Методика «Опросник жизненных ориентаций» для диагностики показателей и типов субъект-объектных ориентаций (Е. Ю. Коржова)
Инструкция: Внимательно прочитайте предложенные Вам пары высказываний и выберите из каждой пары то из них, которое наиболее соответствует Вашему представлению о себе. Поставьте отметку в соответствующей колонке на отдельном бланке рядом с номером каждого утверждения.
Ключ к методике Е. Ю. Коржовой
Перевод сырых значений шкал методики Е. Ю. Коржовой в стены
В качестве первичных измерений субъект-объектных ориентаций автором выделены: 1. «Трансситуационная изменчивость» (ОИ) позволяет определить выраженность стремления к изменениям. Положительный полюс данного показателя соответствует стремлению к самоизменениям, отрицательный полюс характеризует человека, стремящегося сохранить свой внутренний мир без изменений. 2. «Трансситуационный локус контроля» (ОЛ) даёт возможность выявить уверенность в своих возможностях справиться с жизненной ситуацией. Положительный полюс характеризует высокий уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями, отрицательный полюс – человека, придающего в объяснении своей жизни больше значения внешним обстоятельствам. 3. «Трансситуационное освоение мира» (ОО) характеризует направление взаимодействия с жизненными ситуациями. Положительный полюс означает направленность на освоение внутреннего мира, стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию, отрицательный полюс – направленность на освоение внешнего мира, стремление к самоосуществлению во внешнем мире. 4. «Трансситуационная подвижность» (ОП) позволяет определить предпочтение условий осуществления жизнедеятельности – новых или привычных. Положительный полюс соответствует предпочтению новых жизненных ситуаций, отрицательный полюс – стремлению к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями.
5. «Общий показатель субъект-объектных ориентаций» (О) характеризует активность жизненной позиции в целом. Положительный полюс соответствует субъектной ориентации, отрицательный полюс – объектной ориентации. Общий показатель – отражает способность человека реализовать свою внутреннюю активность. Высокие баллы характерны для людей склонных перестраивать ситуацию под себя, активно действовать, преодолевать сложные жизненные ситуации. Низкие баллы характеризуют склонность «плыть по течению», подчинятся обстоятельствам. Дополнительно вычисляется значение производной шкалы «трансситуационное творчество» («ОТ») по формуле: ОТ = О – ОЛ (в сырых баллах) Типы субъект-объектных ориентаций в зависимости от сочетания стеновых значений по вторичным ортогональным шкалам «трансситуационного творчества» («ОТ») и «трансситуационного локуса контроля» («ОЛ»). 1.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») и «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») выше 6, то испытуемый относится к типу «Преобразователь жизненной ситуации»:«…отличается разнообразием жизненных целей, ярко выраженным стремлением к самосовершенствованию в различных жизненных сферах (семья, работа, учеба), в том числе в сфере своего внутреннего мира, желанием понять своё предназначение и максимально его реализовать. Это человек, особенно увлечённый профессиональной деятельностью, «преобразующий» себя, прежде всего, в этой сфере». 2.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») выше 6, а по шкале «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») ниже 5, то испытуемый относится к типу «Гармонизатор жизненной ситуации»: «…открыт жизненному опыту, отличается разнообразием жизненных целей (семья, работа, воспитание будущего поколения, достижение профессионализма, принесение пользы людям, поиски гармонии, совершенства) и выраженным стремлением к самосовершенствованию (в различных формах освоения человеческой культуры, а также во «внутренней» работе над собой)».
3.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») ниже 5, а по шкале «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») выше 6, то испытуемый относится к типу «Пользователь жизненной ситуации»; «…человек действия, ориентированный на достижение жизненного успеха, с трезвым взглядом на жизнь, определённой прагматичностью. Его жизненные цели очень конкретны (работа в первую очередь, карьера, общение, семья, ребёнок)». 4.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») и по шкале «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») ниже 5, то испытуемый относится к типу «Потребитель жизненной ситуации»- отличается от других типов тем, что «…жизненные цели у него либо отсутствуют, либо обобщённо-прагматичны. Для него характерно приспосабливаться к условиям существования, в том числе в проблемных ситуациях. Представители данного типа самосовершенствованием почти не занимаются и не считают нужным заниматься». 5.Если по одной из шкал («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») или по обеим шкалам («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») стеновые значения равны 5-6 баллам, то испытуемый относится к смешанному типу субъект-объектной ориентации.
