Искусство в контексте культуры
Реферат ПО ПРЕДМЕТУ: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ». НА ТЕМУ: «ИГРОВОЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА». Выполнила: Проверил:
Астрахань 2003г.
План: Введение. 1. Искусство в контексте культуры 2. Игровая природа искусства. Заключение. Список использованной литературы.
Введение. Культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека и создаваемой им расы («второй природы»), где приоритетными являются духовные ценности. духовность — проявление внутренней свободы личности, разделяющей высшие идеалы добра, красоты, истины. Духовность как онтологическое понятие и только духовность в себе и для себя (Гуссерль,У. Духовяое — внутреннее бытие, что связанное с внешним (Вундт). Культура — поток продуктов духовного опыта (Кребера), духовность как нравственно-этическая аллегория. Ориентация на человека конечная цель культуры. Сферы проявления культуры, духовная и материальная культура. Соотношение эстетического и утилитарного в культуре. Морфология культуры: язык, мифология, этническое, эстетическое, религиозное, гуманитарное знание. Полифонизм культуры. Культура — центральное теоретическое понятие культурологи. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок.
Искусство в контексте культуры Искусство в контексте культуры. Нетрадиционный взгляд на искусство. Потребность в искусстве и мотивация художественного творчества. Способ обретения духовной свободы. (Реализация возможностей воображения и экзистирования — понимание себя (Кьеркегор)). Антитеза действительности, ее преодоление личностной картиной мира. Преодоление конфликта между здравым смыслом и духом [ «Зеркало, отражающее внутренний мир человека» (Брук)].
Осуществление идеальных представлений. («Искусство — царство прекрасной видимости» (Шиллер)). Самовыражение, самопроизводство, удвоение себя. Искусство — мастерская культуры. Эстетическая и игровая природа искусства. Художественная форма отражения и самовыражения; автопортрет общества. Основные функции искусства: эстетическая, компенсаторная, познавательная, коммуникативная, воспитательная. Имплицитное (внутреннее) выражение нравственной оценки. («Что художественно, то уже нравственно» (Белинский)). Диалогичность, исповедальность, эзотеричность искусства. Чувственно-эмоциональная насыщенность. Художественно-образная природа. Художественность — основной критерий искусства. Гений и талант. Философия и психология искусства. Кант о бескорыстности и незаинтересованности искусства. Прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, ужасное в искусстве. Процесс художественного творчества, жизненный опыт и личностный смысл художника — источник и цель творчества. [ Творческий акт художника есть «непослушание миру сему и его уродству» (Бердяев) ]. Художественный метод. Двуединая направленность сознания художника: на себя и вовне. Роль психологической установки. Персонификация в процессе творчества. Снятие противоположности объективного и субъективного. Замысел и воплощение. Символико-метафорическое мышление. [ Художественное творчество — «преодоление материала действительности художественной формой» (Выготский) ]. Вымысел как обман и как правда. [«Добыть зерно истины на глазах у зрителя» (Товстоногов) ]. «Самоконструирующее» развитие сюжета и характеров. Действие закона отрицания. Художественная мотивировка. Непреднамеренность целесообразности в произведении искусства (Кант). Опосредованность выражения причинно-следственных связей, сущности через явление, общего через единичное, необходимости через случайность. [«Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения» (Энгельс); «Искусство подражает природе и в том, как она скрывает свои явления» (Плеханов)].
Художественное обобщение: типизация, идеализация, символизация. Сознательное, бессознательное, интуитивное в художественном творчестве. Принципы «остранения», «отчуждения», «антитезы». [«Творческие акты нарушение правил и канонов» (Рунин)]. Произведение искусства - художественная условность. Текст, контекст, подтекст. Оригинальность произведения. Приоритет субъективного, особенного, единичного, случайного. [«Богаче всего самое конкретное и субъективное» (Гегель)]. Определяющее значение художественной формы. Выразительность формы: акцентирование и комбинирование. Художественный алогизм. Эффект противочувствия. («Произведение искусства — аппарат тяжелее воздуха» (Выготский)). Видимость случайности в произведении искусства. («Чтобы в книге можно было бы жить — она как хороший дом, должна быть немного неприбранной» (Дж. К. Честертон)). Случайность — неотьемлемое свойство художественности, форма проявления смысловых значений. Художественный синтез и полистилистика. Виды искусства — исторически сложившиеся художественные формы. Принципы классификации видов искусства. Литература, театр, кино, телевидение, музыка, живопись, скульптура, графика, архитектура — специфический язык, предмет и характер эстетического воздействия. Взаимовлияние видов искусства. Жанровые формы, полижанровость. Художественное восприятие. Специфика предмета восприятия. Проблема понимания и интерпретации. Плюрализм художественных вкусов. Эффект узнавания, чувствования, сопереживания. Катарсис — эмоционально-психологическая разрядка, эстетическое «очищение» в процессе художественного сопереживания. Идентификация и эстетическая дистанция. Отчуждение своего «Я» его проецирование на художественную картину произведения. Раздвоение «Я» на субъект и объект. Реконструкция процесса творчества. Реализм, натурализм, формализм. [ «Правдивый формализм является молчанием» (Камю) ]. Авангардизм, модернизм, постмодернизм в культуре и искусстве. Концепции искусства ХХ в. Современная ситуация в культуре и искусстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|