Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автономное учреждение профессионального образования

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Автономное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж"

Специальность "Дошкольное образование"

 

 

Реферат на тему

Творчество Тарханова Андрея Семеновича

 

Исполнитель: Шутова М.А.

Руководитель: Станиславец А.Р.

 

 

Ханты-Мансийск

 


 

Содержание

 

Введение

. Биография Андрея Семеновича

. Творческая тропа поэта

. Природа родного края в творчестве А.Тарханова

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

 

В поэзии Тарханова мы видим все богатство его души, он поэтизировал очень многие ее состояния - от восторженного, возвышенного до состояния одиночества и философских раздумий о вере, космосе, дружбе, любви…

Есть достаточно распространенное мнение о том, что биография литератора в его творчестве. Да, биография Андрея Семеновича, может быть, и скупа на какие-то жизненные факты, но очень богата поэтическими произведениями, прозой, публицистикой. Внимательный и заинтересованный читатель найдет в литературном наследии ответ на многие вопросы, проследит, как менялось мировоззрение поэта, его восприятие окружающей действительности, его отношение к тем или иным событиям.

Здесь уместно будет перефразировать А. Герцена и заметить, что прекрасной иллюстрацией частной жизни сочинителя является его творчество.

С 1990 по 1997 годы Тарханов возглавлял межокружную Угро-Ямальскую писательскую организацию; был секретарем правления Союза писателей России; членом правления Международного общества финно-угорских писателей.

В 1996 году Андрей Семенович Тарханов награжден орденом Дружбы народов; медалями; лауреат премии "За развитие культуры народов Севера" и Премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа в области литературы за книгу "Снежная симфония"; удостоен звания "Почетный гражданин города Ханты-Мансийска".

Андрей Семенович Тарханов - явление не только мансийской культуры, но и общенациональной. "В этой поэзии есть все, чем богата человеческая культура" (К. Яковлев).

тарханов поэтический сборник автор


 

1. Биография писателя

 

Родился Андрей Семенович 13 октября 1936 г., в семье охотника - манси в маленькой таежной деревушке Аманья, была такая в Кондинском районе, по национальности - манси. Сегодня, по словам Тарханова, все, что осталось от языческого селенья - это громадная, сгорбленная от времени лиственница, скорбно взывающая к небу иссохшими черными сучьями-руками. - Моя бабушка Матрена Александровна приняла христианство и очень любила праздник Пасхи, - рассказывает Андрей Семенович. - В этот день на рассвете мужчины стреляли из ружей, как бы поторапливая восход солнца. А она говорила, что солнце взойдет и будет плясать. Я не спал, вглядывался в небо, чтобы увидеть, когда же произойдет чудо. И до сих пор не сплю. Удивительные рождаются в эту ночь стихи, как будто кто-то нашептывает их мне.

Пишет Андрей Семенович на русском. С сожалением говорит, что мансийский знает не настолько хорошо - учился в русскоязычной школе. Но стихи поэта читают и на болгарском, венгерском, киргизском, украинском, финском и чешском языках.

После окончания в 1956 году Ханты-Мансийского национального педагогического училища Тарханов в течение года преподавал в семилетней школе. В 57-м поступил в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. В 1958 году в окружной газете "Ленинская правда" впервые было опубликовано его стихотворение "Утро". Спустя пять лет вышел первый сборник "Первая завязь".

Был в творческой биографии поэта и период, связанный с кино. Тарханов прошел жесточайший конкурс в Министерстве культуры СССР. Курсы были всесоюзными, на них принимали по одному представителю от республики. Кое-кто из кандидатов имел протекцию министров культуры! Тарханов решил попытать счастья самостоятельно и прошел творческий конкурс. А вот в Союзе кинематографистов утвердиться оказалось непросто. Но Андрей Семенович не из тех, кто останавливается на полпути - его приняли.

Вспоминая о том времени, поэт говорит, что оно "было подарком судьбы". Рассказывает, что был примерным учеником, только из-за идеологических разногласий ему не удалось окончить эти курсы. И мечта юности - снять художественный фильм - так и осталась нереализованной. Но кто знает, будь иначе, написал бы Тарханов свои поэтические сборники? Сейчас он автор многих поэтических сборников, которые издавались в Москве, Екатеринбурге, Тюмени, Ханты-Мансийске. Стихи переводились на болгарский, венгерский, финский и другие языки. В 1981 году А.С. Тарханов принят в Союз писателей России.