Методика «Психологическая автобиография» Методика разработана Е. Ю. Коржовой Назначение: глубинная психодиагностика субъективной картины жизненного пути. Инструкция: Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до + 5, а грустные от -1 до -5. Отметьте рядом примерные даты событий. Обработка и интерпретация данных: обработка производится с помощью специальных таблиц и включает несколько этапов. Определяется количество радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Далее выявляется суммарный «вес» радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Затем определяется среднее время антиципации и ретроспекции событий (отдельно подсчитывается для радостных, грустных и в целом). Наконец, производится содержательный анализ с учетом видов (сфер) событий. По каждой сфере подсчитывается общее количество событий, а также «вес» радостных (желательных) и «вес» грустных (нежелательных) событий. Кроме того, рассчитывалось количество видов событий, которое давало возможность оценить тематическое разнообразие субъективной картины жизненного пути личности.
Виды событий: v Родительская семья v Брак v Дети v Место жительства v Здоровье v Я v Общество v Межличностные отношения v Материальное положение v Учеба, повышение квалификации v Работа v Природа v Досуг, развлечения Методика «Историческое воспоминание» Методика Трегубенко И. Назначение: психодиагностика индивидуальных исторических воспоминаний. Инструкция: Вспомните и опишите какое-нибудь общественно-политическое или культурное событие в России или мире, которое запомнилось. Неважно, насколько точно Вы его знаете, главное, что оно почему-то запомнилось. В этом событии Вы могли участвовать, видеть его или просто слышать от кого-то. Это не проверка знаний. Опишите событие, а также Ваши мысли и чувства по поводу него. Кроме того, в инструкцию были включены два вопроса: В честь кого Вас назвали? и С кем Вы ассоциируете свое имя? Обработка и интерпретация: В процессе анализа воспоминаний определяется тип события (сфера, к которой оно относится). События могут быть общественно-политическими, то есть относящимися к политической, экономической и общественной жизни; культурными событиями – касающиеся культурной жизни, искусства, науки, спорта; и, наконец, природными событиями, к которым относятся землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы. Далее указываем, является ли событие отечественным или же зарубежным. Следующим параметром является тип автобиографического воспоминания: яркое, важное, переломное. Следующим показателем исторического воспоминания является психологическая позиция человека относительно события, а именно Участник, Современник, Очевидец и Наследник исторического опыта. Следующий параметр анализа воспоминаний - это «сила-слабость» ситуации. Следующий параметр воспоминания – это объектная и субъектная позиция личности в воспоминаниях. Предикаты в тексте воспоминаний, то есть слова, которые обозначают действия (как правило, глаголы). Предикаты бывают двух видов: внешние – описывают действия, которые можно видеть и/или слышать; внутренние – известны только тому, кто переживает ситуацию (знать, хотеть, понимать и так далее). Таким образом, можно определять, предикаты какого типа преобладают в рассказах респондентов. Еще одна характеристика – включение в описание исторического события элементов собственной биографии. Особый тип исторических воспоминаний- «ситуативный ответ». Респондент рассказывает о каком-то актуальном общественно-политическом событии, которое освещено в СМИ и имеет определенный общественный резонанс (например, переименование милиции в полицию). Воспоминание также можно классифицировать по преобладающим эмоциям в описаниях. Так, они могут быть негативными (эмоционально отрицательными), позитивными (эмоционально положительные), амбивалентными (представлены как положительные, так и отрицательные эмоции) и нейтральными (отношение не описано). Наконец, воспоминание обладает определенной актантной структурой, то есть включает действующих лиц (по схеме, которую предложил Альфред Адлер). Прежде всего, в тексте может присутствовать Я самого вспоминающего. Тут возможны варианты: человек упоминает себя как действующее (думающее, чувствующее) лицо («Я-ситуации»). Другой вариант, когда рассказчик с кем-то объединяется, образуя так называемые «Мы-ситуации» (термин А. Адлера). В концепции А. Адлера именно позиция «мы» в воспоминаниях указывает на развитость социального чувства, то есть когда у человека наблюдается тенденция осуществлять некую деятельность