Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре




Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

1.1.Особенности развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте

1.2.Сюжетно-ролевая игра: особенности, структура и роль в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

2.1.Исследование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

2.2.Рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Приложение 1

Список литературы

 

 

Введение

«Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре» - одна из важнейших и актуальных тем на сегодняшний день.
Актуальность исследования заключается в том, что сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.

Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных,творческих способностей, формирования коммуникативны хнавыков,положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие готовность к обучению в школе.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: П.Я. Гальперин, В.Л.Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (М.И. Лисина), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Д.Б. Эльконин), либо как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже).
Предмет формирования коммуникативных навыков еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного воспитания (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царьковэ Б.В., Шубин Э.П.).
Проблема формирования навыков общения в процессе игровой деятельности поднималась учеными - психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, B.C. Мухиной. В 70 - 80-е годы XX века актуальным оставался вопрос о роли взрослого в игровом обучении навыкам общения. Проблему целенаправленного руководства игровой деятельностью дошкольников разрабатывали Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова и др. Они изучали предпосылки, педагогические условия и средства формирования положительных, дружеских взаимоотношений в игре.
Несмотря на множественность подходов, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития форм взаимодействия старших дошкольников в игре, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования, что предопределило нашу проблему: развитие коммуникативных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования - установить степень влияния сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей детей.
Объект исследования – коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования коммуникативных навыков через развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: правильно организованная сюжетно-ролевая игра способствует активизации коммуникативных навыков и формированию гармоничных межличностных отношений старших дошкольников.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности общения в старшем дошкольном возрасте.
2. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников.
3. Провести экспериментальное исследование уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
4. Разработать рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, методика «Выбор в действии», эксперимент.
База исследования: Детский сад № 51 комбинированного вида. Всего в исследовании приняли участие 17 детей старшей подготовительной группы. Всего 11 мальчиков и 6 девочек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования коммуникативно-развитой личности дошкольника, способной к полному взаимодействию с окружающим, что способствует социализации подрастающего поколения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации процесса формирования коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности.
Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЕ

