Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ Учебная программа для студентов заочного отделения
Самара 2010 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………....3 Тематический план…………………………………………………………...4 Краткие методические указания……………………………………………..4 Содержание курса…………………………………………………….……....5 Задания к семинарским занятиям……………….....................................….30 Вопросы к экзамену………………………………………………....….........33 Список литературы ………………………………………………………….37 Перечень ключевых слов и словосочетаний..………………………...…....42 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель курса: изучение отечественной культуры, осознание ее роли и места во всемирном историческом художественном процессе, воспитание чувства прекрасного и ответственности за сохранение национального культурного наследия. Основные задачи курса: - распространение знаний по истории культуры как средства преодоления невежества и бездуховности; - развитие навыков самостоятельного определения художественного и исторического значения памятников отечественной культуры; - выработка умений использовать знания по истории культуры в профессиональной деятельности. В программе прослежены закономерности и особенности развития культуры нашей Родины в конце XIX - XXI вв. Тематический план курса рассчитан на аудиторные занятия на очном отделении.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Курс истории отечественной культуры конца XIX - начала XXI веков является продолжением курса истории отечественной культуры древнейших времен, средневековья и нового времени. Данный курс рассчитан на освоение как теоретического, так и конкретного историко-культурного материала. Этими задачами и определена структура данной программы. Она включает перечень основных разделов и вопросов, выделенных по хронологическому и тематическому признакам. Программу дополняют перечень семинаров и коллоквиумов, список экзаменационных вопросов, указатель рекомендуемой литературы.
В течение семестра студенты дневного отделения должны выполнить следующие задания: 1. Подготовиться к семинарским занятиям (с.31-34):1) изучить письменные и иллюстративные источники, литературу по теме; 2) составить конспекты по вопросам семинаров; 2. Изучить иллюстративный материал по памятникам искусства, упоминаемым в программе (с.6-31), и приготовиться к письменному тестированию, на котором будет проведена проверка знаний по перечисленным памятникам и будет нужно назвать по предъявленной иллюстрации имя автора, название произведения и его стилевую принадлежность. 3. Выучить значение терминов (с.52) из списка ключевых слов и словосочетаний для подготовки к написанию диктанта, который является составной частью экзамена. 4. Изучение истории отечественной культуры предусматривает большую самостоятельную работу студентов с литературой (с.45-52) по данному курсу. На это нацеливает большой объем изучаемого материала, с одной стороны, и отсутствие полноценных учебников, соответствующих данной программе, с другой стороны.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ Особенности культуры рубежа веков. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль. Литературные течения Исторические условия развития отечественной культуры в период с конца 80-х гг. XIX в. до 1917 г. «Серебряный век» русской культуры. Рубеж веков - переломный период во всех сферах социальной и духовной жизни. Поляризация общественных сил и нарастание классовых противоречий. Приближение эпохи революций. Отражение в искусстве сложных коллизий времени.
Влияние общественной жизни на культурные процессы в России. Противоречия русской интеллигенции. Интеллигенция и революция. «Вехи». Факторы развития общественно-политической и философской мысли в России. Идеи всеединства и соборности в русской философии конца XIX - начала XX века. В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Булгаков. П. Флоренский. Мировое значение русской философии начала XX века. Взаимосвязь философских и эстетических идей эпохи. Позитивизм и неоромантизм. Переосмысление задач искусства. Идеи «чистого искусства» или «искусства ради искусства». Параллельное развитие разнообразных стилистических тенденций. Появление стиля модерн. Подъем всех видов искусства, выравнивание в их развитии. Проблема синтеза искусства. Новые направления в литературе. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Поэзия «серебряного века». А. Ахматова. Н. Гумилев. В. Брюсов. А. Блок. И. Северянин. З. Гиппиус. А. Белый. К. Бальмонт. Объединения «Центрифуга», «Среда», «Знание» и др. Творчество представителей реалистического направления в литературе. Л. Толстой. А. Чехов. А. Куприн. И. Бунин. Л. Андреев. И. Мамин-Сибиряк. В. Короленко. М. Горький. Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX веков Исторические условия развития науки и техники, образования в конце XIX - начале ХX века. Основные направления научно-технических исследований. Научно-технические общества. Проведение всероссийских съездов ученых. Появление Академического союза профессоров и преподавателей. Мировое значение достижений русских ученых, их научная и общественная деятельность. Идейные искания в российской науке. Успехи русской авиации и космонавтики. Н. Жуковский. К. Циолковский. Г. Котельников. Русские естествоиспытатели. Д. Менделеев. И. Сеченов. И. Павлов. В.И. Вернадский. К. Тимирязев. И.И. Мечников. Достижения русской астрономической, физической и математической школ, историков и экономистов. Система образования в России в конце XIX - начале XX века. Начальное обучение. Средняя и высшая школа. Усиление демократической роли школ, училищ, университетов как центров образования и культуры. «Народные университеты». А. Шанявский. Женское образование. Культурно-просветительные и образовательные общества. Создание педагогической комиссии по техническому образованию. Работа учительских институтов. Союз российских учителей и Лига образования. Московский и Петербургский комитеты грамотности.
