Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика проведения занятий при сердечно-сосудистых заболеваниях

Функциональные особенности при улучшение сердечно-сосудистой системы

Сердечно-сосудистая система

Основное значение сердечно-сосудистой системы состоит в снабжении кровью органов и тканей. Кровь непрерывно движется по сосудам, что дает ей возможность выполнять все жизненно важные функции. К системе кровообращения относятся сердце и сосуды — кровеносные и лимфатические.

Сердце представляет собой биологический насос, благодаря работе которого кровь движется по замкнутой системе сосудов. Каждую минуту сердце перекачивает в кровеносную систему около 6 л крови, в сутки — свыше 8 тыс. л, в течение жизни (при средней продолжитель­ности — 70 лет) — почти 175 млн. л крови.

Сердечно-сосудистая система — система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови в организмечеловека и животных. Благодаря циркуляции крови,кислород, а также питательные вещества доставляются органам и тканям тела, а углекислый газ, другие продукты метаболизма и отходы жизнедеятельности выводятся.

Циркуляция крови в сердечно-сосудистой системе у позвоночных животных и человека дополняется лимфооттоком от органов и тканей организма по системе сосудов, узлов и протоков лимфатической системы, впадающих в венозную систему в месте слияния подключичных вен.

В состав сердечно-сосудистой системы входит сердце — орган, который заставляет кровь двигаться, нагнетая её в кровеносные сосуды — полые трубки различного калибра, по которым она циркулирует.

Все функции кровеносной системы строго согласованы благодаря нервно-рефлекторной регуляции, что позволяет поддерживать гомеостаз в условиях постоянно изменяющихся условий внешней и внутренней среды.

 

Методика проведения занятий при сердечно-сосудистых заболеваниях

Среди различных заболеваний сердечно-сосудистой системы у школьников наиболее распространены неревматические кардиопатии, инфекционно-аллергические миокардиты, ревматические поражения сердца, а также нарушения регуляции сосудистого тонуса, протекающих в форме синдрома вегето-сосудистой дистонии, гипертонической и гипотонической болезни. По данным Министерства здравоохранения, среди учеников общеобразовательных учебных заведений наблюдаются функциональные отклонения в работе сердечно-сосудистой системы в 26.6% случаев.

Причины возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы:

1) наследственность;

2) повышение темпа жизни и вследствие этого — увеличение стрессовых ситуаций, психоэмоциональных нагрузок;

3) гиподинамия — малоподвижный образ жизни (следствие научно-технического прогресса);

4) неправильный образ жизни:

· нерациональное питание;

· вредные привычки;

· нерациональный режим дня и отдыха;

5) частые заболевания или перенапряжения;

6) воспалительные процессы, действие микробных и других ядов, токсичных веществ.

Нарушение кровообращения наиболее негативно влияет на человека, поскольку организм испытывает недостаток кислорода, питательных веществ, гормон и т.д.

При патологии сердечно-сосудистой системы разные изменения функционального характера наблюдаются во всем организме, поэтому меняется реакция на различные виды физических нагрузок.

Предпосылки использования физических упражнений и регламентировано двигательной деятельности при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей связаны с влиянием мышечной работы на функциональные показатели системы кровообращения и морфологические характеристики сердца и сосудов. Это влияние наблюдается не только в физиологических условиях нормального роста и развития, но и при заболеваниях. Прежде всего оно проявляется в улучшении процессии нервной регуляции сердечной деятельности, в частности в восстановлении тонического влияния блуждающего нерва. Физические упражнения, отвечающие возможностям больного организма, путем активизации венозного кровотока способствуют уменьшению застойных явлений и улучшению кровообращения в целом.

В случае недостаточности кровообращения тонус мышц, сокращения скелетной мускулатуры обеспечивают компенсацию пониженной сократительной способности миокарда как путем непосредственного воздействия на венозный кровоток, так и за счет восстановления нарушенной регуляции всех компонентов функциональной системы. Улучшение кровообращения при использовании средств лечебной физической культуры достигается также благодаря усилению дыхательных экскурсий грудной клетки и увеличению их посасывающего действия по кровотоку.

Физические упражнения также способствуют улучшению коронарного кровообращения. Повышение уровня обменных процессов в миокарде при мышечной деятельности является основным стимулятором этих положительных изменений кровоснабжения миокарда. Под действием нейрогуморальных воздействий работающих мышц снижается тонус мышечных и резко возрастает емкость коронарных сосудов. Благодаря этому во время интенсивной мышечной работы в коронарные сосуды может поступать до одной трети всего систолического объема крови. Даже при физических упражнениях минимальной интенсивности мышц, кровоток может возрастать в 10-15 раз. Таким образом создаются прекрасные возможности для восстановительных и репаративных процессов в сердечной мышце, а для детского организма, который растет, — еще и предпосылки для морфологической и функциональной перестройки сердца, задерживается и искажается в условиях патологии. Кроме этого, в связи с улучшением мышечного кровотока возникают благоприятные условия и для действия фармакологических средств.

Физические упражнения играют значительную роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно-сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно широки. Но при упорном использовании занятий физическими упражнениями необходимо не допускать перенапряжения, правильно подбирать средства и обеспечивать оптимальный уровень нагрузок.

Упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа значительной мощности и интенсивности (например, быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах и т. д.), имеют наибольшее влияние, поскольку при этом в организме возникает недостаток кислорода и сердечно-сосудистая система должна обеспечивать существенное увеличение минутного объема циркуляции крови.

