Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идея социальной солидарности

Реферат по социологии

на тему: “Творчество Э. Дюркгейма”

 

Студентки 2 курса группы 213

Киселевой Е. Е.

Преподаватель: Бояркин А.Ю.

 

Рязань, 2001 г.

 


План

 

Биография Э. Дюркгейма

Великие предшественники Э. Дюркгейма и истоки его учения

Социологизм Э. Дюркгейма

Идея социальной солидарности

Заключение

Список литературы

 


Биография Э. Дюркгейма

 

Эмиль Дюркгейм, создатель социологии как науки и предмета преподавания, родился 15 апреля 1858 года в городе Эпинале. Так как он родился в семье потомственного раввина, его с детства готовили к религиозному поприщу своих предков. Впоследствии он отказался от этого, однако, не отрицал важность нравственного и социального влияния религии.

В 1879 году Дюркгейм поступает в Высшую Нормальную школу в Париже. Среди студентов он пользовался большим уважением, выделялся зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам. Окончив школу, он некоторое время преподавал в провинциальных лицеях. В 1885-86 годах он совершает поездку в Германию, где знакомится со знаменитым психологом В. Вундтом.

В 1887 году Дюркгейм получает место преподавателя педагогики и социальной науки на философском факультете Бордосского университета. А в 1896 году он возглавляет первую кафедру социологии во Франции. Затем он занимается изданием журнала “Социологический ежегодник”, с сотрудниками которого и создает впоследствии свою научную школу - знаменитую Французскую социологическую школу.

С 1902 года Дюркгейм преподает в Сорбонне на кафедре “науки о воспитании и социологии”. Профессиональная деятельность занимала в его жизни доминирующее место, но он также активно участвовал в разного рода общественных движениях и организациях. Дюркгейм был человеком демократических, либеральных учреждений, сторонником социальных реформ на научной основе. Цель всей его жизни и профессиональной деятельности - вывести Францию из кризиса последней четверти XIX века, в который она погрузилась после поражения в войне с Пруссией.

Первая мировая война тяжело сказалась на Французской социологической школе, некоторые видные сотрудники школы погибли на войне, погиб и сын Эмиля Дюркгейма. А 15 ноября 1917 года не стало и самого социолога. Он умер, не успев завершить многое из задуманного.

 

Великие предшественники Э. Дюркгейма или истоки его учения

 

Как и у многих ученых самых различных направлений у Дюркгейма были предшественники, мало того, он не был новатором в разработке некоторых идей, но лишь Дюркгейм смог придать этим отдельным, разрозненным умозаключениям форму целого; он создал науку социологию.

Из наиболее ранних предшественников ученого следует отметить таких его великих соотечественников как: Декарт, Монтескье и Руссо.

Декарт был убежденным рационалистом, а это, как известно, своеобразная французская традиция. Труды Дюркгейма во многом перекликались с декартовским “Рассуждением о методе”. Главная цель этого произведения состояла в том, чтобы найти такие рациональные принципы, используя которые можно постичь истину независимо от общепринятых мнений и предрассудков.

Ш. Монтескье, по мнению Дюркгейма, был предтечей научной социологии. Именно он обосновал возможность существования социологической науки, разработав идею внутренней законосообразности социальных явлений.

Ж. -Ж. Руссо способствовал развитию представления о природе социальных явлений, определив понятие общей воли и сопоставив политический и биологический организмы.

Из более поздних предшественников следует отметить А. Де Сен-Симона и его ученика и последователя О. Конта.

Первый создал идею социологической науки, а второй пытался развить и облечь ее в определенную систему. Критикуя Конта, Дюркгейм, тем не менее, считал заслуженным его титул “отца” социологии. Вслед за ним он рассматривал естественные науки как образец для построения социальной науки. Дюркгейм также воспринял подход Конта к изучению общества, как единого солидарного целого, состоящего из взаимозависимых идей.

Вместе с тем, Дюркгейм отрицал знаменитый контовский закон трех стадий, в то время как Конт считал это своим главным достижением. В отличие от него Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений.

Особое влияние на формирование взглядов ученого оказали идеи французского неокантианца Ж. Ренувье, его рационализм, обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования. Он отстаивал необходимость развития независящих от государства ассоциаций и производственных кооперативов, усиление роли государства в установлении социальной справедливости, введение светского воспитания в школах.

