Методика анализа формирования и использования прибыли
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Методика анализа формирования и использования прибыли является неотъемлемой частью общей методики финансового анализа, основная цель которого - получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Исходной базой анализа формирования и распределения прибыли являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". К ним относятся: прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прочие доходы и расходы; балансовая прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль и др. Аналитический просмотр этих данных должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа степенью агрегирования. Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительный анализ; факторный анализ. [14, c.58] Горизонтальный (временной) анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Вертикальный (структурный) анализ - определяет структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Трендовый анализ - это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение трендов, то есть основных тенденций динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Анализ относительных показателей - это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования, причем факторный анализ может быть как прямым (собственно, анализ), то есть заключающемся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Методика анализа формирования и распределения прибыли включает в качестве обязательных элементов применение всех перечисленных методов анализа. Наиболее часто при проведении анализа формирования и использования прибыли применяют статистические и бухгалтерские методы. В последнее время широкое распространение получило определение экономической прибыли предприятия, и проведение факторного анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия, основанных на применении экономико-математических методов. [21, c.68] Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. Другие оказывают косвенное влияние через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия можно определить только с определенной долей вероятности или вообще невозможно. Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров. Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно. 2. Анализ политики формирования, распределения и использования прибыли на примере ООО "Кулинар"
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Кулинар"
ООО "Кулинар" расположено в г. Урюпинске и занимается производством и продажей, как продукции собственного производства, так и покупной, а также оказывает услуги по организации торжеств, юбилеев и отдыха граждан г. Урюпинска. ООО "Кулинар" относится к числу предприятий малого бизнеса, т.к. в соответствии со ст.3 Федерального закона от 14.06.95 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая единому или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает (как ООО "Кулинар") 100 человек. ООО "Кулинар" зарегистрировано Постановлением главы администрации г. Урюпинска в 2000 году. Уставный капитал общества составляет 10000 рублей. Учредители ООО "Кулинар" могут в случае необходимости увеличить или уменьшить уставный капитал. Общество с ограниченной ответственностью учреждено двумя лицами, уставный капитал разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Так как участники ООО отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах внесенных ими вкладов, а прибыль предприятия формирует их доход, владельцы ООО заинтересованы в наиболее эффективном использовании капитала с целью получения максимальной прибыли в течение длительного времени. Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор и устав, утвержденный учредителями после подписания ими учредительного договора. Общество создавалось в целях удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работе и услугах. Вид деятельности: производство кулинарных изделий, проведение торжественных мероприятий, продажа продукции собственного производства и покупных изделий.
На данный момент численность ООО "Кулинар" составляет 86 человек. "Кулинар" находится на общем режиме налогообложения и оно обязано вести: бухгалтерский учет и налоговый учет. Проведем анализ деятельности предприятия за отчетный период путем расчета динамики изменения следующих показателей: Прибыли от реализации; Доли себестоимости продукции в выручке; Доли прибыли от реализации в выручке. Рассмотрим динамику изменения прибыли от реализации за период с 2007 по 2010 год (таблица 1). Как видно из таблицы 1 прибыль от реализации растет из года в год. В 2010 году по сравнению с 2009 годом, прибыль возросла на 1 415 900 руб. этому способствовало увеличение объемов реализации на 69 %.
Таблица 1 Анализ динамики изменения прибыли от реализации за период с 2007 по 2010 гг., тыс. руб.
Рассмотрим динамику изменения доли прибыли от реализации услуг в выручке от реализации услуг за период с 2007 по 2010 год (таблица 2).
Таблица 2 Анализ динамики изменения доли прибыли в выручке за период с 2007 по 2010 гг., тыс. руб.
Рассчитанные показатели показывают, что доля прибыли в выручке имеет явно выраженную тенденцию к росту. Таким образом, показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности ООО "Кулинар" имеют позитивную тенденцию изменения. 2.2 Анализ действующей системы формирования прибыли в ООО "Кулинар"
В процессе анализа действующей системы образования прибыли необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плановых показателей - при осуществлении процесса планирования финансовых результатов в ООО "Кулинар". Анализ системы формирования прибыли целесообразно начинать с анализа структуры и динамики балансовой прибыли. Структура балансовой прибыли ООО "Кулинар" представлена на рисунке 2.1 приложения 3. Теоретически в структуру балансовой прибыли также входят операционные финансовые результаты и чрезвычайные финансовые результаты. Но в ООО "Кулинар" не наблюдается движения денежных средств по данным статьям отчетов о прибылях и убытках.