Андрей Семенович находит время и для большой общественной работы: с 1990 по 1997 год возглавлял межокружную Угро-Ямальскую писательскую организацию, был секретарем правления Союза писателей России, является членом Исполкома международного сообщества писательских союзов в Москве, членом правления Международного общества финно-угорских писателей в Будапеште.

Книга "Снежная симфония" в 2000 году принесла поэту звание лауреата премии Губернатора ХМАО в области литературы, а избранные стихотворения "Исповедь язычника" - лауреата Всероссийской литературной премии имени А. Т. Твардовского. В начале 2004-го года читатели держали в руках восемнадцатую книгу Тарханова "Колокол грянет", где автор остался верен своей основной теме - воспеванию природы, родного края, его традиций. Певучесть литературного тархановского слога позволила многим его стихам вылиться в душевные песни. Одним из лучших своих стихотворений Андрей Тарханов считает "Седьмой валун", но уверенно говорит, что лучшие его произведения еще впереди.

Андрей Семенович - Почетный гражданин города Ханты-Мансийска, заслуженный деятель культуры ХМАО, вице-президент межокружной Ассоциации финно-угорских писателей, член Союза писателей России, награжден орденом Дружбы народов, медалями.

 

. Творческая тропа поэта

 

Пишет на русском языке. Впервые опубликовал стихотворение "Утро" в 1958 году в окружной газете "Ленинская правда". Спустя пять лет, вышел в свет первый сборник его стихотворений "Первая завязь". Книга "Снежная симфония" принесла А. Тарханову звание Лауреата премии Губернатора автономного округа в области литературы (2000), а книга избранных стихотворений "Исповедь язычника" - Лауреата Всероссийской литературной премии имени А.Т. Твардовского. Утренний бор" (1975 г.), "Утренний лыжник" (1979 г.), "Волшебство" (1978 г.), "Праздник грома" (1981 г.), "Чудеса" (1988 г.), "Пасхальный день" (1993 г.) и другие.

Последний сборник поэта "Плач неба" вышел в 1996 году.

В начале 2004 года читатели держали в руках восемнадцатую книгу А. Тарханова "Колокол грянет", где атор остался верен своей основной теме - воспеванию природы. Певучесть литературного тархановского слога позволила многим его стихам стать довольно милыми песнями. Одним из лучших своих произведений Андрей Тарханов считает стихотворение "Седьмой валун". О поэтическом творчестве Андрея Тарханова - автора многих книг, выходивших в издательствах на шей страны и за рубежом, написано и 'сказано немало. В критических статьях подчеркивается оригинальность его по этического мышления, свежесть взгляда на мир, кровная привязанность его лирики к родному северному краю, земле, которая живительными соками наполняет стихи и поэмы Андрея Тарханова. "Тарханов - манси по своей морали, по своему взгляду на мир и в то же время - гражданин нашего века. Он решает в своей поэзии те же проблемы, которые стоят перед обществом, а не только перед народом манси. Как поэт он обладает предметным мышлением и восприятием мира в его единстве. Во всем этом кроется секрет силы и значительности личности Андрея Тарханова, оригинальность его творчества, обаяние его поэзии", - пи сал в предисловии к книге поэта "Плач неба" литературный критик Константин Яковлев. Соглашаясь с этой оценкой творчества моего старинного друга и товарища по поэтической работе, мне бы хотелось отойти от "академизма" рассуждений и оценок, принимая во внимание, что Андрей Семенович Тарханов вступил в пору творческих и жизненных юбилеев, вспомнить о далеком, изначальном... О первом сборнике А. Тарханова. О "Первой завязи", книжке, вышедшей в Тюмени в 1963 году. Мне прислали ее земляки в воинскую часть, где я начинал свою срочную службу в ВМФ. Свежесть, естество строк этой небольшой книжечки вошли в мою душу сразу. И я, делающий в ту пору первые шаги на поэтической тропе, надеясь и на свою стезю, часто припоминал - в боевой учебе, походах или в глухом ночном карауле - вот эти светлые строки Андрея Тарханова:

 

"Листья ярко горят,

Как огни на весу.

Я в бездымный пожар

Свое сердце несу.

Опадает на грудь

Огневая листва,

И куются в душе

Золотые слова.

Золотые слова,

Золотая тропа.

