Балет толстых Евгения Панфилова
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Курсовая работа на тему: «Творчество Евгения Панфилова»
Выполнила: студентка Мифтахова Анна Дмитриевна Преподаватель: Ирченко Лариса Петровна
г.Пермь 2011г. Оглавление
Вступление Биография Начало - «Импульс» Создание театра Панфилова «Золотая маска» Театры в театре Награды Творческая биография Заключение Список литературы
Вступление
Евгений Панфилов - фигура весьма и весьма показательная. Он начинал как полупрофессионал, и состав его труппы был первоначально сформирован из любителей и дилетантов. Качества его творческого характера, среди которых главными следует назвать независимость и свободу, а также и титанический энтузиазм, во многом определяли общую судьбу развития движения современного танца в России. Панфилов делал немыслимое количество премьер в течение театрального сезона, в выборе тем и сюжетов он был (и остается) по-хорошему всеядным, а своим авторским стилем, созданным в своих практических университетах, он все больше и больше привлекал внимание профессионалов. Он создал свой стиль, свой театр, свою аудиторию. Сегодня, когда его нет, но он, всё-таки, где- то рядом, перефразируя Марину Цветаеву, мы знаем: Панфилов был волей чуда и чудом воли. Есть ли у творца личная биография, кроме той в ремесле-творчестве? Важно ли то из чего? Он шагнул в балет прямо из архангельской деревни. Ему было уже 23 года. Если случается с человеком, что столкнувшись со своей судьбой, он сразу распознаёт её и принимает раз и навсегда, то так случилось с Евгением Панфиловым в дни создания своего авторского театра. Выбор или приговор был сделан; жизнь полностью принадлежала искусству. Биография-это череда событий, но есть люди-сами события.
Биография
Евгений Панфилов родился 10 августа 1955 года в северной российской глубинке (деревня Копачёво, Холмогорского района Архангельской области) в многодетной семье сельской учительницы. Там он закончил среднюю общеобразовательную школу, затем работал директором сельского ДК, а в 19 лет был призван в ряды Советской Армии. В 1976 г. После окончания военной службы, будучи уже совершеннолетним и имея артистические наклонности, Евгений Панфилов сделал свой осознанный выбор: он приехал в город Пермь и поступил в Пермский государственный институт искусств и культуры на отделение хореографических искусств, который закончил в 1981 г. С дипломом преподавателя хореографических дисциплин и балетмейстера.
Начало - «Импульс»
Еще, будучи студентом, в 1979 г. Евгений Панфилов создал в Перми театр пластического танца «Импульс», который и стал отправной точкой его хореографического творчества. Спустя много лет, увидев спектакль Евгения в Москве, видный музыкальный критик Алексей Парин назвал Евгения Панфилова гениальным самородком из Перми. г. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» одноактный балет на музыку А.Рыбникова г. «Жди меня» - на музыку В.Гевиксмана г. «Калина красная» - на музыку М.Светланова г. «Икар» одноактный балет на музыку С.Слонимского Театр «Импульс» так быстро завоевал популярность у избалованного и взыскательного пермского зрителя и привлек пристальное внимание специалистов и критиков, что в 1983 г. Кемеровская областная филармония пригласила Евгения Панфилова занять должность главного балетмейстера ансамбля песни и пляски. Семейные обстоятельства заставили Евгения в 1985 г. Вернуться в город Пермь, на свою хореографическую родину, где его с нетерпением ожидали артисты театра «Импульс», готовые воплотить все самые смелые и неожиданные замыслы молодого хореографа. Тогда, в зарождающемся океане мироздания маленькой комнатки-кельи Дворца имени революционного дворянина и палача, Панфилов-событие только начинался. Начиналась история неистового духа, мучительное познание мира и божественных тайн искусства, крайние экспериментальные искания, чёрные пепелища души, скандальные успехи, гамлетовские проклятья, скрещение мнений и критических перьев, поиски пути среди развалин, когда следы мгновенно зарастают травой, и ты снова протаптываешь свою единственную тропу. Первую и последнюю. Профессия хореографа была и остаётся под подозрением, ибо необъяснима и непознаваема. Нет критериев. «Много званых, но мало избранных». Панфилов взвалил на свои плечи тяжкий груз Сизифа, усомнившегося в монополии Демиурга. Каждый из его спектаклей - это каменная лавина, катящаяся в долину человеческого благополучия, смущающая своим оглушительным грохотом людские души.