Важную роль сыграло и учение Г. Спенсера, а также биоорганическое направление в социологии. Многие концепции Дюркгейма рождались в полемике с идеями Спенсера. Идеям предшественника противопоставлялись идеи последователя., иногда как их своеобразное отражение. Причем, иногда стимулирующее воздействие идей гораздо важнее их непосредственного “положительного” восприятия. Но вместе с тем такое влияние все же было. Это относится к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализ общества как единого органического целого, в котором каждый институт играет свою функциональную роль). Он также рассматривал, как и Спенсер, сложные типы общества в виде комбинаций простых.

На рубеже XIX -XX веков возрастает популярность идей Карла Маркса, с ними соглашались или полемизировали многие социологи того времени, в том числе и Э. Дюркгейм. Он был согласен с идеей Маркса о том, что социальная жизнь должна объясняться глубокими причинами, коренящимися в способе группировки индивидов.

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял социализм и коммунизм. Социализм есть ничто иное, как тенденция к постепенному или быстрому переходу экономических функций из диффузного состояния в организованное.

Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социологической мысли, он не считал, что социология уже полностью сформирована как наука. Все высказанные до него идеи были общими и содержали лишь предпосылки научной социологии, саму же науку об обществе, со своим собственным предметом и методами еще предстояло создать.

Социологизм Дюркгейма

 

Для понимания основополагающего принципа теории ученого, обозначенного термином “социологизм”, необходимо различать в нем следующие два аспекта:

· онтологический;

· методологический.

Онтологическая сторона теории (концепция социальной реальности) состоит из следующих основных тезисов.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок. Она столь же устойчива и реальна, как и другие реальности, поэтому она также развивается в соответствии с определенными закономерностями.

2. Общество - это реальность особого рода.

Речь идет о том, что социальная реальность автономна, отделена от индивидуальной реальности. Идея дихотомии общества и индивида проходит красной нитью сквозь все творчество французского социолога.

Несомненно, что во всякой общей теории общества существует и общая теория человека, так и у Дюркгейма. Для него человек - двойственная реальность, в которой взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал выступает у социолога в виде следующих некоторых дихотомий:

а) факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для одного или нескольких индивидов;

б) Сознание и поведение ассоциированных индивидов и изолированных индивидов;

в) Социально предписанные обязанности и стихийно формируемые желания и действия;

г) Факторы, находящиеся вне индивида и возникшие внутри его сознания.

3. Онтологическая сторона социологизма также провозглашает примат социальной реальности над индивидуальной, значение которой вторично. Общество в интерпретации Дюркгейма - независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - объект всех религиозных и гражданских культов. Таким образом, онтологическая черта “социологизма” (“социальный реализм”) противопоставлена точке зрения о том, что общество - это сумма составляющих его индивидов.

Методологическая сторона симметрична онтологической. Поскольку общество - часть природы, постольку социология подобна наукам о природе, и ее целью также является исследование причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм натаивает на применении в социологии объективных методов. Изучению подвергается не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии устраняются все понятия, образовавшиеся вне науки.

Из специфики социальной реальности вытекает самостоятельность ее как науки, специфика ее методологии и понятийного аппарата, отсюда и положение о том, что социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. По Дюркгейму социология - это наука наук, призванная обновить и социологизировать другие отрасли: философию, историю, этику и др. Из-за этого те проблемы морали, религии, познания, категории мышления, которые пытался разрешить Дюркгейм в своих исследованиях, нередко выходили за рамки собственно социальной проблематики, являясь, по сути, философией.

Таковы основные принципы “социологизма”, с помощью которых Дюркгейм доказывал необходимость социологии и возможность ее существования как самостоятельной науки. Теперь ему было необходимо определить предмет и метод новой науки.

Предмет - социальные факты, которые существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Также говорит Дюркгейм и о разделах новой науки, выделяя три основных: социальная морфология, социальная физиология, общая социология.

Первая исследует структуру общества, а также географические основы жизни, народонаселение, его объем, плотность и т.д.

Вторая исследует жизненные проявления обществ, охватывает социологию религии, морали, юридическую, экономическую и лингвистическую социологии.

Третья напоминает общую биологию, осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы; это философия социологии.

 

Идея социальной солидарности

социальный солидарность дюркгейм социолог

Дюркгейм за свою жизнь создал множество статей, рецензий, лекций, многие из которых опубликованы после его смерти. При жизни издано лишь четыре книги: “О разделении общественного труда”(1893), “Метод социологии”(1895), “Самоубийство”(1897), и ‘Элементарные формы религиозной жизни”(1912).

