Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Симфоническое творчество. «Колокола»




 

Рахманинов стал одним из крупнейших симфонистов 20 века. Вторым концертом открывается плодотворнейший период в композиторской деятельности Рахманинова. Появляются прекраснейшие произведения: прелюдии, этюды-картины. Созданы крупнейшие симфонические сочинения этих лет - Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мёртвых». В эти же годы созданы, прекрасное произведение для хора а cappella «Всенощное бдение», оперы «Скупой рыцарь» по А.С. Пушкину и «Франческа да Римини» по Данте. К симфоническому наследию относятся и две кантаты - «Весна» и «Колокола» - их стиль определяет инструментальная трактовка хора, главенствующая роль оркестра и чисто симфоническая манера изложения.

«Колокола» - поэма для хора, оркестра и солистов (1913 г.) - одно из значительных произведений Рахманинова, отличающееся глубиной философского замысла, великолепным мастерством, богатством и многообразием оркестрового колорита, широтой подлинно симфонических форм. Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Написано по стихотворению Эдгара По в переводе К. Бальмонта. В обобщённо-философском плане раскрывается образ человека и фатальная сила рока, преследующая его.

части - 4 этапа жизни человека, которые Рахманинов раскрывает через разные типы колокольного звона.часть - «серебряный звон» дорожных колокольчиков, олицетворяющих юношеские мечты, полные света и радости.часть - «золотой звон», зовущий на свадьбу и возвещающий о человеческом счастье.часть - «медный звон» воспроизводит грозные звука набата, возвещающего о пожаре.часть - «железный звон», рисующий картину похорон.

Таким образом, первые две части рисуют образ надежды, света, радости, последующие две - образ смерти, угрозы.

Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти. В то же время, Рахманинов не принял пессимистическую концовку стихотворения Э. По, - его оркестровое заключение построено на мажорном варианте печальной темы финала, носит возвышенно-просветлённый характер.

Сам Рахманинов, по поводу жанра произведения говорил, что его можно назвать хоровой симфонией. В пользу этого говорит масштабность, монументальность замысла, наличие 4 контрастных частей, большая роль оркестра.


Значение творчества Рахманинова

 

Огромно значение композиторского творчества Рахманинова.

Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем.

Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап.

Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева.

Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Не менее велико и значение исполнительского творчества Рахманинова.

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются:

) глубокая содержательность исполнения;

) внимание к интонационному богатству музыки;

) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.


Заключение

 

Таким образом, завершая данную работу, кратко выделим главное.

Рахманинов - крупнейший русский композитор, пианист и дирижёр конца XIX - начала XX вв.

Музыка Рахманинова и сегодня волнует и радует миллионы слушателей, она увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств, красотой и подлинно русской широтой мелодий.

Наследие Рахманинова:

I период - ранний, ученический (конец 80-х - 90-е гг.): фортепианные миниатюры, Первый и Второй фортепианный концерт, симфоническая поэма «Князь Ростислав», фантазия «Утёс», опера «Алеко».

II период - зрелый (900-е гг. - до1917 г.): вокальные и фортепианные миниатюры, Третий фортепианный концерт, «Остров мёртвых», кантата «Весна», «Колокола», «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение». Период характеризуется контрастом настроений, образов, форм и жанров. После отъезда за границу почти 10 лет ничего не пишет, ведёт только концертно-исполнительскую деятельность.

III период - поздний (1927-1943), создал ряд шедевров: «Вариации на тему Корелли», Четвёртый фортепианный концерт, Третья симфония, «Рапсодия на тему Паганини», Симфонические танцы. Постепенно усиливается трагическое начало.

Когда звучит музыка Рахманинова, кажется, будто слышишь страстную, образную, убеждающую речь. Композитор передаёт упоение жизнью - и музыка льётся бесконечной, широкой рекой (Второй концерт). Порой же она бурлит подобно стремительному вешнему потоку (романс «Весенние воды»). Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера, - и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой (романсы «Здесь хорошо», «Островок», «Сирень»). В «музыкальных пейзажах» Рахманинова, как и в описаниях природы у его любимого писателя А.П. Чехова или в картинах художника И.И. Левитана, тонко и одухотворённо передано обаяние русской природы, скромной, неяркой, но бесконечно поэтичной. Немало у Рахманинова и страниц, полных драматизма, тревоги, мятежного порыва.

Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженность гимна. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях.

Современники признавали Рахманинова величайшим пианистом ХХ века. Рахманинов постоянно концертировал в России и за ее пределами. В 1899 году он совершил гастроли во Францию, которые сопровождались оглушительным успехом. В 1909 году выступал со своими произведениями в Соединенных Штатах Америки. Его выступления были блестящим, виртуозным было его исполнение, отличавшееся внутренней гармонией и законченностью.

Рахманинов известен также как один из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени, давшего своеобразное и многогранное толкование многих классических произведений, написанных до него. Впервые за дирижёрский пульт он встал в возрасте всего двадцати лет, - в 1893 году, в Киеве, как автор оперы «Алеко». В 1897 году началась его работа вторым дирижёром в Московской частной русской опере С.И. Мамонтова, где Рахманинов приобрёл необходимую практику и опыт выступлений.

Глубокое и разностороннее понимание искусства, тонкое владение стилем передаваемого им автора, вкус, самообладание, дисциплина в работе, предварительной и окончательной, - все это в сочетании с искренностью и простотой, при редчайшей личной музыкальной одаренности и беззаветной преданности возвышенным целям, ставит исполнение Рахманинова на почти недосягаемый уровень.

 


Список используемой литературы

 

1. Высоцкая Л.Н. История музыкального искусства: Учебное пособие / Сост: Л.Н. Высоцкая, В.В. Амосова. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2012. - 138 с.

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник / Л.Г. Емохонова. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

.   Константинова С.В. История мировой и отечественной культуры / С.В. Константинова. - М.: Эксмо, 2008. - 32 с.

.   Можейко Л.М. История русской музыки / Л.М. Можейко. - Гродно: ГрГУ, 2012. - 470 с.

.   Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века): учеб. пособие / Л.А. Рапацкая. - М.: Академия, 2008. - 384 с.

.   Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. Часть 2: Русская художественная культура Учебник. - В 2-х частях / Л.А. Рапацкая. - М.: Владос, 2008. - 319 с.

.   Сергей Рахманинов: История и современность: Сб. статей. - Ростов-на-Дону, 2005. - 488 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...