Лапти надевались на ноги летом с холщовыми портянками, а зимой еще и с суконными онучами, которыми ноги обертывались до колен.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В распутицу, "в расторопье", когда снег начинал таять, к лаптям "пришьют дощечки", т. е. прикрепляли к подошве деревянные колодки. Носили и ступни - обувь, сплетенную из лык наподобие глубоких калош. Их носили для работы на усадьбе по хозяйству. Ступни всегда стояли у порога избы. В отдельных селах носили еще высокую плетеную обувь "наподобие валенок, если было грязно на улице". Кожаная обувь считалась городской, дорогой. Из старинной кожаной обуви носили поршни, бахилы. "Поршни" - шили их из одного куска кожи, с одним передним швом и держали на ноге с помощью ремешка, вставленного в их верхние края. В сырое время года надевали "бахилы", по форме напоминающие чулки без пяток. Они лишь из мягкой кожи с двумя швами по бокам. Бахилы надевались на лапти и завязывались под коленкой ремнем. Теплые сапоги "валенки с голенищами" были лишь у зажиточных крестьян. Во второй половине XIX в. появились в деревне кожаные сапоги с низким каблуком. Праздничной обувью со второй половины XIX в. повсеместно были полусапожки или ботинки с резинками сбоку на небольшом каблуке. Носили ботинки с чулками. Были распространены одноцветные чулки белые, серые (во многих селах), коричневые и лиловые. Кроме одноцветных, носили также шерстяные узорчатые из разноцветных ниток. Эволюция традиционного костюма проходила не только под влиянием внешних факторов, но и вследствие внутреннего развития. На протяжении XIX - первой четверти XX века шла постепенная замена одних элементов костюма другими. Сарафаны уступали место юбкам, кафтаны - поддевкам и т. д. Особенно заметно изменялся покрой одежды: косоклинные сарафаны заменялись круглыми, верхняя одежда с цельной прямой спинкой - одеждой с клиньями, затем с фалдами, настала очередь и другого типа кроя: костюм стал подрезным по талии с пышными сборками на спине. Заметно менялась ткань: домотканый холст, шерсть уступали место фабричной хлопчатобумажной ткани, шелку, сукну и другим новым для традиционного костюма тканям. Таким образом, характерной особенностью русского традиционного костюма является удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора. Заимствования из костюма соседних народов и западноевропейского костюма, происходившие на протяжении веков придали ему региональные черты.
В прежние времена у крестьян и посадских людей встречались очень богатые наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большей части одежды кроились и шились дома: шить на стороне не считалось даже признаком хорошего хозяйства. Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи, как, например, в свадьбы, их доставали и надевали. В обыкновенные воскресные дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не только простой народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не щеголяли одеждою. Зато когда надо было себя показать, русский человек “скидал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и навешивал на себя, не жен и на детей все, что собрано было по частям им самим, отцами, дедами и бабками”. При сохранении традиционных форм русский костюм не оставался неизменным. Развитие промышленности и городская мода оказывают сильное воздействие на патриархальный уклад русской деревни, на крестьянский быт. Это находит отражение прежде всего в изготовлении тканей и одежды: хлопчатобумажная пряжа соперничает с льняной и конопляной, домашний холст уступает место ярким фабричным ситцам. Под влиянием городской моды 1880-1890-х годов в деревне в конце XIX в. возникает и широко распространяется женский костюм „парочка" в виде юбки и кофты, сшитых из одной ткани. Появляется новый тип рубахи на кокетке, верх рубах - „рукава" - шьют из коленкора и кумача. Традиционные головные уборы постепенно заменяются хлопчатобумажными и набивными платками. Особенно популярны кумачовые и кубовые платки с красочными цветочными узорами.
