Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Брестская церковная уния 1596 г.

Унии

Среди многих попыток «объединения» наиболее известны три унии:

Лионская (1274), как первая в истории,

Флорентийская (1439) и

Брестская (1596), как принесшие наибольший вред Православию.

Лионская уния была принята греками под давлением императора Михаила VIII Палеолога, отвоевавшего у латинян Константинополь и восстановившего Византийскую империю после захвата крестоносцами Константинополя и установления в нем латинской империи (12031261 гг.), который стремился укрепить свою власть и заручиться поддержкой папы. Однако подавляющее большинство греческого духовенства и народ не приняли унию, несмотря на уговоры и насилия Палеолога (ссылки, тюрьмы, ослепление, отсечение рук и т. п.), и с его смертью в 1282 году она прекратила свое существование.

Что представляла собой Флорентийская уния?

Ответ: Уния проводилась по инициативе и под давлением греческого императора Иоанна VI Палеолога, который с помощью унии рассчитывал получить поддержку папы и помощь западных государств в борьбе с турками, окончательно сдавившими Византийскую империю. На соборе, проходившем вначале в Ферраре и перенесенном во Флоренцию, присутствовали папа с католиками и Палеолог с Константинопольским патриархом и несколькими греческими митрополитами и епископами, которые — в большинстве своем по принуждению — подписали унию с введением «filioque» в Символ веры. Отказался от подписи только святитель Марк, митрополит Ефесский, который возглавил борьбу против унии. На практике уния продвигалась крайне медленно, так как подавляющее большинство греческого духовенства и мирян ее отвергли, к тому же помощь Запада не последовала. Дважды на соборах Иерусалимском (1443) и Константинопольском (1450) восточные патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский анафематствовали унию и отлучали ее приверженцев. После захвата турками Константинополя (1453) уния прекратилась, оставив незначительное число ее приверженцев. Но главное — она дала Риму основание для насильственного обращения в унию и католизации православных на территориях, принадлежавших некогда Византии.

Каковы особенности и судьба Брестской унии?

Ответ: Брестская уния состоялась в Речи Посполитой при королекатолике Сигизмунде III Вазе. В 1595 году иезуитам удалось уговорить Киевского митрополита Рогозу тайно направить в Рим двух епископов и подписать с папой акт об унии (с признанием вселенской власти папы и «filioque»), которая, по мнению Рогозы, должна была улучшить положение православных, терпящих притеснения от властей и католиков. Православные сочли этот акт предательством и осудили на соборе. Однако Сигизмунд III утвердил акт о принятии унии, после чего Православие в Польше было объявлено вне закона, последовали новые жестокие гонения на верующих, в руки униатов были переданы более 700 храмов и 128 православных монастырей. Все епархии Белоруссиии, Западной и Центральной Украины, включая Киевскую, насильственно присоединены к унии.

После возврата России ее западных земель униаты стали возвращаться в Православие и основная масса униатов (1, 5 млн.) в 1839 году и остающиеся (50 тыс.) в 1874 году окончательно с ним воссоединились. Униатство сохранилось лишь в Галиции, отошедшей к Австрии, и других частях Карпатской Руси, находившихся за пределами России.

Лионская Уния

В 1261 Латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259 1282) при содействии генуэзцев отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю.

Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма затруднительное. Последний латинский император в Константинополе Балдуин IIотправился на Запад и умолял папу и государей помочь ему возвратить потерянный престол.

Папа Урбан IV, потерявший с завоеванием греками Константинополя не менее Балдуина, принял его сторону, отлучил от церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал распространять воззвания к новому крестовому походу против Константинополя.Тесть Балдуина Карл Анжуйский, овладевший тогда Неаполем и Сицилией, стал готовиться к войне с Палеологом.

В то же время против Палеолога вооружались болгары, а латинские князьки Пелопоннеса, оставшиеся независимыми после падения Латинской империи, начали наступательные движения против Константинополя. Волнения внутри империи довершали запутанность дел.

Михаил VIII Палеолог вступил на императорский престол незаконно, отстранив от него — и затем ослепив — Иоанна, малолетнего сына императораФеодора II Ласкариса. Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ.

Новый патриарх Герман, заменивший сосланного Арсения, вследствие народного ропота должен был оставить кафедру. Когда затем поставлен был патриархом царский духовник Иосиф, многие из духовных и мирян не хотели признавать Иосифа патриархом и образовали сильную партию сторонников Арсения. Нашелся слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкариса и провозгласили своим царем.

Находясь в таких затруднительных обстоятельствах, хитрый Палеолог рассчитал, что нападение Карла Анжуйского он может остановить при помощи папы, а с остальными внутренними и внешними врагами — управиться собственными средствами. Немедленно по взятии Константинополя он вступил в сношения с папой Урбаном IV, потом Климентом IV и послал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями касательно соединения церквей.

