Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология выполнения холодного батика




Слово “батик” в переводе с яванского означает “рисование горячим воском”, отсюда и название техники - “горячий батик”.

В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.

Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик - это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.

В “холодном” батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: - роспись с применением резерва и - свободная роспись.

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения.

Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость[33].

В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. Именно поэтому холодный батик предпочтительнее использовать в занятии со школьниками.

Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.

Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и необходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола 1 кв. м. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама пяльцы, состоящие из четырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стойким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. После накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устойчивой.

В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6 8 мм с заостренными концами, поролоновые и резиновые губки, колонковые, барсуковые кисти.

Для росписи способом холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуаром или без него. Трубочки служат для нанесения контура рисунка. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям более тонкий.

Описание выполнения работы: Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.

После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

Ткань закрепляется на подрамнике или в пяльцы. Карандашом на ткани наносится контур рисунка. Необходимое для работы количество резервирующего состава набирается в стеклянную трубку. Касаясь концом трубочки ткани, по карандашному следу наносят резерв. Ткань просушивается около 40 мин, а затем проверяется целостность и надежность контура. Обязательным условием является замкнутость контура, иначе краска будет растекаться по ткани. Красильные растворы, предлагаемые в наборе, имеют очень высокую концентрацию, поэтому их разбавляют раствором питьевой соды. Разбавленные красильные растворы наносят на ткань кистью или ватными тампонами. Сначала закрашиваются светлые элементы рисунка, затем темные его части. При закрашивании больших поверхностей (каймы платка, фона) следует равномерно протирать всю влажную поверхность куском ваты. После высушивания работу следует снять с подрамника и подвергнуть обработке паром (запаривание). Затем промывают работу сначала холодной водой, затем горячей и стирают вручную с мылом[33].

Материалы.

Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Чтобы избежать возможных разочарований и ошибок проверьте натуральность ткани до начала работы. Легче всего это определить с помощью горения.

Хлопок, вискоза, лен: Горит быстро, полностью сгорает. Оставляет светло-серую золу Запах жженой бумаги

Шелк, шерсть: Горит плохо, оставляя маленький темный шарик на конце запах жженого рога.

Искусственные Волокна: Не горят, плавятся, образуя на конце шарик, нет запаха

Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - мадаполам, маркизет, батист или шифон.

На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи.

Тонкий шелк - понже, креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.

Более плотные ткани - дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет - тоже подходят для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких как шелк-бурет, тусса.

Эти виды шелка могут быть использованы для нанесения воска или для набивки уплотненных красок, однако, при условии, что разъединяющий материал достаточно хорошо проникает в ткань. Приступая к работе с большой поверхностью в этом надо убедиться заранее.

Каждый вид ткани требует применения определенных красителей, соответствующих им способов приготовления краски и упрочения полученных на тканях окрасок. Красители, применяемые в ручной росписи тканей, по своим техническим свойствам делятся на группы. В пределах каждой группы красители различаются по цветам. В маркировке красителей имеются буквенные и цифровые обозначения. Сначала указывается группа (прямой, кислотный, основной и т. д.). Оттенок красителя обозначается буквами: Ж желтоватый оттенок, К красноватый, 3 зеленоватый, С синеватый оттенок.

Цифры, проставленные в маркировке, указывают на интенсивность оттенка, например: кислотный алый 2 Ж, прямой красный 3 С. Это означает, что в первом случае алый цвет имеет довольно интенсивный желтый оттенок и приближается к оранжевому, а во втором красный цвет имеет синеватый оттенок и приближается к фиолетовому. Чем больше цифра, тем интенсивнее оттенок. В отдельных случаях в маркировке дается характеристика прочности, способ применения или упрочения.