Первая книга представляет собой публикацию докторской диссертации Дюркгейма. Ее содержание намного шире заглавия, ее основная цель - доказать, что разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность. Разделение труда, по мнению автора, тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, где традиционные верования утратили свою силу. Для обоснования этого Дюркгейм выдвигает следующую теорию. В архаических (сегментарных) обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в коллективном (механическая солидарность. А в развитых (организованных) она основана на автономии индивидов, разделении функций, причем коллективное сознание здесь не исчезает, но действует в ограниченной сфере.

 

Схема

  Механическая солидарность Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах) Органическая солидарность Основа на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
1. Морфологическая (структурная) основа Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе) Слабая взаимозависимость Относительно малый объем населения Относительно низкая материальная и моральная плотность Организованный тип (слияние рынков и рост городов) Слабая взаимозависимость Относительно большой объем населения Относительно высокая материальная и моральная плотность
2. Типы норм (воплощенные в праве) Правила с репрессивными санкциями Преобладание уголовного права Правила с реститутивными санкциями Преобладание административного, гражданского, коммерческого, процессуального и конституционного права
3а. Формальные признаки коллективного сознания Большой объем Высокая интенсивность Высокая определенность Власть группы абсолютна Малый объем Низкая интенсивность Низкая определенность Большой простор для индивидуальной инициативы и рефлексии
3б. Содержание коллективного сознания Высокая степень религиозности Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность) Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества в целом Конкретность и детальный характер Возрастающая светскость Ориентированность на человека (связь с его интересами и открытость для обсуждения) Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости Абстрактность и общий характер

 

Однако вскоре Дюркгейм отказался от плоского эволюционизма в пользу представления о сложности и многообразии социальной эволюции. Он признает сохранение некоторых элементов механической солидарности при господстве органической, вообще для Дюркгейма это идеальные категории. Следующая его работа “Метод социологии” была сначала опубликована в 1894 году в виде статей, а в следующем году отдельной книгой. Дюркгейм пытается дать описание способов постижения социологической истины: определения и наблюдения социальных фактов, социологического доказательства, различение “нормальных” и “патологических” явлений. Сама попытка систематизации и обоснования социологического метода была новой для того времени. Здесь проявилось стремление Дюркгейма строить социальную науку не только на эмпирическом, но и на методологическом фундаменте.

Идею социальной солидарности Дюркгейм продолжает подробно анализировать в таком своем произведении, как “Самоубийство”, написанном в 1897 году. Почему именно эта тема затронута Дюркгеймом?

Во-первых, на таком социальном феномене, как самоубийство, проверялся уровень сплоченности общества.

Во-вторых, само явление можно определить и выразить количественно.

В-третьих, существовала солидная статистика, позволяющая оперировать объективными данными.

Анализируя понятие самоубийства, Дюркгейм дает следующее определение: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредовано является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах”. На основании статистических данных он делает вывод, что кривая самоубийства подчинена определенной закономерности. Дюркгейм рассматривал самоубийство в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями, в частности семейными, религиозными, национальными и др.

Типологию самоубийств он выводил не из индивидуальных мотивов, поскольку они слишком многообразны, а часто неизвестны, из-за чего не имеют социологического значения. Поэтому он исходил из специфических состояний общественного сознания, которые объясняют характер взаимоотношений индивида и социальной группы.

Дюркгейм выделял три типа самоубийств: 1) эгоистическое, 2) альтруистическое, 3) аномическое.

Эгоистическое самоубийство происходит из-за разрыва социальных связей между индивидом и группой. Когда люди связаны любовью и объединены с той группой, к которой они принадлежат, они с большим упорством борются за свое существование. Кроме того, сознание цели, стоящей перед ними, заставляет их забыть о своих страданиях. Чем сильнее ослабевают внутренние связи в группе, тем меньше индивид от нее зависит и тем больше он будет руководствоваться соображениями своего личного интереса. Эгоистичный вид самоубийства тот, который вызывается чрезмерной индивидуализацией. Подчеркивая роль общества в стабилизации жизни людей, Дюркгейм пишет о том, что отдельные индивиды настолько связаны с обществом, что оно не может стать больным, не заразив их. Общество - это та цель, которой мы отдали лучшие силы своего существования, и поэтому, отрываясь от него, мы теряем смысл нашей деятельности. Подводя итог, Дюркгейм говорит, что эгоизм не вспомогательный фактор, но причина. Если разрывается связь человека с жизнью, это происходит потому, что ослабла его связь с обществом. Что касается частных факторов, то, по Дюркгейму, они случайны. Если человек так легко склоняется под ударами обстоятельств, то это потому, что состояние общества сделало из него добычу, готовую для самоубийства.