Переговоры не привели к положительным результатам главным образом потому, что папы не доверяли Палеологу. Только с 1271, когда папский престол вступил Григорий X, сильно желавший соединения церквей — конечно, с подчинением Восточной Церкви Западной,— переговоры о соединении пошли успешнее.

Григорий X пригласил Палеолога на назначенный им в 1274 Лионский Собор для решения вопроса о соединении церквей. В числе условий соединения папа выставлял принятие греками латинского чтения символа (с прибавлением filioque) и признание главенства папы. Посольство, привезшее письмо папы, было принято императором внимательно, но греческое духовенство с патриархом Иосифом во главе было против унии.

Палеолог призвал к себе патриарха и епископов и уговаривал их согласиться на соединение с Римской Церковью, представляя, что условия, предложенные папой, исполнимы: поминать папу в богослужении нисколько не противно Восточной церкви, признавать его братом и даже первым не унизительно; что же касается права апелляции к папе, то оно на самом деле не будет существовать, так как «в сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море». О чтении символа с прибавлением filioque император ничего не говорил. Вообще он старался представить Унию как дело, имеющее характер чисто политический.

Патриарх и епископы, несмотря на эти убеждения, всетаки не соглашались на унию. Патриарший хартофилакс, ученый Иоанн Векк по поручению патриарха высказал перед императором, что латиняне на самом деле — тайные еретики. Векк был заключен в тюрьму, но впоследствии Палеологу удалось привлечь его на свою сторону.

Палеолог написал папе, что он пришлет на Лионский Собор уполномоченных от Восточной Церкви. Императора затрудняло только противодействие патриарха, разославшего восточным епископам окружное послание против соединения с латинянами. Иосифу предложено было удалиться на время в монастырь с тем, что если Уния не состоится, он опять займет свою кафедру, если же состоится, то он совсем откажется от патриаршества.

Иосиф волейневолей согласился; Палеолог, заготовив с единомышленными ему епископами грамоту от греческого духовенства к папе, снарядил посольство на Лионский собор. В числе послов были, между прочим, бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит. Они прибыли в Лион, когда там уже собрались папа и латинские прелаты.

Четвертое заседание Собора было посвящено вопросу о соединении Церквей. Никаких рассуждений о расхождениях между Церквами не допускалось. Папа заявил Собору, что греки добровольно приходят в повиновение Римской Церкви. Затем прочитаны были письма к папе Михаила Палеолога и его сына Андроника. В этих письмах, как и в грамоте от имени греческого духовенства, выражалась полная покорность папе; император просил только оставить грекам символ без filioque.

Великий логофет Георгий Акрополит дал от имени Михаила Палеолога присягу в том, что он отрекается от всякого разделения с Римской Церковью и обещает нерушимо сохранять ее исповедание веры и признавать ее первенство. Такую же присягу дали от лица греческого народа духовные лица, бывшие в числе послов. В заключение пропели «Тебе Бога хвалим» и символ веры с прибавлением filioque; уния между Церквами Восточной и Западной состоялась. Греческие послы, получившие за свою уступчивость богатые подарки, возвратились в Константинополь; вместе с ними прибыло посольство и от папы.

Палеолог был весьма доволен исходом дела на Лионском Соборе, так как вслед за утверждением унии папа настоял на том, чтобы между Византией иКарлом Анжуйским был заключен мир. Оставалось только ввести унию в греческой церкви. Патриарх Иосиф был объявлен низложенным; на его место возведен был Векк. В богослужении приказано было поминать Григория X как «верховного архиерея Апостольской Церкви и вселенского папу».

Дело унии было, однако, не прочно. Только император с партией своих приверженцев принял ее; масса духовных и мирян не хотела иметь никакого общения с Римской Церковью. Со стороны православных стали раздаваться проклятия на униатов; с ними не хотели иметь никаких сношений, считали даже за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними. Палеолог пытался ласками привлечь на свою сторону православных. Когда это не удалось, начались ссылки, заключения в тюрьмы, ослепление, отсечение рук, рвание ноздрей и т.п. Преследования падали больше всего на духовенство. Император не щадил даже своих родственников.

В то же время Векк старался привлечь народ к унии своими посланиями и сочинениями. Все было бесплодно: греки не принимали унию. Между тем в Риме узнали, что в Греческой Церкви Унии не существует. Папа Григорий X и следовавшие за ним не тревожили еще Палеолога, но папа Николай III желал видеть унию осуществленной на деле. Он прислал в Константинополь легатов, которым поручил настоять на полном введении Унии с принятием латинского чтения символа и с подчинением папе.

Палеолог сумел выйти из затруднения. Послам оказывали почтение; император уверял их в своей преданности папе и унии, приказал составить от имени греческого духовенства грамоту, в которой излагалось учение Римской Церкви, принимаемое будто бы Церковью Греческой (подписи епископов на грамоте были поддельные) и вручил ее легатам, показывая им тюрьмы, в которых заключены противники унии; наконец, двоих противников унии он отослал даже к папе на суд, но папа возвратил их без наказания.