И трудна, и светла

У поэта судьба.

Да, трудна.

И - светла!"


 

Романтическая направленность лирики Тарханова, выбранная им в самом начале, сопровождает его всю жизнь, в какие бы катаклизмы не попадало наше общество, страна. Конечно, поэт и гражданин не вправе не откликаться на события реальной жизни. Публицистическим словом! Что и делает он в ряде своих стихов и поэм. Но, уверен, творческих высот Тарханов достигает в лирике, связанной с природой родной земли, раз мышлениями человека на этой земле, где поэту сопутствует и более яркая образность строк и мудрая философичность. Мы сибиряки, тюменцы. Немало пройдено совместных дорог по нашей суровой и знаменитой земле. Встреч, выступлений перед читателями, литературных праздников, творческих семинаров. Вспоминаю, сколько очарованных душ вспыхивало поэтическими огоньками на нашей земле. Вспыхнули. И погасли. Немногие остались, чтоб идти дальше, нести свою поэтическую ношу. Это закономерно. Так всегда было. И так будет. Лирика поэта Андрея Тарханова вошла в современную российскую литературу, становится неотъемлемой литературы народа манси. Тревожит порой иное: где последователи? Почти никого... И тем ценней и весомей тропа поэта, его дерзость и поэтическая отвага. Успехов тебе, дорогой Андрей Тарханов! Новых свершений!

 

. Природа родного края в творчестве А. Тарханова

 

Территория нашего многонационального Ханты - Мансийского автономного округа является исторической родиной для народов ханты и манси. В настоящее время литература как пласт национальной культуры представлена творчеством таких известных авторов как Юван Шесталов, Еремей Айпин, Мария Вагатова, Андрей Тарханов.

А.С.Тарханов - известный поэт нашего округа, чьи детство и юность прошли в деревне Аманья Кондинского района, с 2004 года он является Почётным жителем города Ханты-Мансийска. Награжден орденом Дружбы народов, и является лауреатом премии Губернатора автономного округа в области литературы за книгу стихов "Снежная симфония". Его стихи переведены на болгарский, венгерский, киргизский, чешский, и финский языки. А.С.Тарханов - явление не только мансийской культуры, но и общенациональной. В творчестве А.С.Тарханова широко представлена тема человека и природы. Как отмечает Константин Яковлев: "Поэтический мир Тарханова - это мир человека, который не отделил себя от природы и не чувствует себя чем-то отличным от неё. Гармония настолько полна, что Тарханову мало любить природу самому. Он живет в родном краю, "и лесом, и небом любим". Это взаимная любовь". Когда читаешь стихи А.Тарханова, представляешь: царственно гордые, величавые, священные кедры, голубые озера и синие реки, склон усыпанный брусникой, шишки голубые, на ветвях качаются, дождь необычайный. Поэт в своих произведениях отобразил красоту родного края. На основе его произведений мы можем изучать быт и культуру народов манси. А вот что думает сам поэт о природе своего творчества. Начало всему было положено ещё в раннем детстве. Дело в том, что манси с особым трепетом относятся к природе, особое значение придают деревьям. А лиственницу манси считают священным деревом. Было такое дерево и в жизни маленького Андрея. Из поколения в поколение передавалось трепетное отношение к лиственнице: нельзя было подходить близко, многие проходили мимо, потупив взор, а уж о том, чтобы по дереву ударить, причинить ему боль, не могло быть и речи. Знал об этом и будущий поэт, но побороть в себе желание прикоснуться к священному дереву он не смог, и однажды это случилось: подошёл к лиственнице, погладил по стволу, ощутил тепло и тут, же в испуге отдёрнул руку, стал ждать кары. Но ничего не происходило. Тогда Андрей посмотрел вверх, увидел величие и красоту дерева и захотелось ему узнать, что оно говорит, попытаться услышать его голос: "И тогда, - уверен Андрей Семёнович, - я почувствовал, что во мне проснулся поэт". Внимательный и заинтересованный читатель найдёт в литературном произведении ответ на многие вопросы, проследит, как менялось мировоззрение поэта, его восприятие окружающей действительности, его отношение к тем или иным событиям.

Образы деревьев в поэзии А.Тарханова, непосредственно связаны с образом природы, которая для поэта свой, горячо любимый мир.

