Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результативность и эффективность опыта

Юридическая клиника: передовой педагогический опыт Башкирского государственного университета по правовому воспитанию студентов

Теоретическая база опыта

Юридическая Клиника создается в соответствие с решением ученого совета ГОУ ВО «Башкирского государственного университета» от 16.02.2009 г. № 7 как структурное подразделение ГОУ ВО «Башкирский государственный университет» при юридическом факультете и действует на основании:

- действующего законодательства;

- государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»;

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 30.09.1999 г. № 433 «О правовых консультациях (правовых клиниках) для населения на базе ВУЗов, осуществляющих подготовку юридических кадров»;

- Устава ГОУ ВО «БГУ»;

- настоящего положения, утвержденного ректором ГОУ ВПО «БГУ».

2. Методы сбора и обработки информации об опыте:

Данные опроса студентов юридического факультета БГУ, проводимого с целью узнать у самих учащихся, как юридическая деятельность влияет на их обучение, формирование практических навыков.

Ответы студентов:

− основной мотивацией участия в клинике являются применение на практике теоретических знаний, приобретенных за годы обучения в вузе, а также возможность ведения приема и «живого» консультирования клиентов;

− две трети студентов отмечают, что участие в юридической клинике стимулирует их на занятие научной деятельностью;

− все респонденты отмечают, что в отличие от производственной практики в рамках традиционного образования юридическая клиника позволяет взглянуть на юридическую практику с другой стороны:

– с точки зрения правозащитника;

− основная роль юридической клиники в становлении юриста в процессе обучения;

– получение практических навыков, в том числе навыков интервьюирования, консультирования клиентов.

Актуальность и перспективность опыта

Современное юридическое сообщество все активнее обсуждает проблему интерактивных форм и методов обучения. Бурное обсуждение понятийного аппарата, а также технологий, приемов, стратегий новых форм и методов обучения современных юристов говорит об актуальности данной проблемы. Стремления передовых преподавателей ВУЗов направлены на максимальное развитие образовательного процесса, на то, чтобы запрос, сформированный обществом к современной юриспруденции, находил свое адекватное разрешение в деле подготовки новых кадров.

15 января 2012 года вступил в действие Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ». Оказание бесплатной юридической помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам выступает сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 ФЗ участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования для реализации целей, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники.

Цель создания Клиники:

- Качественная подготовка профессиональных юристов путем внедрения передовых методов обучения, развития связи теории права и юридической практики и закрепление навыков практической деятельности;

- Участие в решении социальных проблем общества на территории Челябинской области путем оказания юридической помощи социально незащищенным слоям населения.

-Приобретение навыков применения норм права и составления
соответствующих нормативных документов;

- Проявление умений и способностей к исследовательской работе
(обобщению, учету, анализу, прогнозированию, планированию, методам
информационно-аналитической работы с использованием научно-технических
средств и правовых систем «Гарант», «Консультант»);

- Использование результатов практической деятельности в своем
творческом труде при повышении юридической квалификации и подготовке
дипломной работы.

- Организационная форма безвозмездной работы студентов-юристов под контролем преподавателя юридического факультета.

- Нетрадиционный образовательный процесс.

- Подразделение юридического вуза, в котором студенты под руководством преподавателя после прохождения специального курса по практическим навыкам оказывают правовую помощь малоимущим на безвозмездной основе.

- "Оживление" ("анимация", "воодушевление") теоретических знаний.

- Образовательная юридическая организация, где студенты приобретают практические навыки на конкретных "живых" делах.

· Возможность для студентов научиться применять свои знания и почувствовать свою социальную значимость, а для населения получить бесплатную помощь.

 

Технология опыта

Юридическая клиника является самостоятельным структурным подразделением и действует на основании Положения о порядке работы с клиентами в студенческой юридической консультации.

Руководство деятельностью осуществляет заведующий юридической клиникой в соответствии с Должностной инструкцией. Заведующий Юридической клиникой является сотрудником факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридического факультета), относящийся к категории педагогических работников. Своей работой он обязан содействовать качественному обеспечению учебного процесса, а также методической и научной работе факультета.

