Оценка материально-производственных запасов.
При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов: -по себестоимости каждой единицы -по средней себестоимости; -по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО); Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца. Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
Документальное оформление и учет поступления материальных ценностей. Учет материалов Материалы могу поступить в организацию одним из следующих способов: -приобретение за плату, в том числе по договорам мены:
-поступление в качестве в уставный капитал; -безвозмездное поступление; -изготовление собственными силами; -получение при ликвидации и демонтаже основных средств; -выявление излишков при инвентаризации имущества В тех случаях, когда материально-производственные запасы приобретаются работником организации для ее нужд, такому работнику выдается соответствующая доверенность, составленная по форме М-2, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а. Оприходование материалов на склад организации оформляется приходным ордером по форме М-4, утвержденной постановлением Госкомстата от 30.10.97 №71а. Он применяется, если к качеству и ассортименту материалов нет замечаний. Форма М-4 довольно большая. Поэтому из нее можно убрать некоторые реквизиты, не относящиеся к обязательным реквизитам первичного документа:[1] · номера форм по ОКУД и ОКПО; · номер паспорта (есть смысл оставлять, только если приходуются материалы, содержащие драгоценные камни и металлы); · данные о страховой компании; · графа с кодом единицы измерения. Первичной формой документа на продажу материально-производственных запасов и товарно-материальных ценностей является форма ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132. В настоящее время формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Данный документ оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у продавца, второй передается покупателю. Накладная является основанием списания товаров у продавца и основанием для оприходования этих товаров у покупателя. Она должна содержать следующие реквизиты: · наименование, адрес, телефон, факс и реквизиты обслуживающего банка грузополучателя, поставщика и плательщика;
· номер и дату транспортной накладной; · должности и подписи лиц, разрешивших отпуск груза и осуществивших его фактическую отгрузку. Кроме самих подписей необходимо расшифровка подписей лиц, разрешивших отпуск груза. Так, если от имени грузополучателя товар получает уполномоченное лицо при наличии печати организации, то в накладной указывается его должность, подпись и расшифровка подписи, а затем печать. Если при получении груза печати нет в наличии, то в накладной также указывается должность такого лица, подпись, расшифровка печати, дата и номер доверенности, выданной лицу организацией. Соблюдение этих требований важно, так как по поводу заполнения накладной сложилась обширная арбитражная практика. Как правило, инспекторы налоговой службы придираются по тому или иному основанию. Их позиция понятна, поскольку документ (а затем и понесенные расходы) можно принять к учету только тогда, когда он оформлен надлежащим образом. Так же может составляться акт о приемке материалов по форме М-7. Его применяют, если в накладной от поставщика написано одно, а поступило что-то другое (к примеру поставлены материалы не в том количестве, ассортименте или не того качества). Такой акт вам понадобиться и при снятии материалов на ответственное хранение. Для приемки материалов, как полностью соответствующих условиям поставки, так и полученных с выявленными расхождениями, можно разработать и использовать единый, универсальный документ: -взять за основу классический приходный ордер (по форме № М-4, убрав из нее ненужные реквизиты); -дополнить то, что получилось реквизитами, которые могут понадобиться при выявлении расхождений в количестве и качестве принимаемых материалов (их можно взять из формы № М-7). Поступление материалов отражается в учете на активном счете 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке). При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов».
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета: 10-1 «Сырье и материалы»; 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»; 10-3 «Топливо»; 10-4 «Тара и тарные материалы» 10-5 «Запасные части»; 10-6 «Прочие материалы» 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» 10-8 «Строительные материалы» 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»; 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»; 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др. Поступление материалов отражается в учете следующими проводками (если материалы приобретаются у поставщиков): Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - получены приобретенные материалы»; Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражен НДС по приобретенным материалам; Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» - поставщику перечислена оплата за приобретенные материалы. Например: ЗАО «ЦПТА» приобрело у ООО «Петрокоммерц» материалы, необходимые для изготовления собственной продукции, при этом производилась предоплата поставщику. Формируются следующие проводки:
Содержание операции |
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. | ||||||||||||||||||
Дт | Кт | |||||||||||||||||||
Поступили материалы на склад | 10.01 «Сырье и материалы» | 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | 31 355,93 | |||||||||||||||||
Отражен НДС по приобретенным материалам | 19.03 «НДС по приобретенным материальным ценностям | 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | 5 644,07 | |||||||||||||||||
Зачет аванса поставщику | 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | 60.02 «Расчеты по авансам выданным» | 37 000,00 | |||||||||||||||||
Если материалы производятся собственными силами организации:
|
|
Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное производство») – на склад поступили материалы, которые организация произвела собственными силами;
Если материалы получены в качестве вклада в уставный капитал:
Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 75 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» - получены материалы, внесенные учредителями в качестве вклада в уставные капитал.
При реализации продукции продавец кроме накладной формы ТОРГ-12 обязан выставить покупателю счет-фактуру (р.3 ст.168 НК РФ). Делается это не позднее 5 дней, считая со дня отгрузки товара. Форма счет-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость и правила его заполнения регламентированы приложением № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 №1137. Ошибки при составлении первичных документов могут привести за собой санкции и штрафы со стороны инспекторов налоговой службы. Налоговая инспекция может признать вычет неправомерным, если счет-фактура заполнен с ошибками (п.2 ст. 169 НК РФ)
|
|