- 1990 гг. Панфилов повышает свой профессиональный уровень, совмещая обязанности хореографа с учебой в Московском государственном институте искусств имени А.Луначарского на балетмейстерском отделении у профессора О.Тарасовой. Панфилов неустанно двигался вперед по пути усложнения своего хореографического языка, но поскольку в России не существовало школ современной хореографии, Евгений сделал ставку на танцовщиков, прошедших великолепную хореографическую школу классического балета. Создание театра Панфилова
В 1987 г. Театр был реорганизован в первый в России частный театр «Балет Евгения Панфилова». В том же году художественный руководитель прославленного Пермского государственного хореографического училища, народная артистка СССР, заслуженный учитель России Л.Сахарова пригласила Евгения вести курс танца-модерн своим учащимся. Е.Панфилов и Л.Сахарова осуществили совместный проект, который продемонстрировал органичное слияние балетных классических традиций и современной хореографии, возможность мирного сосуществования авангарда и классического балета на одной сцене, взаимообогащение двух балетных направлений. С 1993 по 1996 гг. Панфилов преподавал также современную хореографию в Пермском государственном институте искусств и культуры. В 1994 г. Евгений создал в Перми еще одну оригинальную труппу «Балет Толстых Евгения Панфилова», единственный в России коллектив подобного рода, имеющий официальный статус театра. «Балет Толстых» имеет в своем репертуаре восемь самостоятельных полновесных спектаклей и несколько программ, исполняемых совместно с театром «Балет Евгения Панфилова». 1995 г. Отмечен в биографии Панфилова новыми удачными экспериментами: работой хореографа в художественном фильме российского режиссера А.Учителя «Мания Жизели» (С.-Петербург, Россия) и совместной с немецким режиссером Алексом Новаком постановкой балета «Брамс - момент движения» (Мюнхен, Германия). В 1997 г. На прославленной сцене Мариинского театра (С.-Петербург, Россия) состоялась премьера балета И.Стравинского «Весна священная», который был поставлен Панфиловым по приглашению художественного руководителя Мариинского театра В.Гергиева. В том же году специально к VII Московского международного конкурсу артистов балета для артистов Мариинского театра А.Баталова и Э.Тарасовой Панфиловым был поставлен номер современной хореографии (А.Баталову был присуждён Гран-при этого конкурса). B 1997 и 1998 гг. Панфилов, единственный из российских хореографов, был приглашен на Международный фестиваль Сакро-Арт (Локкум, Германия), для которого осуществил специальные постановки балетов на сакральные темы: философскую, потрясающую мощью хореографии танц-мистерию «Аввакум» (представлен на Национальном театральном фестивале» Золотая Маска» 1996-97г. В номинации «Лучший спектакль») и одноактный балет «Лютер». На этом фестивале известные зарубежные театральные деятели и критики единодушно назвали Евгения Панфилова «хореографом XXI-го века».
В декабре 2000г. Частный театр «Балет Евгения Панфилова удостоен нового статуса: теперь это «Пермский Государственный театр «Балет Евгения Панфилова». Имя хореографа закреплено в названии государственного театра как знак исключительных заслуг и достижений в области развития современной хореографии России. Театр открыл сезон в новом статусе премьерой балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». В апреле 2001г. Становится лауреатом Национальной театральной Премии «Золотая Маска» 2001г. В номинации «Новация» за одноактный балет «Бабы. Год 1945.» в исполнении труппы «Балет Толстых». А в июле 2001г. За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России Евгений Панфилов был удостоен Правительственной Премии имени Федора Волкова.
