Результативность и эффективность опыта
Юридическая клиника: передовой педагогический опыт Башкирского государственного университета по правовому воспитанию студентов Теоретическая база опыта Юридическая Клиника создается в соответствие с решением ученого совета ГОУ ВО «Башкирского государственного университета» от 16.02.2009 г. № 7 как структурное подразделение ГОУ ВО «Башкирский государственный университет» при юридическом факультете и действует на основании: - действующего законодательства; - государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»; - приказа Министерства образования Российской Федерации от 30.09.1999 г. № 433 «О правовых консультациях (правовых клиниках) для населения на базе ВУЗов, осуществляющих подготовку юридических кадров»; - Устава ГОУ ВО «БГУ»; - настоящего положения, утвержденного ректором ГОУ ВПО «БГУ». 2. Методы сбора и обработки информации об опыте: Данные опроса студентов юридического факультета БГУ, проводимого с целью узнать у самих учащихся, как юридическая деятельность влияет на их обучение, формирование практических навыков. Ответы студентов: − основной мотивацией участия в клинике являются применение на практике теоретических знаний, приобретенных за годы обучения в вузе, а также возможность ведения приема и «живого» консультирования клиентов; − две трети студентов отмечают, что участие в юридической клинике стимулирует их на занятие научной деятельностью; − все респонденты отмечают, что в отличие от производственной практики в рамках традиционного образования юридическая клиника позволяет взглянуть на юридическую практику с другой стороны:
– с точки зрения правозащитника; − основная роль юридической клиники в становлении юриста в процессе обучения; – получение практических навыков, в том числе навыков интервьюирования, консультирования клиентов. Актуальность и перспективность опыта Современное юридическое сообщество все активнее обсуждает проблему интерактивных форм и методов обучения. Бурное обсуждение понятийного аппарата, а также технологий, приемов, стратегий новых форм и методов обучения современных юристов говорит об актуальности данной проблемы. Стремления передовых преподавателей ВУЗов направлены на максимальное развитие образовательного процесса, на то, чтобы запрос, сформированный обществом к современной юриспруденции, находил свое адекватное разрешение в деле подготовки новых кадров. 15 января 2012 года вступил в действие Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ». Оказание бесплатной юридической помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам выступает сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 ФЗ участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Образовательные учреждения высшего профессионального образования для реализации целей, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники. Цель создания Клиники: - Качественная подготовка профессиональных юристов путем внедрения передовых методов обучения, развития связи теории права и юридической практики и закрепление навыков практической деятельности;
- Участие в решении социальных проблем общества на территории Челябинской области путем оказания юридической помощи социально незащищенным слоям населения. -Приобретение навыков применения норм права и составления - Проявление умений и способностей к исследовательской работе - Использование результатов практической деятельности в своем - Организационная форма безвозмездной работы студентов-юристов под контролем преподавателя юридического факультета. - Нетрадиционный образовательный процесс. - Подразделение юридического вуза, в котором студенты под руководством преподавателя после прохождения специального курса по практическим навыкам оказывают правовую помощь малоимущим на безвозмездной основе. - "Оживление" ("анимация", "воодушевление") теоретических знаний. - Образовательная юридическая организация, где студенты приобретают практические навыки на конкретных "живых" делах. · Возможность для студентов научиться применять свои знания и почувствовать свою социальную значимость, а для населения получить бесплатную помощь.
Технология опыта Юридическая клиника является самостоятельным структурным подразделением и действует на основании Положения о порядке работы с клиентами в студенческой юридической консультации. Руководство деятельностью осуществляет заведующий юридической клиникой в соответствии с Должностной инструкцией. Заведующий Юридической клиникой является сотрудником факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридического факультета), относящийся к категории педагогических работников. Своей работой он обязан содействовать качественному обеспечению учебного процесса, а также методической и научной работе факультета. На заведующего возложены такие должностные обязанности, как осуществление общего руководства деятельности клиники; разработка программ и методик по курсу обучения практическим навыкам юриста; проведение семинарских и практических занятий, реализация рабочих и учебных программ; координация работы администратора, руководителей секторами и студентов.