Рассмотрим динамику балансовой прибыли в разрезе по составляющим за анализируемый период (таблица 3).
Таблица 3 Анализ динамики структуры балансовой прибыли ООО "Кулинар" за период с 2007 по 2010 гг. тыс. руб.
Как видно из расчетов - темп роста балансовой прибыли существенно снизился в 2010 по сравнению с 2009 годом. На этот показатель стоит серьезно обратить внимание руководству ООО "Кулинар". Положительная динамика наблюдается по всем структурным составляющим балансовой прибыли. Рассмотрим темпы роста прибыли от реализации за анализируемый период:
Троста 2008 = 49,97 %, Троста 2009 = 112,06 %, Троста 2010 = 56,55 %
На примере расчета и сравнения темпов роста прибыли от реализации - снижение темпов роста выглядит еще более убедительно. Снижение темпов роста валового дохода более сглажено Троста 2008 = 96,4 %, Троста 2009= 90,91 %, Троста 2010 = 80,13 %. что заставляет искать основную причину снижения темпов роста балансовой прибыли в динамике изменения коммерческих и управленческих расходов. После формирования балансовой прибыли ООО "Кулинар" уплачивает налоги в бюджет государства. Виды налогов в ООО "Кулинар" за 2009-2010 годы в процентах представлены в таблице 4. Таблица 4 Виды налогов в ООО "Кулинар" за 2009-2010 г. г., в %
Как видно из таблицы 4 отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам социального страхования, медицинского страхования, пенсионного фонда от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции. Эти платежи влияют на повышение цены услуги. От прибыли производятся отчисления в бюджет. Оставшаяся после платежей прибыль остается в распоряжении ООО "Кулинар". После формирования прибыли отчетного периода, она корректируется для целей налогообложения (таблица 5).
Таблица 5 Расчет налогооблагаемой прибыли ООО "Кулинар" за анализируемый период, тыс. руб.
Как видно из таблицы 5, несмотря на то, что ставка налога на прибыль по сравнению с началом анализируемого периода сократилась до 20 %, сумма отчислений в бюджет возросла. В частности в 2010 году по сравнению с 2009 годом сумма налога на прибыль и других обязательных платежей из прибыли увеличилась на 64 % по сравнению с 2009 годом, что напрямую зависит от роста самого показателя прибыли до налогообложения на те же 64 %. Таким образом, за последние 2 года система налогообложения на предприятии существенно не изменилась. 2.3 Анализ практики использования прибыли в ООО "Кулинар"
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом ООО "Кулинар". За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды, создается резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль. Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию. Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке: дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования прибыли по сравнению с отчетным и базисным периодом; проводится факторный анализ образования фондов; дается оценка эффективности использования фондов материального стимулирования в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала. Рассмотрим на примере ООО "Кулинар" анализ распределения и использования прибыли. Анализируя распределение чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является: ) чистая прибыль, ) коэффициент отчислений от прибыли. Принять данные коэффициенты отчислений в фонды (таблица 6) было решено на собрании учредителей ООО "Кулинар".
Таблица 6 Данные об использовании чистой прибыли, тыс. руб.
Соотношение использования прибыли на накопление, и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах. Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление. Как видно, из таблицы 6, внутренние темпы роста снижаются, пусть и незначительно, значит политика распределения прибыли выбрана не правильно. В ООО "Кулинар" большая часть прибыли была направлена в фонд премирования и использовалась на выплаты социального характера. Однако недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, и может привести к увеличению потребности в заемных средствах. 3. Практические рекомендации по совершенствованию формирования, распределения и использования прибыли ООО "Кулинар"
Основные направления совершенствования механизма формирования и использования финансовых результатов целесообразно объединить в несколько групп, исходя из структуры данного механизма, а также с учетом его внутренних и внешних связей в рамках финансового механизма и системы управления финансами ООО "Кулинар". Основные направления совершенствования механизма формирования финансовых результатов включают: оптимизацию учетной политики предприятия; комплекс мероприятий, обеспечивающих законное и правильное определение объема выручки от реализации продукции собственного производства, сумм налогов относимых на финансовые результаты, а также размеров издержек производства, что влияет на точность и достоверность определения финансовых результатов. Обозначив группы направлений совершенствования механизма формирования финансовых результатов, рассмотрим отдельные направления более подробно. Важным резервом роста финансовых ресурсов ООО "Кулинар" является совершенствование их учетной политики. В части оптимизации учетной политики ООО "Кулинар" следовало бы обратить внимание на выбор варианта признания прибыли. Такая необходимость возникает из-за того, что не всегда работники государственной налоговой инспекции правильно понимают вариант