цикла «Вариации для фортепиано на таджикскую тему». Другой литературы по проблеме нет. Цель исследования. Концерты для трубы с оркестром С. Карима-Ходжи особенно интересны для исполнителя, т.к. в этих произведениях музыкант может ярко показать себя в качестве трубача-виртуоза. В связи с этим, в данной работе, предполагается рассмотреть концерты с точки зрения строения формы, анализа мелодического языка, гармонической структуры и образно-содержательной сферы. Таким образом, объектом исследования становится творчество С. Карим-Ходжи, а предметом концерт для трубы №2 в котором ярко проявились знания композитора в вопросах оркестровки и возможностей солирующего инструмента.
Исходя из вышеизложенного мы поставили перед собой следующие задачи исследования: · раскрыть творческий облик Собира Карим-Ходжи; · определить значение концертов для трубы в творчестве композитора; · рассмотреть Концерт для трубы и оркестра с точки зрения строения формы, образно-эмоционального содержания, затронуть вопросы исполнительской интерпретации; · затронуть вопросы взаимодействия национального искусства и профессионального композиторского творчества, в ракурсе проблемы Восток-Запад. Метод исследования. Методологической базой исследования стали работы ученых которые, в той или иной мере, соприкасаются с выдвинутой проблемой. Назовем следующих - Асафьев Б., Бобровский В., Векслер С., Кон Ю., Вызго Т.С., Кудряшов А., Медушевский В., Мазель Л., Холопов Ю., Холопова В., Шахназарова Н., Янов-Яновская Н. Системный и комплексный подход изучения проблемы позволил нам раскрыть образно-эмоциональный мир сочинений Карим-Ходжи с эстетической точки зрения. А музыкально-теоретический анализ позволил определить форму сочинения и ее связь с содержательной составляющей. Цели и задачи исследования предопределили структуру работы, которая состоит из Введения, трех глав и Заключения. Характеристика творчества С. Карим-Ходжи Актуальность изучения музыкальной культуры Средней Азии определяется весомостью композиторского вклада данного региона в развитие мировой музыкальной культуры, и, в частности, тех направлений, которые характеризуют облик молодых национальных композиторских школ в XX веке. Специфический творческий опыт республик Средней Азии и Казахстана в становлении современной ситуации музыкальной культуры является объектом особого внимания потому, что самой историей был осуществлён своеобразный естественный эксперимент над жизнестойкостью национальных художественных традиций и преемственностью развития. «Национальные культуры, – отмечает российский П.С. Гуревич, – удивительно целостны, они создают прекрасную мозаичность мировой культуры. История даёт нам картину, похожую на расширяющуюся Вселенную, народы всё более и более утверждаются в своих национальных началах, всё более стремятся к самопознанию и самоутверждению»[1]. Творческий опыт развития исторических музыкальных школ республик Средней Азии и Казахстана показывает, что в странах этого региона сформировались самобытные национальные школы, позволяющие говорить о региональной общности и типологии культур.
Музыкальное искусство Средней Азии и Казахстана, представляющее собой регион национальных композиторских школ, активно включившихся в мировой художественный процесс во второй половине ХX века привлекает многих исследователей. Эти страны достигли в довольно короткий исторический период высот в художественном развитии, выдвинулись в число лидирующих, весьма успешно конкурируя с такими композиторскими школами как французская, итальянская, западногерманская. Необходимо отметить, что научное внимание к изучению региональных особенностей на различных уровнях постоянно возрастает. На это указывает, в частности, российский исследователь Е.П. Островская: «Большой культурологический интерес представляют региональные особенности национальных культур»[2]. На протяжении исторического пути развития музыкального искусства Средней Азии и Казахстана как единый регион сохранили ряд определённых устойчивых особенностей, которые сообщают им узнаваемость, неповторимость. Опираясь на национальные традиции и творчески используя опыт западноевропейских национальных композиторских школ, крупнейшие представители музыкального искусства создали яркие художественные образцы музыкального искусства. Пути развития среднеазиатского музыкального искусства шли во многом параллельно западноевропейской музыке, то скрещивались, то разветвлялись в разные годы, оттеняя общую эволюцию художественных тенденций специфическими поисками и решениями. При коренных различиях здесь обнаруживаются и сходные черты, заложенные в самом типе художественной культуры, художественного мышления нового времени, в характере стиля эпохи XX века. Региональное по своей сути музыкальное искусство Средней Азии и Казахстана интегрируется в мировой генофонд культуры. Словом процесс интеграции понимается не только на уровне региональном, но и межрегиональном. В этом смысле важную роль играют культурные коммуникации, культурные взаимодействия. «Культурные контакты, – по мнению российского ученого Л.В. Петрова, – являются существенным компонентом общения между нациями. При взаимовлиянии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения. При этом в практике взаимодействия каждой из них обнаруживают свою самобытность и специфику, культуры взаимно адаптируются путём заимствования лучших продуктов»[3].