В стихотворениях Тарханова образ дерева играет разную роль и имеет разное значение. Например, в стихотворении "Березонька", перед нами предстает девушка в белом полушалке, он жалеет её - белую красавицу, потому что ей зябко и утешает её, что скоро придет весна:

 

Кружат вьюги синие

Над моей березонькой.

Полушалок тоненький.

В нем тебе не зябко ли,

Белая красавица?

Просят солнца зяблики,

Для тебя стараются.

 

Так же есть стихотворения, где встречается образ священного дерева. Мы встречаем образ священной березы, сосны:

В стихотворении "священная березка" после совершения обряда "она словно в танце кружится в нарядном хантыйском платке".

В стихотворении "Священная сосна" мы видим образ старых друзей, которые встретились после долгой разлуки, поэта захлестывают воспоминания: природа дерево тарханов образ

 

Помнишь, вечер?

Голубой туман

Обнимал таежную дорогу.


 

Но поэт уехал, и молния сожгла вершину, и поутру сосна становится священной:

 

Ты священной стала поутру.

Земляки тебя боготворили,

Стала ты как память на миру,

Вместе нас сородичи любили.

 

Восприятие природы у Тарханова нетрадиционно и непривычно. Для поэта лес это второй мир его жизни, он живет в гармонии с природой, он для него и врачеватель, и надежный друг- хранитель.

 

Здравствуй, лес -

мой врачеватель,

Мой надежный друг - хранитель,

И души моей ваятель,

А потом её спаситель.

В стихотворении Тарханова "Мои деревья" лирический герой показывает свое отношение к каждому дереву. При виде кедра он замедляет свой шаг, кедр для него добрейшая душа, он для него всегда священный:

 

У кедра замедляю шаг -

Он для меня всегда священный,

Его добрейшая душа

Имеет импульс озаренья.

 

К березе автор относится с нежностью, береза изображена в разных образах, порою - мать, порой - гулёна:


 

Берёза трепетна, нежна.

Порою - мать, порой - гулёна.

Но сколько помню, то она

Глядела на меня влюбленно.

Сосна - любимица небес,

Парит над золотым откосом.

 

Автор ищет отдохновенье именно вблизи сосны.

А ель является для него укрытием, так как прячет его от дождя, спасает от пурги.

Осина - это символ скорби, оно вызывает у героя чувство грусти и тоски.

 

И, прислонясь к её коре,

Я провожаю птичьи стаи.

А к лиственнице автор относится с особым отношением. Она хранительница рода, она венчает строй древес таежной жизни.

В стихотворении "У священного кедра" автор приходит в кедровый бор, где его встречают косматые ели и кедры, он стоит очарованный этой картиной, словно оказался в запретном краю.

 

У священного кедра всегда - чудеса, чудеса.

Желтый бубен - луна над вершиною кедра висит.

И призывно, ритмично в него кто-то тихо стучит,

Юча - фея тайги в белой парке неслышно идет

И взмахнула руками - у кедра уже хоровод.

 

Когда читаешь такие строки, невольно печаль щемит сердце, что где-то есть не увиденное тобой чудо, мимо которого, может, ты и пробегал, да не заметил. Заметил его Андрей Тарханов и рассказал нам. После таких строк хочется постоять под елями, помолчать…

Если мы обратимся к стихотворению "Березовские лиственницы" то мы видим как Андрей Тарханов сравнивает лиственницы с воинами, наверно он имеет ввиду воинов которые оберегают свой народ, называет их вековыми подругами, так же он подчеркивает что в этих деревьях заложена стойкость таёжных людей, эти деревья дают нам силы, очищают от грехов, говорит о том что Меньшиков гладил рукою, Ваули взглядом ласкал. Эти священные деревья притягивают и самого автора.

Читая стихотворение "Спасительные кедры" Андрей Тарханов уже кедры называет воинами - плечистыми и стройными, так же в этом стихотворении автор раскрывает красоту дерева:

 

И в июне дерева зеленые

Зацветают и алеют кронами.

Пацаны - друзья мои шумливые -

Шишками любуются красивыми.

Голубые, на ветвях качаются

И целебным соком наливаются.

Но и о пользе дерева автор не забывает.

Все живое по округе радуют.

Радуются люди, белки рыжие,

Ронжи, соболи, медведи дюжие.

И самое главное, что он упоминает о кедрах:

Кедры для людей тайги - священные,

К ним несут сомненья сокровенные.