Успокоенный, Николай III заключил с Палеологом тайный союз против Карла Анжуйского. В 1281 на папский престол вступил Мартин IV. Зная, что унии не существует в Греческой Церкви, он с презрением отослал послов Палеолога, а его самого отлучил. Палеолог, раздраженный таким образом действий папы, запретил поминать его при богослужении, но унии всетаки формально не уничтожил.

Карл Анжуйский, несвязанный более запрещением папы, начал войну с Палеологом, но последний одержал верх, за что папою еще раз был отлучен от Церкви. Со смертью Палеолога (1282) окончилась Лионская уния. Сын и преемник его Андроник II (1283-1328) стал на сторону православных.

В 1283 в Константинополе был созван Собор, на котором осуждено было главное римское заблуждение — учение об исхождении Святого Духа и от Сына. В то же время судили и преследовали униатов, и прежде всего Векка, который был низложен и сослан в заточение. Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь как оскверненные.

Флорентийская уния 1439 г.

Соглашение об объединении католич. и православных церквей, принятое на Базельско-Флорентийском соборе. Ф. у. была заключена в весьма сложной ситуации для Византии и папства. В 1430 г. турки взяли г. Фессалонику, и от Византии по существу остался только г.Константинополь, окруженный со всех сторон турецкими владениями. В этих условиях визант. император Иоанн VIII Палеолог обратился за помощью к папе римскому Евгению IV, рассчитывая на организацию крестового похода против турок. При этом император предложил начать переговоры об объединении католич. и православной церквей. Папа охотно принял предложение — и потому, что реальностью становились многовековые расчеты на подчинение вост. церквей, и потому, что Евгений IV получал шанс на победу в затянувшемся конфликте со сторонниками соборного движения. Созванный в 1431 г. в Базелевселенский собор был объявлен папой распущенным, но продолжал заседать и принял решения, существенно ограничившие власть папы в церкви. Предложение визант. стороны было использовано Евгением IV для внесения раскола в ряды его противников. Папа призвал участников собора переехать в Феррару (а затем во Флоренцию) для переговоров с византийцами, и большинство собора последовало за ним.

На заседаниях собора в Ферраре и Флоренции (в 1438,1439 гг.) присутствовала визант. делегация (ок. 700человек) во главе с императором и константинопольским патриархом. После долгих богослов, диспутов 6июля 1439 г. был подписан документ об унии (объединении) католич. и православной церквей. Объединение состоялось при серьезных уступках православия: признание главенства папы римского, принятие католич. догматов о филиокве (об исхождении Святого Духа не только от БогаОтца, но и Сына), очистилище. В течение последующих 6 лет на Флорентийском соборе были заключены соглашения об объединении с др. христианскими, течениями (египет. коптами, маронитами и др.). Ф. у. подняла престиж папы в Зап. Европе, однако она оказалась нежизнеспособной. Население Византии не приняло унию, главарус. православной церкви митрополит Исидор, подписавший унию, был подвергнут заключению. Собор православных иерархов в Иерусалиме в 1443 г. предал Ф.у. анафеме.

Брестская церковная уния 1596 г.

Берестейская (Брестская) церковная уния 1596 г. объединение православной церкви Украины и Беларуси с католической церковью в 1596 г. при подчиненности православной церкви Папе Римскому, признании основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии образовалась Украинская греко-католическая церковь (униатская церковь).

1. Основная цель польской власти. Для дальнейшего укрепления Речи Посполитой, как считали польские власти и католические круги, было необходимо объединить православных украинцев и белорусов с поляками-католиками. Православные епископы также выступали за объединение церквей, но при этом интересы православных и католических иерархов, равно как и их видение роли и положения будущей униатской церкви, были совершенно разными.

2. Основные причины заключения унии для православных епископов. Для православных епископов основными причинами заключения унии были:

а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;

б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;

в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля;

г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.

3. Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты. Католические священники и польская шляхта рассматривали унию как:

а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польскокатолического влияния на присоединенных украинских землях.

4. Тайные переговоры. В 1590 г. часть православных епископов вступила в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом III, выразив желание присоединиться к католической церкви. В 1595 г. епископы Луцкий К. Терлецкий и Владимирский И. Потий после издания королем универсала, в котором он сообщал о переходе православных епископов к унии, отправились в Рим и признали власть Папы Римского. В октябре 1596 г. король Сигизмунд III и киевский митрополит М. Рогоза по поручению Папы Римского Климентия VIII созвали в Бресте церковный собор для официального провозглашения унии.

5. Раскол собора. Провозглашение унии. Однако собор сразу раскололся на два отдельных собора православный и униатский:

Православный собор отклонил унию; униатский провозгласил унию, признал власть Папы Римского, принял основные догматы католической церкви, сохранив однако православные обряды и церковнославянский язык. Униатским епископам обещали сенаторские звания (это обещание осталось невыполненным). Униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская шляхта получила право занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством.

6. Последствия подписания унии. Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...