Получение права работы с засекреченными данными
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Информационная безопасность информационных систем
Основы построения информационной безопасности – Доктрина ИБ 2000г.
Информационная безопасность – состояние защищенности национальных интересов в сфере информации. Национальные интересы в сфере информации: 1) соблюдение конституционных прав и свобод человека 2) совершенствование
Составляющие национальных интересов: 1) объем информационных ресурсов, выпускаемых США на территорию РФ через информационные источники превосходит объем информационных ресурсов РФ в 15 раз. 2) Обеспечение государственной политики РФ (идентифицирует формирование открывшихся государственных источников) 3) Развитие IT установок, технологий отечественной индустрии информации, в том числе индустрия средств телекоммуникаций, связи, обеспечение потребности внутреннего рынка продукции и выхода его на мировой рынок. Требуемое: развивать информструктуры страны, развивать и улучшать качество информуслуг. На 1 денежную единицу, вложенную в информпродукт, прибыль в 10 раз больше, чем в нефтяном бизнесе. Развивать производство средств телекоммуникации, информатизации и связи. Один из первых отечественных вычислительных машин был БЭСМ-6 (Горьковский университет). Одним из мощнейших – Эльбрус (2000г). 4) Защита информресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности телекоммуникационных и информационных систем Требуемое: повысить уровень безопасности информсистем, интенсировать безопасность программных средств информации и методов контроля за ними, расширять сотрудничество РФ с международными странами в сфере IT-технологий.
Средства отечественной безопасности ТЭС, ГОСТ (1984г)
Виды угроз национальной безопасности 1) угрозы конституционным правам и свободам в области духовной жизни (создание информационных монополий, увеличение доступа к информресурсам) 2) угроза информационного обеспечения госполитики (деятельность СМИ) 3) угроза развитию отечественной индустрии информации (увеличение оттока в зарубеж отечественных средств) 4) угроза безопасности отечественных телекоммуникационных средств и систем (нарушение обработки информации, разработка ПО, нарушающих нормальную передачу информации)
Списки угроз:
Источники: Доктрины – внутренние* и внешние (деятельность иностранных культур в сфере IT против РФ, деятельность международных террористических организаций, разработка ряда опасных ПО) *внутренние (политическое состояние отечественных ресурсов, неблагоприятная обстановка, недостаточная разработка нормативно-правовой базы, недостаточное финансирование предприятий, работающих в сфере информационной безопасности, недостаточное количество информации в сфере информационной безопасности.
Состояние ИБ
I. В 1993г принят закон РФ о государственной тайне, подписанный 21 июля. Он считался первым шагом к состоянию ИБ. Проблемы 1) в конце 80 – начале 90х – рассекречивание информации II. Закон об информатизации и защите информации (ст.19 гласит о «электронно-цифровой подписи». Она может иметь периодическую силу. Закон в дальнейшем был подправлен. Закон об архивном фонде 1) появилась законодательная база
2) создание государственной системы защиты информации (добавляются спецорганы, которые решают задачу безопасности информации): - Министерство безопасности РФ (ФСБ) - Министерство обороны РФ - 1991г образовано Федеральное агентство правительства связи и информации при президенте РФ (решались задачи по правительственной связи, обеспечение защиты документа (это подразделение просуществовало до 2003г) - Органы внешней разведки РФ - Государственная техническая комиссия при президенте РФ (далее ее функции перешли в Федеральную службу технического и экспортного контроля). Она решает задачи по вопросам обеспечения безопасности информационных систем (технические устройства должны соответствовать стандартам), контроль за работой этих систем. Экспортный контроль – функции Федеральной службы. Проблемы: 1) средства защиты накладывают ограничение на распространение информации (администратор системы безопасности) 2) права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную жизнь не имеют правового значения. Доктрина о данных о физических лицах (персональные данные) В 2006г вышел закон о персональных данных, в 2009г вступает в силу, для этого необходимы ресурсы, финансы, люди, которые могли бы обеспечить сохранность данных. Необходимые задачи доктрины - требуется развивать систему информационной безопасности, единой государственной политики - улучшить формы, методы, средства для реализации ИБ, предотвратить угрозы (методы фиктивности систем обеспечения безопасности, сертификация этих средств; создание единой системы подготовки кадров в области информационных технологий) Методы обеспечений ИБ 1) правовые (разработка нормативно-правовых актов, нормативных методических документов) 2) организационные (совершенствование средств защиты и метод контроля их активности, повышение надежности и создание средств и систем для обеспечения доступа к обрабатываемой информации, выявление технических устройств и программ, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении и обработке информации, сертификация, контроль в информационных системах).
