Киевская Русь на рубеже X–XI вв. Принятие христианства
Киевская Русь в IX–X вв.
Государство Русь. Когда сложилось государство Русь? Нестор-летописец в XII в. связывал основание государства с личностью князя Кия, жившего примерно в VI в. Нам тоже важно найти истоки, но государство не возникает мгновенно, по воле одного человека. Ни легенды о первых князьях, ни раскопки богатых княжеских курганов не дадут точного ответа на вопрос о времени создания раннефеодального государства. В преданиях старины называют князьями племенных вождей, а богатство этих вождей еще не говорит о возникновении феодализма. Нужно свидетельство современника. Долгое время в руках ученых не было таких данных, но вот в 1892 г. была найдена рукопись на персидском языке, в которой содержится рассказ о Руси первой половины IX в. «Это обширная страна, а ее жители непокорны, держатся вызывающе, воинственны… Одна часть их (русов) – рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли» Город Куяба (Киев) – местопребывание царя. Там (в Киеве) выделываются разнообразные меха и ценные мечи…» В этом ценнейшем документе сказано и о «царе», и о государственных налогах. Учитывая это и другие свидетельства, временем образования государства Русь следует считать начало или же первую половину IX в. Далекие походы русов. Подготовка условий, предпосылок образования государства обычно идет очень медленно и тянется веками, а потом наступает такой момент, когда все начинает развиваться быстро и бурно. Вот такой момент и наступил для восточных славян в IX в. Перед хорошо вооруженными конными дружинами киевских князей открывались, как перед сказочными богатырями, многие дороги, стояли разные задачи.
Прежде всего, нужно было защитить свою землю от степняков (хазар и печенегов). Киевский князь Аскольд воюет в степях с печенегами и другими тюркскими племенами; в этих битвах погиб его сын. Пробиваясь через кочевнические заслоны, русы плавали по южным морям, караванным путем отправлялись в торговые города южнее Каспийского моря. Из этих дальних походов и путешествий они возвращались с грузами восточных товаров: шелка, оружия, пряностей. Иногда возвращавшихся русов грабили в низовьях Волги хазары. Но русам удавалось отражать нападения кочевников, и они нередко ездили со своими товарами в страны Западной Европы. Вот тогда-то и узнали русов и в Византии, и на Западе, и на Востоке. Тогда-то и потянулись из разных стран купцы в «страну Рус» за разными товарами, преимущественно дорогими северными мехами. Тогда же о богатстве русских князей прослышали и жители побережья Балтийского моря, которых русские летописи называли варягами, – отличные мореходы, грабившие с моря побережье Европы. Однако на Русь не было прямого водного пути: нужно было плыть вверх по рекам, переволакивать ладьи посуху через волоки. Славяне построили на севере для защиты от варягов Новый город – Новгород у озера Ильмень. Один из варяжских князей, Рюрик, во второй половине IX в. стал княжить в Новгороде. Через несколько веков все русские князья стали считать Рюрика родоначальником своей династии. После смерти Рюрика в Новгороде княжил другой варяг, Олег. С варягами и новгородцами он выступил в 882 г. в поход на Киев. Подойдя к городу, он назвал себя купцом, убил с помощью этого обмана князя Аскольда и сел княжить в Киеве. Во главе русских войск Олег участвовал в 911 г. в успешном походе на Царьград и заключил выгодный договор с Византией. Полюдье. Когда государство Русь только начинало свой исторический путь, князь со своей дружиной вел очень деятельный и подвижный образ жизни: все лето они проводили в далеких походах и заморских путешествиях, а всю зиму посвящали «полюдью», т.е. круговому объезду земель древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, плативших им дань. Отношения господства и подчинения проявлялись в то время в такой откровенной и ничем не прикрытой форме. Иногда отдельные племена, возмущенные несправедливыми поборами, поднимали восстание. В 945 г. киевский князь Игорь Старый, родоначальник всех последующих князей, собрал дань в Древлянской земле и хотел уже возвратиться в Киев. Но его дружинники решили, что дань мала, и подговорили князя снова пойти к древлянам, вторично требовать дани, нарушая установленные обычаи. Древляне во главе со своим князем Малом, узнав об этом, собрали вече и решили так:
«Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его, так и князь Игорь – если не убьем его, то он погубит всех нас!» Древляне объединились и разбили дружину Игоря. Киевского князя они казнили, но его вдова, княгиня Ольга, жестоко отомстила за смерть мужа. Летописный рассказ о том, как древлян убивали на пиру, сжигали живыми и живыми закапывали в землю, напоминает по своему содержанию народные языческие песни, но, несомненно, отражает реальные события. Вскоре Ольга установила нормы сбора дани. В таком суровом противоборстве складывалось новорожденное государство. Походы князя Святослава. Столетний период далеких походов и заморских путешествий завершился временем Святослава, сына Игоря и Ольги. Прежние походы были главным образом экспедициями, почти не связанными с интересами страны, а лишь обогащавшими князя и дружину. Во второй половине X в. государство Русь дважды меняет свою политику, совершенствуя ее: первый раз – при Святославе, а второй раз – при его сыне князе Владимире. Святослав восторженно воспет летописцем. Это суровый воин, любящий простоту и легко переносящий тяготы походной жизни. «Легко и неслышно ходил он в походах, как барс… В походах же не вез за собой обозов с котлами, не варил мяса, но, тонко нарезав мясо – конину, зверину, говядину – и зажарив на углях, так ел. Не возил он и шатра, но спал, подостлав потник и положив седло под голову. Такими же были и все его воины».
Отправляясь на войну, он не таится, а рыцарски предупреждает противника: «Иду на вы!» («Иду на вас»). Он сам ведет дружины в бой, воодушевляя воинов краткой и пламенной речью: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имут… Станем крепко! Аз (я) же перед вами пойду: аще (если) моя голова ляжет-то промыслите собою!» Историкам князь Святослав иногда казался просто дерзким искателем приключений, разъезжавшим с мечом в руках по разным странам. Однако этот взгляд неверен. Святослав отказался от заморских походов в чужие страны, никак не связанных с Русью. Он направил свое оружие на тех соседей Руси, которые препятствовали ее развитию: Святослав победил Волжскую Булгарию и сделал ее менее враждебной. Он разгромил Хазарское царство, расположенное на таких важных путях, как Дон и Волга, где нередко грабили русских купцов. После этого Святослав начал войну с могущественной Византийской империей, стремившейся отрезать Русь от Черного моря и нередко натравливавшей на нее разных степных кочевников. Война шла на Дунае, в долинах и в ущельях Балканских гор. Когда Святослав завоевал город Переяславец на Дунае, то предполагал даже перенести сюда центр своей державы: «Здесь, – говорил он, – сердцевина моей земли, так как сюда сходятся блага из разных стран: из Византии – шелк, золотая утварь, вино и фрукты; из Чехии и Венгрии – серебряные изделия и кони-скакуны, а из Руси – дорогие меха, воск, мед и челядь.» Святославу не удалось закрепиться на Балканах, и на обратном пути на Русь ему пришлось встретиться с тем страшным врагом, которого он несколько недооценивал, – с печенегами. Печенеги – кочевой народ, родственный хазарам и пришедшим позднее половцам. В IX–X вв. сорок печенежских племен кочевали в степях от Волги до Карпат. Когда войско Святослава возвращалось в 972 г. из византийского похода, то у днепровских порогов на него напали печенеги и одолели русских. Святослав пал в бою, а из его черепа печенежский хан приказал сделать чашу для вина, окованную золотом.
Завоевания Святослава были огромны: одна только юго-восточная граница его временных владений тянулась на 3000 км, но эти завоевания были непрочны, и, кроме того, Святослав мало обращал внимания на жизнь самой Руси, пренебрегал обороной ее от кочевников. Когда Святослав с войском находился на Дунае, то на Киев напали печенеги и киевляне послали к князю гонцов с упреком: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!» Святослав много сделал для укрепления международного положения Руси, но не решил главнейшей для государства задачи – обороны от печенегов.
