Лекция 16. Правовые и социальные аспекты экологии
Ведение экологического мониторинга позволяет количественно оце-нить все те негативные процессы в природе, которые вызывает деятель-ность человека. Оно же позволяет увидеть и положительные результаты природоохранных мероприятий и тем самым понять, «что такое хорошо и что такое плохо».
Сущность природопользования не в том, чтобы поставить природу себе на пользу, а в определении, какой образ жизни вести и в каких формах осуществлять деятельность, чтобы принести природе пользу, участвуя в восстановлении природных систем, в совершенствовании, гармонизации отношений человека и биосферы.
Контрольные вопросы:
1. Объясните, что включает в себя понятие экологический мониторинг. 2. Назовите виды мониторинга. 3. Охарактеризуйте методы мониторинга.
119 120
4. Поясните, что такое биоиндикация.
5. Назовите растения-биоиндикаторы и объясните, как по внешнему виду некоторых растений можно узнать о наличии загрязнений
Лекция 16. Правовые и социальные аспекты экологии
– Экологическое право.
– Экологический мониторинг.
– Основные направления современной экологической политики.
– Международное экологическое сотрудничество.
Экологическое право. Право может выполнять определенную роль вобеспечении благоприятной природной среды для человека, оно может придать некоторым жизненно важным отношениям в системе «общество — природа» нормативный, обязательный характер.
Экологическое право — это совокупность правовых норм, регулирующихобщественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Предмет экологического права. Предметом права считаются обществен-ные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо объекта и находящие-ся в сфере действия правовых норм экологического законодательства.
В данном случае это могут быть общественные отношения, складываю-щиеся по поводу объектов природы и их экологических связей и входящие в сферу действия экологических норм. Предмет экологического права — это от-ношения по непосредственной эксплуатации природных объектов.
Содержание и субъекты экологических правоотношений. Содержание —это права и обязанности участников правоотношения вобласти использования и охраны природной среды. Субъекты —это, во-первых, природопользователи; во-вторых, органыпредставительной и исполнительной власти, специально уполномоченные ор-ганы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной окружающей среды; в-третьих — общест-венные объединения. Право граждан на благоприятную окружающую природ-ную среду определяется двумя основными положениями: 1) экологическим воспитанием и образованием; 2) государственной гарантией экологических прав.
Права граждан включают: —возможность запроса о предоставлении достоверной информации о со-стоянии природной среды и мерах по ее охране;
—требования отмены решения о размещении, строительстве, эксплуата-ции экологически вредных объектов;
—привлечение к ответственности лиц, виновных в экологических право-нарушениях.
Исполнение экологических законов обеспечивается всей системой госу-дарственных органов, организацией экологической экспертизы, образованием охраняемых территорий и объектов.
История российского природоохранного законодательства имеет глубо-кие корни: еще при Иване Грозном был издан указ о запрете охоты и рубки леса на территории нынешнего Лосиного острова — там были царские охотничьи угодья.
Затем Петром I был издан указ «О бережении сосновых и дубовых лесов вдоль главных рек России». Поэтому Россия — одно из первых государств, ко-торое стояло у истоков природоохранного законодательства. Еще до революции
у нас были созданы первые заповедники (например, Баргузинский). После ре-волюции также был издан ряд декретов, имеющих природоохранное значение («Об охране памятников, садов и парков», «О лесах», «О сроках охоты и праве на охотничье ружье» и т. д. ). В советское время был принят ряд законов о соз-дании заповедников, заказников, национальных парков.
Новый закон «Об охране окружающей среды» появился 10. 01. 2002 года. В настоящее время это основной документ, определяющий и регулирующий отношения в сфере взаимодействия природы и общества. В нем рассматрива-ются основные принципы, на которых должно строиться это взаимодействие: приоритет охраны жизни и здоровья человека; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование при-родных ресурсов с учетом законов природы; соблюдение требований природо-охранного законодательства, гласность в работе, тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач.