Для приготовления краски используются различные химические и вспомогательные вещества:

)уксусная кислота бесцветная жидкость с резким специфическим запахом, хорошо растворяется в воде, ядовита, при попадании на кожу вызывает ожоги, при работе с ней требуется осторожность

) лимонная кислота бесцветные кристаллы без запаха в отдельных случаях может заменить уксусную кислоту

) молочная кислота 40% - ная жидкость светло-коричневого цвета без запаха; также может заменить уксусную кислоту;

) едкий натр в твердом виде представляет собой белую или розовую массу; на воздухе поглощает влагу и углекислоту, при этом плавится, покрываясь белым налетом; необходимо хранить в хорошо закрытой стеклянной или фарфоровой посуде;

) водный аммиак (технический нашатырный спирт) бесцветная прозрачная жидкость с резким специфическим запахом;

) бисульфат натрия мелкие кристаллы или желтоватый раствор с острым запахом;

) мочевина - белые или желтоватые кристаллы, хорошо растворяющиеся в воде;

) резорцин кристаллы от белого и розового до коричневого цвета, хорошо растворяются в воде и спирте;.

) уротропин кристаллический порошок сладкого и жгучего вкуса, хорошо растворяется в холодной воде, хуже в горячей;.

) фенол бесцветные кристаллы или кристаллическая масса белого цвета с характерным запахом; фенол очень ядовит, попадая на кожу, вызывает ожоги, в работе требует осторожности;.

) канифоль - твердая хрупкая стекловидная масса от светло-желтого до бурого и черного цвета;.

) парафин - твердая масса белого или желтого цвета, при нагревании легко плавится;

Сухой крахмал размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду, затем в течение часа разваривают при помешивании на водяной кипящей бане до получения прозрачной массы

Готовую загустку процеживают через частое сито. Крахмальная загустка плохо растворяется в воде.

Крахмал и декстрин размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду и смесь нагревают до 80 85 С в течение полутора часов, после чего охлаждают и протирают через сито.

Упрочение окрасок хромовыми красителями производят в следующей последовательности. Расписанная и хорошо просушенная ткань перекладывается гигроскопической бумагой или хлопчатобумажной тканью (можно в несколько слоев, т. е. четыре-пять изделий одновременно). Все сворачивается в трубку (не туго) и погружается в медицинский автоклав, предварительно разогретый. Продолжительность запаривания хромовых красителей составляет 60 90 минут при температуре 104 С и избыточном давлении 0,3 0,5 атмосферы.

Основные красители применяются для росписи тканей из шелковых и шерстяных волокон. Красители хорошо растворяются в водно-спиртовых растворах, особенно при добавлении уксусной кислоты. Дают яркие и сочные окраски, хорошо растекаются по ткани и смешиваются между собой.

Для приготовления краски нужно:.

·   Красителя 4 15 г.

·   Уксусной кислоты 80% -ной 40 мл.

·   Спирта 96 97% -ного 425 мл.

·   Мочевины Юг.

·   Воды 510 мл.

Краситель заливают теплым раствором разбавленной уксусной кислоты, хорошо перемешивают, добавляют горячую воду, вновь тщательно перемешивают и кипятят 5 8 минут до полного растворения красителя. По охлаждении раствора в него вводят спирт и раствор мочевины. Готовую краску фильтруют через ткань или вату.

После закрепления изделие прополаскивают до исчезновения пены.

 


3. Пример урока "Роспись ткани в технике "холодный батик"

 

План-конспект урока по изобразительному искусству и художественному труду "Роспись ткани в технике "холодный батик"

ВИД УРОКА: творческий практикум

ЦЕЛЬ УРОКА:

. познакомить с техникой росписи ткани, с историей и особенностями этого древнего искусства;

. расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства древнего искусства;

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

·   научиться владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани

·   овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике “холодный батик”

·   углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

·   развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветового мотива;

·   привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

·   способствовать творческому подходу работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

Воспитательная:

·   воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

·   воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

·   Авторские работы мастеров росписи ткани в технике “холодный батик”

·   Работы учащихся прошлых лет

·   Плакат-схема ахроматических цветов

·   Плакат-схема хроматических цветов

·   Плакат-схема цветового поэтапного решения росписи.