Композиторская школа Узбекистана сформировалась в условиях подъема и развития социально-экономических и культурных связей с Россией. Монодийный тип мышление местных композиторов (бастакоров) обогащался за счет знакомства с культурой многоголосия, полифонии западного музыкального искусства, расширением выразительных возможностей, знакомства с новыми жанрами и т.д. Вплоть до начала 50х годов ХХ столетия узбекские композиторы сочиняли произведения в соавторстве с композиторами из Москвы, Ленинграда, Киева… И только в середине 60х годов выдвигаются молодые композиторы такие как: И. Акбаров, М. Бурханов, С. Варелас, С. Юдаков, М. Тоджиев, Н. Закиров, С. Джалил, П. Халиков и др. Словом, появились первые представители композиторской школы Узбекистана. Это стало возможным благодаря деятельности Ташкентской государственной консерватории Узбекистана и ее профессорско-преподавательскому составу. Известно, что в годы Великой Отечественной войны в Ташкент были эвакуированы индустриальные и культурные объекты с оккупированных территорий. Среди эвакуированных была профессура Ленинградской и Киевской консерваторий. Благодаря их вкладу в развитие музыкального образования Ташкентская консерватория, на многие годы, стала одним из ведущих ВУЗов и единственным в Средней Азии и Казахстане выпускающим музыкантов-профессионалов. Одной из ведущих, выпускающих кафедр ГКУз была кафедра Музыкально-теоретических дисциплин и композиции (позже она разделилась на кафедры: История музыки, Теория музыки, Композиции). В Ташкентскую консерваторию поступали талантливые музыканты из соседних союзных республик. Среди них был Сабир Исамиддинович Карим-Ходжи (Каримходжаев). С. Карим-Ходжи родился 15 декабря 1934г. в Душанбе (Таджикистан). В 1960 году он поступил в ГКУз в класс профессора Б.И. Зейдмана. Борис Исакович, композитор и чуткий педагог развивал в своих учениках способность соединять традиционную восточную мелодику с достижениями европейского композиторского искусства. Отличительной чертой его учеников является чувство формы, глубокие знания инструментовки. Почти обо всех его учениках можно сказать - композитор с симфоническим типом мышления.