Киевская Русь на рубеже X–XI вв. Принятие христианства
Время Владимира Святославича. После смерти Святослава осталось трое сыновей. Старший, Ярополк, княжил в Киеве, второй сын, Олег, княжил в беспокойной Древлянской земле. Третий сын (от княжеской рабыни), Владимир, управлял Новгородом. Олег Древлянский начал борьбу с Ярополком и стремился пополнить свою дружину крестьянами. Это отразилось в народной былине о Микуле Селяниновиче, пахаре-богатыре, которого князь Вольга (Олег) Святославич приглашал в свое войско. Олег погиб в этой усобице, но под стенами Киева появились княжич Владимир и его дядя Добрыня, победившие князя Ярополка. В войске Владимира были варяги, и когда Владимир после победы стал великим князем киевским, то они заявили претензии: «Мы завоевали Киев, и мы хотим получить дань». Владимир отослал большую часть варягов в Византию, попросив императора не пускать их обратно. В дальнейшем правительство Владимира Святославича стремилось вовлекать в княжескую дружину простых людей из народа. В былинах о времени Владимира, кроме образа Микулы Селяниновича, сохранился и занял центральное место образ крестьянского сына, богатыря Ильи Муромца. Есть сказания и о Никите Кожемяке, связанные с таким эпизодом: однажды русское войско встретилось с печенежским. Печенежский хан предложил кому-нибудь из русских померяться силами с их богатырями: «И выпустиша печенеги муж свой и бе превелик зело и страшен». Долго не находилось ему соперника, пока наконец не вызвался один юноша-кожевник, обладавший большой силой. В поединке он победил печенежского великана. Восхищенный богатырской силой юноши, князь Владимир ввел его, простого кожевника, в свою дружину. Владимир, как и каждый князь, много пировал со своей дружиной, насчитывавшей три-четыре сотни человек, он приказывал ставить на княжьем дворе столы для народа. Все могли прийти к праздничному столу.
Время княжения Владимира воспето в былинах, передававшихся в народе из уст в уста вплоть до XX в. Самого князя былины называют Красным Солнышком. За что же воспел русский народ князя Владимира? Неужели только за приглашение на княжеский двор? Оборона Руси от печенегов. Главной заслугой правительства Владимира был перелом в политике княжеской власти. Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью. Государство Русь к этому времени объединило всех восточных славян. Западная граница доходила до бассейна Вислы; на северо-западе она упиралась в Финский залив Балтийского моря; на севере граница исчезала в необозримой тайге вплоть до Печоры и Верхней Камы; на востоке подвластные Руси земли доходили до устья Оки. Южная граница шла по кромке степи, но в нескольких местах русские города оказывались значительно южнее уже по ту сторону степного раздолья. Таковы древний Белгород в устье Днестра, Олешье в низовьях Днепра и далекая Тмутаракань у Керченского пролива. Перечисляя народы, платившие дань Руси, летописец называет предков литовцев, латышей и эстонцев, мордву, марийцев и ряд финно-угорских племен. Управлять такой огромной державой было трудно, так как не было дорог, постоянной связи между городами и между отдельными племенами, не было разветвленного государственного аппарата на местах. Трудно и защитить такое государство от степняков. Владимир на опасных южных рубежах Руси строит мощную оборонительную систему крепостей. Крепости имели два ряда валов и стен с башнями и полыми резонаторами – специальными устройствами для того, чтобы услышать подкоп под стены. На важных крепостях, прикрывавших броды через Днепр, строились башни для сигнальных костров: если печенеги появятся у Зарубинского брода, то сигнальный огонь увидят в Витичеве, а витический сигнал будет виден в самом Киеве. Гонцам нужно было бы скакать до столицы два дня, а при помощи таких огней через несколько минут киевский князь уже знал, что враг у границ Руси. Государственный подход Владимира к этим оборонительным линиям выразился в том, что для заселения южных крепостей он направил сюда жителей северных земель из отдаленных уголков Русского государства. Нести оборонительную, пограничную службу на южных рубежах он послал словен новгородских, смоленских кривичей, эстонцев (чудь) и вятичей, живших там, где позднее возникла Москва. Таким образом, в защите молодого государства приняли участие и народы лесостепного юга, и жители удаленных лесных земель. Натиск печенегов был остановлен. Поворот в государственной политике киевских князей к заботам об обеспечении безопасности подвластных им земель был понятен народу и оценен