Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция стратегического управления трансформацией экономики региона в инновационном направлении.




Как известно целью стратегического управления является придание устойчивости социально-экономическому развитию региона на долгосрочную перспективу активизация эффективного взаимодействия власти и бизнеса, концентрация усилий регионального сообщества на самых главных направлениях развития. Актуальность внедрения системы стратегического планирования на региональном уровне обусловлена следующим:

- стратегическое планирование — признанный в мировой практике элемент в системе регионального управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, принимать оперативные решения с учётом стратегических целей;

- в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию региона к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия органов государственной власти и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и регионального пространства;

- процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа территории, создаёт единый вектор усилий всех субъектов управления.

Опыт индустриальных стран, добившихся успехов в освоении наукоемких технологий позволяет выделить принципы формирования стратегий развития инновационной сферы, которые могут быть использованы и в России. В настоящее время сформировались следующие направления развития инновационной деятельности:

- стратегия «наращивания», которая основывается на использовании собственного научно-технического и производственно-технологического потенциала с привлечением зарубежного опыта. Предусматривается, что при рациональном использовании результатов фундаментальной и прикладной науки для повышения производственного потенциала постепенно наращивается выпуск новой конкурентоспособной продукции, отрабатываются высокие технологии, которые реализуются в производстве и социальной сфере;

- стратегия «заимствования» состоит в том, что, используя инновационный потенциал собственной страны, осваивается выпуск наукоемкой продукции, производящейся в развитых индустриальных странах. Далее наращивается производство продукции на основе развития созданного научно-технического и промышленного потенциала, в результате чего появляется возможность самостоятельно проводить работы по всему инновационному циклу - от создания до реализации инновационной продукции;

- стратегия «переноса» заключается в использовании зарубежных научно-технических и производственно-технологических достижений в российской экономике путем закупки лицензий на высокоэффективные новейшие технологии для освоения производства продукции новых поколений, пользующейся спросом за рубежом. Таким образом, в стране формируется собственный научно-технический и промышленный потенциал, обеспечивается воссоздание всего цикла – от фундаментальных исследований и разработок до производства и реализации конкурентоспособной продукции на рынках страны и за рубежом. В то же время как отмечается в Концепции инновационной политики РФ рекомендовать для широкого использования стратегию «переноса» применительно к условиям России достаточно сложно из-за ограниченных ресурсов, инвестиций, неудовлетворительного состояния отечественной материально-технической базы производства.

Государственная стратегия развития инновационной сферы может быть, по мнению автора, также направлена на решение следующих основных групп проблем: разработку организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности; определение источников и масштабов государственной поддержки инновационной сферы, совершенствование нормативно-правовой базы; определение пропорций между собственным производством знаний и интеллектуальной собственности, инновационным продуктом и импортом; организацию информационной инфраструктуры инновационной деятельности с целью адекватной оценки протекающих процессов, деятельности государства и коммерческих фирм.

Стратегия инновационной политики обуславливается необходимостью встраивания в мировой инновационный поток и состоит в обеспечении в этих целях кардинальных структурных сдвигов в экономике, предполагает создание государством условий для их реализации за счет:

1. Формирования долгосрочных приоритетов инновационной политики исходя из реальных финансово-экономических возможностей страны, прогноза развития мировых рынков, затрат на развитие базовых приоритетов научных направлений. Базой определения приоритетов должны быть прогнозы развития мировых рынков, с учетом их потенциала потребления, как основы экспортного сбыта инновационной продукции. Маркетинг должен стать основой определения как долгосрочных приоритетов, так и отдельных проектов.

2. Мотивации инновационного создания и развития производств. Стимулом инновационного развития может стать система передачи в собственность инновационного производства инициаторам, разработчикам, инвесторам в течение 3-5 лет при условии его успешного функционирования и уровне рентабельности, удовлетворяющем всех участников инновационного процесса.

3. Подготовки научных и профессиональных специалистов как кадровой основы инновационной политики. Государством на начальном этапе должна быть обеспечена переподготовка выпускников базовых специальностей и маркетинга, с последующим образованием специализированных групп, факультетов согласно выбранным приоритетам.

4. Финансово-экономического обеспечения инновационных процессов, которое должно быть долгосрочным государственным инвестиционным приоритетам в размере не менее 3 % от ВВП.

