Диагностика предстартового состояния
Исследование соревновательной деятельности в шорт-треке В настоящее время в психологии спорта ученые выделяют три предстартовых эмоциональных состояния: 1.Предстартовая лихорадка. Впервые характерные особенности, свойственные данному феномену были описаны О.А. Черниковой в 1937 году [7]. Предстартовая лихорадка представляется в следующих особенностях. Основное что определяет ее интенсивность и содержание - это повышенное возбуждение нервно-психической сферы. Проявляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости, чрезмерной раздражительности, часто ведущей к напряженным отношениям с окружающими, вплоть до открытых конфликтов. Спортсмен проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений. Свои возможности спортсмены, находящиеся в состоянии предстартовой лихорадки часто переоценивают, а возможности соперника считают ограниченными, то есть проявляют самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха. Все эти признаки предстартовой лихорадки сопровождаются изменением физиологических показателей. 2.Эмоциональное состояние предстартовой апатии чаще всего бывает вызвано чрезмерным по силе оказываемого воздействия и длительностным по времени своей продолжительности эмоциональным возбуждением спортсмена на смену которому приходит торможение, как указывает А.П. Слободяник, физиологической основой психики является нервная система, которая функционирует подобно другим системам - мышечной сердечнососудистой, дыхательной и т. д., но гораздо чувствительнее к различным воздействиям [6].
Именно нервная система управляет деятельностью организма, координируя работу всех его систем. Основной контингент страдающих от стартовой апатии - это те спортсмены, которые оказываются пораженными предстартовой лихорадкой. Если представить, что у человека есть «нервная энергия» то ее запасы за дни и часы «лихорадки» идут на убыль. Эта убыль тем больше, чем сильнее выражено лихорадочное состояние Е.П. Ильин [3], Ю.В. Щербатых [8]. Также проявление стартовой апатии может быть обусловлено отсутствием интереса конкретного спортсмена к результатам осуществляемой им спортивной деятельности. Апатия сопровождается общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением волевых процессов, отсутствием уверенности в своих силах, страхом перед соперником, малой помехоустойчивостью, ослаблением внимания, притуплением остроты восприятия, снижением памяти, ухудшением координации первичных действий, неспособности «собраться» к моменту старта, урежением и отсутствием равномерности пульса. Ощущение развивающейся физической слабости порождает отсутствие желания испытывать напряжение и преодолевать его. [3, 8 и др]. 3.Эмоциональное состояние боевой готовности (воодушевление) однозначно признано подавляющим большинством авторов (Е.П. Ильин [3], А.В. Алексеев [1], Ю.В. Щербатых [8] и др.), наиболее оптимальной формой, необходимой для достижения успеха в экстремальных быстро меняющихся условиях осуществляемой борьбы. Состояние боевой готовности характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности. Находясь в эмоциональном состоянии боевой готовности, спортсмен ощущает подъем сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уверен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели.
Внимание сконцентрировано на предстоящей деятельности, мышление осуществляется быстро, характеризуется критичностью и гибкостью. Спортсмен обладает высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным факторам (критическим замечаниям тренера, судейским ошибкам, негативной реакции зрителей, провокациям соперников и т. д.). к старту он готовится тщательно и организовано, ясно помнит, что ему надо учесть и использовать в своем выступлении. Находясь в эмоциональном состоянии боевой готовности, спортсмен испытывает высокий уровень мотивации к предстоящей или осуществляемой им деятельности [1, 8]. Все методы эмоциональной коррекции условно можно разделить на две группы. Первая группа методов, применяемая в психологическом сопровождении спортивной деятельности, направлена на достижение спортсменом релаксации. Вторая группа методов направлена на достижение спортсменом мобилизации. В исследовании приняло участие 5 человек (Соколов, Пискунов, Жижикин, Юргенс, Коробов.), из которых 3 составили основную выборку исследования. Для исследования предстартового состояния спортсменов я сравнил предстартовые и соревновательные результаты.
3. Признаки различных предстартовых состояний
2.2.Результаты исследования Результаты и их обсуждение. Сравним состояние спортсменов на тренировке перед соревнованиями:
В данном эксперимент приняло участие 5 спортсменов занимающихся шорт-треком. На контрольной тренировкой перед соревнованиями спортсмены были в разной спортивной и психологической форме.
Перед началом контрольной тренировки спортсмены тщательно провели разминку: бег 10-15 минут, разминочные упражнения, упражнения на растяжения, имитация поворота со специальной лентой, ускорения. Перед выходом на лед я определял предстартовое состояния испытуемых по (таблице3).