В мае 2001 г. Хореограф создает еще одну экспериментальную мужскую труппу «Бойцовский клуб Евгения Панфилова», которая уже в конце месяца выходит на сцену с цельной программой «Мужская рапсодия», достойно завершающей насыщенный театральный сезон, а в декабре 2001г. Представляет еще одну шоу-фантазию «Возьми меня таким…», лейтмотивом которой является торжество мужской телесности, брутальной и элегантной одновременно, тема мужской самодостаточности, мужской энергии, мужского братства. 15-й театральный юбилейный сезон открылся премьерой одноактного балета «Капитуляция» на музыку групп «Ноктюрн», «Блэд Эксис», «Сопор Эстернус» и Наташи Атлас, в котором показан мир, катящийся в пропасть, мир, который капитулировал перед пороком и жестокостью и не заметил этого. Жизнь после смерти Бога оказалась человечеству не под силу. В феврале 2002 г. Евгений Панфилов был приглашен в Германию (г.Берлин) для постановки балета «Жизнь прекрасна!» на муз. 7-й симфонии Д. Шостаковича и советских песен 30-50х годов, премьера которого состоялась на сцене театра «Темподром» 6 февраля 2000г. Постановка, перенесенная на труппу театра «Балет Евгения Панфилова», получила название «БлокАда» и с огромным успехом прошла на сцене Пермского государственного академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского 19 июня 2002г. На фестивале театров Евгения Панфилова посвященного закрытию 15-го юбилейного театрального сезона. В рамках этого же фестиваля была показана еще одна премьера - одноактный балет «Тюряга» в исполнении dance-company «Бойцовский клуб». Поставил одноактный балет «Весна в Аппалачах» для учащихся Пермского государственного хореографического училища, который был успешно представлен в Оксфорде (Великобритания) и получил Грант Администрации г.Перми; В мае 2002г. Е.Панфилову был присужден Диплом и Приз балетмейстеру «За лучший номер современной хореографии» («Фигляр») VII открытого конкурса артистов балета России «Арабеск-2002». (Россия, Пермь) В 2003г. Е.Панфилова награждают призом Министерства культуры Российской Федерации и редакции журнала «Балет» «Душа танца» за 2002г. В номинации «Маг танца» (Москва, Россия). Приз получали представители театра. По случаю торжественной церемонии вручения приза был показан одноактный балет «Тюряга» в исполнении данс-компани «Бойцовский клуб».
Во всех последних спектаклях Панфилов открылся еще одной стороной своей великой личности. Его давно волновали экзистенциальные вопросы, он все глубже проникал в лабиринты сознания и подсознания и воплощал образы, увиденные там, в своей неповторимой хореографии. Панфилов являлся не только хореографом, но и режиссером всех своих спектаклей, создавал эскизы всех костюмов к своим балетам, неизменно ошеломлял публику эксцентрическими сценографическими изобретениями и оригинальными исполнительскими находками. Обладал незаурядным поэтическим даром. Великий Мастер создал в Перми и оставил для России не только свой уникальный театр, но и школу по-настоящему современной хореографии. Живая легенда пермского искусства - парадоксальный и неповторимый «Балет Евгения Панфилова». Блистательная диаспора танцующих, воплощающая театральные традиции Дягилева, глянец классики, романтику русского авангарда и тайны сюрреализма. Утонченный психологизм и дерзкий эксперимент, феерическое зрелище, в равной степени заманчивое для тонких ценителей балета и массовой публики.
«Золотая маска»
Театр «Балет Евгения Панфилова» был удостоен чести представлять Пермь на Национальном театральном Фестивале и Премии «Золотая Маска» 9 раз. Это балеты: «8 русских песен», «Ромео и Джульетта», «БлокАда» и многие другие. Первый раз в 2001 году «Золотую Маску» получил наш уже прославленный, непрофессиональный в смысле хореографической подготовки «Балет Толстых» за спектакль «Бабы. Год 1945». Ошеломляющего впечатления Панфилов добивается, отказываясь от обыденной логики, целиком погружая зрителя в логику художественной реальности. Одноактный балет, посвященный 55-летию победы в Великой Отечественной войне. Спектакль к нашей боли, к нашей генетической памяти. Боль прошедшего до сих пор остаётся с нами. Может быть, главное-рассказать о тех, кто ушёл безвозвратно, о том, чему радовались люди тех лет, чем мучились, о чём мечтали, на что надеялись. Русские бабы - российские Афродиты - с их молчаливым вековым терпением, доброй созидательной энергией, всепобеждающей силой плоти и духа пережили и вынесли столько, что представить их собирательный лирический образ в балете хореограф доверил артистам труппы «Балет Толстых», сознательно отказавшись от стереотипа классической балерины, неизбежно связанного с академическим образом «хрупких женских плеч. 17 апреля 2006 года на XII церемонии вручения Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Современный