На заведующего возложены такие должностные обязанности, как осуществление общего руководства деятельности клиники; разработка программ и методик по курсу обучения практическим навыкам юриста; проведение семинарских и практических занятий, реализация рабочих и учебных программ; координация работы администратора, руководителей секторами и студентов.

Обязанности Администратора юридической клиники также прописаны в Должностной инструкции. Администратор своей работой обязан содействовать качественному обеспечению учебного процесса, методической и научной работе факультета.

В должностные обязанности администратора входит: предоставление студентам для ознакомления и работы справочного материала; ведение папок с этими материалами; оказание помощи студентам в подборе литературы и нормативного материала к занятиям в клинике; ведение и содержание в надлежащем состоянии всей деловой документации клиники согласно номенклатуре; представление информации о клинике для размещения ее на сайте академии; выполнение других разовых поручений заведующего клиникой, заместителя директора по учебной и воспитательной работе, декана.

Для работы в юридической клинике привлекаются студенты, проходящие обучение успешно и характеризующиеся как ответственные, активные и в достаточной мере подготовленные, так как данная деятельность требует наличия определенных навыков и уровня знаний. Консультирование граждан осуществляют студенты III, IV и V курсов.

Деятельность по консультированию граждан является очень ответственным мероприятием и требует тщательной организации, предусматривающей надлежащий контроль.

Прием граждан осуществляется дежурными в часы приема (ежедневно с 9.00 до 14.00). На каждый день дежурства назначаются 2 студента, причем график и очередность дежурства согласуются со студентами и утверждаются заведующим.

Дежурный обязан:

1) явиться не позднее, чем за 30 минут до начала приема;

2) вести прием граждан, обратившихся в клинику впервые;

3) установить, относится ли гражданин к категории малоимущих, а его дело к категории, рассматриваемых дел;

4) выслушать гражданина, который может стать клиентом, просмотреть его документы или вежливо сообщить гражданину о невозможности принятия его дела к рассмотрению и посоветовать, в какую организацию гражданин может обратиться за помощью;

5) получить одобрение куратора о возможности рассмотрения дела;

6) заполнить регистрационную карточку (полную и краткую), снять копии с документов, имеющих значения для составления клиники, определить какие дополнительные документы должен клиент предоставить;

7) назначить клиенту следующую встречу.

Как правило, дежурный, который проводил первую встречу с клиентом, осуществляет и дальнейшее консультирование клиента. Если по каким – либо причинам дежурный не будет консультировать клиента, с которым он провел первую встречу, он обязан передать другому студенту все материалы по данному делу и всю дополнительную информацию.

Особо важным является тот факт, что студент может проконсультировать клиента только после получения одобрения куратора - преподавателя.

После окончания работы с делом клиента студент обязан сдать куратору и Администратору клиники отчет о проделанной работе, а также, если необходимо, список использованных нормативных актов со всеми материалами дела.

 

Новизна опыта

Принимая же участие в деятельности юридической клиники, студент имеет возможность непосредственного общения с клиентами и разбора реальных правовых казусов, что в дальнейшем позволит ему чувствовать себя более уверенным и компетентным специалистом.

Во-вторых, у студентов, которые принимают непосредственное участие в разрешении проблемных правовых вопросов, в большей степени формируется профессиональная ответственность, что содействует привлечению внимания к этической стороне воспитания будущих специалистов в области права.

В-третьих, непрерывный процесс функционирования юридической клиники обеспечивает полноту базы для правового обучения. В ходе оказания юридической помощи клиентам, накапливается определенный материал, который может быть использован в рамках обучения на юридическом факультете, это и примеры конкретных юридических ситуаций, и примеры составленных студентами исковых заявлений, и примеры апелляционных и кассационных жалоб, возражений на исковые заявления, а также примеры других процессуальных документов.

В-четвертых, огромна ценность юридической клиники как социального проекта, так как малообеспеченные слои населения приобретают возможность получить юридическую помощь совершенно бесплатно. Кроме того, деятельность студентов в области обучения широких слоев населения основам права (школьников и их родителей, лиц, нуждающихся в охране своих прав и др.) имеет огромное значение и способствует не только повышению правовой грамотности населения, но и преследует самую главную цель – развитие правового государства и гражданского общества.