в сотрудничестве с другими людьми, а также быть полезным обществу. Кроме того, в воспоминаниях могут присутствовать: - фигуры родителей (как вместе, так и раздельно папы и мамы) – объединенность их в выше приведенном рассказе указывает на малый возраст респондентки в момент происходящего события; - фигуры родственников (особый случай с бабушками и дедушками, поскольку они часто являются проводниками исторической памяти для молодого поколения); - фигуры друзей, хотя они; - наконец, могут присутствовать другие люди – как знакомые, так и неизвестные рассказчику. Методика «Значимые исторические события» Методика представляет собой модификацию «Психологической автобиографии». Методика Трегубенко И. Назначение: диагностика личностно значимых исторических событий, как компонента исторической памяти. Инструкция: Перечислите наиболее важные для Вас лично события, которые произошли в мировой и российской истории. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до + 5, а грустные от -1 до -5. Отметьте рядом даты событий (если помните). Обработка и интерпретация: На первом этапе подсчитывается общее количество событий, затем «вес» отрицательных и положительных событий. Далее определяем количество и «вес» отечественных и зарубежных событий; события, которые произошли до рождения респондента и при его жизни. Наконец, считаем количество, положительный и отрицательный «вес» событий по видам: v Войны, военные конфликты. v Культурные события (культура, искусство, спорт). v Религия, религиозные события. v Правление (указание на правителей: царей, императоров, президентов). v Теракты. v Техногенные катастрофы. v Экономические кризисы. v Наука, события в сфере науки. v Победы (военные победы). Методика «Метафора судьбы и истории» Методика представляет модификацию(Методика Трегубенко И.) неоконченных предложений В. В. Нурковой. Назначение: диагностика целостного образа судьбы, истории семьи и отечественной истории. Инструкция: Закончите приведенные ниже предложения. Оборудование: бланк с неоконченными предложениями: Моя судьба как… История моей семьи (рода) как … История России как … 2)Разработка методов (методик) 1)Психометрические основы психодиагностики. Критерии эффективности психодиагностических методик А) Вопросы для теоретической подготовки: 1. Типы шкал. 2. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности 3. Надежность теста 4. Валидность теста 5. Достоверность теста 6. Анализ пунктов (тестовых заданий) Б) Практические задания: 1. Провести анализ пунктов (интеллектуальный тест, личностный опросник). 2. Применить математико-статистических методы для проверки эффективности данной психодиагностической методики. 3. Контрольные вопросы: 1)Перечислить достоинства и недостатки метода тестов. 2)Как влияет «экзаменационный стресс» на результаты тестирования в зависимости от индивидуальности испытуемого? 3) Почему тестирование можно считать более надежным методом, чем традиционные формы выборочного контроля знаний? 4) Каким образом осуществляется проверка надежности теста, с помощью какой статистической процедуры устанавливается индекс надежности? 6) Как соотносятся между собой валидность и надежность теста? 7) С помощью какой экспериментально-статистической процедуры измеряется валидность теста? 8) Как влияет выборка стандартизации на репрезентативность тестовых норм? 9) Как обеспечивается достоверность тестовых показателей? 10) Что такое «шкала лжи» и как ею пользоваться?
Литература: 1.Основы психодиагностики \ Под ред. А.Г.Шмелева, Ростов-на-Дону,1996.с131-196. 2.Анастази А. Психологическое тестирование. Т1.М,1982.С.66-205. 3.Общая психодиагностика\Под ред.А.А.Бодалева,В.В.Столина,МГУ,1987,с.53-113. Разработка тестовых заданий А) Вопросы для теоретической подготовки: 1. Необходимость разработки тестов. Основные требования к разработке тестов. 2. Процедура разработки тестовых заданий. 3. Проверка тестовых заданий и адаптация теста.
Б) Практические задания: 1. Разработать тестовые задания по выбранной теме. 2) Провести тестирование с использованием тестовых заданий и психодиагностических методик. 3) Осуществить проверку тестовых заданий по критериям эффективности.
Литература 1.Основы психодиагностики \ Под ред. А.Г.Шмелева, Ростов-на-Дону,1996.с131-196. 2.Анастази А. Психологическое тестирование., Т1.М,1982.С.66-205. 3.Общая психодиагностика\Под ред.А.А.Бодалева,В.В.Столина, МГУ, 1987,с.53-113. 4.Клайн П.Справочное руководство по конструированию тестов.Киев, 1994. 5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. СПбГУ. 1997.С.6-24.