определения выручки от реализации продукции по мере ее оплаты и считают полученные предприятием авансы выручкой. Поэтому необходимо в учетной политике уточнить, что финансовые результаты от реализации услуг предприятия признаются: за ту часть услуг, за которую поступила денежная выручка от реализации. Во многих предприятиях общепита по услугам долгосрочного характера выручка от реализации услуг определяется по одному из вариантов: ) после полного завершения работ по договору; ) после завершения каждого этапа работ по договору. В нашем случае целесообразно выбрать первый вариант, при котором предприятие должно вести учет по одной из схем учета реализации услуг. Выручка и прибыль ООО "Кулинар" от выполнения договора определяются после полного завершения работ или оказания услуг. У предприятий на практике возникают проблемы отражения в учете различных внереализационных доходов. К ним относятся, например, штраф по хозяйственному договору. Если суммы штрафов и т.п. задолженностей поступают вовремя, то нет проблем, а если не поступают должником, то у предприятия возникают проблемы с налоговой инспекцией при отсутствии учета этих "доходов". Поэтому необходимо в учетной политике предусмотреть, что штрафы, пени, неустойки и т.п. задолженности, возникающие согласно договорам, отражаются: ) по мере возникновения задолженностей по договорам; ) по мере их признания должником или при получении решения суда, арбитража об их взыскании; ) по мере возникновения учитываются как доходы будущих периодов и отражаются в финансовых результатах при поступлении. Также целесообразно воспользоваться Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ относительно выделения подразделений предприятия на отдельный баланс, что позволит сделать финансовый анализ результатов деятельности по каждому из направлений деятельности предприятия более прозрачным. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ предприятие может выделять на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в его состав. Активы и пассивы отдельного баланса включаются в бухгалтерский баланс предприятия. Выделение того или иного подразделения предприятия на отдельный баланс представляет собой не что иное, как способ бухгалтерского оформления разделения учетного труда на предприятии. Его цель - упростить и рационализировать учетный процесс на предприятии и работу бухгалтерской службы. Выделение структурного подразделения на отдельный баланс осуществляется в случае относительной обособленности производственного, коммерческого, финансово-хозяйственного процессов. Эти факторы предопределяют и относительное обособление учетного процесса в данном подразделении. Вместе с тем выделение на отдельный баланс ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве полного обособления структурного подразделения от предприятия. Бухгалтерский баланс, составляемый структурным подразделением, характеризует его имущественное и финансовое положение лишь отчасти. По нему невозможно достоверно исчислить финансовый результат деятельности подразделения. Точнее, результат, представляемый в отдельном балансе, следует рассматривать лишь в качестве внутреннего хозрасчетного результата, но никак не конечного финансового результата деятельности, о котором идет речь в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Отдельный баланс не отражает реального обеспечения долгов предприятия, перед его кредиторами выступает не подразделение, а предприятие как юридическое лицо, субъект гражданских правоотношений. Руководство подразделения не имеет права действовать от своего имени; оно вступает в любое правоотношения только по доверенности от руководства предприятия. Отдельный баланс является частью баланса предприятия. С этой точки зрения отдельный баланс - сугубо внутренний документ, предназначенный для завершения учетного процесса на предприятии. В этом его отличие от самостоятельного баланса. Причем в данном случае не имеет никакого значения тот факт, что структурное подразделение может иметь некоторые черты, свойственные юридическому лицу. С целью выхода из тяжелого финансового положения и обеспечения безубыточной работы, в каждом подразделении ООО "Кулинар": направление латочная торговля, направление - организация свадеб и торжеств, направление - обслуживание школьных столовых и буфетов, необходимо провести комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности. При этом главным финансовым показателем следует считать прибыль. Чтобы управлять массой и динамикой прибыли, следует постоянно держать в центре внимания как производственные показатели, являющиеся основными факторами роста прибыли, так и коммерческую сторону работы, то есть процесс реализации продукции собственного производства покупателям и заказчикам - первые, вторые и третьи блюда, холодные закуски, выпечка и т.д. А для поддержания существующих объемов реализации и количества заказов на площадь необходимо разработать и провести следующие маркетинговые мероприятия: . Радиореклама. Ежемесячные анонсы содержания выпусков газеты "Урюпинская правда" с объявлениями о предоставлении услуг по проведению праздничных торжеств позволит привлечь внимание жителей г. Урюпинска. Реклама на местном телевидении и на радио "Европа +" поможет наглядно познакомить жителей города и района с предоставляемыми услугами ООО "Кулинар". 