им. Если о Святославе, прославленном полководце, нет ни одной былины, то о его сыновьях – Олеге и особенно Владимире – было сложено много интересных былин. Крещение Руси. К IX в. большая часть европейских государств приняла христианство; на Руси к этому времени государственной религией оставался языческий культ воинственного Перуна (бога грозы и войны) и покровителя богатства и довольства – Велеса. У язычников было много жестоких обычаев: например, если умирал знатный рус, то убивали одну из его жен и хоронили ее в кургане вместе с мужем. Перуну приносились в жертву не только животные, но и люди. Христианство отрицало подобную первобытную жестокость и отказалось даже от принесения в жертвы животных. Христианство проникло на Русь еще в середине IX в. В 946 г. (некоторые летописи указывают 954 г.) вдова князя Игоря Ольга приняла христианство, но сын ее Святослав оставался язычником. Христианами становились отдельные князья, дружинники, простые люди. Давние связи Руси с Византией содействовали тому, что в 988 г. князь Владимир принял христианство, крестил киевлян в Днепре, а затем ввел христианство и в других русских городах. В Киеве до сих пор главная улица называется в память крещения Крещатиком. Принятие христианства было прогрессивным явлением для молодого Русского государства. Русь уравнивалась с христианскими государствами, что было очень важно при дипломатических отношениях – теперь договаривающиеся стороны клялись одним Богом. Христианство способствовало укреплению государственной власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению… Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Новая религия проповедовала общечеловеческую мораль («не убий», «люби ближнего как самого себя»). Страх перед Божиим наказанием ограничивал эксплуататорские аппетиты верхушки общества. Христианство уравнивало всех людей перед Богом, учило богатых помогать бедным. Все это примиряло противоречия в обществе и способствовало его поступательному развитию. Положительным результатом крещения Руси явилось широкое приобщение к греческой византийской культуре: развивались каменная архитектура, живопись, фресковые росписи, были заимствованы многие тонкие виды ремесла, вроде ювелирного (золото с эмалью и серебро с чернью). В русских городах археологами обнаружены мастерские таких ремесленников и сами изделия, славившиеся во всей Европе. Одним из важнейших результатов общения с христианской Византией было восприятие славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием в IX в. на основе греческой азбуки и названной кириллицей. Мы с вами и пишем этой старинной кириллицей в несколько измененном виде. Уже в 988 г. князь Владимир Святой (причисленный впоследствии к лику святых) повелел городской молодежи обучаться «учению книжному». Русские люди начали писать торговые договоры, записывать события в летописи, составлять сборники законов. После разделения христианской церкви на православную и католическую в 1054 г. на Руси, как и в некоторых других землях, утвердилось православие. Во главе русской церкви стоял тогда митрополит, подчиненный в известной мере патриарху Константинополя. Вначале киевские митрополиты прямо назначались патриархом и были греками. Первым митрополитом из русских стал писатель и философ Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати». На Руси стали появляться монастыри. Монах отказывался от своего имущества, семьи и посвящал свою жизнь трудам и молитвам. Особенно известным стал Киево-Печерский монастырь, основанный монахом Антонием из Любеча. Антоний жил на берегу Днепра в выкопанной им пещере. Вскоре туда стали приходить другие люди. Среди них был Феодосии из Курска, ставший вскоре игуменом (главой) монастыря и разработавший устав жизни монахов. В Киево-Печерском монастыре работали первые русские писатели – Нестор, Иларион и др. При монастыре открылась школа. Пример высоконравственной жизни монахов благотворно влиял на состояние русского общества. Появились русские святые – люди, прославившиеся своими нравственными качествами и служением Богу. Первыми русскими святыми стали сыновья Владимира Борис и Глеб, убитые их братом Святополком. Они не только напоминали о пагубности княжеских усобиц, но и почитались как защитники родной земли. Государство Русь к рубежу X–XI вв. стало одним из крупнейших и могущественных в Европе. Киевские князья породнились со всеми монархами христианских стран: сам Владимир был женат на византийской принцессе, его внучка была королевой Франции, правнучка – императрицей Германии.