1.1.Особенности развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте

Проблема развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте обретает все большую роль в трудах современных ученых.
Санькова О.А. пишет о том, что высокий уровень развития коммуникативных навыков является основой благополучной адаптации человека в каждой общественной среде, что обусловливает практическую важность вырабатывания коммуникативных умений с самого раннего возраста [15,c.21].
Избирая коммуникативные умения, навыки, способности объектом исследования, ученые понимают, что в настоящих условиях оно обретает совершенно другое качество. Так, Чернецкая А.В. подчеркивает, что в обществе быстро развиваются новые информационные технологии, образовывающие характерную коммуникативную сферу (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), повышается значение диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты [22,c.32].
Настоящая педагогическая практика базируется на психолого-педагогические исследования, теоретически определяющие суть и смысл вырабатывания коммуникативных навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе большого числа изданий размещается концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Опираясь на нее, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина подвергали анализу общение как коммуникативную деятельность. В своих работах они подчеркивали, что коммуникативные навыки содействуют психическому развитию дошкольника.
Роль своевременного формирования коммуникативных навыков делается более явной на стадии перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие простых умений делает трудным общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к росту беспокойности, нарушает процесс обучения в общем. Собственно развитие коммуникативных навыков является одним из главных компонентов обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, нужным условием благополучного протекания учебной деятельности, существенным направлением социально-личностного развития [19,c.17].
Смирнова Е.О. Коммуникативные навыки дошкольников определяет как осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения [18,c.52].
В этом определении прослеживаются два момента:
1) коммуникативные навыки - это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основываются на системе знаний и постигнутых элементарных умений и навыков.
2) коммуникативные навыки - это еще и способность детей распоряжаться своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач [18,c.53].
Психологи под коммуникативными навыками дошкольников (3-5 лет) разумеют комплекс индивидуально-психологических свойств личности общественной направленности: коммуникабельность, эмпатия, благожелательность; уровень знаний, умений социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культурного поведения, способность не теряться в новых обстоятельствах); желание контактировать и потребность вступать в коммуникативную деятельность, способность общаться между детьми разного пола [16,c.51].
Формирование навыков взаимодействия в дошкольном возрасте осуществляется через последовательность определенных стадий. На первой из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое сформировано на копировании и эмоциональном заражении ребёнка. На второй стадии (4-6 лет) появляется потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения делается общая (в основном, игровая) деятельность. На третьей стадии в 6-7 лет общение со сверстником обретает линии внеситуативности - содержание общения абстрагируется от наглядной ситуации, начинают формироваться постоянные избирательные предпочтения между детьми [25,c.17].
В старшем дошкольном возрасте значительно реформируется характер взаимодействия. У ребенка растет представление об умениях и навыках партнера, возникает заинтересованность к таким сторонам его личности, которые когда-то не были заметны. Все это содействует выделению стабильных характеристик, развитию более цельного его образа.
Содержание мотивов, находящихся в основе формирования игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста в большинстве своем сходится с содержанием их ценностных ориентаций. По данным исследования Т.А. Репиной, дети данного возраста называли общность интересов, давали большую оценку деловым успехам партнера, ряду его личностных качеств, однако, было обнаружено, что аргументом объединения в игре может быть страх остаться в одиночестве или желание повелевать, быть главным [22,c.213].
В старшем дошкольном возрасте основной потребностью общения делается тяготение ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень чувствительно реагирует на негативные оценки и неуважительное к себе отношение. Как раз в данном возрасте совершается интенсивное развитие и осмысление понятий добра и зла.
При этом взрослый, также является главной фигурой для дошкольника, так как он самый важный источник знаний. Если раньше ребенку была значима оценка взрослого за показанные им умения, то сейчас ребенка беспокоит оценка себя как личности. Ребенок тянется к тому, чтобы оценки взрослого сошлись с его собственными. По этой причине высокая восприимчивость ребенка к отсутствию между ним и взрослым взаимопонимания, способности к сопереживанию.
Такое общение содействует, в первую очередь, формированию этических и нравственных ценностей, норм поведения и их соблюдения, и, во вторую очередь, оно учит ребенка видеть себя со стороны, что является нужным условием осмысленной регуляции своего поведения.
К 6-7 годам у детей дошкольного возраста существенно повышается благосклонность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентная, соревновательная основа сохраняется уже на всю жизнь. Но помимо этого в общении старших дошкольников понемногу раскрывается и навык видения в партнере не только его ситуативных проявлений: что у него имеется и что он делает, но и отдельные психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только повествуют о себе, но и адресуются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Появляется заинтересованность к личности сверстника, не связанная с его конкретными действиями [2,c.74].
К 6 годам у большинства детей появляется непринужденное и бескорыстное желание оказать помощь сверстнику, подарить ему что-нибудь или пойти на уступку в чем-либо. Существенно повышается в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям немаловажно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки читает), не для того, чтобы обнаружить, что я лучше, а просто так, поскольку этот другой делается интересным сам по себе. Временами, даже наперекор принятым правилам они стараются оказать помощь другому, подсказать ему верный ход или ответ. Все это говорит о том, что мысли и действия старших дошкольников устремлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание личных преимуществ, но и непринужденно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше [3,c.17].
К концу дошкольного возраста завязываются крепкие избирательные привязанности между детьми, возникают первые всходы настоящей дружбы. Дошкольники концентрируются в небольшие группы (по 2-3 человека) и проявляют открытое предпочтение своим друзьям. Они больше всего волнуются о своих друзьях, останавливают свой выбор на играх с ними, сидят вместе за столом, гуляют на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и действиям других. Этот факт еще раз подтверждает важность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и образования условий для их межличностного общения.