5. Реструктуризации предприятий и передачи их мощности для вовлечения в инновационный процесс. Этот механизм является практически единственным способом обеспечения материальной базой инновационных структур.

Механизм инновационного развития должен учитывать и нивелировать не только имеющиеся, но и прогнозируемые отрицательные влияния, способные дискредитировать как инновационную политику, так и возможность государства управлять собственной экономикой.

Попытки поддержать все отрасли экономики без учета специфических особенностей их инновационного развития и выделения приоритетов не позволят успешно реализовать программы инновационного развития экономики.[44]

Одним из основных механизмов государственной поддержки инновационного развития экономики и технического перевооружения отраслей могут стать федеральные целевые программы, концентрирующие средства федерального,регионального, местных бюджетов и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и опытно-конструкторских разработок, так и на освоении их в промышленном производстве. Федеральные целевые программы можно разделить на три группы. Первую группу федеральных целевых программ целесообразно направить на создание надёжного стратегического задела прикладных исследований, опытно-констукторских разработок, экспериментальных моделей, а также резервного массива новейших технологий и пилотных образцов инновационной продукции высшей степени готовности, обеспечивающих устойчивое развитие региональной экономики. Вторая группа федеральных целевых программ может быть связана с обеспечением внедрения научных разработок нового поколения, переходом к инновационному типу производства, преодолением негативных тенденций в развитии инновационной деятельности, обновлением производственного потенциала и достижением на этой основе более высоких темпов экономического роста, необходимых для решения актуальных экономических задач. В третью группу должны входить федеральные целевые программы, использующие традиционные технологии, хорошо зарекомендовавшие себя с точки зрения надёжности и обеспечивающие эффективность производства.

Базой для федеральных целевых программ, прежде всего, должны быть приоритеты государственной инновационной политики, формируемые с учетом: приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий федерального уровня; разработанных стратегий и концепций формирования отраслей реального сектора экономики; важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики; наиболее эффективных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках федеральных целевых программ.

В соответствии с Концепцией инновационного развития РФ до 2010 года такими федеральными целевыми инновационными программами должны стать «Ресурсосбережение», «CALS технологии», «Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации», «Подготовка кадров управления в научно-производственной и инновационной сфере» и ряд других.

Следующим уровнем формирования стратегии инновационного развития страны должны стать программы технологического развития, не имеющие статус федеральных целевых программ, но направленные на выявление «ведущих звеньев» или «точек экономического роста» и ориентированные на поддержку и развитие реального сектора экономики. Главной целью этих программ является обеспечение выпуска определенных видов (групп) конкурентоспособной продукции, рыночные «ниши» для которых достаточно хорошо известны, и платежеспособный спрос на них уже сформировался и подтвержден рыночной практикой.

Ориентированные на выпуск конкурентной продукции программы технологического развития в то же время должны носить межотраслевой и межрегиональный характер. В их рамках следует предусматривать решение всего комплекса проблем сопряженных отраслей, связанных с обеспечением необходимого качества сырья, материала, технологического оборудования, продукции и масштабов её выпуска на всех стадиях процесса (от формирования требований к научным разработкам до серийного выпуска продукции). Максимализация межотраслевого эффекта, проявляющемся в увеличении объемов производства продукции услуг, а также увеличении числа рабочих мест в смежных отраслях реального сектора экономики, является важнейшим критерием при выборе программ технологического развития.

Основная часть инвестиционных ресурсов, требуемых для реализации данных программ, должна обеспечиваться привлекаемыми к участию в них организациями и предпринимательскими структурами из собственных средств или кредитных источников. Участие государства в реализации программ технологического развития должно сводиться к координации работ и обеспечению (в основном в форме гарантий и возвратного финансирования) тех этапов, которые либо сопряжены с повышенным коммерческим риском, либо по другим причинам не могут быть профинансированы в необходимых объёмах предпринимательскими структурами.

С учётом того, что в научно-технической и инновационной сферах существует достаточное количество разработок, готовых к освоению в производстве, программный метод вывода экономики на инновационный путь развития должен сочетаться с реализацией отдельных инновационных проектов высокой степени коммерциализации. Очагом инновационного оживления должны стать, прежде всего, производства потребительного сектора экономики: пищевая, легкая и медицинская промышленность, лесной комплекс, выпуск бытовой техники.

