Форма проведения занятия: групповое решение творческих задач.
Отрабатываемые вопросы: 1. Бытие. Реальность объективная и субъективная. Материальное и идеальное. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Механистические и телеологические космологические системы. 3. Пространство и время: сущности и свойства. 4. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности. Эволюционизм и креационизм о происхождении и развитии живых существ. 5. Системность мира. Механические, органические, открытые системы. Уровни организации бытия. Биосфера. Управление самостоятельной работой студента Консультации при подготовке к практическому занятию, при подготовке к тестированию. Лекция 10. Учение о развитии. Тип лекции: Информационная лекция 10.1.Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец. 10.2 Метафизическая концепция развития. История метафизического метода. 10.3. Диалектика. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Категории, принципы и законы развития. 10.4. Синергетическая концепция развития. Хаос и порядок. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость. Прерывность и непрерывность. 10.5. Развитие систем. Цикличность, круговорот и поступательность. Источники развития и стадии усложнения систем.
10.1. Типы движения (помимо форм движения) - Без изменения качества (или механическое изменение). - С изменением качества. Виды изменения качества: - Изменения в функционирующих системах. - Круговорот. - Развитие. Развитие - в основном необратимое качественное и направленное изменение. Прогресс - прогрессивное развитие - начинается с простых определенностеи с последующим усложнением (Гегель). Новое включает в себя все предыдущие определенности и новые определенности.
Характеристики развития - Направленность - Поступательность - Преемственность - Момент повторяемости - Отрицание старого и появление нового - Развитие - процесс 10.2. Метафизическая концепция развития (классическая) Начало у Аристотеля, обращавшегося к анализу развития форм в живой природе. Развитие есть реализация, разворачивание под действием конечной цели тех * потенций, которые изначально заложены в том или ином объекте. Метафизические схемы развития, отрицают скачкообразный, революционный характер преобразований и обращает внимание на количественные изменения в пределах качества. Изменение происходили циклически (например, восточные древние философии) или взаимоперемещением одной части в другую. Предполагался постоянный возврат к прошедшим состояниям. Метафизическая концепция развития в отношении источника развития: - считает развитие самопроизвольным, спонтанным процессом, причины которого непознаваемы, а потому снимается вопрос об управлении этим процессом. - его источник - нематериальное, за которым проступала рука Абсолюта, или Бога (энтелехия, точка Омега и т.д.). Например, теория равновесия Г. Спенсера. Развитие с точки зрения метафизики (упрощенная схема - круг): - Источник - внутреннее содержание (способность) или непознаваемый субъект. - Развитие - это количественное уменьшение или увеличение в рамках качества. - Развитие есть циклическое изменение, постоянно возвращающееся. 10.3. Диалектика (теория диалектического развития). Получила наиболее четкое рациональное обоснование на идеалистической основе в теории диалектики Гегеля и на материалистической основе в марксизме, где гегелевская концепция, сохранив свое содержание, была преобразована. Три закона диалектики (суть развития). 1. Закон единства и борьбы противоположностей (причина развития). Любой предмет (объект, явление...) заключает в себе диалектическое противоречие. В некотором смысле противоречие обусловлено противоположностями, которые взаимодействуют, то есть борются.
Борьба ведет к трем исходам: - взаимное уничтожение, - уничтожение одной из сторон, - компромисс. 2. Закон перехода количества в качество (скачкообразное развитие).Гегель определял: - Качество - тождественная с бытием определенность. - Количество - внешняя бытию, безразличная для него определенность. Количество плюс качество есть мера. При изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за не разрушения меры. 3. Закон отрицание отрицания (направление развития). Простое отрицание - идущее после данного предмета (объекта, явления...), полностью его уничтожает. Диалектическое отрицание приводит к тому, что происходит воспроизведение этого предмета (объекта, явления...), но в другом качестве: Развитие с точки зрения диалектики (упрощенная схема - спираль) . - Источник (причина) развития - внутреннее противоречие (результат появления закона единства и борьбы противоположностей). - Смена стадий развития реализуется в виде скачкообразного (революционного) изменения (переход количества в качество). - Развитие идет по спирали, повторяя пройденные ступени, но на более высоком уровне (закон отрицание отрицания). 10.4. В течение последних 70-80 лет в современном естествознании формировалась новая научная концепция - синергетическая. Слово «синергизм» происходит от греческого слова "synergeia" - содействие, сотрудничество, а понятие «синергетика» было предложено Хакеном. Считается, что поведение открытой макросистемы неоднозначно и зависит от воздействия информации на факторы порядка и флуктуации внутри любой части системы. Для характеристики развития вводятся понятия: - Хаос как триада: «бесструктурность - неустойчивость - стихийность». - Порядок - «структурность - устойчивость - организованность». С точки зрения синергетики, развитие происходит за счет самоорганизации, которая возникает в хаосе и ведет к порядку, чем и заканчивается. Этот процесс развития коротко сформулировал Антуан де Сент-Экзюпери: «Жизнь создает порядок. Порядок же бессилен создать жизнь». Т.е. если система упорядочена, она не способна к развитию. В соответствии с этой концепцией, все части сущего объединяются в единую систему живого и неживого, состоящую из определенных саморазвивающихся видов.