1.2.Сюжетно-ролевая игра: особенности, структура и роль в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра - это главный вид игры ребенка старшего дошкольного возраста. Охарактеризовав ее, С.Л.Рубинштейн писал о том, что этот тип игры наиболее самопроизвольное проявление ребенка и вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей свойственны главные черты игры: эмоциональная яркость и энтузиазм детей, самостоятельность, энергичность, творчество [14,c.319].
Сюжетно-ролевая игра по своей сути - деятельность отражательная. Главный источник, питающий игру ребенка старшего дошкольного возраста, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Ядром сюжетно-ролевой игры является мнимая или представляемая ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и исполняет ее в сформированной им самим игровой обстановке. Так, играя в школу, показывает педагога, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Согласно концепции Д.Б. Эльконина, ролевая игра является проявлением усиливающейся связи ребёнка старшего дошкольного возраста с социумом – особенной связи, типичной для детского возраста. Её появление стеснено не с действием каких-нибудь внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно установленными условиями жизни ребёнка в обществе [24,c.167].
Сюжетно – ролевая игра детей в старшем дошкольном возрасте имеет следующие особенности:
1. Игровой замысел устойчивый, развивающийся, динамичный.
2. Дети совместно обсуждают замысел игры, прислушиваясь к мнению партнеров, достигая при обсуждении согласия.
3. Проявляется высокий уровень игрового творчества, возникает длительная перспектива игры.
4. Дети перед игрой намечают совместный план, в который по ходу вносят коррективы и дополнения в виде новых идей и образов, импровизируют.
5. Моделируют разнообразные взаимоотношения между людьми.
6. Совместно строят и творчески развивают сюжеты игр, привносят в них знания, почерпнутые из разнообразных источников: наблюдений, книг, кинофильмов и т. д.
7. Ролевое взаимодействие содержательно, используются разнообразные средства выразительности.
8. Речь занимает значительное место в реализации роли, роль обозначается словом; с помощью речи дети раскрывают сущность ролевых отношений, часто словом заменяют игровые действия.
9. Дети широко и изобретательно используют в игре предметы – заменители, природный материал, самоделки, подсобные материалы.
10. Осознают, что условие реализации роли — соблюдение правил.
В ролевых играх дети входят во всевозможные контакты между собой и по личной инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения в существенной степени независимо, сходясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности [4,c.91].
По соображениям Харчевниковой А.Н., ролевые игры детей старшего дошкольного возраста не просто имитируют окружающую жизнь ребенка, они являются выражением свободной деятельности детей, в которой, сочиняя и копируя, они выявляют свой характер, свое осмысление жизни. Все это детям возбранено во взрослой, правильной действительности, где все рационально и нет места волшебству. Но ролевую игру нельзя считать только экспериментальной площадкой, где дети пробуют, подвергают рассмотрению скопленные сведения о жизни; в этих играх вырабатывается и показывается потребность ребенка оказывать влияние на мир деятельно, переосмысливать его [21,c.48].
Мы, придерживаемся точки зрения Д.Б. Эльконина, который указывал на социальную природу игры. Желание проявить себя, овладеть теми или иными ролями присуще деятельной натуре детей [24,c.168].
Сюжетно-ролевая игра имеет определенные структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Основным элементом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него не существует самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та область действительности, которая отображается детьми.
Дети старшего дошкольного возраста осознанно подходят к выбору сюжета, первоначально его обсуждают, на примитивном уровне планируют развитие содержания. Возникают новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, взятыми за границами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочтенных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; кроме условных и символических действий, дети инициативно применяют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-нибудь событий. Дети прибегают к ним, чтобы не преступать логику развертывания содержания игры [6,c.22].
Содержание сюжетно-ролевой игры воспроизводится ребенком благодаря роли, которую он на себя принимает. Роль - средство осуществления сюжета и основной элемент сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка старшего дошкольного возраста роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-нибудь персонажем сюжета и функционирует согласно представлениям об этом герое. На протяжении дошкольного детства формирование роли в сюжетно-ролевой игре совершается от осуществления ролевых действий к ролям-образам [8,c.44].
В старшем дошкольном возрасте значение игры содержится в характерных отношениях лица, роль которого исполняет ребенок, с остальными лицами, роли которых берут на себя иные дети. В играх зарождаются ролевые диалоги, благодаря которым обнаруживаются отношения между персонажами, определяется игровое взаимодействие.
В сюжетно-ролевой игре реализовываются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые исполняют совместное дело. В совместной игре дети обучаются языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, обучаются подчинять свои действия поступкам остальных игроков [10,c.85].
Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий людей. Постигая систему человеческих взаимоотношений, он начинает осмысливать свое место в ней.