Обязанности Администратора юридической клиники также прописаны в Должностной инструкции. Администратор своей работой обязан содействовать качественному обеспечению учебного процесса, методической и научной работе факультета. В должностные обязанности администратора входит: предоставление студентам для ознакомления и работы справочного материала; ведение папок с этими материалами; оказание помощи студентам в подборе литературы и нормативного материала к занятиям в клинике; ведение и содержание в надлежащем состоянии всей деловой документации клиники согласно номенклатуре; представление информации о клинике для размещения ее на сайте академии; выполнение других разовых поручений заведующего клиникой, заместителя директора по учебной и воспитательной работе, декана. Для работы в юридической клинике привлекаются студенты, проходящие обучение успешно и характеризующиеся как ответственные, активные и в достаточной мере подготовленные, так как данная деятельность требует наличия определенных навыков и уровня знаний. Консультирование граждан осуществляют студенты III, IV и V курсов. Деятельность по консультированию граждан является очень ответственным мероприятием и требует тщательной организации, предусматривающей надлежащий контроль. Прием граждан осуществляется дежурными в часы приема (ежедневно с 9.00 до 14.00). На каждый день дежурства назначаются 2 студента, причем график и очередность дежурства согласуются со студентами и утверждаются заведующим. Дежурный обязан: 1) явиться не позднее, чем за 30 минут до начала приема; 2) вести прием граждан, обратившихся в клинику впервые; 3) установить, относится ли гражданин к категории малоимущих, а его дело к категории, рассматриваемых дел;
4) выслушать гражданина, который может стать клиентом, просмотреть его документы или вежливо сообщить гражданину о невозможности принятия его дела к рассмотрению и посоветовать, в какую организацию гражданин может обратиться за помощью; 5) получить одобрение куратора о возможности рассмотрения дела; 6) заполнить регистрационную карточку (полную и краткую), снять копии с документов, имеющих значения для составления клиники, определить какие дополнительные документы должен клиент предоставить; 7) назначить клиенту следующую встречу. Как правило, дежурный, который проводил первую встречу с клиентом, осуществляет и дальнейшее консультирование клиента. Если по каким – либо причинам дежурный не будет консультировать клиента, с которым он провел первую встречу, он обязан передать другому студенту все материалы по данному делу и всю дополнительную информацию. Особо важным является тот факт, что студент может проконсультировать клиента только после получения одобрения куратора - преподавателя. После окончания работы с делом клиента студент обязан сдать куратору и Администратору клиники отчет о проделанной работе, а также, если необходимо, список использованных нормативных актов со всеми материалами дела.
Новизна опыта Принимая же участие в деятельности юридической клиники, студент имеет возможность непосредственного общения с клиентами и разбора реальных правовых казусов, что в дальнейшем позволит ему чувствовать себя более уверенным и компетентным специалистом. Во-вторых, у студентов, которые принимают непосредственное участие в разрешении проблемных правовых вопросов, в большей степени формируется профессиональная ответственность, что содействует привлечению внимания к этической стороне воспитания будущих специалистов в области права. В-третьих, непрерывный процесс функционирования юридической клиники обеспечивает полноту базы для правового обучения. В ходе оказания юридической помощи клиентам, накапливается определенный материал, который может быть использован в рамках обучения на юридическом факультете, это и примеры конкретных юридических ситуаций, и примеры составленных студентами исковых заявлений, и примеры апелляционных и кассационных жалоб, возражений на исковые заявления, а также примеры других процессуальных документов. В-четвертых, огромна ценность юридической клиники как социального проекта, так как малообеспеченные слои населения приобретают возможность получить юридическую помощь совершенно бесплатно. Кроме того, деятельность студентов в области обучения широких слоев населения основам права (школьников и их родителей, лиц, нуждающихся в охране своих прав и др.) имеет огромное значение и способствует не только повышению правовой грамотности населения, но и преследует самую главную цель – развитие правового государства и гражданского общества.