В конце XIX-начале XX вв. происходит процесс размывания устойчивых форм традиционного костюма, отмеченных местным своеобразием. БАННИК Согласно летописи Нестора, бани были известны у славян с V–VI веков. Наверное, с тех времен и стали делать куклу Банника. Банник – это хозяин бани, старик, который следит за порядком в бане и держит веник, по обычаю его одевают в голубые и белые цвета. Голубой — «жгучая» смесь белого и синего цветов. на состояние человека он воздействует удивительно: лечит нагноения и ранения. Ещё избавляет от последствий нелёгкого дня и от усталости. Идя в новую баню, чтобы задобрить Банника, принято приносить для него хлеб и соль. Банник сделан из лыка. Выбор этого материала на куклу напоминает людям о свойствах лыкового мочала: оно выделяет фитонциды, которые борются против микробов, чистоту обеспечивает, но мягок и приятен для кожи, и еще от простуды поможет защититься. Кукла изготовлена из ниток, тканей и лыка. БЕРЕМЕННОСТЬ Такая кукла могла служить важным подарком на свадьбу молодой паре. Или, если в семье долго не было детей, жена делала эту куклу и ставила ее в спальне. А после зачатия куклу переставляла в красный угол. Одежда этой куклы в темных тонах, не украшается. Особенностями этой куклы именно в Самарском регионе является фартук-люлька, в котором спрятан ребенок - пеленашка. Считалось, что чем больше узлов на талии куклы, тем надежнее сохранение беременности. Кукла изготовлена из ниток, тканей и палочек
ВЕДУН дарился крестным мальчику после 7 лет. Эту куклу отличает особая конструкция: в ней используется одна на двоих скрутка - руки отца и ребенка/подростка составляют единое целое. Это символ их тесной связи, единства и преемственности поколений.
Кукла изготовлена из ниток, тканей и скрутки-столбика. ВЕРБНИЦА накануне вербного воскресенья в семьях делали Вербную куклу. Веточки вербы - неотъемлемый атрибут этой красавицы - символ быстрого роста, плодородия, умножения, весны, радости и жизни. На Вербницу загадывали желание и с ней благословляли детей, и желали: «Будь здоров, как вода, расти, как верба» Кукла изготовлены из ниток, тканей, скрутки, веточки вербы. ВЕСНЯНКА Весна — время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол — обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. Веснянка – игровая кукла, с которой встречали весну. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Ростом куколка – с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы! Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла оберегает ребёнка от злых сил. И в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Кукла изготовлена из ниток, тканей. ВЕСНЯНКА СЕЯТЕЛЬНИЦА Обрядовая кукла Самарского края. Кинель-Черскасского р-на Делали ее из полена дерева, наряжали, а в фартук насыпали зерно и прикручивали к колесу при посеве. Считалось, что кукла помогала людям при посеве: чтобы семена быстрее проросли, и чтобы урожай был богат. Кукла изготовлена из ниток, тканей и деревянного столбика ГРОМНИЦА Кукла – оберег. Громница - многозначная весенняя кукла (делалась в конце марта или в начале апреля), на призыв первого грома; второе ее значение - защита детей. Верхняя часть платка на голове Громницы делалась в виде клюва – символа птиц, цвет фартука тоже символичен, он обозначает незасеянное поле. Кукла изготовлена из ниток, тканей.
ДЕНЬ-НОЧЬ Кукла символизирует сутки. Это оберег жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью — темную. Утром обращаются к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном - к темной стороне, чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись и здоровыми, отдохнувшими. Кукла изготовлена из ниток, тканей ЖЕНСКАЯ СУТЬ Самая главная женская обережная кукла. Она - оберег женского естества, сокровенного женского пространства, и главное - деторождения. И для каждой мысли и цели хозяйки есть определенные способы изготовления куклы, при этом важно помнить, что в обережной кукле ни один узел не завязывается просто так. При желании кукла Женская суть может быть оберегом всего по-настоящему важного для женщины, для этого на поясе у куклы - мешочки- символы, их может быть до 7 штук. Делать ее для девушки могла родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Кукла изготовлена из натуральных ниток, тканей, берез. Веточки.