Первой дистанцией у испытуемых была 1500 м. Спортсмены стартовали одной группой по команде тренера.
После 15 минутного перерыва спортсмены стартовали одной группой на дистанции 500 м.
Затем, после перерыва спортсмены стартовали заключительную дистанцию 1000 м.
Результаты спортсменов на соревнованиях. Перед забегом во время разминки спортсменов я сравнил их предстартовое состояния на контрольной тренировке и сейчас.
Как показали сравнения у испытуемых выявились ряд изменений предстартового состояния.
Результаты спортсменов на соревнованиях.
Выводы. По итогам проведенной нами научно-исследовательской работы мы можем констатировать следующее: Во-первых, психологическое сопровождение спортивной деятельности играет решающую, хотя и не единственную роль в достижении поставленной цели- победы. Во-вторых, результаты на контрольной тренировке могут значительно отличаться от результатов на соревнованиях, как в лучшую, так и в худшую сторону. В-третьих, на основании анализа и сопоставления данных о спортсменах полученных до и после проведения программы корректирующего воздействия, а также наблюдения за ростом уровня спортивного мастерства, мы можем констатировать положительное влияние на результаты в этом виде спорта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы. По итогам проведенной нами научно-исследовательской работы мы можем констатировать следующее:
Во-первых, психологической сопровождение спортивной деятельности играет решающую, хотя и не единственную роль в достижении поставленной цели-победы.
Во-вторых, результаты на контрольной тренировке могут значительно отличаться от результатов на соревнованиях, как в лучшую, так и в худшую сторону.
В-третьих, на основании анализа и сопоставления данных о спортсменах полученных до и после проведения программы корректирующего воздействия, а также наблюдения за ростом уровня спортивного мастерства, мы можем констатировать положительное влияние на результаты в этом виде спорта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галалу, В.Г., Хало, П.В. Системный подход в методе транскраниальной электростимуляции // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - № 6 (61). - С. 281 - 287.
2. Сетяева, Н.Н. Психическая саморегуляция в подготовке спортсменов высокой квалификации циклических видов спорта: монография / Н.Н. Сетяева, А.В. Фурсов. - Сургут: РИО СурГПУ, 2010. - 203 с. 3. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте // М.: Департамента физической культуры и спорта города Москвы, 2010. - 116 с. 4. Хало, П.В. Исследование принципов построения и разработка биотехнических систем для повышения эффективности оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, Южный федеральный университет. Таганрог, 2007. - 16с. 5. Хало, П.В. Концепция активации резервных возможностей человека как полииерархической функции или в чем смысл жизни // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2013. Т. 4. - № 34. - С. 1956 -1960. 6. Хало, П.В. Психологическая обратная связь как способ оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2004. № 6 (41). С. 30-32. 7. Хало, П.В. Сверхмобильные системы с биологической обратной связью // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2004. № 5 (40). С. 182-184. 8. Хало, П.В., Бородянский, Ю.М. ЭЭГ-корреляты активации резервных возможностей организма // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014. - № 10 (159). - С. 24 - 33. 9. Хало П.В., Быков Н.Д., Хвалебо Г.В. Выбор показателей эффективности методов активации резервных возможностей спортсмена для холтеровского мониторинга // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1с. С. 159-163. 10. Хало, П.В., Галалу, В.Г. Возможности применения нанотехнологий в активации резервных возможностей человека // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. - № 9 (110). - С. 145-150. 11. Хало, П.В., Галалу, В.Г., Омельченко, В.П. Модели и принципы активации резервных возможностей организма // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. - №9 (110).- С.63-70 12. Хало П.В., Галалу В.Г., Омельченко В.П., Бородянский Ю.М. Принципы системного моделирования функциональных систем активации резервных возможностей человека // Инженерный вестник Дона. 2012. - Т. 22. № 41 (22). - С. 17. 13. Хало, П.В., Хвалебо, Г.В., Сальный, Р.В. Феноменологическая редукция как метод выявления паттернов продуктивных функциональных состояний в спорте // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2014. - № 2. - С. 272-277. 14. Хало, П.В., Хвалебо, Г.В., Туревский, И.М. Системный подход к разработке модели формирования оптимального предстартового состояния // Теория и практика физической культуры. 2015. - № 12. - С. 71-73. 15. Чикуров, А.И. Управление предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов контроля состояния готовности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Красноярск. - 2008. - 193 с. 16. Литвиненко Ю. В. Совершенствование техники двигательных действий квалифицированных спортсменов, специализирующихся в шорт-треке: дисс.... канд. наук по физ. восп. и спорту: 24.00.01 / Юрий Викторович Литвиненко.- К., 2008, С. 102-135.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|