Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2: учет активов предприятия




 

Для нормальной производственной деятельности предприятий им нужны в определенном объеме денежные средства. Они являются частью оборотного капитала предприятия и выступают в наличной и безналичной формах; это наиболее ликвидная часть активов предприятия, их в любой момент можно использовать для обязательств предприятия.

Наличные денежные средства, а также денежные документы хранятся в кассе; для учета этих средств предназначен счет 50 «Касса».

Безналичные средства предприятия хранятся на различных счетах в банках. Для их учета используют счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

Счет 51 -активный; по его дебету отражают средства, полученные от реализации продукции, имущества, работ и услуг и т.д. Основным первичным документом по этим операциям являются выписки банка; на их основании заполняются журнал-ордер № 2-АПК и ведомость к нему.

По кредиту счета 51 показывается оплата задолженности по налогам, оплата приобретения материалов и услуг и т.д. Субсчета к счету 51 не открывают.

Если производятся какие-либо расчеты в иностранной валюте, используется счет 52.

Предприятие может иметь счет 55, предназначенный для решения конкретных хозяйственных задач. На нем ведут учет наличия и движения денежных средств в аккредитивах, на расчетных чековых книжках, на особых счетах и т.д. С этой целью открывают соответствующие субсчета («Аккредитивы» и др.).

Счет 58 «Финансовые вложения» используется для отражения информации по движению денежных средств, которые вкладываются в ценные бумаги, депозиты и т.д. Операции по финансовым вложениям учитывают в разрезе субсчетов 58/1 «Паи и акции»; 58/2 «Долговые ценные бумаги»; 58/3 «Предоставленные займы»; 58/4 «Вклады по договору простого товарищества».

Синтетический учет сырья, материалов, запасных частей нефтепродуктов и других оборотных средств ведут на счете 10 «Материалы» по субсчетам:

1.Сырье и материалы.

2.Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали.

3.Топливо.

4.Тара и тарные материалы.

5.Запасные части.

6.Прочие материалы.

7.Материалы, переданные в переработку на сторону.

8.Строительные материалы.

9.Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Кроме того, на отдельных субсчетах сельскохозяйственные предприятия учитывают семена, корма, минеральные удобрения, ядохимикаты и др.

Аналитический учет ведется по местам хранения материалов и по отдельным наименованиям. Материальные ценности отражают в учете по фактической стоимости их приобретения или по плановой (нормативной) себестоимости.

Определение фактической себестоимости материалов, списываемых на производство, разрешается производить по средней себестоимости, по методу ЛИФО (по себестоимости последних по времени закупок) или по методу ФИФО (по себестоимости первых по времени закупок). Этот метод должен быть указан в учетной политике.

На крупных предприятиях, в обороте которых имеется значительное количество материалов, целесообразно осуществлять аналитический учет по твердым учетным ценам и отдельно учитывать отклонения от них. На этом основан так называемый оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. Каждому наименованию и сорту материалов присваивают кратное числовое обозначение (номенклатурный номер), единицу измерения и учетную цену. В пределах синтетического счета номенклатуры разрабатывают по буквам алфавита, а каждой букве алфавита отводят серию номеров.

При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует операции складского учета. В качестве регистров аналитического учета используют карточки складского учета материалов. Необходимость разработки номенклатуры материалов обусловлена требованиями учетной политики предприятия. Специальные инструменты, специальная одежда, обувь и другие подобные предметы, ранее учитываемые только в составе МБП, учитываются теперь на субсчете 10/9.

Готовая продукция учитывается на счете 43. Поступающая oi урожая зерновая продукция оформляется различными способами. Некоторые хозяйства используют в учете талонную систему: перед уборкой бухгалтерия предприятия заготавливает талоны и вручаем их комбайнерам и водителям автомобилей; другие используют бланки первичных документов (реестр отправки зерна и другой продукции с поля) в 3 экземплярах, а если транспорт привлеченный - в 4 экземплярах. Наконец, возможен вариант с оформлением путевок на вывоз продукции с поля. Все эти варианты используются по усмотрению предприятия. Наиболее прогрессивной считается талонная система, однако она требует очень четкой организации уборочных работ.