Киевская Русь в XI-начале XII в.
Ярослав Мудрый и его сыновья. После смерти великого князя Владимира в 1015 г. его многочисленные сыновья начали усобицы, в которые были вовлечены и печенеги, и поляки, и варяжские отряды. В результате внутренней борьбы с 1019 г. великим князем киевским стал сын Владимира Ярослав, прозванный Мудрым. При нем Русь успешно продолжала свое экономическое и политическое развитие. Князь много внимания уделял культуре, просвещению, переводу книг, созданию библиотек, школ, строительству церквей и монастырей. До сих пор в Киеве, Чернигове и Новгороде стоят величественные здания, построенные во времена Ярослава Мудрого. Таковы, например, Золотые ворота и Софийский собор в Киеве, свидетельствующие о высоком уровне русской культуры. Князем Ярославом был создан закон о порядках в Новгороде («Суд Ярославль»), В 1036 г. под Киевом было нанесено крупное поражение печенегам, после которого их набеги прекратились. После смерти Ярослава Мудрого (1054) в разных землях княжили его сыновья, племянники, внуки. Главными среди князей были три брата Ярославича – Изяслав, Святослав и Всеволод. Вначале князья, помня завет отца о дружбе, старались жить в мире. Но вскоре между ними возникли конфликты и усобицы. Усобицы усилились после нашествия новых кочевников, вторгшихся с востока на Русь, – половцев. Половцы потеснили других кочевников, которые раньше жили в степях между русскими землями и Черным морем (торков и печенегов). Восстание 1068 г. В 1068 г. половецкий хан Шарукан во главе несметных войск вторгся в русские земли. Былина о «Шарк-великане» (Шарукане) красочно показывает, как бегут от половцев степные животные: олени, волки, испуганные небывалым нашествием. Русские князья, сыновья Ярослава Мудрого, были побеждены и укрылись в своих крепостях. Киевляне восстали против великого князя Изяслава Ярославича. Было созвано вече, которое решило продолжать оборону города, потребовав у князя коней и оружия. Князь не захотел вооружить горожан, и тогда киевляне разгромили тюрьму, где томился двоюродный племянник киевского князя полоцкий князь Всеслав, вероломно плененный Изяславом. Вече провозгласило Всеслава великим князем; Изяслав же бежал в Польшу. Всеслав оставил о себе долгую память. О нем была сложена былина «Волх Всеславьевич». Спустя более ста лет после этих событий автор «Слова о полку Игореве» описывает в своей поэме приключения князя Всеслава, которого он считал колдуном. Вскоре князь Святослав Ярославич разгромил половцев, а его брат Изяслав изгнал Всеслава из Киева. Но затем братья Ярославичи начали враждовать между собой; усобица сыновей Ярослава Мудрого длилась восемь лет. В эти же годы произошли восстания в Поволжье и на далеком Белоозере. Вдохновителями этих восстаний были языческие волхвы, не примирившиеся с распространением христианства. «Русская Правда». Несмотря на усобицы князей, Киевская Русь оставалась единым государством. Около 1072 г. трое братьев Ярославичей вместе со своими боярами составили в Киеве сборник законов, названный «Русской Правдой». До этого судили на основе традиций, правил, передаваемых из поколения в поколение. Широко распространена была кровная месть – мстили за убийство или другое преступление против родича. «Русская Правда» отменяла кровную месть и определяла денежные штрафы за различные преступления. Люди по этому закону разделялись по имущественному и должностному положению, что характерно для всех законов феодальной эпохи: …§ 20. Если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные крестьяне не будут искать убийцу, то виру (штраф) платит вся вервь (община), на земле которой найдено тело убитого. § 21. Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника следует убить «во пса место» (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна (исполнителя княжеских заданий). § 22. За убийство княжеского тиуна штраф в 80 гривен… § 24. За убийство княжеского старосты, распоряжавшегося сельскими работами, штраф 12 гривен… § 26. За убийство смерда или холопа штраф в 5 гривен. Штраф за убийство огнищанина был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов; такой штраф должен был разорить всю общину или отдать всех крестьян в кабалу князю. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле. С появлением письменного закона Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь с ее бесчисленными трудностями. Владимир Мономах. Сложная обстановка сохранялась на Руси вплоть до конца XI в. Князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны. Половцы продолжали нападать на Русь и уводить в плен тысячи русских людей. Сами русские князья для вооруженного решения своих распрей приглашали и нанимали половецкие войска, что еще больше разоряло Русь. Вот как описывает летописец, очевидец событий, печальные последствия одного половецкого набега: «Сотворился плач великий в земле нашей. Опустели села наши и города наши… Одних ведут в плен, других рассекают саблями, иных в отместку убивают мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных… Взяв город, половцы запалили его огнем, а жителей повели в свои кочевья… Измученных, печальных, костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами…» В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Мудрого – великий князь Всеволод; сын его, Владимир Мономах, находившийся при отце в Киеве, надеялся стать преемником отца, но киевляне избрали на великокняжеский престол другого князя – Святополка Изяславича. Он оказался слабым, неумелым правителем, но очень «сребролюбивым» (жадным до денег). Князь стремился из всего извлечь выгоду и покровительствовал ростовщикам. Сразу же после его смерти, в 1113 г. вспыхнуло восстание: киевляне разгромили двор боярина Путяты и дворы ростовщиков. Киевское боярство пригласило на киевский великокняжеский престол популярного переяславского князя Владимира Мономаха. Новый князь изгнал из Киева многих ростовщиков и внес дополнение в законы «Русской Правды», облегчавшее уплату процентов и выплату долга. Этот «Устав Мономаха» был написан в пользу мелкого городского люда, часто попадавшего в долговую зависимость от ростовщиков. В 1113–1125 гг. великим князем киевским был Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Он был известен народу до этого как патриот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем: он написал интересное «Поучение детям», являющееся его автобиографией. Из этого произведения и из летописи мы узнаем, что князь Владимир совершил в своей жизни 83 разных похода. Мономах долго воевал с Олегом Святославичем, приводившим на Русь половецкие орды. Он добился, что на съезде в Любече в 1097 г. все князья единодушно решили: «Зачем мы губим Русскую землю, сами поднимая взаимную вражду, а в это время половцы радуются, что мы воюем друг с другом, и они стремятся по частям уничтожить нашу землю. Отныне будем единодушны и сохраним Русскую землю!» Правда, съезды князей не устранили княжеских усобиц, но попытка Мономаха запомнилась современникам. Владимир Мономах объединял русских князей для борьбы с половецкими ханами и победил Шарукана, Боняка и Тугоркана. О победе над Тугорканом народ сложил былину. Став великим князем киевским, Владимир завершил разгром половцев и на некоторое время обезопасил Русь от набегов кочевников. Сорок тысяч половцев откочевали на Северный Кавказ. Тридцатилетнее противостояние Владимира Мономаха половецкой опасности, устранение княжеских усобиц и забота о задолжавших простых людях сделали этого князя популярным. Русские земли к началу XII в. В XII в. Русь была одним из важнейших государств Европы. На всем огромном пространстве Руси существовали десятки тысяч сел, деревень и небольших заимок (поселков крестьян, расчищавших лес под пашню). С этого времени появляется все больше княжеских и боярских вотчин. Каждая вотчина, как вы уже знаете, представляла собой нечто вроде маленького независимого государства со своим самостоятельным хозяйством. Когда вы смотрите на карту большого феодального государства, вроде Киевской Руси, то видите обширный массив, закрашенный одной краской. Карта создает впечатление единства, или, как говорят, монолитности. Но нужно знать, что Русь, как каждое феодальное государство, состояла из множества вотчин. Центром вотчины был господский замок, представлявший иногда хорошо укрепленную деревянными стенами крепость. Многие замки превращались в города. Города. Каждый город был военным центром, крепостью, за стенами которой могли отсидеться в то