Жизненный цикл вида: зарождение - стабильность - стагнация. В процессе развития вида, происходит самоорганизация нового более «сильного» вида, который заместит предыдущий. Процесс смены - бифуркация, точка непрогнозируемого и невозвратного перехода. Развитие с точки зрения синергетики (последовательность жизненных циклов) - Источник (движущая сила) развития - самоорганизация. - Развитие реализуется как последовательность чередующихся друг за другом жизненных циклов видов. - Переход от одного вида к другому - процесс бифуркации. Развитие систем. В качестве основной концепции принимается - эволюционизм, предусматривающий постоянную направленность изменений в сторону усложнения. Однако эволюционизм имеет особенности реализации главного принципа на разных стадиях. Стадии эволюционного развития окружающего мира 1. Механическое (физическое) развитие. Развитие неживой природы. 2. Биологическое развитие. Развитие живой природы. Возможно усложнение с понижением энтропии и повышением информационной емкости. Процесс усложнения. Основной источник - самоорганизация. 3. Социальное развитие. Развитие сознающего субъекта. Возможно целенаправленное воздействие на физическую и биологическую составляющие жизни. Основной источник - способность к управлению (организующему воздействию). 10.5. Источник развития систем Существуют различные взгляды на соотношение внутреннего и внешнего в системе и их влияние на изменение ее структуры и элементов. 1. Изменения во внутренних отношениях вызываются изменениями внешних отношений и следуют за ними по времени.
Следовательно, эволюция - реакция системы на внешние изменения. Так развиваются объекты неживой природы, например, горы. Главным закон такой эволюции является второе начало термодинамики - все стремится к выравниванию энтропии. Как следствие - концепция тепловой смерти Вселенной. 2. Изменения происходят за счет внутренних сил. Л. фон Берталанфи считал, что организм даже при постоянных внешних условиях и при отсутствии внешних стимулов выступает в качестве активной системы. Чтобы объяснить этот феномен, введено понятие открытой системы. В открытую систему постоянно поступает извне вещество, которое подвергается внутри системы переработке. Это приводит к двум специфическим процессам: - анаболиз - появление более сложных элементов. - катаболиз - вывод продуктов анаболиза из системы. При соответствующих условиях открытая система достигает состояния подвижного равновесия, когда структура остается постоянной, но идет непрерывный процесс обмена и движения вещества. В открытых системах могут возникать процессы, противоречащие второму началу термодинамики, т.е. система может усложняться за счет негэнтропии (информации). Такие системы принято называть самоорганизующимися, и ее поведение изучается синергетикой (теория диссипативных структур, теория катастроф). Процессы самоорганизации могут привести к различным результатам. - либо, произойдет приращение организованности на одном структурном уровне. - либо будет сформирована система более высокого уровня сложности (переход количества в качество). 3. Комплексная эволюция. В результате самоорганизации могут возникать более сложные и более совершенные структуры, но сами процессы изменения могут протекать: - либо без специфического воздействия (самоорганизация). - либо под действием специфических внешних воздействий, которые навязывают системе структуру и функционирование. Если на систему действует внешняя сила, направленная на ее организационное изменение, то осуществляется процедура регулирования или управления. Стадии возникновения (усложнения) системы 1. Образование множества объектов, способных стать элементами будущей системы. В течение этой стадии происходит накопление и концентрация объектов уровня. Образуются группы, объединяемые взаимодействиями и связями между элементами. 2. Первоначально группы обособлены между собой из-за сильных внутренних связей, но затем наступает фаза интегрирующих взаимодействий между группами и их объединение. 3. Формирование единой системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|