·   Оборудование для учащихся:

·   рама и ткань

·   кисти

·   набор красителей для росписи ткани

·   резервирующий состав

·   набор стеклянных трубочек

·   бумага А-3

·   карандаш

·   эскизы, зарисовки

·   кнопки

·   одностержневые булавки для крепления эскиза к ткани

План урока:. Вводная часть:

Организационный момент

Беседа о росписи ткани:

а) История батика. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала). Объяснение нового материала:

Беседа о порядке росписи ткани:

а) Роспись

б) От светлого к темному

в) Ошибки при работе с батиком.. Практическая работа. Анализ детских работ. Подведение итогов

Ход урока. Вводная часть

. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

. Беседа о росписи ткани

а) История батика

Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории” Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор.

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов - так называемых набоек (от слова “набивать”, когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)

Вопрос Ответ

С чего мы начинали свою работу над композицией? Сначала был выбор темы. Затем Мы сделали зарисовки мотивов в карандаше, а затем акварелью.

Что дальше делили с полученными работами? Используя, законы построения композиции, работали над эскизами - основой для создания росписи.

Что мы использовали на бумаге, чтобы акварель не растекалась? Для того чтобы акварель не растекалась мы использовали восковые мелки, которые образовывали контуры цвета.

После завершения работы над композицией, что было нужно сделать? Нужно подготовить для росписи ткань. Для этого её необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить фабричную обработку ткани, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

А как вы натягивали ткань для росписи? Мы закрепили ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем использовали остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закреплялся материал. Натягивать ткань нужно как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть.

Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

А как вы переносили рисунок на ткань? 1. Вначале нанесли

рисунок на плотную бумагу тушью линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань.

. Закрепили отрисованный рисунок под тканью, с помощью одностержневых булавок.

. Обвели рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом

Для нанесения на ткань контура рисунка применили стеклянные трубочки.

С трубочкой работают следующим образом. Резервирующий состав набирают в нее, опустив тонкий рисующий кончик в жидкость и втягивая воздух через верхний конец с помощью резиновой груши. Состав должен заполнить резервуар.

На какие группы цветов подразделяются известные вам цвета На ахроматические: чёрный, серые и белый, и хроматические - все цвета спектра. Объяснение нового материала

. Беседа о порядке росписи ткани

а) Роспись

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Расписывая ткань, в технике холодного батика, краситель наносят не по всей поверхности фрагмента рисунка, как во время рисования на бумаге. Достаточно нанести каплю в центр закрашиваемого пятна и слегка направить растекающуюся краску в сторону контуров. Работая, таким образом, вы избежите опасности затекания краски за контурную линию.

Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить нежелательные пятна краски.

б) От светлого к темному

Начинаем роспись с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.

в) Ошибки при работе с батиком.

Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки. Например, краситель по-разному расплывается на тканях не только разного состава, но и разного переплетения. В некоторых случаях краситель необходимо подводить вплотную к линии резерва, и он может перетечь на соседний участок. Устранить такой дефект можно несколькими способами.

Например, побыстрее размыть пятно чистой водой, используя ватную палочку или тампон. Если потек образовался на краю цветка, быстро обвести его резервом, добавив лишний лепесток. Такие лепестки придется дорисовать и к некоторым другим цветам, чтобы они выглядели как часть композиции. Так же можно поступить и в том случае, если потек находится в малозначимом месте, далеко от композиционного центра работы и не привлечет к себе внимания.

Еще один способ устранения ошибки - сделать участок росписи с потеком более темного цвета, попросту закрасив ошибку. Чтобы иметь такую возможность, всегда следует расписывать ткань от самых светлых цветов к темным. Затекание краски может произойти и из-за некачественного нанесения резерва. Если трубочку с резервом ведут слишком быстро или резерв густой, он не проникает на всю толщину ткани. В этом случае краситель “пробирается” на соседний участок снизу.

Поэтому необходимо перед росписью проверить, как нанесен резерв. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, расположить раму перед источником света. Линии, проведенные резервом, будут казаться очень светлыми. Если какой-то участок линии будет выглядеть иначе, надо продублировать линию с обратной стороны. Во-вторых, можно проверить целостность резерва, капнув рядом с линией в подозрительном месте каплю чистой воды. Если она “пробьет” резерв, участок надо высушить и нанести новые линии с обеих сторон.

Возможно, затек произошел из-за того, что линии контура не замкнуты - тщательно проверьте, все ли линии замкнуты.

