Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 16. Правовые и социальные аспекты экологии




Ведение экологического мониторинга позволяет количественно оце-нить все те негативные процессы в природе, которые вызывает деятель-ность человека. Оно же позволяет увидеть и положительные результаты природоохранных мероприятий и тем самым понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

 

Сущность природопользования не в том, чтобы поставить природу себе на пользу, а в определении, какой образ жизни вести и в каких формах осуществлять деятельность, чтобы принести природе пользу, участвуя в восстановлении природных систем, в совершенствовании, гармонизации отношений человека и биосферы.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Объясните, что включает в себя понятие экологический мониторинг.

2. Назовите виды мониторинга.

3. Охарактеризуйте методы мониторинга.

 


119                                                                                                                                                                     120


 

4. Поясните, что такое биоиндикация.

 

5. Назовите растения-биоиндикаторы и объясните, как по внешнему виду некоторых растений можно узнать о наличии загрязнений

 

Лекция 16. Правовые и социальные аспекты экологии

 

Экологическое право.

 

Экологический мониторинг.

 

Основные направления современной экологической политики.

 

Международное экологическое сотрудничество.

 

Экологическое право. Право может выполнять определенную роль вобеспечении благоприятной природной среды для человека, оно может придать некоторым жизненно важным отношениям в системе «общество — природа» нормативный, обязательный характер.

 

Экологическое право — это совокупность правовых норм, регулирующихобщественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

 

Предмет экологического права. Предметом права считаются обществен-ные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо объекта и находящие-ся в сфере действия правовых норм экологического законодательства.

 

В данном случае это могут быть общественные отношения, складываю-щиеся по поводу объектов природы и их экологических связей и входящие в сферу действия экологических норм. Предмет экологического права — это от-ношения по непосредственной эксплуатации природных объектов.

 

Содержание и субъекты экологических правоотношений.

Содержание —это права и обязанности участников правоотношения вобласти использования и охраны природной среды.

Субъекты —это, во-первых, природопользователи; во-вторых, органыпредставительной и исполнительной власти, специально уполномоченные ор-ганы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной окружающей среды; в-третьих — общест-венные объединения. Право граждан на благоприятную окружающую природ-ную среду определяется двумя основными положениями: 1) экологическим воспитанием и образованием; 2) государственной гарантией экологических прав.

 

Права граждан включают:

—возможность запроса о предоставлении достоверной информации о со-стоянии природной среды и мерах по ее охране;

 

—требования отмены решения о размещении, строительстве, эксплуата-ции экологически вредных объектов;

 

—привлечение к ответственности лиц, виновных в экологических право-нарушениях.


 

Исполнение экологических законов обеспечивается всей системой госу-дарственных органов, организацией экологической экспертизы, образованием охраняемых территорий и объектов.

 

История российского природоохранного законодательства имеет глубо-кие корни: еще при Иване Грозном был издан указ о запрете охоты и рубки леса на территории нынешнего Лосиного острова — там были царские охотничьи угодья.

 

Затем Петром I был издан указ «О бережении сосновых и дубовых лесов вдоль главных рек России». Поэтому Россия — одно из первых государств, ко-торое стояло у истоков природоохранного законодательства. Еще до революции

 

у нас были созданы первые заповедники (например, Баргузинский). После ре-волюции также был издан ряд декретов, имеющих природоохранное значение («Об охране памятников, садов и парков», «О лесах», «О сроках охоты и праве на охотничье ружье» и т. д. ). В советское время был принят ряд законов о соз-дании заповедников, заказников, национальных парков.

 

Новый закон «Об охране окружающей среды» появился 10. 01. 2002 года. В настоящее время это основной документ, определяющий и регулирующий отношения в сфере взаимодействия природы и общества. В нем рассматрива-ются основные принципы, на которых должно строиться это взаимодействие: приоритет охраны жизни и здоровья человека; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование при-родных ресурсов с учетом законов природы; соблюдение требований природо-охранного законодательства, гласность в работе, тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач.

