Фонетика составляет основной материал 1 класса; в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются практические умения.
Велика роль усвоения фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью:
- с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте; для освоения позиционного чтения.
- фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и в частности правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов;
-развитие орфографической зоркости
- передать смысл предложения
- фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.;
- фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм);
- знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.
Содержание принципа, примерные задания, упражнения
Цель реализации принципа
Опора на речевой слух учащихся
приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств.
Произнесите звуки в данном слове (на слух)
Какими буквами обозначены указанные звуки.
В результате реализации этих двух принципов у учащихся развивается речевой слух.
Рассмотрение звука в составе слога, морфемы
способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и слабых фонем
Вписать буквы, обозначающие гласные звуки, так, чтобы в словах первого ряда согласные читались мягко, а второго ряда - твердо:
Р...в, м...л (ё,я)
Р...в, м...л (о, а)
В результате реализации этого принципа практической направленности в изучении фонетики у учащихся формируются орфоэпические умения и навыки.
Сопоставление звука и буквы
предупреждают смешение детьми звуков и букв (фонетики и графики).
Определите сколько букв и сколько звуков в этом слове. ПОЕХАЛИ, КОСМОС, РАКЕТА, КОРАБЛЬ, СПУТНИК, ЮРА.
В результате также будет осуществляться практическая направленность в изучении фонетики, то есть учащиеся будут подготовлены к изучению орфографии.
Формируемые умения.
Согласно школьной программе, учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений:
· умениями распознавать звук и букву,
· звуки гласные и согласные,
· согласные парные по звонкости и глухости,
· непарные звонкие, непарные глухие,
· согласные парные по мягкости и твердости,
· всегда твердые и всегда мягкие,
· умениями делить слова на слоги,
· находить и выделять ударный слог,
· с помощью гласных букв правильно обозначать мягкие и твердые согласные на письме,
пользоваться ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным.
Виды фонетических заданий и упражнений.
Фонетико-графическое умение
Вид задания, упражнения
Примеры
Распознать звук и букву
Репродуктивные
Продуктивные
Творческие
Назови эти буквы (э, е, с, ё, З, х). Какие звуки они обозначают? Запиши каждую букву два раза. В чём разница между звуком и буквой? Какие слова могут начинаться с этих букв?
(1 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Прочитай столбики слов. Какой звук слышится на конце слов первого столбика? А какая буква пишется?
(2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Прочитай слова. Выпиши в один столбик слова, в которых звук [й'] обозначен буквой й, а в другой – буквами е, ё, ю, я.
(2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Какие звуки обозначают данные буквы? [ о ], [ у ], [ йу ]? Составьте слова с этими звуками.
Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук <р>,<м'>,<ч>.
Отличать гласные звуки от согласных
Репродуктивные
Продуктивные
Творческие
Сколько гласных звуков в русском языке? Какими буквами обозначаются на письме гласные звуки? Одинаковое ли количество гласных звуков в русском языке? Чем отличаются гласные звуки от согласных?
(1 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я? Чем интересны эти буквы? (4 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Прочитай слоги. • Составь из этих слов трёхсложные слова - названия животных и запиши их. • Поставь ударение, подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки, согласные.
• С одним из слов составь предложение.
• Какие правила записи предложения ты помнишь? Запиши своё предложение.
(1 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Узнавать согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие
Репродуктивные
Продуктивные
Творческие
Послушай стихотворение Бориса Заходера. Обрати внимание на слово морж. Какой звук ты слышишь на конце? Рассмотри, как написано это слово. Какая буква написана на конце слова? Что же получается: слышится звук [ш], а пишется буква ж. Почему? Ответ на этот вопрос ты можешь найти в самом стихотворении.
Прочитай. Какие звуки произносятся на конце слов? А какие буквы надо написать? Почему? Спиши. Вставь пропущенные буквы. Почему слова первого столбика проверочные? (2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Какие звуки произносятся на месте букв стн в словах честный, грустный, устный? А на месте букв жк в словах сыроежка, босоножки? Какие трудности возникают при написании слов, где есть звонкий парный согласный перед парным глухим или наоборот и согласный звук на конце слова? Покажи на примерах, как справиться с этой трудностью. (4 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Различать согласные парные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие
Репродуктивные
Продуктивные
Творческие
Прочитай слова. Что у них общего? Как ты думаешь, почему в этих словах после букв ч и щ не написать ь? (2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Как называются звуки [ж], [ш], [ч'], [щ'], [ц]? Чем они интересны? (4 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Придумай слова, чтобы они отличались звуками л и л’; м и м’
(1 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева)
Делить слово на слоги, находить и выделять ударный слог
Репродуктивные
Продуктивные
Творческие
Прочитай слова. Понаблюдай за ударением. Какую особенность ударения в русском языке ты заметил? (2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Прочитай каждое слово с ударением сначала на первом, потом на втором, потом на третьем слоге. Какое ударение правильное? Сколько гласных в каждом слове? Назови ударные гласные, ударные слоги, безударные слоги в этих словах. (2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Запиши в нужный столбик слова, поставь ударение. Передай ритм каждого слова с помощью стука, покажи ударный слог. Какое слово лишнее? Почему?
(2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Подбери слова по схемам. Запиши свои слова в два столбика. Поставь ударение. Передай ритм каждого слова с помощью стука, покажи ударный слог. Что общего во всех этих словах? Чем они отличаются?
Запиши несколько слов, которые состоят только из одного слога. Какие это части речи? А теперь запиши самое длинное слово, которое сможешь подобрать. Сколько в нём слогов? Как ты это определил?
(4 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Правильно обозначать с помощью гласных букв мягкие и твердые согласные на письме
Репродуктивные
Продуктивные
Творческие
Прочитай. Выпиши пять слов, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами е, ё, ю, я, и. (2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Какими буквами обозначена мягкость согласных? В каком слове буква е не обозначает мягкость согласного? (2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Прочитай предложения. Найди и выпиши пары слов, которые отличаются одной буквой. Подчеркни в словах, которые ты выписал, буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме. Какие ещё буквы гласных обозначают мягкость согласных звуков на письме? Запиши по одному слову с этими буквами. (1класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Подбери и запиши слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами. (2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Пользоваться Ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным знаком
Репродуктивные
Продуктивные
Творческие
Спиши слова. Что общего у этих слов? Подчеркни букву ь.
Прочитай пары слов. Чем они отличаются? Для чего нужен ь в словах? Какие звуки он разделяет? Между какими буквами пишется? (2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Прочитай. Выпиши в одну группу слова, где мягкость согласных обозначена буквами е,ё, ю, я, и, в другую группу – буквой ь. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Какие слова ты выписал два раза? Почему? (2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Спиши. Вставь, где это нужно, букву ь (в другом задании - разделительный ь).
Составь предложения о природе, используя слова с разделительным ь.
(2 класс,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)