Трудоёмкость опыта Любая юридическая клиника сталкивается с проблемой формирования собственной материальной базы. Необходимо оборудовать офис, приобрести соответствующую технику и базы данных и т.д. Больших затрат требует организация образовательного процесса, предполагающая использование аудио- и видеотехники, иного дополнительного оборудования. Наконец, в отличие от традиционных форм занятий преподавателю в клинике приходится работать с группой студентов не более 10—15 человек3, что тоже заметно увеличивает затраты. Адресность опыта Рекомендован для использования в качестве методических рекомендаций преподавтелям-руководителям юридических клиник, студентам юридических факультетов в процессе преподавания юридических дисциплин.
Результативность и эффективность опыта Ценность клинического юридического образования бесспорна и для профессиональных юристов, и для преподавателей, и, конечно же, для студентов юридических факультетов. Посредством участия студентов в деятельности юридической клиники достигается освоение и приобретение общекультурных и профессиональных компетенций. Очевиден также тот факт, что социально-незащищенные слои населения нуждаются в существовании подобных учреждений. Соответственно деятельность юридических клиник должна постоянно развиваться и совершенствоваться, что невозможно без поддержки со стороны государства, различных общественных организаций и правовых институтов. 9. Приложение к описанию обобщённого педагогического опыта: Сценарий проведения занятий в игровой форме: Вспомним детство Каждая команда получает листочки с одинаковыми предложениями. Задача – вставить пропущенное слово или группу слов. На выполнения задания даётся 3 минуты. 1) Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное передвижение). 2) Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________ (на личную неприкосновенность). 3) Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновенность жилища). 4) Балда, из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ (на труд). 5) Иван-царевич, из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______________________ (на владение имуществом). 6) В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ (на жизнь и личную неприкосновенность). 2 балла за каждый правильный ответ. Проект процессуального документа: Мировому судье Истец: Ф. И.О. Проживает по адресу______________ Ответчик:, адрес _______
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ (о взыскании заработной платы и денежной компенсации за неиспользованный отпуск)
Я, Ф. И.О., дата рождения, паспорт серия, номер, выдан где, когда, зарегистрирован по адресу:____________________________________________________________, работаю огнеупорщиком. Мой заработок согласно Трудовому Договору № УУ (копия прилагается) пункта 2.2. имел комбинированную оплату труда, и в соответствии с отработанным графиком и сменами продолжительностью 11,5 часов, пункт 2.7. Трудового Договора, и в соответствии с размером тарифной ставки (оклада), которая на день заключения договора составляла 25,9 (руб. в час) и в последующем изменяется в соответствии с условиями Коллективного договора, пункт 2.1. Трудового Договора. В мою трудовую книжку (копия прилагается) от 01.01.2001 была занесена запись - «Уволен за прогулы без уважительной причины подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ, Приказом от 01.01.2001 года №1 (копия приказа прилагается). Однако в данном приказе отсутствует дата моего увольнения. В связи с этим мне была начислена заработная плата лишь за 6 рабочих смен (копии расчета прилагаются), когда я на тот момент отработал 8 рабочих смен. Также при увольнении мне не была начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. ПРОШУ: в соответствии со статьей 142 Трудового Кодекса РФ обязать ответчика (работодателя) выплатить мне (работнику) задержаную заработную плату в соответствии с моим рабочим графиком и отработанными сменами предусмотренные Трудовым Договором № УУ; на основании статьи 127 пункта 1 - «Реализация прав на отпуск при увольнении работника» Трудового Кодекса РФ, обязать ответчика выплатить в мою пользу денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска, в связи с моим увольнением.
Приложение: 1. Копия паспорта; 2. Копия Трудового Договора № УУ; 3. Копия трудовой книжки; 4. Копия Приказа №1; 5. Копии расчета по полученной заработной плате; 6. Квитанция об оплате госпошлины;
Дата: Подпись:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|