 

В статьях 11 и 12 рассматриваются права граждан на здоровую и благо-приятную окружающую среду, полномочия и обязанности граждан. В законе есть также специальные статьи об экологическом образовании и воспитании населения.

 

В конце 1993 года в соответствии с решением Конференции ООН по ок-ружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г. ) был разработан нацио-нальный план действий России по охране окружающей среды, определяющий экологическую политику страны. 4 февраля 1994 года Указом Президента РФ одобрены «Основные положения государственной стратегии РФ по охране ок-ружающей среды и устойчивому развитию». В 1996 году правительством ут-вержден проект Концепции устойчивого развития Российской Федерации.

 

Федеральные и целевые программы —это средство реализации эколо-

гической политики государства. Среди программ, разработанных и контроли-руемых ранее Госкомэкологией, затем Министерством природных ресурсов и рационального природопользования России, следующие:

1) «Экологическая безопасность России»;

2) «Обеспечение безопасности озера Байкал»;

3) «Снижение уровней облучения населения и персонала от природных ра-диоактивных источников»;

4) «Конверсия — экологии»;

 


121                                                                                                                                                                     122


5) «Отходы»;

 

6) Программа по сохранению биоразнообразия;

7) Программа поддержки заповедников и национальных парков;

8) Программа по сохранению озонового слоя;

9) «Защита от наводнений».

Это только некоторые из списка природоохранных программ правитель-ства, в который входят также программы по экологически неблагоприятным районам, зонам экологического бедствия и экологического кризиса.

Правительством предусмотрено экологическое регулирование природо-пользования через систему платежей, налогов, штрафов.

 

Штрафы налагаются на основании составленного на месте нарушения ак-та. Составить его имеют право работники охраны природы или общественные инспекторы по охране природы. Ущерб, причиненный природе, подлежит воз-мещению. В Уголовном кодексе имеется ряд статей, которыми регулируется правовая охрана природы.

 

Важным элементом регулирования качества окружающей среды является введение норм, ограничивающих выбросы вредных веществ в природную сре-ду, — норм предельно допустимых концентраций (ПДК) в атмосферном возду-хе, воде и почве.

 

В нашей стране действует общегосударственная система наблюдений и контроля за загрязнением внешней среды. Результаты отражаются в так назы-ваемой Белой книге — это «Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды РФ» за каждый год.

 

Ведутся наблюдения за выбросами серы, азота, содержанием тяжелых металлов (свинца, ртути, кадмия, мышьяка), ДДТ, хлорорганических и других вредных соединений. Осуществляется контроль за использованием пестицидов, системами удобрений и мелиорации земель. Если нормы не соблюдаются — налагаются штрафы.

 

Создана система глобального мониторинга, т. е. слежения, контроля и прогноза загрязнения окружающей среды.

Система мониторинга — новейший и необходимый метод экологических исследований, позволяющий установить точки экологического кризиса и пре-дотвратить его наступление.

В систему глобального мониторинга вовлечены все страны мира, в этой отрасли экологической науки - самое тесное международное сотрудничество.

В настоящее время международное сотрудничество возглавляет ЮНЕ-СКО. В 1972 году ею была разработана Межправительственная программа по окружающей среде (ЮНЕП) и создана всемирная система станций учета и на-блюдения (мониторинга) за состоянием и изменением биосферы. В 2002 году состоялась Международная конференция, посвященная 30-летию ЮНЕП.

 

Международными организациями разработаны и другие программы: ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) — «Гигиена окружающей среды»; ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация) — «Сельско-хозяйственные химикаты и отходы».


 

В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялся форум экологов — Конферен-ция ООН по окружающей среде и развитию, которая приняла программу буду-щего — «Повестка дня на XXI век» и провозгласила принцип совместного раз-вития природы и общества как принцип «устойчивого» (самоподдерживающе-гося) развития. Устойчивое развитие в глобальной системе «общество — при-рода» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах различного уровня. При ограниченных ресурсных возможностях нашей плане-ты необходимо, чтобы со стороны развивающегося общества поддерживалось и соответствующее развитие природной среды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...