 

Рассмотрев несколько стихотворений, где встречаются деревья, мы можем сделать вывод о том, что деревья для А. Тарханова священны, у него особое, трепетное отношение к ним. В стихах Андрея Тарханова постоянно встречаются образы кедра, лиственницы, сосны, берёзы. Все его творчество проникнуто ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Он живет в гармонии с природой, лес для него врачеватель и друг-хранитель.

А вот что думает сам поэт о природе своего творчества. Начало всему было положено еще в раннем детстве. Манси считают лиственницу священным деревом. Было такое дерево и в жизни маленького Андрея. Из поколения в поколение передавалось трепетное отношение к лиственнице: нельзя было подходить близко, многие проходили мимо, потупив взор, а уж о том, чтобы по дереву чем-нибудь ударить, причинить ему боль, не могло быть и речи. Знал об этом и будущий поэт, но побороть в себе желание прикоснуться к священному дереву он не смог, и однажды это случилось: подошел к лиственнице, погладил по стволу, ощутил тепло и тут же в испуге отдернул руку, стал ждать кары. Но ничего не происходило. Тогда Андрей посмотрел вверх, увидел величие и красоту дерева и захотелось ему узнать, что оно говорит, пытаться услышать его голос. "И тогда, - уверен Андрей Семенович, - я почувствовал, что во мне проснулся поэт".

 


 

Заключение

 

2 августа 2012 года в Санкт-Петербурге в доме-музее А.Д.Меншикова состоялась презентация лазерного диска замечательного мансийского писателя Андрея Семёновича Тарханова "Снежная симфония", в котором удивительным образом сконцентрировалась его литературная и поэтическая судьба. Выпуск диска был приурочен к 75-летию со дня рождения поэта, которое отмечалось в октябре 2011 года. Уникальное издание осуществлено при поддержке Департамента общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а реализовано Фондом памяти светлейшего князя А.Д.Меншикова и Издательством "XVIII век".

На диске богато представлена библиография, где скрупулёзно собраны сотни поэтических публикаций поэта, а также его публицистические статьи за более чем полувековой период литературной деятельности. Электронная версия даёт возможность послушать избранные радиопередачи с его участием, а также посмотреть телепередачу, посвящённые празднованию юбилея Андрея Тарханова в Ханты-Мансийске. Органично дополняют представление об авторе его семейный альбом и фотогалерея, где прослеживается жизненный путь поэта, его встречи с друзьями и соратниками по литературному цеху. Просмотр сопровождается музыкальным фоном, который можно варьировать по своему усмотрению. Лазерный диск даёт возможность извлечь "из стола" ранее не публиковавшиеся произведения, а также послушать песни композиторов, написанные на стихи Андрея Тарханова.

На презентации выступал и сам Андрей Семёнович, ныне почётный гражданин Ханты-Мансийска. Он признался в своей любви к городу своей юности Санкт-Петербургу - Ленинграду. С городом на Неве его связывают не только годы учёбы…Андрей Тарханов прочитал несколько лирических стихов и рассказал о судьбе Угро-Ямальской писательской организации, которую возглавлял несколько лет, а также о сегодняшнем дне Ханты-Мансийска, ставшего одним из самых красивых городов Западной Сибири…

В поэзии Андрея Тарханова отмечается умение видеть в малом большое и большое в малом. Его стихи уходят своими корнями в древность, но не отдалены от современности, которая буквально клокочет в его стихах. Он реалист. Его волнует судьба человека в технократическом мире, состояние природы, органической частицей которого является человек. Он и сам, похоже, является голосом природы взывающей к любви и взаимному милосердию, вливающимся в снежную симфонию Югры.

 


 

Список литературы

 

.Литература Югры. 1930 - 2000. ПОЭЗИЯ. Антология. Часть 1. Редактор составитель Н.И.Коняев. ИФ. "Унисерв", 2001. - 256 с.

.Тарханов А.С. Исповедь язычника: стихи и поэма / Предисл. К. Яковлева. Екатеренбург: - Сред.-Урал. кн. Изд-во, 2001. - 400 с.

.Тарханов А.С. "Снежная симфония". Ханты - Мансийск, 2000 г.

.Яковлев К. "Поющая тропа язычника" // Тарханов А.С. Исповедь язычника. Избранные стихотворения 1972-2001. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство, 2001. - 8 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...