Иногда краска затекает и за качественные линии контура. Как правило, это случается, когда на маленький участок рисунка нанесено слишком много краски, и она перетекает поверх линий.

Сушите работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или мочевины.. Практическая работа. Завершение урока. Анализ детских работ.

Анализ результатов проводиться по трем направлениям:

Уровень овладения приемами декоративной росписи;

Выразительность придуманной композиции;

Аккуратность в выполнении работы.. Подведение итогов, заключительное слово.

 


Заключение

 

Данная работа была посвящена методике обучения школьников художественному творчеству, а именно, - выполнению сюжетно-декоративных композиций для холодного батика. В связи с этой темой были рассмотрены вопросы образования, воспитания и творческого развития детей. Мы пришли к следующим выводам:

. Воспитание - это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

. Художественно-эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

. Школьный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

. Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.

. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения, художественный интерес и художественная активность.

Под художественным интересом, художественно-творческой активностью мы понимаем направленность личности на искусство, в широком его смысле, причем направленность избирательную, на освоение эстетического опыта, как обобщенного отражения окружающей действительности, который способствует развитию и формированию способности усваивать любой объект в форме эстетического отношения к нему, направленность на художественно-творческую деятельность.

Объективные и субъективные стороны художественно-творческой деятельности в художественном интересе, активности к ней выступают в единстве, поскольку связь с искусством устанавливается посредством интереса и непосредственной деятельности.

Прослеживается взаимосвязь художественного интереса, художественно-творческой активности и деятельности, в которой интерес влияет на эффективность художественно-творческой деятельности, как активной деятельности, а собственно творческая деятельность влияет на развитие и формирование художественного интереса, художественно-творческой активности.

Процессы познания, эмоциональная окрашенность и эмоциональная оценка сущности художественно-творческой деятельности в художественном интересе, художественно-творческой активности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В содержании художественного интереса, художественно-творческой активности проявляются следующие побудительные мотивы:

мотив, направленный на восприятие и освоение произведений искусства (в том числе изобразительного, народного, декоративно-прикладного);

мотив, направленный на получение, накопление и исследование в художественно-творческой деятельности знании, умений и навыков в области теории и практики изобразительного искусства;

стремление к самостоятельной художественно-творческой деятельности;

эмоциональная оценка результатов художественно-творческой деятельности.

Процесс развития и формирования художественного интереса, художественно-творческой активности неразрывно связан и обусловлен процессом развития и формирования других творческих качеств личности (мышление, фантазии и воображения, активности, способности и т.д.).

В работе нами были выделены принципы, необходимые для эффективного обучении школьников художественному творчеству(в том числе и выполнению сюжетно-декоративных композиций для холодного батика):

Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);

Принцип интегративности (синтез искусств).


Список литературы

 

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.

.   Алферов Л. Технологии росписи - Ростов на - Дону “Феникс” 2000г.

.   Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996

.   Брита Хансен. Роспись по шелку. М.,1997 г.

.   Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1988.-178с.

.   Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.

.   Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.-с.156.

.   Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.

.   Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1996.

.   Выготский Л.С. Мышление и речь /Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 1996.

.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991.

.   Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 1985.-128с.

.   Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.

.   Гурьева Т. С, Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. Сборник трудов НИИХП, Вып. б. М., 1972.

.   Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

.   Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. - М.: Наука, 1986.-191с.

.   Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

.   Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н.Леонтьев. - М.: Тарту, 1994.

.   Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. - Самара: Бахрах, 1998.

.   Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников/ М.,2003

.   Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - СПб.: Питер, 1997.

.   Микляева Н.В. Управление образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод.пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая. - М.: Айрис-пресс, 2006.-240с.

.   Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992.-263с.

.   Оморокова М.Г. Обучение детей эстетическому восприятию художественных рассказов // Начальная школа. - 1980. - №8. - с.13-18.

.   Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н. Н. Соболева. М. Л., 1931.

.   Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976

.   Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.

.   Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. - 1996. - №9. - с.58-66.

.   Т а н к у с О. В., Гороховская Л. М- и др. Технология росписи тканей. М., 1969.

.   Темсрин С. М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.

.   Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1992.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...