Годы обучения в Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи (ныне Государственная консерватория Узбекистана) стали периодом напряженной внутренней работы, временем поисков и открытий, обретения собственной индивидуальности. Помимо специализации в классе Б.И. Зейдмана, важнейшим для его дальнейшего развития стало знакомство с молодыми, начинающими композиторами Ф.М. Янов-Яновским, Н. Закировым, С. Джалилом, Т. Курбановым. Активный участник симпозиумов и конкурсов молодых композиторов С. Карим-Ходжи закончил консерваторию с отличием представив на выпускном экзамене симфонию «Голос Азии» по одноименной поэме Мирзо Турсун-Заде. Годом ранее, на прослушивании в Союзе композиторов Узбекистана, была исполнена симфоническая поэма «Восстание Восе». Это программное сочинение раскрывает одну из героических страниц истории таджикского народа и посвящено его национальному герою, борцу за независимость и свободу Восе. В 1967 году композитор пишет концерт для трубы с оркестром № 1, а в 1968 концерт для трубы с оркестром №2. В 70е годы композитор создает такие яркие сочинения как: хореографическая поэма «Памяти М. Равеля», «Горная фантазия» для флейты с оркестром, Прелюдии для арфы. В 80е годы: Вариации для фортепиано, Сонаты для фортепиано, элегические поэмы для трубы и фортепиано, пьесы для дутар-альта и фортепиано, цикл пьес для фортепиано «Горные легенды». «Концертино на пентатонику» для флейты и фортепиано. В 90х годах музыкальный стиль композитора, отличавшийся ярким национальным колоритом с преобладанием танцевальных, напевно-повествовательных, созерцательных черт, омрачается появлением драматических, трагических образов. Назовем, к примеру, Драматическую сонату для фортепиано, Сонату для фортепиано, Сонату-фантазию для скрипки и фортепиано. Обратимся к музыке этого композитора, его образному миру. При первых же звуках произведений этого композитора в вашей душе рождается целый поток разнообразных чувств, которые подхватывают и словно уносят из не упорядоченного, суматошного мира, в котором мы находимся и плавно погружают в иной мир, полный чарующего спокойствия и тишины, где вы можете отдохнуть душой и сердцем, насладиться волшебными видениями. В инструментальных сочинениях на фоне струящихся звуков, ласкающих слух, западающих в душу, мы словно вслушиваемся в себя, в биение собственного сердца, невольно на губах появляется улыбка, а на глазах – слёзы; легко осуществимыми кажутся наши радужные планы, крылья мечты уносят ввысь. В сочинениях С. Карим-Ходжи нашел выражение богатый и многоплановый внутренний мир композитора. Программные названия, которые предпосланы многим произведениям облегчают восприятие авторского замысла. В целом они показательны для стилевой установки композитора, апеллирующего к самой широкой слушательской аудитории. Главным стало стремление выразить себя в наиболее простых и понятных формах, а также возможность использовать их в преподавательской практике. Помимо творческой деятельности Сабир Исамиддинович много сил отдавал педагогике, воспитанию молодых музыкантов. Он преподавал теорию музыки и композицию в Консерватории и Институте культуры. Ухудшения состояния здоровья не могли не сказаться на его музыке, на взаимоотношениях с коллегами, а в 2002 году композитора не стало. Сочинения С. Карим-Ходжи представляют интерес для исполнителя, так как их отличает национальный колорит, они обладают ярко выраженной образно-эмоциональной сферой, виртуозны. Дружба и творческое сотрудничество с ведущими музыкантами Узбекистана не могло отразиться на музыкальном языке, на стиле композитора. Для Узбекистана актуальной является такая магистральная проблема искусства XX–XXI вв. как взаимодействие «Восток-Запад», соотношение ориентального и европейского («оксидентального», если можно применить такой термин в данном контексте). Творческие искания музыкантов самых различных, подчас противоположных по своим средствам выразительности и воздействия на слушателя направлений – таких, как рок-музыка, медитативная и «терапевтическая», «авангардная» музыка и др. – служат подтверждением этому. Все эти проблемы поднимаются и в связи с творчеством С. Карим-Ходжи. При этом важно отметить, что круг этих проблем и их решение не являются для него чем-то искусственным, навязанным извне, а выражают суть его творческих исканий, можно без преувеличения сказать, сопутствуют ему с самых первых шагов в музыке. Исполнительская культура, в основе которой лежит особая сфера художественно-творческой деятельности, тесно связана с понятием «культура мышления». Именно это качество в наибольшей степени оказывает влияние на самостоятельность и специфику деятельности музыканта-исполнителя. «Культуру мышления можно определить как осознанное следование определённым принципам интеллектуальной работы»[4] считал С. Карим-Ходжи. Некоторые произведения композитора сочинялись для конкретного исполнителя, с учетом его технических возможностей, эмоциональностью, манеры интонирования, творческой индивидуальности. Все это отражалось в партитуре и выражалось в образном содержании произведения, его драматургии. Таковы например, цикл пьес для фортепиано «Горные легенды» и «Вариации на таджикскую тему» для фортепиано. Оба произведения написаны для Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, Заслуженной артистки Узбекистана и Каракалпакстана Офелии Юсуповой. Концерты для трубы с оркестром №1 и №2 были написаны для студентов Ташкентской консерватории занимающихся в классе профессора В.