Альтруистическое самоубийство выступает своеобразной обратной стороной эгоистического. Недостаточно развитая индивидуальность также может привести к самоубийству. В обоих случаях человек совершает самоубийство не потому, что хочет, а потому, что должен; общество принуждает его к этому. Это значит, что индивидуальная личность в этой среде ценится очень низко. Дюркгейм поясняет, что такое самоубийство совершается из чувства долга, вот почему он называет его обязательным альтруистическим, ибо не всякое альтруистическое является обязательным. В целом в ситуации, когда общество полностью подчиняет себе индивида, человек всегда готов пожертвовать своей жизнью, но и не дорожит жизнью других.

Аномическое самоубийство вызывается аномией, социальной дезорганизацией, в итоге которой люди теряют привычный образ жизни и не могут адаптироваться к новым социальным условиям.

Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей: одни люди внезапно возвышаются, другие теряют свое социальное положение, это вызывает рост числа самоубийств. Аномия, по мнению Дюркгейма, является в наших современных обществах регулярным и специфическим фактором самоубийств, отличных от всех других типов тем, что он определяется беспорядочной неурегулированной человеческой деятельностью.

Но он замечает и некое сходство между эгоистическим и аномическим типами. И тот и другой определяются отчужденностью, недостаточной близостью общества к индивиду, но в целом они независимы друг от друга и выбирают жертв в разных слоях обществ. Эгоистическое - в среде интеллигенции, в сфере умственного труда, а аномическое - в мире торговли и промышленности.

Исследование Дюркгейма о самоубийстве имело большое научное и практическое значение. Эта проблема стала одной из важнейших в системе социологического познания общественной жизни.

Последующие исследования подтвердили правильность многих выводов Дюркгейма. Например, что процент самоубийства у мужчин выше, чем у женщин, а в городах выше, чем в сельской местности; что среди протестантов самоубийств больше, чем среди католиков; что этот процент выше среди одиноких, вдовых и разведенных людей, чем у женатых, а у женатых он выше среди бездетных.

Дюркгейм писал, анализируя социальные проблемы, связанные с причинами роста самоубийств, что рост их числа “вытекает не из существа прогресса, а из особых условий, в которых осуществляется прогресс в наше время”. В качестве профилактики самоубийств он ставит задачу укрепления социальной солидарности групп, коллективов, которые окружают индивида со всех сторон. В этом плане он не надеется ни на государство, ни на церковь, ни на семью. Главное средство - укрепление профессиональных корпораций, основной функцией которых будет улаживание классовых конфликтов.

Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике с разных точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийств, но и в социологии в целом.

Последний и самый значительный труд Дюркгейма - “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии” (1912). Исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Обращение к этим формам позволяет исследовать религию в “чистом виде”, без последующих теологических наслоений. Дюркгейм хотел проанализировать социальные корни и социальные функции религии. Однако его работа превратилась в исследование социальных аспектов идеологии, ритуала и некоторых других явлений, выходящих за рамки собственно религии.

Дюркгейм отвергает определения религии через веру в Бога (есть религии без Бога), через веру в сверхъестественное (последняя предполагает веру в естественное, возникшую сравнительно недавно) и т.п. он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной.

Автор детально анализирует социальное происхождение тотемических верований, обрядов. Религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия - это символическое выражение общества. Дюркгейм также подчеркивает сходство между гражданскими и религиозными церемониями. Поэтому его работа - вклад не только в становление социологии религии, но и в изучение гражданской религии и светских культов. Эта работа была признана классикой социологической мысли, а ее автор соответственно классиком.

 


Заключение

Дюркгейм внес огромный вклад в исследование общества как нормативной системы. Так введенное им понятие аномии широко используется в социологии права, морали, отклоняющегося поведения. Тема социальной солидарности - главная тема всей его социологии, и в ее изучении он сыграл важную роль. Многие его исследования и подходы к социальным явлениям и целым сферам социальной жизни в полной мере сохраняют свою актуальность. Это относится к проблематике семьи, морали, профессиональной этики, права, религии. Несомненно актуальны и принципы непредвзятого исследования, которые отстаивал Э. Дюркгейм.

Вклад французского социолога в становление и развитие социологического знания общепризнан. Трудно найти такую отрасль социологии, в которой так или иначе не ощущалось влияние работ Э. Дюркгейма.

 


Список литературы

 

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда - М: Наука, 1991.

5. История теоретической социологии - М: Наука, 1995. - т.2

6. История социологии в Западной Европе и США - М: Наука, 1993.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...