В статьях 11 и 12 рассматриваются права граждан на здоровую и благо-приятную окружающую среду, полномочия и обязанности граждан. В законе есть также специальные статьи об экологическом образовании и воспитании населения.
В конце 1993 года в соответствии с решением Конференции ООН по ок-ружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г. ) был разработан нацио-нальный план действий России по охране окружающей среды, определяющий экологическую политику страны. 4 февраля 1994 года Указом Президента РФ одобрены «Основные положения государственной стратегии РФ по охране ок-ружающей среды и устойчивому развитию». В 1996 году правительством ут-вержден проект Концепции устойчивого развития Российской Федерации.
Федеральные и целевые программы —это средство реализации эколо- гической политики государства. Среди программ, разработанных и контроли-руемых ранее Госкомэкологией, затем Министерством природных ресурсов и рационального природопользования России, следующие: 1) «Экологическая безопасность России»; 2) «Обеспечение безопасности озера Байкал»; 3) «Снижение уровней облучения населения и персонала от природных ра-диоактивных источников»; 4) «Конверсия — экологии»;
121 122 5) «Отходы»;
6) Программа по сохранению биоразнообразия; 7) Программа поддержки заповедников и национальных парков; 8) Программа по сохранению озонового слоя; 9) «Защита от наводнений». Это только некоторые из списка природоохранных программ правитель-ства, в который входят также программы по экологически неблагоприятным районам, зонам экологического бедствия и экологического кризиса. Правительством предусмотрено экологическое регулирование природо-пользования через систему платежей, налогов, штрафов.
Штрафы налагаются на основании составленного на месте нарушения ак-та. Составить его имеют право работники охраны природы или общественные инспекторы по охране природы. Ущерб, причиненный природе, подлежит воз-мещению. В Уголовном кодексе имеется ряд статей, которыми регулируется правовая охрана природы.
Важным элементом регулирования качества окружающей среды является введение норм, ограничивающих выбросы вредных веществ в природную сре-ду, — норм предельно допустимых концентраций (ПДК) в атмосферном возду-хе, воде и почве.
В нашей стране действует общегосударственная система наблюдений и контроля за загрязнением внешней среды. Результаты отражаются в так назы-ваемой Белой книге — это «Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды РФ» за каждый год.
Ведутся наблюдения за выбросами серы, азота, содержанием тяжелых металлов (свинца, ртути, кадмия, мышьяка), ДДТ, хлорорганических и других вредных соединений. Осуществляется контроль за использованием пестицидов, системами удобрений и мелиорации земель. Если нормы не соблюдаются — налагаются штрафы.
Создана система глобального мониторинга, т. е. слежения, контроля и прогноза загрязнения окружающей среды. Система мониторинга — новейший и необходимый метод экологических исследований, позволяющий установить точки экологического кризиса и пре-дотвратить его наступление. В систему глобального мониторинга вовлечены все страны мира, в этой отрасли экологической науки - самое тесное международное сотрудничество. В настоящее время международное сотрудничество возглавляет ЮНЕ-СКО. В 1972 году ею была разработана Межправительственная программа по окружающей среде (ЮНЕП) и создана всемирная система станций учета и на-блюдения (мониторинга) за состоянием и изменением биосферы. В 2002 году состоялась Международная конференция, посвященная 30-летию ЮНЕП.
Международными организациями разработаны и другие программы: ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) — «Гигиена окружающей среды»; ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация) — «Сельско-хозяйственные химикаты и отходы».
В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялся форум экологов — Конферен-ция ООН по окружающей среде и развитию, которая приняла программу буду-щего — «Повестка дня на XXI век» и провозгласила принцип совместного раз-вития природы и общества как принцип «устойчивого» (самоподдерживающе-гося) развития. Устойчивое развитие в глобальной системе «общество — при-рода» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах различного уровня. При ограниченных ресурсных возможностях нашей плане-ты необходимо, чтобы со стороны развивающегося общества поддерживалось и соответствующее развитие природной среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|