Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философское учение Гегеля о гражданском обществе




 

Многие ученые внесли свой посильный вклад в эту важную теоретическую категорию, но все-таки решающая заслуга принадлежит здесь одному из родоначальников немецкой классической философии - Гегелю. Гегель первым в немецкой философии права указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая значение, как для личности, так и для государства.

Философ, обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в., последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является, а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.

“Гражданское общество, пишет Гегель, - создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право”.

Тремя основными моментами гражданского общества являются:

-  система потребностей;

-  отправление правосудия;

-  полиция и корпорация.

Гегель обосновывает реализацию права в гражданском обществе за счет уничтожения концепции вездесущего полицейского государства путем публичности всех ветвей власти.

Гражданское общество и государство соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это “внешнее государства”, “государство нужды и рассудка”, а подлинное государство - есть разум.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. “Поэтому в действительности, - подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента”.

Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация “чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает “бесконечный рост зависимости и нужды”.

Гражданское общество - это эмпирическая сфера, в которой существуют противоречия и конфликты. Гармония, взаимопонимание возникают как случайность, а не сознательный выбор.

Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:

1) субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

)   всеобщее (чиновники).

Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти связующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение с всеобщностью государства.

Отмечая развитие социальных противоречий в современном ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Он не мыслит иного общества, кроме буржуазного, а верит в незыблемость основ этого строя.

К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.

 


Заключение

 

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.

Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов, приобретая все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права - в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью - продолжается.

Едва ли найдется такой юрист, который вызвал бы в свой адрес столько многочисленных и противоречивых суждений. Как только Гегеля ни называли: мистиком и интуитивистом, рационалистом и панлогистом. В нем видели своего предтечу и радикалы, и консерваторы. Его проклинали и превозносили, с ним спорили все последующие сколько-нибудь значительные юристы. Его идеи, пусть и в измененной форме, присутствуют в концепциях, теориях и парадигмах последних двух веков. Вне зависимости от того, выступают ли гегелеведы с критикой, полемикой или одобрением, всегда чувствуется уважение к силе и глубине дум великого немецкого правдолюбца.

Даже откровенные противники классического юромудрия, например Ф. Ницше со своим тонким, доходящим до болезненности чутьем, относившийся к «бывшим доселе философам как к презренным libertinas, нарядившимся в капюшон женщины-истины», усматривали значительность Гегеля «в движении духа времени». Ницше писал: «Мы, немцы, - гегельянцы, даже если бы никогда не было никакого Гегеля».

 

 


Список использованной литературы

 

1. Азаркин Н.М. Всеобщая истории юриспруденции. Курс лекций, М., 2003 г.

2. Алексеев С.С.. Государство и право, М., 1993 г.

.   Гвозданный В.А., Гусев Г.А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы, М., 1994 г.

.   Гегель Г.В.Ф., Работы разных лет. - М., 1970 г.

.   Гегель Г.В.Ф., Сочинения, т.1. - М., 1956 г.

6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М., 1990 г.

7. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. т.1, т.3. М., 1977 г.

.   Гегель Г.В.Ф. Наука логики. т. 3, т.5. М., 1972 г.

.   Дворцов А.Т. Гегель. М., 1972г.

.   История политических и правовых учений. Учебник для вузов./ Под ред. В.С. Нерсесянца., М., 1988 г.

.   Малахов Б.П. Правовая мысль. Антология, Екатеринбург. 2003 г.

.   Мальковский Б.С. Учение Гегеля о государстве и современность. М., 1989 г.

.   Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права. М. 1983 г.

.   Пиотковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963 г.

.   Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М., 1996г.

16. Рассел Б. История западной философии. Книга 3. Часть 2. От Руссо до наших дней. М., 2001 г.

17. Фаткуллин Ф.Н. Основные учения о праве и государстве: Учебное пособие. Казань, 1997 г.

.   Энциклопедия Кирилла и Мефодия на 3 DVD.

19.   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...