3. Методические рекомендации для СРС: Творческое задание: По аналогии предлагаемой анкеты, шкалы разработать авторский вариант в соответствии с темой диссертационного исследования
Образец Дорогие друзья! Просим Вас принять участие в социально-психологическом опросе, проводимом с целью выявления эмоционально-личностного отношения студенческой молодежи к неопределенности социально-экономической и политической ситуации в стране. Анкета ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ АНКЕТЫ
Опрос проводится анонимно, все данные будут использоваться только в обобщенном виде.
1. Насколько безопасными для Вас являются следующие сферы жизнедеятельности?
2.Вызывают ли у Вам чувство несправедливости и опасения следующие проблемы в мире?
3. Что из происходящего в мире вызывает у Вас наиболее острое чувство несправедливости? _____________________________________________________ ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
4.Вызывают ли у Вас чувство беззащитности следующие проблемы в современном российском обществе?
5.Какая из относящихся к окружающей социальной среде ситуаций причиняет Вам в наибольшей степени чувство беззащитности? _________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Чувствуете ли Вы себя защищенным от возможного произвола со стороны:
7. С какой из следующих точек зрения по поводу социальной защиты населения Вы могли бы скорее согласиться?(Обведите кружком те альтернативы, которые соответствуют Вашему мнению)
1 - Государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем своим гражданам 2 - Государство должно обеспечивать помощь всем своим гражданам, попавшим в трудное жизненное положение, например, лишившимся работы и т.п. 3 - Государство должно обеспечивать социальную защиту только тем, кто не в состоянии позаботиться о себе сам: пенсионерам, инвалидам, сиротам 4 - Люди должны сами заботиться о себе и сами обеспечить себе нормальную жизнь без какого-либо вмешательства государства 5 - Затрудняюсь ответить 8. С какой из следующих точек зрения по поводу пересмотра результатов приватизации 90-х годов Вы бы согласились? (Обведите кружком те альтернативы, которые соответствуют Вашему мнению)
1 - Нужно вернуть государству всю собственность, которой оно лишилось в те годы 2 - Это можно сделать только в отдельных случаях, если будет доказано, что приватизация была проведена незаконно 3 - Этот вопрос вообще не стоит сейчас поднимать 4 - Затрудняюсь ответить 9.Можно ли жить сейчас в России, не нарушая закона? 1 - Да 2 - Нет 3 - Затрудняюсь ответить
10. Какую поддержку должно обеспечивать государство во время финансового кризиса людям, занятым в социально значимых сферах деятельности: Обведите кружком те альтернативы, которые соответствуют Вашему мнению)
1 – финансовую 2 – психологическую (консультации, группы поддержки и т.д) 3 – помощь в переобучении 4 – социальную (временная занятость, помощь в воспитании детей) 11. Какой из вариантов подоходного налога представляется Вам более справедливым? Обведите кружком те альтернативы, которые соответствуют Вашему мнению)
1 - Люди с высокими и низкими доходами платят 13% от дохода 2 - Ставка налога повышается в зависимости от дохода, но не более 30% 3 - Ставка налога повышается в зависимости от дохода, и для больших доходов она может составлять 50%
12. Какие проявления духовно-нравственной жизни в современном российском обществе вызывают у Вас чувство несправедливости?
13. Какие из относящихся к духовно-нравственным явлениям вызывают у Вас в наибольшей степени чувство несправедливости____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Насколько удовлетворительной Вы считаете свою жизнь в настоящее время?
1. очень неудовлетворительной 2. почти неудовлетворительной 3. не неудовлетворительной, но и не удовлетворительной 4. почти удовлетворительной 5. очень удовлетворительной 15.Что является в Вашей жизни наиболее тяжелым и трудным? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.А что является в Вашей жизни наиболее легким? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 17. Что в жизни для Вас важно?
18. Были ли в Вашей жизни ситуации ожидания террористической угрозы (когда возникали проблемы, от которых нельзя уйти или разрешить в короткое время и привычным способом, проблемы, серьезно затрудняющие или делающие невозможными реализацию жизненных целей)? А) нет Б) трудно сказать В) да 19. Каковы наиболее значимые для вас характеристики ситуации террористической угрозы:
20. Когда Вы переживаете ожидаемую террористическую угрозу, Вы обычно:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|