Ежедневно все первичные документы по оприходованию продукции должны сдаваться в бухгалтерию предприятия.

Зерно, поступающее с поля, содержит различные примеси, пыль, семена сорной растительности, землю, дробленое зерно и т.д. Поэтому для хранения и дальнейшего использования его подрабатывают (сортировка, сушка, очистка). Такие операции оформляются актом на сортировку и сушку продукции растениеводства. В нем записываются первоначальный вес зерна, а также количество полученного после сортировки полноценного зерна, количество зерноотходов, мертвые отходы. В акт заносят показатели влажности зерна и устанавливают его натуру. Документ подписывает заведующий током, утверждает руководитель или главный агроном.

Отправка зерна за пределы предприятия оформляется товарно-транспортной накладной (форма «Зерно»), внутреннее перемещение - накладной внутрихозяйственного назначения. При продаже зерна, кроме первичных документов, обязательно должно составляться сортовое удостоверение, подтверждающее качество продукции, а также сертификат, в котором указывается сортность зерна, его зараженность различными болезнями, отнесение к категории элита, суперэлита, твердая (мягкая) пшеница и т.д. В случае расхождения данных предприятия и заготовительных пунктов создается специальная комиссия, которая выясняет причину несоответствий и составляет акт, где указываются причины расхождений, которые необходимо устранить.

Данные путевок, реестров, накладных заносят в ведомость движения зерна и другой продукции; этот документ составляет заведующий током в конце рабочего дня и сдает в бухгалтерию. Там данные группируют в разрезе культур в накопительных ведомостях движения зерна.

Часть зерновой продукции предприятие может получать от фермерских (крестьянских) хозяйств, в этом случае составляется накладная на закупку сельскохозяйственной продукции. Этот же документ оформляют при покупке зерновой продукции у работников и отдельных граждан.

Другая продукция растениеводства (плоды, овощи и т.п.) приходуются с оформлением дневника поступления сельскохозяйственной продукции. Этот документ заполняют при уборке урожая овощных культур, картофеля, поступлении продукции садоводства. Указанную продукцию сортируют и определяют ее качество, которое фиксируется в документах (например, стандартная/нестандартная продукция и т.д.). Отправка овощей и фруктов заготовительным организациям оформляется товарно-транспортной накладной (форма «Овощи»). В специализированных предприятиях используют дневник поступления продукции садоводства, в тепличных хозяйствах - дневник поступления продукции закрытого грунта.

Израсходованные на посев и посадку семена оформляются актом расхода семян и посадочного материала. Этот документ является одновременно основанием для списания сумм с подотчетного лица и отнесения их на расходы.

Поступление кормов нового урожая также оформляют первичными документами. Корма, закладываемые на хранение в траншеи, сенажные башни, стога и скирды, приходуют по количеству и стоимости. Количество корма определяют взвешиванием или расчетным путем (на основе промеров по специальным формулам). Для их приема (оприходования) создается специальная комиссия, которая оформляет акт, однако этот документ составляется по истечении определенного срока.

Пастбищные корма не приходуют и в бухгалтерских документах не отражают. Количество стравленного корма может определяться в производственных целях, путем контрольного взвешивания продукции с 1 м2 участка. Скошенную зеленую массу, предназначенную на корм скоту, обязательно взвешивают, и ее количество заносят в ведомость расхода кормов. Этот же документ составляется и по другим видам кормов.

Продукция животноводства, получаемая из производства, также оформляется первичными документами. Так, для оприходования молока используют журнал учета надоя. В этом документе указывают группу животных, от которых получена продукция, количество молока, надоенного утром, днем и вечером, а также жирность полученного молока. Одновременно выводится средняя жирность в процентах.