Трудоёмкость опыта

Любая юридическая клиника сталкивается с проблемой формирования собственной материальной базы. Необходимо оборудовать офис, приобрести соответствующую технику и базы данных и т.д. Больших затрат требует организация образовательного процесса, предполагающая использование аудио- и видеотехники, иного дополнительного оборудования. Наконец, в отличие от традиционных форм заня­тий преподавателю в клинике приходится работать с группой сту­дентов не более 10—15 человек3, что тоже заметно увеличивает затраты.

Адресность опыта

Рекомендован для использования в качестве методических рекомендаций преподавтелям-руководителям юридических клиник, студентам юридических факультетов в процессе преподавания юридических дисциплин.

 

Результативность и эффективность опыта

Ценность клинического юридического образования бесспорна и для профессиональных юристов, и для преподавателей, и, конечно же, для студентов юридических факультетов. Посредством участия студентов в деятельности юридической клиники достигается освоение и приобретение общекультурных и профессиональных компетенций. Очевиден также тот факт, что социально-незащищенные слои населения нуждаются в существовании подобных учреждений. Соответственно деятельность юридических клиник должна постоянно развиваться и совершенствоваться, что невозможно без поддержки со стороны государства, различных общественных организаций и правовых институтов.

9. Приложение к описанию обобщённого педагогического опыта:

Сценарий проведения занятий в игровой форме:

Вспомним детство

Каждая команда получает листочки с одинаковыми предложениями. Задача – вставить пропущенное слово или группу слов. На выполнения задания даётся 3 минуты.

1) Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешест­вие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное пере­движение).

2) Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нару­шил ее право _________________________ (на личную неприкосновенность).

3) Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновен­ность жилища).

4) Балда, из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ (на труд).

5) Иван-царевич, из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______________________ (на владение имуществом).

6) В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ (на жизнь и личную неприкосновенность).

2 балла за каждый правильный ответ.

Проект процессуального документа:

Мировому судье

Истец: Ф. И.О.

Проживает по адресу______________

Ответчик:, адрес _______

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

(о взыскании заработной платы и денежной компенсации за неиспользованный отпуск)

 

Я, Ф. И.О., дата рождения, паспорт серия, номер, выдан где, когда, зарегистрирован по адресу:____________________________________________________________, работаю огнеупорщиком.

Мой заработок согласно Трудовому Договору № УУ (копия прилагается) пункта 2.2. имел комбинированную оплату труда, и в соответствии с отработанным графиком и сменами продолжительностью 11,5 часов, пункт 2.7. Трудового Договора, и в соответствии с размером тарифной ставки (оклада), которая на день заключения договора составляла 25,9 (руб. в час) и в последующем изменяется в соответствии с условиями Коллективного договора, пункт 2.1. Трудового Договора.

В мою трудовую книжку (копия прилагается) от 01.01.2001 была занесена запись - «Уволен за прогулы без уважительной причины подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ, Приказом от 01.01.2001 года №1 (копия приказа прилагается). Однако в данном приказе отсутствует дата моего увольнения. В связи с этим мне была начислена заработная плата лишь за 6 рабочих смен (копии расчета прилагаются), когда я на тот момент отработал 8 рабочих смен. Также при увольнении мне не была начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск.

ПРОШУ:

в соответствии со статьей 142 Трудового Кодекса РФ обязать ответчика (работодателя) выплатить мне (работнику) задержаную заработную плату в соответствии с моим рабочим графиком и отработанными сменами предусмотренные Трудовым Договором № УУ;

на основании статьи 127 пункта 1 - «Реализация прав на отпуск при увольнении работника» Трудового Кодекса РФ, обязать ответчика выплатить в мою пользу денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска, в связи с моим увольнением.

 

Приложение:

1. Копия паспорта;

2. Копия Трудового Договора № УУ;

3. Копия трудовой книжки;

4. Копия Приказа №1;

5. Копии расчета по полученной заработной плате;

6. Квитанция об оплате госпошлины;

 

Дата: Подпись:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...