бурное время жители окрестных сел и замков. Многие бояре жили не только в своих замках, но и имели дворы в городе, так что город был как бы коллективным замком целой округи. Если в городе жил князь, то его вассалы – бояре и младшие дружинники – тоже проживали внутри городских стен или под самым городом. Города были укреплены стенами и башнями; в них строились двух- и трехэтажные деревянные здания, воздвигались каменные терема, соборы; улицы имели деревянные мостовые. Скопление в городе богатых и знатных людей способствовало тому, что города становились средоточием торговли. На городской рынок окрестные крестьяне везли свои продукты, в города стремились «заморские» купцы (иностранцы и русские, ходившие в далекие плавания) и здесь поражали горожан восточной или византийской роскошью – шелковыми тканями, оружием дамасской стали, ароматными смолами для благовоний, приправами к кушаньям. Здесь же, на городском торгу, продавали свои изделия и местные ремесленники: кузнецы, гончары, оружейники, ювелиры – «златокузнецы». Ремесленники составляли основную массу городского населения. Часто мастера одной профессии селились в городе все вместе, целой улицей. До сих пор в некоторых старинных русских городах сохранились древние названия таких ремесленных улиц: Гончарная, Кузнецкий мост, Оружейный переулок, Кожевники. Город был очень важным элементом феодального общества: он был средоточием самой высокой культуры для данного времени, кроме того, внутри города постепенно накапливались и развивались такие стороны жизни, которые поднимались над средневековым натуральным хозяйством, преодолевая его косность и замкнутость. В городах появились и люди интеллигентных профессий: архитекторы, художники, переписчики книг, врачи. В больших городах, вроде Киева, Новгорода, Смоленска, появились ремесленники, работавшие на рынок, на широкий сбыт своих изделий в городе и деревне. Это все было еще только в зародыше, но уже содействовало прогрессивному развитию русских городов. Культура Руси. Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Черного моря. На развитии культуры в IX–XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами. Города – центры культуры. Просвещение, Очагами развития культуры на Руси были города, количество которых росло с каждым столетием. Некоторые русские города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения. В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей; их изделия продавались не только в городах, но и шли в деревню. В городах открывали школы. В Киеве школы для юношей существовали с X в. А в конце XI в. сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Монастыри, находившиеся тогда в основном в городах, стали важнейшими духовными и культурными центрами. В начале XII в. русская культура сделала значительные успехи. В селах и погостах существовала старая славянская культура с ее яркими языческими празднествами, хороводами, песнями, обрядовыми танцами и зимними посиделками. Крестьяне-смерды, участники походов, слагали былины, которые появились в X в. В былинах воспеты и пограничные крепости, «заставы богатырские», и войны со степняками, и борьба с разбойниками и морскими пиратами, и сбор дани с окрестных племен, и приглашение крестьянских богатырей в княжескую дружину. Былины исполнялись и в городах, и в деревнях, и на княжеских пирах. Торжественные напевы былин звучали тысячу лет. Былины являются как бы устным повествованием о родной истории, о ярком периоде, оставившем память в народе. В тяжелые времена ига монголо-татарских ханов былины поддерживали дух народа. Важнейшим явлением культуры Руси стали летописи. Записи о крупных событиях, возможно, начали делать еще в конце IX в.: московские историки XVI в. сохранили выписки из летописи князя Аскольда. Велись летописи при Ольге и Святославе. При Владимире Святославиче из более ранних летописей был создан в 997 г. летописный свод, расцвеченный рисунками – «миниатюрами». Самой замечательной летописью была киевская «Повесть временных лет» Нестора, законченная на 1110 г. Русские летописи составлялись на родном языке, тогда как в странах Западной Европы хроники писали на чуждой народу латыни. Ко времени образования государства восточные славяне жили племенами со своими особенностями языка (диалект), обычаями, своим уровнем культуры. Сплочение этих племен в единое государство вело к созданию единой древнерусской народности. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X–XIII вв. составляли единую народность, имели общую культуру и язык, который следует называть древнерусским, так как это был общий язык Руси. Обособление княжеств. Киевская Русь, как единая держава, сплотила, все восточнославянские племена в древнерусскую народность. Государство сумело создать систему обороны от печенегов и половцев. Но дальнейшее развитие феодальных отношений, городов и всей страны приводило к серьезным переменам: все чаще вчерашние княжеские дружинники стали оставаться в своих владениях, больше заниматься хозяйственными делами. При слабых экономических связях, при господстве натурального хозяйства, при постоянном стремлении бояр отсидеться в своих вотчинах управлять огромным государством было очень трудно. Отдельные крупные города, вроде Новгорода, Полоцка, Смоленска, Ростова, Суздаля, Рязани, удаленные от Киева и достаточно уже развившиеся, стремились обособиться от власти великого князя и стать самостоятельными центрами своих областей. Такое обособление земель было невыгодно в военном отношении, но для развития самих земель в мирных условиях имелось много преимуществ. Княжеством меньших размеров легче было управлять, легче навести в нем порядок и следить за его поддержанием. Победоносные походы Владимира Мономаха и его сына Мстислава устранили на время половецкую опасность, и военное единство на некоторый срок утратило свою необходимость. Народные собрания (веча) городов, и боярство воспользовались этим и начали приглашать к себе отдельных князей, содействуя созданию самостоятельных княжеств, независимых от Киева. Любечский съезд князей (1097) установил: «кождо да держит отчину свою». Летописец записал, что в 1132 г. (год смерти Мстислава Владимировича) «раздрася вся Русская зёмля», т.е. распалась на части. Начался период феодальной раздробленности. Из Киевской Руси образовались самостоятельные княжества (равные по территории западным королевствам): Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Новгородская земля, Киевское княжество и ряд мелких княжеств (см. карту). Каждое княжество обладало правом определять «строи земельный», т.е. внутренний порядок жизни земли: собирать и содержать свое войско, иметь свои органы управления, издавать законы, при необходимости наводить порядок, даже иметь свои деньги, меры длины, веса и др. Кроме того, князья и городские общины вели самостоятельную внешнюю политику: объявляли войну, заключали мир, договаривались о помощи со своими соседями. Только сильное, процветающее княжество могло обеспечить себе независимость от власти киевского князя, не считаться с интересами соседних земель. Феодальная раздробленность на Руси до монголо-татарского нашествия являлась периодом экономического и культурного подъема русских земель. Но такой строй жизни таил в себе и большую опасность. Разделение на независимые княжества не прекратило усобиц и раздоров между князьями. Обороноспособность страны ослабла. В свою очередь княжества сами стали дробиться, и к началу XIII в. образовалось уже около полусотни княжеств. Очень скоро в княжествах начались конфликты между князьями и местным боярством. Бояре хотели сами влиять на политику и ограничить власть князей. Новгород Великий. Новгородская земля была одним из первых княжеств, открыто порвавших с Киевом и не признавших власти киевского князя. «Новый город» стал к XI в. одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом, широким размахом торговых связей и с богатым и своевольным боярством. Под властью Новгорода находились земли вокруг него и необъятные просторы северо-восточных таежных земель, богатых драгоценнейшими мехами. Новгородское боярство снаряжало большие походы до Белого моря, Северной Двины и Печоры. Новгород расположен на пересечении нескольких торговых путей (его можно назвать «портом трех морей»): через Смоленск и Киев шел путь в Черное море; от озера Ильмень Волховом можно было попасть в Балтийское море, а по реке Мете добраться до Волги и до Ка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|