Молоко, израсходованное на выпойку телят, оформляется ведомостью расхода кормов, а отгруженное на молокозавод - товарно-транспортной накладной (форма «Молоко»). Передача продукции внутри предприятия оформляется накладной внутрихозяйственного назначения или лимитно-заборной картой. На основании всех перечисленных первичных документов составляют ведомость движения молока, один экземпляр которой предоставляют в бухгалтерию, а второй служит основанием для записи в книгу складского учета на ферме.

Сельскохозяйственные предприятия организуют управленческий учет в соответствии с новым Планом счетов; центральное место в нем занимает учет затрат на производство и калькулирование себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Исходя из сущности управленческого учета, необходимо максимально четко разграничить все затраты на условно-переменные и условно-постоянные. При этом следует в отдельный раздел выделить самостоятельные счета для организации учета затрат по элементам, одновременно используя традиционные счета затрат 20-29. Можно также применять свободные счета 3-го раздела. Методика устанавливается организацией самостоятельно, и рамках учетной политики; при этом взаимоувязка по статьям и элементам должна осуществляться на специальных счетах - «экранах». Формирование информации по обычным видам деятельности может осуществляться на счетах 30-39, предназначенных для отражения остатков ресурсов, передачи доходов и расходов ич финансового в управленческий учет, где они группируются по счетам центров ответственности, себестоимости и отклонений от себестоимости. Можно также использовать метод «затраты - выпуск», но это потребует коренной перестройки всей традиционной системы бухгалтерского учета.

Проиллюстрируем организацию учета затрат на производство с использованием международных стандартов бухгалтерского учета, в которых основой учета затрат являются экономические элементы, а основой калькулирования - статьи затрат.

Управленческий учет следует вести по принципу «директ-костинг», что позволяет, во-первых, снизить трудоемкость традиционного учета и упростить калькулирование себестоимости готовой продукции, а во-вторых, повысить аналитичность учетной информации. При внедрении такой системы нужно условно-переменные затраты, собираемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы», не включать в себестоимость объектов калькулирования, а списывать в конце отчетного периода на счет 90 «Продажи» или непосредственно на счет 99 «Прибыли и убытки» По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются затраты на начало года и текущие расходы, которые включают основные прямые затраты (семена, удобрения, ГСМ, оплату труда с отчислениями) и основные косвенные затраты. Сюда же относятся и общебригадные расходы, которые предлагается учитывать на отдельном аналитическом счете. По кредиту счета 20 отражается оприходование основной продукции в корреспонденции со счетом 43 и побочной продукцией по дебету счета 10. После сортировки и сушки зерна его товарная часть реализуется покупателям (дебет 90 кредит 43), а зернофураж приходуют проводкой дебет 10 кредит 43.

Таким образом, по дебету счета 90 отражается неполная себестоимость реализованного зерна и сумма НДС. Разница между кредитовыми и дебетовыми оборотами определяет маржинальный доход.

Важным преимуществом метода «директ-костинг» является то, что он позволяет решать стратегические задачи по управлению предприятием. В частности, он дает возможность детально изучать зависимость между объемом производства, себестоимостью, маржинальным доходом и прибылью. Можно выявить продукцию с большей рентабельностью и получить другую важную информацию для переориентации производства в ответ на меняющиеся условия рынка, разработки инвестиционных и инновационных программ, получения преимуществ в конкурентной борьбе.

Затраты по выращиванию и содержанию как молодняка, так и взрослых животных отражают на счете 20 «Основное производство». Движение поголовья (наличие, поступление, выбытие) показывают по счетам 01 «Основные средства» и 11 «Животные на выращивании и откорме».