При выполнении кратковременных скоростных и силовых упражнений не возникает особой нехватки кислорода, а минутный объем крови увеличивается незначительно. Такие упражнения не вызывают большого напряжения сердца, но повышают тонус сосудов и могут оказаться неблагоприятными при гипертонической болезни. Не противопоказаны интенсивные, скоростные и силовые упражнения при условии участия в них малых мышечных групп (например, только мышц рук, голени и т. д.) или незначительной реакции на эти упражнения со стороны сердечно-сосудистой системы. Это важно помнить при развитии определенных профессионально-прикладных двигательных качеств, связанных с силой, скоростью движения отдельных мышечных групп. Такие упражнения положительно влияют на ребенка в случае гипотонии.

Физические упражнения динамического и циклического характера, выполняются с низкой и умеренной интенсивностью, имеют оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую систему в целом.

Меры предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы:

· адекватный двигательный режим (систематические занятия физическими упражнениями 3-4 раза в неделю продолжительностью 35-45 минут), выполнения профилактических упражнений;

· диетотерапия;

· использование общеукрепляющих средств (закалка, массаж, баня и др.).

Задачи профилактически-оздоровительных занятий с учащимися с заболеваниями сердечно-сосудистой системы:

· облегчение работы сердца (этому способствуют ритмические сокращения и расслабления мышц, дыхательные движения грудной клетки);

· улучшение коронарного кровообращения и обменных процессов в миокарде, что способствует повышению сократительной способности сердечной мышцы;

· улучшение общего обмена веществ;

· общая тренировка организма (в частности, сердечно-сосудистой системы), укрепление скелетной мускулатуры, совершенствование координированности движений;

· влияние на общий тонус организма и эмоциональную сферу.

Раньше или позже все заболевания сердечно-сосудистой системы приводят к состоянию, которое называют недостаточностью кровообращения, имеющий несколько степеней.

При недостаточности кровообращения I степени используют резные физические упражнения, которые охватывают преимущественно средние и большие группы мышц в исходных положениях сидя, стоя и лежа; ходьбу простую и усложненную; ритмичный и дозированный бег в спокойном темпе. Рекомендуемые дозированные прогулки, терренкур, ближний туризм, прогулки на лыжах, коньки, плавание, гребля, дозированные подвижные и спортивные игры.

Движения рук и ног выполняют с максимальной амплитудой, чередуя с упражнениями для туловища, с последующим глубоким дыханием. Особое внимание обращают на развитие навыков правильного дыхания. Для учащихся, имеющих отклонения в работе сердечно-сосудистой системы (функциональные изменения в сердце, неактивная фаза ревматизма и т.д.), соотношение вдоха и выдоха по времени должна быть соответственно 1:3, 1:2. Вдох и выдох, как правило, делают через нос.

Следует исключить статические и резкие напряжения, ускорение темпа выполнения упражнений.

При недостаточности кровообращения II степени рекомендованы общеоздоровительные и дыхательные упражнения по типу гимнастики, упражнения с предметами, дозированная ходьба, специальные упражнения для развития координации и равновесия.

При недостаточности кровообращения III степени применяют элементарные общеоздоровительные и дыхательные упражнения (статические и динамические) строго дозированная ходьба.

Занятия на блочных тренажерах при заболеваниях сердечно-сосудистой системы не рекомендуется. Болевой синдром, повышение артериального давления, перенесенный инфаркт миокарда, тромбофлебиты, аневризма аорты, миокардиты, пороки сердца, стенокардия покоя являются противопоказаниями к занятиям на тренажерах.

Методика занятий физическими упражнениями зависит от состояния больного, степени и формы заболевания, индивидуальных особенностей.

Общие рекомендации для проведения занятий с учащимися с сердечно-сосудистыми заболеваниями:

не допустить возникновения сердечной недостаточности (в случае, если она уже есть, — способствовать ее уменьшению);

обеспечить приспособление организма в целом к физическим нагрузкам;

содействовать повышению эмоционального состояния.

Артериальное давление ребенка имеет более низкие показатели по сравнению с взрослым человеком. Чем меньше возраст ребенка, тем у него больше капиллярная сеть и просвет кровеносных сосудов, а следовательно, и ниже давление. У школьника нормой считается артериальное давление в пределах 110-125/60-80 мм рт. ст.

Таблица артериального давления:

Артериальное давление составляет:
У новорожденных 95-70/30-40 мм рт. ст.
У младенцев 95-100/35-45 мм рт. ст.
У детей 1-2 лет 85-100/45-55 мм рт. ст.
У детей 3-7 лет 85-110/55-65 мм рт. ст.
У детей 8-16 лет 90-115/60-75 мм рт. ст.
В возрасте 17-20 лет 100-120/70-80 мм рт. ст.
В возрасте 21-60 лет 130-140/90 мм рт. ст.
В возрасте от 60 лет 150/90 мм рт. ст.

Таблица «частота сердечных сокращений»:

Частота сердечных сокращений в норме:
У детей в 6 лет 95 уд./мин
У детей в 7-8 лет 80-92 уд./мин
У детей в 9-10 лет 76-86 уд./мин
У детей в 11 лет 72-80 уд./мин
У детей в 12-15 лет 70-80 уд./мин
У взрослого человека 60-75 уд./мин.
*Частота сердечных сокращений в норме с возрастом снижается

Гипертоническая болезнь поражает различные системы организма и проявляется повышением максимального и минимального артериального давления вследствие увеличения тонуса сосудов.

При повышенном давлении наблюдаются нарушения сна, частые головные боли, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость. Главное — правильно определить причины болезни. Для этого необходимо проконсультироваться с эндокринологом, отоларингологом, урологом. Нередко причиной повышенного давления является нарушение темпов полового и физического развития. В этом случае необходимо придерживаться правильного режима с достаточным сном и пребыванием на свежем воздухе; проводить систематические занятия полезными физическими упражнениями; использовать лыжные и велосипедные прогулки, игры на свежем воздухе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...