Ф. Пулатова (концерт №2 был посвящен Анатолию Селянину, сегодня это известный музыкант-трубач, Заслуженный деятель искусств России). Исполнительская и педагогическая деятельность В.Ф. Пулатова имеют для музыкальной культуры республики непреходящее значение. Он всю свою жизнь посвятил развитию в Узбекистане исполнительского искусства на духовых и ударных инструментах. Многолетний безукоризненный опыт работы в качестве солиста-концертмейстера группы трубачей симфонического оркестра театра оперы и балета имени Алишера Навои, а также артиста симфонического оркестра радиокомитета Узбекистана и первого эстрадного оркестра Узбекистана способствовали формированию своеобразной исполнительской культуры музыканта. В.Ф. Пулатов одним из первых в Узбекистане начал свои сольные выступления на трубе с симфоническим оркестром, исполнения произведения не только классиков, но современные сочинения композиторов Узбекистана. И данная исполнительская культура позволили ему достичь великолепного виртуозного мастерства во владении инструментом, глубокого понимания всевозможных тонкостей исполнения на трубе. Таким образом, концерты для трубы с оркестром – это плод тесного общения с высокопрофессиональным музыкантом – педагогом. Концерт №1 – одночастное произведение написанное в сонатной форме. Композитор использует трубу in B. В произведении ярко раскрываются виртуозные возможности инструмента, его концертные качества. Здесь перед нами предстают живые образы народного празднества на фоне ликования природы. Темы главной и побочной партий не противопоставляются, а скорее являются двумя гранями одного позитивно-созидательного образа. Образа торжества созидательного труда человека и картины горного таджикско-памирского пейзажа. Художественный замысел концерта воплощается композитором в убедительно гармонических пропорциях разделов одночастной композиции сочинения, при этом рельефно выявляются элементы интонационного единства, образные арки, логично проводится трансформация эмоционально-психологических состояний, связанных с образной сферой побочной партии. Лирический эпизод, заменяющий традиционное Скерцо – вторая часть концерта. Во второй части композитор использует сурдину благодаря которой труба звучит выразительно и напевно. Мелодия трубы звучит на фоне характерного синкопированного ритма, усиливая тем самым эмоционально-образный мир концерта. Центром концерта является каденция солиста – сложная и виртуозная она раскрывает звуко-выразительные возможности инструмента. Заключительный раздел, своеобразная постлюдия, возвращает нас к образам главной партии и утверждает основную идею произведения – торжество и энергия созидания, радость жизни и упоение ее красотой.
Жанр инструментального концерта в творчестве композитора
Музыкальная культура ХХ века отличается сложностью, противоречивостью тенденций, множеством художественных течений. Столь же разнообразны и художественно-смысловые явления, среди которых можно выделить полярно-противоположные начала, такие как эмоциональное – рациональное, возвышенное – низменное, утонченность – варварство, вера – скепсис и т.п. Новое музыкально-художественное мышление обусловило переориентацию и пересмотр разных сторон музыкального языка и, соответственно, принципов формообразования. Изменения коснулись жанров, форм, тематизма, образно-содержательными аспектами, гармонического языка и т.д. В этом плане интересным представляется анализ инструментальных сочинений С. Карим-Ходжи. Композитора представляющего таджикскую и узбекскую музыкальную культуры, сумевший воплотить национальный колорит и обаяние народного мелоса в европейских формах и жанрах. В обозначенном аспекте особый интерес представляют сочинения для трубы. Концерт №2 для трубы и оркестра написан всего год спустя после концерта №1. Оба концерта воплощают оду и ту же образно-содержательную сферу, являются образцами блестяще-виртуозного стиля, схожи по форме. Однако, концерт №2 обладает целым рядом новаторских черт. Одночастное произведение воплощающее яркие торжествующие образы, отличается жизнерадостным тонусом. Как и первый концерт он написан для трубы in B. Тема главной партии отличается целеустремленностью, жизнерадостностью, юношеским порывом. Богатая нюансировка, мелизматика, взлет и подчеркивание высоких нот на фоне остинатности в оркестровой партии – требуют от исполнителя особой виртуозности.