Животных на выращивании и откорме оценивают в зависимости от их вида, технологической группы, источников поступления и других факторов. Так, приплод в молочном скотоводстве оценивают по плановой себестоимости 1 головы, поросят - исходя из плановой себестоимости 1 кг живой массы и живой массы отъе-мышей, ягнят - в оценке, которая принята при исчислении себестоимости, жеребят - по балансовой стоимости 60 кормо-дней содержания взрослой лошади. Цыплят, утят, гусят, индюшат оценивают по плановой себестоимости 1 головы согласно смете затрат на инкубацию.

Животных, поступающих со стороны, оценивают по стоимости приобретения включая расходы по их доставке (кормление, уход, транспортировка).

В процессе выращивания происходят изменения в численности поголовья, живой массе животных и др. Поэтому при переводе из одной возрастной группы в другую (в том числе в основное стадо) их оценивают по стоимости на начало года с добавлением затрат по выращиванию. Последние определяют исходя из плановой себестоимости 1 ц прироста живой массы продуктивного скота или плановой себестоимости 1 кормо-дня. Если животных выбраковывают из основного стада, их оценивают по балансовой стоимости.

Полученный прирост живой массы (определяемый при взвешивании как разница между живой массой на конец и живой массой на начало периода), оценивают в течение года по плановой себестоимости 1 ц. Однако для уточненного расчета этот прирост определяют с учетом движения поголовья. В этом случае прирост равен живой массе на конец периода плюс масса выбывших животных минус масса поступивших и минус масса на начало периода (падеж не учитывается).

В конце года дооценивается прирост живой массы, то есть определяется разница между плановой и фактической себестоимостью 1 ц прироста и делается корректировочная запись (дополнительной записью или по методу «красного сторно»).

По рабочему скоту и по животным неспециализированных предприятий прирост живой массы не определяется. Себестоимость выращивания рассчитывают исходя из количества дней пребывания в хозяйстве и плановой себестоимости 1 рабочего дня.

В птицеводстве и пушном звероводстве животных не переоценивают; стоимость их содержания относят на продукцию.

Животных, оставшихся на конец года, оценивают по фактической себестоимости.

Основные средства предприятия учитывают на счете 01, их амортизация - на счете 02. Сельскохозяйственные предприятия могут применять различные методы начисления амортизации.

Линейный метод заключается в том, что норма отчислений остается неизменной в течение всего срока амортизации. Его недостаток-то, что суммы отчислений равны в начале и в конце амортизационного периода; кроме того время фактической эксплуатации объекта нередко превышает этот период.

Нелинейный метод снижающегося остатка амортизируемой стоимости состоит в том, что норма амортизационных отчислений увеличивается в 2 или более раз и применяется для расчета годовой суммы амортизации. В каждом последующем году амортизируемая стоимость объекта уменьшается на сумму уже накопленных отчислений. Ежемесячная сумма амортизации определяется делением годовой нормы на 12.

Метод дигрессивной нормы амортизации предусматривает, что устанавливается повышенная норма амортизации для первого года, которая постепенно снижается в каждом последующем году по выбранному правилу снижения.

Метод суммирования чисел заключается в том, что норма амортизации в каждом году определяется как доля в амортизируемой стоимости, остающаяся до конца срока амортизации. Она определяется делением количества полных лет, оставшихся до окончания амортизационного периода, на сумму порядковых чисел лет, составляющих срок амортизации.

Счет 02 - пассивный, однако в современных условиях остаток по этому счету не характеризует сумму фактического износа, так как предприятие вправе применять различные методы амортизации.

Некоторые активы не имеют вещественной формы; для их учета используют счет 04 «Нематериальные активы». К ним относят: патенты, лицензии, товарные знаки, торговые марки, права на пользование производственной информацией, право на пользование землей, программные продукты для ЭВМ, организационные расходы, превышение покупной цены предприятия над стоимостью его чистых активов и т.д. Эти объекты могут рассматриваться как нематериальные активы только в том случае, если они приобретены предприятием для использования в процессе производства и реализации продукции в любой из возможных форм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...