Танец» премия присуждена спектаклю театра «Клетка для попугаев». Одноактная хореографическая фантазия «Клетка для попугаев» на музыку Ж. Бизе - Р. Щедрина «Кармен - сюита» была впервые представлена публике в 1992 году. Римейк-премьера состоялась 18 мая 2005 года на «Дягилевских сезонах». Это история любви и в то же время притча о взаимоотношениях артистов и публики. Автором либретто, хореографом, режиссером, сценографом балета был Евгений Панфилов. Он же был первым исполнителем партии одного из попугаев. Пусть вызовет недоумение, восторг или протест моё вольное обращение с музыкой. Но идея, неожиданно возникшая во мне, просто плакала и просилась в эту музыку. И жизнь, в которой я уже ничего не понимаю, тоже просилась на эту сцену и в эту музыку. И свобода, которой я очень дорожу, тоже просилась в клетку, а потом обратно, а потом снова в клетку…. И я снова ничего не понимаю. Может быть, это поймёте вы, мои дорогие зрители. С любовью и уважением, Евгений Панфилов Театры в театре Балет толстых Евгения Панфилова Хореограф: Лауреат Всесоюзного и международных конкурсов Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Лауреат Премии Правительства РФ им. Фёдора Волкова Выпускник Пермского государственного института искусств и культуры (Россия) Выпускник Российской (Москва) академии искусств Евгений Панфилов (1955 - 2002гг.) Создан в 1994г. Лауреатом Всесоюзного и международных конкурсов балетмейстеров Евгением Панфиловым. Педагог-репетитор труппы Ольга Дормидонтова. Хореография, режиссура, сценография, костюмы Евгения Панфилова. «Кто же они, эти смельчаки, решившиеся выйти на сцену? Возрастной диапазон - огромный - от 18 до 50 лет. Профессии - самые разные: учитель, врач, воспитатели детских садов, преподаватель музыки, модельер, технологи, студенты. Весовые категории - от 90 кг и выше - до бесконечности. А главное, это веселые и смелые люди, решившие восстановить справедливость в мире, устроенном для тонких людей. Судите сами, во всех журналах мод - бесплотные создания, во всех магазинах - одежда для худых, двери - узкие, табуреты в пятачок, кресло в театре - не для них. Одним словом, в обществе наблюдается дискриминация толстых. Панфилов заставил их гордиться собой и бояться только одного - похудеть… Этого он не прощает. И толстые повеселели…» Т.Алферова «Пермские новости», 11 марта 1994г. Гастроли и фестивали: 2001 г. Г. Москва. Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска». Лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Новация». г. Ярославль. Участие в церемонии награждения Премии Правительства РФ им. Фёдора Волкова., г. Астрахань, г. Екатеринбург, г.Челябинск, г. Нижний Тагил, г. Киров, г. Ижевск. 2002 г. Екатеринбург. Участие в Фестивале всех театров Евгения Панфилова, посвящённом памяти великого балетмейстера. г. Санкт-Петербург. Участие в Международном фестивале современного танца «Визит». г. Североуральск. Участие во всероссийском фестивале современного танца «Класс». Гастроли по городам Уральского региона. 2003 г. Латвия: гг. Рига, Вентспилс, Даугавпилс, Валмиере. Участие в VIII балетном фестивале стран Балтии. Приз компании «Филипп Морис». 2004 г. Новосибирск Фестиваль «Театральная Эстафета» 2005 г.Гастрольные поездки по городам России, Фестиваль современной хореографии, посвящённый 50-летию Евгения Панфилова 2006 г. Фестиваль театров Евгения Панфилова на сцене Малого театра (г.Москва) 2007 г.Гастрольный тур по городам Англии 2008 г. Гастрольный тур по городам Англии В настоящее время труппа участвует в совместных с другими труппами театра проектах. Уроки нежности Одноактный балет на музыку МакКеннита, Г.Зазу, В.А.Моцарта, Вангелиса.(30 мин.) Последний спектакль, поставленный Е.Панфиловым для «Балета Толстых». Мастер сам назвал балет «признанием в любви к своим необыкновенным танцовщицам». Красота многолика и необъяснимо мгновение, когда ты ощущаешь вдруг её присутствие. Танец, наполненный эмоциональными и пластическими ньюансами. Премьера состоялась в 2002г. Куры, амуры, лебедь плюс… Одноактный шуточный балет-фантазия. В спектакле использована музыка П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро». Хореография Владимира Галкина. Костюмы Элеоноры Лихачёвой. Премьера состоялась 21 июня 2004 г. Бирюзовые мечты, малиновые страсти! Крушение всех стандартов вашего воображения. Комизм на грани хохмы. Прелести сладкой жизни на арене конфликта. Каким ветром занесло мага-романтика Кавалера Глюка в страну нелепых курочек? Кто тебя выдумал, звёздная мечта? Кто сказал, что Курица Не Птица? Кавалер Глюк слегка колдует, утешает дамочек, зовёт сказочного Лебедя, устраивает роскошный бал. Ах, как хорошо, все половинки сердец нашли друг друга!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|