ЖИВА Эта кукла делалась в марте. Это образ девицы -богини всего живого в природе. Ее ярко наряжали и выставляли на крыльцо или окно для ускорения пробуждение природы., а когда природа пробуждалась, отдавали в игру детям. ЗАМАНИХА Обрядовая кукла Самарского края. Делалась на праздник Масленицы с целью приманить женихов в дом засидевшейся в девках девушки. Кукла бытовала всего один день (на прощеное воскресенье), потом ее отдавали в игру детям. Кукла изготовлена из ниток, тканей, дерев.палочки. ЗОСИМА ПЧЕЛЬНИК Попечителем над пчёлами русские крестьяне считали святого Зосима, игумена Соловецкого, основателя одноименного монастыря. Его имя появилось в поговорках и приметах, связанных с пчёлами, например: «Рой роится – Зосима веселится». (30 апреля). Неутомимые медоносные работницы особо чтились крестьянами. Пчёл оберегали, искусство разведения пчёл высоко ценилось. И, конечно, пчела-труженица нуждалась в постоянном небесном покровительстве, как всякая живность в крестьянском хозяйстве. Наверное, тогда и появилась кукла Зосима пчельник. Кукла изготовлена из ниток, тканей. КОРОВУШКА Коровушка - игровая кукла и в тоже время корове на Руси придавалось важное значение, так как для людей она была главным показателем семейного благополучия и достатка. Кукла изготовлена из ниток, тканей на скрутке. МАЛЬЧИК С МЯЧИКОМ игровая кукла для мальчиков - мячик отвязывается и можно играть им отдельно). Игровая кукла как правило, предназначалась ребёнку для игры и одновременно была оберегом.
Кукла изготовлена из ниток, тканей.
ОБЕРЕЖНЫЕ ЗУБЫ Кукла на защиту души, изготавливается с определенным обрядом. С таким обережьем душа может свободно раскрываться в общении с людьми, не боясь, что кто-то навредит ей небрежным вторжением. Кукла Обережные зубы очень простая, но не надо забывать, что против воли куклу дарить никому не надо, лучше сделать ее для себя. Кукла изготовлена из ниток, тканей.
СВЯТОЗАР В древнерусском календаре июнь назывался «светозар», что означает озаренный светом. Светозар у славян олицетворял юность, молодость, силу. делали куклу Светозара на развитие ума (чтобы светом ум юноши озаряло) и силу мужскую. Кукла изготовлена из ниток, тканей.
СУХОВЕЙКО Эту обрядовую куклу в виде мужской фигуры делали, если долго не было дождя. В течение недели все жители деревни могли участвовать в этом и сделать куклу в плоть до размера человека, чтобы вызвать дождь. Кукла изготовлена из ниток, тканей. УСПЕШНИЦА От слова успевать. Такая кукла – хороший подарок. Она помогает женщине успевать во всех делах. В сумочке у нее кладется денежка, как символ богатства, зернышко - на изобилие, кусочек хлеба, чтобы хозяйка всегда была сыта. Кукла изготовлена из ниток, тканей. ХОЗЯЮШКА-БЛАГОПОЛУЧНИЦА Отвечает за распределение денег в кошельке. Она - за достаток ответственная, стоит на денежке. Кукла изготовлена из ниток, тканей. ХОРОВОДНИЦА Чтобы попасть в хоровод девочкам 6-7 лет полагалось заранее научиться его водить. Для этого им дарилась пара замечательных веселых кукол –хороводниц. А иначе запутаешься сама в хороводе и других собьешь неумеючи, от этого, вместо радости и силы, одни огорчения. Вот и учились сначала с хороводницами. А по большому счету эта все та же игра – наработка навыков, проигрывание житейских событий, подготовка к взрослой жизни. Кукла бытовала и в Самарской области. Куклы изготовлены из ниток, тканей и палочек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|