Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Курсовая работа по экономической теории
«Функции рынка, позитивные и негативные стороны рыночного механизма»
Выполнила: студентка 1 курса д/о Учетно-финансового факультета Коваленко Наталья Алексеевна Проверила: Загайнова Э.Е.
Оценка: отлично
Иркутск 2003 План
Введение На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночной экономике. Переход России от закрытой системы экономики к рыночной экономике и обуславливает актуальность выбранной мною темы. Цель написания работы - это подробное изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Анализируя данную тему нужно отметить, что вопрос о рыночном механизме и его функционирование уже давно интересует многих экономистов, которые рассматривают принципы, законы и действие рыночной экономики. Данная курсовая работа представляет собой обобщение нескольких вопросов, связанных с появление рыночного механизма в России, в работе рассматривается ряд актуальных вопросов таких, как функции рынка, позитивные и негативные стороны рыночного механизма, государственное регулирование рынка. Необходимо отметить, что без государственного вмешательства невозможно развитие рыночной системы. Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. I. Рынок, его понятие и условия возникновения. Понятие рынка. В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения. В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.
Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену. Английский экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения: ü рынок– это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара; ü рынок – это система отношений между спросом и предложением; ü рынок – это совокупность отношений товарного обмена; ü рынок – это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров. Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему определению: Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовые технологии и высококачественные ресурсы. Современный рынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|