В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять свои увлечения интересам других. Игра содействует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, повиновения правилам формируется собственно в сюжетно-ролевой игре, а потом выражается и в остальных типах деятельности (к примеру, в учебной). В сформированной ролевой игре с ее трудными сюжетами и ролями, которые основывают обширный простор для импровизации, у детей развивается творческое воображение [7,c.352].
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение делается частью и условием. В данном возрасте обретается тот относительно стабильный внутренний мир, который предоставляет возможность в первый раз назвать ребенка личностью, хотя и не целиком сформировавшейся, но способной к последующему развитию и совершенствованию [13,c.8].
В обстоятельствах игрового и реального общения со сверстниками ребенок неизменно встречается с необходимостью использовать на практике постигаемые нормы поведения, адаптировать эти нормы и правила к всевозможным отдельным ситуациям. В игровой деятельности детей постоянно появляются ситуации, призывающие к координировании действий, выражения благосклонного отношения к партнерам по игре, умения отречься от собственных желаний ради достижения общей цели. В данных обстоятельствах дети далеко не всегда отыскивают необходимые варианты поведения. Зачастую между ними зарождаются конфликты, когда каждый борется за свои права, не считаясь с правами сверстников. Глубина, продолжительность конфликтов у дошкольников находятся в зависимости от постигнутых ими образцов семейного общения.
В группе сверстников понемногу вырабатываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые оказывают значимое воздействие на формирование личности ребенка.
Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение.
Каждый ребенок овладевает в группе конкретным положением, которое проявляется в том, как к нему относятся сверстники. Степень признания, которой пользуется ребенок, находится в зависимости от большого числа причин: его знаний, интеллектуального развития, особенностей поведения, навыков установления контактов с другими людьми, внешности и т.д.
Сверстники объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок [20,c.24].
Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в некоторых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвердиться в своих лучших качествах в коллективе сверстников.
Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры — при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала и т.п. — дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. Как показали исследования С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюк, отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, возникновению «внутренней этической инстанции» [9,c.43].
На протяжении всего детского возраста не только сюжетно-ролевая игра проходит несколько стадий развития как самостоятельная деятельность, но и взаимоотношения детей в игре меняются. Это связано с тем, что происходит развитие форм общения детей — от эмоционально-практической, ситуативно-деловой до внеситуативно-деловой (М.И. Лисина) [11,c.122].
Более активно общение детей начинает проявляться, когда осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей, возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом. Уже дети 4 лет отдают предпочтение совместным играм. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния.
Взаимодействие носит различный характер и проявляется по-разному. Это может быть чисто механическое взаимодействие, которое характеризуется слиянием по существу разнородных действий, происходит как бы мирное течение двух индивидуально происходящих игр. Даже действия детей, переплетаясь, остаются в своем плане. Это очень похоже и на «игры рядом».
В дальнейшем отчетливо вырисовывается взаимодействие на основе содержания игры. Здесь детей объединяет и даже заставляет действовать согласованно понимание общего смысла игры и включение в действие другого партнера. Общение играющих становится более выраженным.
Взаимодействие детей может проявляться и на основе взаимного интереса; это уже включение какого-то личного отношения, предпочтения, знакомства и т.д.
Действовать согласованно с другим ребенком — не так просто для ребенка шести и даже семи лет. И хотя распространенным является мнение, что язык игры понятен всем детям, оказывается, что нужен еще другой язык — язык общения — приноравливание своих действий к действиям другого лица, помощь товарищу и т.п. Именно взаимодействие и формирует общественность, требует такого качества, которое поведет игру детей именно по этому пути. Чем дальше процесс взаимодействия идет от механического к более осознанному взаимодействию, тем общественность как качество личности все больше дает о себе знать: нужно найти свое место среди играющих, наладить в ними связь, понять их желания, примериться с другими, убедить в чем-то или убедиться самому [12,c.76].
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.
Отношения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п. [1,c.43].
Подводя итоги изучения материала по данной главе, следует вернуться к основным положениям и выводам, сделанным в процессе рассмотрения коммуникативных навыков взаимодействия старших дошкольников, а также влияния сюжетно-ролевой игры на развитие навыков их взаимодействия.
Так, в старшем дошкольном возрасте общение приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками.
Целесообразно отметить, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, начинают развиваться произвольное внимание, произвольная память, воображение, рефлексивное мышление.
В сюжетно - ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...