Характеристика показателей в системе ИБ
1) Экономический метод (программное обеспечение ИБ и совершенствование этих работ) Сферы ИБ 1) сфера экономики (наиболее подвержены вопросы кредитно-финансовых систем, 1991г - существование оттока государственных средств, проводившийся по фальшивым визам, т.к. сбербанк перечислял средства, и информационные каналы не были защищены. - система бухучета - система органов исполнительной власти и решение вопросов ИБ в сфере экономики - система обработки налоговой, финансовой, таможенной информации. 2) в области наук и техники (угрозы – стремление иностранных государств к научно-техническим устройствам - технические решения в области электроники - проблемы электронно-технических устройств (зарубежные фирмы патентуют всю свою продукцию) 3) в области информационных и телекоммуникационных систем - деятельность иностранных государств - нарушение регламента сбора и передачи информации - ошибки персонала - использование несертифицированных средств сбора информации - привлечение к работе фирм, не имеющих лицензии
Мероприятия по защите ИБ 1) разработка правовых норм 2) разработка политики и повышения ее эффективности 3) принятие и реализация федеральных программ 4) развитие систем подготовки кадров
Создание нормативной базы Закон определил основные понятия того, что является государственной тайной в области военной, внешнеполитической, оперативно-розыскной, экономической, разведовательной, распространение которых может нести ущерб РФ - военная (сведение стратегических и оперативных планов боевого управлении, подготовка и проведение операций стратегического и военного действия. Направленное развитие вооружений, военной техники, тактики и характеристики новых образцов вооружений, дислокации особо важных объектов, дислокации частей. - в области экономики (содержание планов подготовки РФ, объем военных поставок, размещение резервов, силы и средств гражданской обороны, объем военного заказа, научно-исследовательских проектных работ, имеющих важное экономическое значение)
Закон определения области сведений, не подлежащих рассекречиванию: - чрезвычайные происшествия и катастрофы, стихийные бедствия - состояние экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, состояние преступности - привилегии, компенсации, льготы, предоставляемые гражданам, организациям - сведения о фактах нарушения прав человека - размеры золотого запаса и размер золотовалютного фонда - состояние государственных лиц, их здоровье
Сведения о степени секретности (определяются величиной ущерба): - сведения особой важности - гриф «совершенно секретно» - гриф «под секретом»
Порядок определения степени секретности: 1. Сведения о государственной тайне осуществляются соответствующими органами государственной власти; гос.тайна находится под защитой и соответственно оплачивается. 2. определение перечня сведений гос.тайны РФ, определяет ее комиссия и утверждает президент, перечень сведений о гос.тайне должен быть гласным. 3. ведомство приобретает перечень сведений о гос.тайне и создает свой перечень 4. определение степени секретности по перечню; ущерб выплачивается государству 5. занесение реквизитов: - данные о степени секретности документа + данные указываются со ссылкой на перечень данного ведомства - сведения об органе гос.власти, засекретившей эти данные. - определение времени засекречивания данных и условия засекречивания данных - реквизиционный номер
Органы государственной власти должны каждые 5 лет проверять засекреченные данные ведомств и необходимость дальнейшего засекречивания данных, <30 лет. Для засекречивании данных другими лицами необходимо получить разрешение от ведомств на разглашение данных, проверить это лицо на возможность получения доступа к засекреченным данным
Получение права работы с засекреченными данными 1. допуск, производится в добровольном порядке; допуск граждан предусматривает ряд правил: - принять обязательства перед государством по нераспространению данных ему сведений - согласие на временное частичное ограничение своих прав (право выезда за границу на срок, оговоренный в соглашении; ограничение на распространение сведений, изобретений, открытий; ограничение права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий к допуску к засекреченным данным и при письменном согласии) - виды, размеры и порядок предоставления льгот (при долгосрочной работе с засекреченными данными, от 10% до 75% от зарплаты с 1993г) - прежде чем предъявить допуск предоставляют нормативные законы по ответственности за нарушение.
Формы допуска - допуск под грифом «секретно» - допуск по грифом «совершенно секретно» - допуск под грифом «особой важности» Ст. 22 определяет условия отказа
Условия отказа допуска - недееспособность лица Признание гражданина особо опасным рецидивистом либо находящимся под следствием за государственные или тяжкие преступления или имеются непогашенные сроки - медицинские противопоказания (перечень Минздрава РФ и заболеваниях, противопоказанных при получении допуска и работы с засекреченными данными) - гражданин или его близкие родственники проживают за границей или оформляют выезд за границу - если в процессе проверки выявлена угроза лица для ИБ РФ - угроза данных при предоставлении лицу
Сокращение допуска - в связи с прерыванием трудового договора - при возникновении обстоятельств для отказа - при нарушениях гражданином условий допуска (допуск 2ой раз не выдается)
Допуск на предприятия - сведения на право работать с засекреченными данными, получение лицензии (проведение экспертизы, условия выполнения нормативных требований для документов, наличие структурного подразделения по защите сведений и специальная подготовка сотрудников, количество которых достаточно для решения задач защиты, предприятия должны иметь сертифицированное средство защиты и лицо, которое сертифицирует) 21 июля 1993г «Закон о государственной тайне РФ» и инструкция, разъясняющая положения закона, закон определяет организационные и технические мероприятия при прохождении экспертизы (помещение, в котором получают засекреченные данные, технические средства меры их защиты на неразглашение)
Информация 1) ограниченного распространения 2) свободного распространения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|