Индивидуально-характерная, своего рода микротема, тема-импульс во втором проведении с другой оркестровкой придает образу некоторую апофеозность. Скерцозная по характеру мелодия имеет огромный потенциал заряда энергии, отличается обилием интервалов, синкоп. Здесь не малую роль играет ритм, тембр, фактура и гармония, что повлияло на фактурную организацию и формообразование. Основанным типом развития главной партии композитор выбрал тип многократной повторности – остинатности. В свою очередь, повторность тематических остинатных попевок во всех голосах приводит к тематизации фактуры, пронизанной тематическими элементами. Тема побочной партии контрастирует главной своей наивностью, созерцательностью. Лирическую красочность, мягкость и задушевность мелодике придает использование сурдины. Образ робкий, одухотворенный и сокровенный создается за счет имитационного типа развития мелодии. Одна попевка, последовательно вступая по голосам (где-то стреттно), образует своего рода микрополифонию, который даёт возможность передать фактурными средствами не только определённый выразительный эффект, но и впечатление движущегося тембра. Такого рода тематизм и форма весьма характерны для симфонических сочинений С. Карим–Ходжи. Если говорить об истоках формообразования и развития мелодии, то их следует искать в традиционной музыке народов Средней Азии, речь идет об инструментальных частях макомов, с характерным для них чередованием хона-бозгуй. Средняя часть концерта своего рода лирическое интермеццо. Однако, в этой части мастерство исполнителя проявляется сразу на нескольких уровнях: на уровне технического владения инструментом, нюансировки, чувства формы и ритма. По эмоционально-образному содержанию средняя часть концерта находит продолжение в «Элегической поэме» для трубы и фортепиано (1973) посвященной памяти Б. Надеждина[5]. Здесь композитор открывает для исполнителя возможность «играть со звуком». Интерпретация данной части достаточно сложна. Она требует от исполнителя понимания смысла произведения его образно-эмоционального аспекта.
Из примера видно, что наряду с развернутым мелодическим тематизмом композитор широко применяет и микротематизм. Он достаточно часто используется композиторами Узбекистана - М.Таджиевым, Т.Курбановым, Х.Рахимовым, Д.Янов-Яновским, А.Набиевым и др. Тяготеющий потенциально к остинатности, такой тематизм приводит к возникновению остинатных принципов и форм (моно или политематических). Преимущественная роль в них отводится имитационно-полифонической фактуре, каноническим и стреттно-каноническим видам, длительное использование которых позволяет говорить о канонически-остинатных формах. Яркие образцы таких форм – это Пятнадцатая, Восемнадцатая симфонии М.Таджиева, Четвёртая, Шестая симфонии Т.Курбанова. Сочетание микротематизма – мелодического и ритмического – имеет место в «Импровизации и токкате» для фортепиано Д.Янов-Яновского, «Танавор» А.Набиева и произведениях других композиторов. Естественно, что столь значительная роль остинатности приводит к рождению остинатных форм. Среди них важное место занимают полифонические остинатные вариации. Они используются в разных частях циклов. Финал произведения отличает яркой концертностью, здесь воплотилась лучшие традиция жанра, его соревновательная природа. Оркестр и солист передают друг другу виртуозные пассажи, играют звуком, ритмом и тембром. Героико-эпические черты финальной части усиливаются за счет метафоричности образного содержания, мелизматики, уплотнения фактуры, динамических и агогических оттенков.
Концерт для трубы с оркестром №2 обладает своими индивидуальными, и в то же время типологическими чертами. Типологические черты проявляются, во-первых, в опоре на национальный тематизм; во-вторых, логике становления формы, близкой развертыванию развитых лирических мотивов; в-третьих, в принципе контрапунктирования мелодии с ритмом (усулем); в четвертых, в постепенном восхождении к кульминации (ауджу), зонности, принципе прорастания из единого тематического зерна; наконец, логике семантического развития – от сдержанности к эмоциональной открытости. Всё это, наряду с некоторыми фактурными закономерностями, позволяет говорить о своего рода национальной интерпретации формы концерта. Учитывая склонность композитора к концертному стилю, в инструментальных произведениях, и сочетание его с традиционными принципам формообразования, естественно ожидать взаимодействия этих принципов и в формах. Результатом такого взаимодействия являются особые формы, получившие широкое распространение в узбекской профессиональной музыке. Так рассмотренные нами произведения, своего рода микроциклы в которых развертывается большой по содержанию материал. Таким образом, концерт для трубы с оркестром №2 С. Карим-Ходжи представляет собой яркое, виртуозное сочинение классического образца, с использованием принципов развертывания мелодического материала по законам традиционной восточной музыки.