Интенсивный рост периодических изданий и книжного дела. Особенности развития периодической печати. Направления развития книгоиздательства. Издательская деятельность И. Сытина, К. Солдатенкова, Н. Рубакина, Я. Перельмана, А. Маркса, братьев Гранат и др. Их специализация. Появление российского общества книгопродавцов и издателей. Библиотечное дело. Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков Особенности развития русского музыкального искусства. С.И. Танеев. Его произведения: кантата «Иоанн Дамаскин», Третья симфония, опера «Орестея», квартеты, романсы. Вершина полифонического мастерства С. Танеева - кантата «По прочтении псалма». Эволюция творчества А.К. Лядова: фортепианные пьесы, замысел оперы «Зорюшка», симфоническая картина «Из Апокалипсиса», «Скорбная песнь» («Нения») и др. А.К. Глазунов (симфония №.4, симфоническая сюита «Из средних веков», балеты «Барышня-служанка», «Времена года», «Раймонда» и др). А.Н. Скрябин: «Поэма экстаза» для оркестра, «Прометей» («Поэма огня») для оркестра с фортепиано и хором, симфонии №1, №2 и №3. И.Ф. Стравинский (балеты «Весна священная», «Жар-птица», «Петрушка», симфония №1). Начало творческого пути Б.В. Асафьева и С.С. Прокофьева. С.В. Рахманинов как пианист и дирижер. Композиторская деятельность: оперы («Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини»), концерты №2 и №3 для фортепиано с оркестром, симфонии №1 и №2, симфоническая поэма «Остров мертвых», поэма «Колокола» для оркестра, хора и солистов, романсы («Не пой, красавица, при мне», «Весенние воды», «Полюбила я на печаль свою» и др.), песни («Уж ты нива»), кантата «Весна». Церковная хоровая музыка в его творчестве («Всенощная», «Литургия святого Иоанна Златоуста»).
Русская духовная музыка. А.А. Архангельский. «Всенощная» и песнопения русской православной церкви: «Хвалите имя Господне», «Помышляю день страшный», «Внуши, Боже, молитву мою», «Не имамы иныя помощи», «Всякую мя отринул еси» и др. П.Г. Чесноков и его творчество: «Да исправится молитва моя», «Заступница усердная», «Совет превечный», «Блажен муж», «Ангел вопияше», «Жертва вечерняя», «От юности моея», «Разбойника благоразумнаго», «Предварившия утро» и пр. Произведения А.Т. Гречанинова: «Сугубая Ектиния», «Верую», «Внуши, Боже, молитву мою» и др. Сочинения А.Д. Кастальского: «Великое славаословие», «Дева днесь», «Тебе поем» и проч. Народная музыка. Создание Великорусского балалаечного оркестра. В.В. Андреев. Музыкальное образование. Петербургская консерватория. Народная консерватория в Москве. Развитие оперного и балетного искусства. Большой и Мариинский театры. Частная опера С.И. Мамонтова в Москве. Творчество Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова. Поиск новых выразительных средств в балете. А.А. Горский. Преобразование балетного театра. М.М. Фокин. Балетная труппа С.П. Дягилева. А. Павлова и В. Нижинский. Влияние русского балета на зарубежное хореографическое искусство. Проблема обновления театра при сохранении и развитии лучших традиций прошлого. Московский художественный театр. К.С. Станиславский. В.Н. Немирович-Данченко. Эволюция реализма в театре. Пьесы А.П. Чехова, А.М. Горького. Кризис Александрийского и Малого театров. Новый театр А.П. Ленского. В.Ф. Комиссаржевская и ее Драматический театр. Камерный театр А.Я. Таирова. Деятельность В.Э. Мейерхольда. Возникновение народных театров. Социальное и художественное звучание творчества М.Н. Ермоловой. Первые демонстрации кинематографа. Быстрое вхождение кино в культурную жизнь страны. Возникновение отечественного кинопроизводства. А. Ханжонков. Документальная кинематография. Утверждение самобытности национального художественного кинематографа. Лучшие из первых художественных кинолент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|