2. Полиграфическая реклама. Является элементом кампании по стимулированию активности покупателей. Адресная рассылка прайс-буклетов позволит не только заинтересовать потенциальных заказчиков, но и увеличить количество заказов на 5 % (это среднестатистический эффект от директ-мейла); . Разработка новой имиджевой символики, сувенирная реклама (новогодние календари), информационная поддержка городских и корпоративных мероприятий рассчитана на формирование и поддержания положительного образа ООО "Кулинар". Данные мероприятия рассчитаны на долгосрочный коммерческий эффект. Вместе с тем, вопросы управления финансовыми результатами предприятия в современных условиях являются одним из важнейших объектов исследования российского финансового менеджмента. Применение в практике финансово-плановых органов современных методов управления финансами будет способствовать повышению качества финансового планирования и обоснованности принимаемых руководством управленческих решений. Основные направления совершенствования механизма распределения финансовых результатов включают: оптимизацию системы налогообложения прибыли; разработку такой системы ставок и льгот налога на прибыль, которая будет стимулировать использование чистой прибыли, прежде всего, на развитие и совершенствование собственной производственной базы; изжитие непроизводительных затрат и потерь; разработку и реализацию мероприятий, направленных на преодоление кризиса неплатежей в целях постепенного снижения сумм пени и штрафов, уплачиваемых в бюджет и внебюджетным фондам; оптимизацию распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении ООО "Кулинар", на создание резервного фонда и фонда экономического стимулирования работников; комплекс мероприятий, обеспечивающих целесообразное и эффективное использование средств создаваемых фондов. Рассмотрим отдельные направления более подробно. Налоговая политика государства напрямую влияет на хозяйственную деятельность предприятия, поэтому от грамотного, профессионального решения налогоплательщика, принятого с учётом налоговых последствий, зачастую зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Особенности, присущие процессу налогообложения, вызывают необходимость выделения налогового менеджмента на предприятии, который подразумевает налоговое планирование на уровне хозяйствования и является неотъемлемой частью управления финансами предприятий. Налоговое планирование с позиции налогоплательщика является одним из главных элементов налогового менеджмента и неотъемлемой частью его финансово-хозяйственной деятельности. Главным образом налоги для предприятия - это дополнительные затраты, влияющие на финансовый результат, поэтому сущность налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов заключается в минимизации налогов на основе максимального использования возможностей налогового законодательства. Наиболее управляемыми направлениями налогового планирования для достижения экономического эффекта является оптимальный выбор учётной и налоговой политики и налогового режима. Управление налогообложением начинается с разработки налоговой политики предприятия и её взаимосвязи с учётной политикой. В связи с этим целесообразно просчитать варианты тех или иных положений данных политик, так как от принятых решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет. Наибольший эффект оптимизации учётной и налоговой политики на предприятии достигается при маркетинговых исследованиях. При разработке учётной и налоговой политики целесообразно руководствоваться принципом их соответствия, что позволяет вести бухгалтерский и налоговый учёт с наименьшими трудовыми и экономическими затратами. Этот принцип соответствия следует реализовывать при разработке этих политик по элементам (учёт основных средств, учёт нематериальных активов, порядок признания доходов и расходов, учёт займов и кредитов и другие). Желательно чтобы порядок отражения тех или иных положений учётной и налоговой политики совпадали, в результате чего будет меньше возникать постоянных и временных разниц, учитываемых в налогообложении. Актуальным для налогового менеджмента на предприятии является выбор режима налогообложения. Этот аспект можно рассмотреть на 2 налоговых режимах, по которым предприятия могут строить свою деятельность: упрощённая система налогообложения; общий режим налогообложения. Упрощенный режим предусмотрен для субъектов малого бизнеса. Выбор производится на добровольной основе, но при этом субъекты малого бизнеса должны соответствовать условиям максимального количества работников, суммой активов и размером уставного капитала. ООО "Кулинар" находится на общем режиме налогообложения. Для сравнения упрощенной системы и общего режима налогообложения произведён расчёт по данным ООО "Кулинар", которая производит уплату налогов по общему режиму налогообложения, но по финансовым показателям (численность - менее 100 человек; уставной капитал распределен соответствующим образом, остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн. руб., по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика не превышает 15 млн. руб.) может перейти на упрощённый режим.
Таблица 7 Информационная база для расчёта налогов в бюджет за 2010 год.
Расчет налогов в бюджет по 2 системам налогообложения представлен в таблице 8.
Таблица 8 Расчёт налогов в бюджет за 2008 год (тыс. руб.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|