Работа над произведениями С. Карим-Ходжи При организации занятий посвященных изучению произведений композиторов национальных школ (таких как С. Карим-Ходжи) можно обратиться к известным в педагогике подходам характеризующим осознание творческого процесса музыкантом. Одному – творческому, при котором развитые навыки общего плана, переносятся на такие произведения как Концерт для трубы №2 С. Карим –Ходжи. Этот подход формирует фундаментальные навыки или, как их называл А. Ямпольский, «смысловые технологические блоки». Другой подход – узко ремесленный, нетворческий по своей сути, когда изучение сочинения, процесс домашней работы проходит хаотично, путем «проб и ошибок», бездумного повторения, когда не выделяется главное, не обобщается и не накапливается опыт. Тогда время самостоятельных занятий используется неэффективно, а сам процесс принимает примитивные формы. В данной связи нелишне вспомнить строки JI. Ауэра из его книги «Моя школа игры на скрипке»: «Молодые ученики, невзирая на советы, обычно не отдают себе отчета в том, насколько важен способ их работы и как влияет манера занятий на все их будущее... Я абсолютно убежден, – и всегда говорю это своим ученикам, что, когда они упражняются без самонаблюдения и самокритики, они только развивают и совершенствуют ошибки, поступая хуже, чем если бы попусту тратили время»[6]. В ходе исполнения сочинений С. Карим-Ходжи можно говорить о выработке следующих фундаментальных навыков:
Высокий творческий уровень инструменталиста проявляемый в интерпретации концертоа для трубы №2 можно охарактеризовать следующими соотношениями деятельности и ее осознания: – музыкант слышит до того, как он играет, слышит, как он может играть, как должен интерпретировать сочинение и, сыграв, сравнивает сыгранное с представленным в сознании, такое соотношение возможно лишь на высшем уровне мастерства – уровне художника.
Список используемой литературы. 1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс.– Л.: Музыка, 1971.- 376с. 2. Асафьев Б. Композитор-имя ему народ. Избранные труды. – Л.: Музыка, 1955. 3. Асафьев Б. О музыке ХХ века. – Л.: Музыка, 1955. 4. Головянц Т., Мейке Е. Композиторы и музыковеды Узбекистана. Справочник Т.:1999. 5. Кон Ю. Некоторые вопросы ладового строения узбекских народных песен и их гармонизации. – Л.: Музыка, 1962. 6. Кудряшов Ю. Музыкальное содержание М.: 2001 7. Материала съездов СК СССР 8. 8 съезд СК Узбекистана 1982 г. 9. Мазель Л. Эстетика и анализ // Статьи по теории и анализу музыки. – М.: Советский композитор, 1982. 10. Мазель Л. Метод анализа и современное творчество // Статьи по теории и анализу музыки. – М.: Советский композитор, 1982. 11. Медушевский В. О содержании понятия «адекватное восприятие» //Восприятие музыки. – М.: Музыка, 1980. 12. Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки //Восприятие музыки. – М.: Музыка, 1980. 13. Юсупова О.Ю. «Вариации на таджикскую тему» С. Карим-Ходжи (опыт исполнительского анализа) //Методика преподавания музыкально теоретических дисциплин Т: 1985 14. Янов-Яновская Н.Узбекская музыка и ХХ век.–Т.: 2007
[1] Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2004, с. 204. [2] Теория культуры. СПб.: Питер, 2010, с. 264. [3] Теория культуры. СПб., 2010, с. 331. [4] Из материалов 8 съезда СК Узбекистана. [5] Надеждин Б. один из ярких представителей композиторской школы Узбекистана. [6] Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|