Таким образом, взвешенное сочетание федеральных целевых инновационных программ, программ технологического развития, а также отдельных инновационных проектов создаст условия для насыщения отечественной конкурентоспособной продукцией наиболее емких и стабильных секторов внутреннего и внешнего рынков на основе использования потенциала высокотехнологичных производств.

Для активизации инновационной деятельности в современных условиях целесообразно обеспечить: разработку концепции и стратегии инновационного развития региона в качестве непротиворечивой и активной составной части общей концепции социально-экономического развития страны; упорядочение процесса разработки, рассмотрения и утверждения федеральных целевых программ, имея в виду сокращение числа приоритетных направлений, ужесточение требований по финансовой обеспеченности их реализации; усиление роли государства в инновационной политике; реконструкцию и техническое перевооружение базы наукоемких производств, организацию выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной продукции; проведение инвентаризации научно-технических заделов, проектов, находящихся в разной степени готовности, лицензий, патентов, открытий, знаний, невостребованных изобретений и всего того, что составляет основу инновационного потенциала, систематизацию их по уровню значимости, новизны, готовности, возможностям и сферам применения; оценку возможности их коммерциализации; увеличение государственного заказа научным организациям и учреждениям с использованием механизмов конкурсного отбора, концентрацию бюджетных средств на финансировании важнейших НИОКР, постепенное увеличение объемов государственного финансирования научно-технической сферы; создание системы льготного кредитования высокоэффективных инновационных проектов; приоритетное подключение перспективных предприятий к реализации государственных – инвестиционных и целевых программ за счет кредитных ресурсов.

Для решения стратегических задач инновационного развития должны быть использованы все преимущества экономики России: природные ресурсы, развитые минерально-сырьевая база и транспортная инфраструктура; значительный технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности; наличие резерва производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран; значительный научно-технический потенциал, большое количество патентов, ноу-хау, высококвалифицированные научные кадры; наличие системы высшего образования мирового уровня и другие.

Таким образом, стратегия инновационного развития страны и её регионов должна содержать обоснованные направления деятельности органов государственной власти и управления в области инновационного преобразования экономики на основе баланса интересов развития страны, гарантий прав субъектов инновационного процесса, финансово-экономической целесообразности в рамках существующего законодательства и внешних обязательств; обеспечивать стимулирование инновационной активности субъектов; являться базой для преобразования экономики страны и субъектов Российской Федерации.

При этом автор считает принципиально важным, чтобы структура целей и приоритетов инновационной деятельности в регионе вытекали из общей концепции научно-технического развития страны, в тоже время региональные цели должны быть сформулированы с учётом специфики и потребности региона. Цели региональной инновационной политики должны исходить не из наличия ресурсов и возможностей, а, наоборот, ресурсная программа должна формироваться из установленных целей с учётом действия федеральных программ инновационного развития. Иными словами, для достижения максимального эффекта от стратегического управления необходимо обеспечить принцип сопряжения стратегических интересов и синхронизации действий на федеральном, окружном, региональном и муниципальном уровнях, при максимальном учёте стратегических интересов важнейших бюджетообразующих корпораций (организаций), как это показано на рисунке 6.

Реализовать предлагаемую схему взаимодействия всех уровней управления на практике возможно с учётом накопленного опыта в регионах.. Так, во Владимирской области в 2002-2004 годах с участием учёных, представителей различных социальных и возрастных групп населения уже осуществлён уникальный проект разработки стратегий развития 40 муниципальных образований, формирования стратегических планов отдельных отраслей и концепции развития области до 2015 года.

 

 


Рис. 6. Схема организации рационального взаимодействия различных уровней власти при формировании концепции стратегического управления инновационной трансформацией региона.

В настоящее время Институтом социально-экономического развития ЦФО ведётся разработка областной стратегии до 2027 года и синхронизация её с базовыми положениями «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации». В качестве основного сценария продвижения вперёд обоснован инновационный путь развития.

В рамках формирования стратегии региона предстоит заново оценить преимущества области, её место в таких важнейших процессах современного развития, как глобализация и международное разделение труда. Области необходимо занять своё достойное место в структуре национального хозяйства, что тоже непросто для региона, не располагающего значительными природными ресурсами.

Следует проанализировать факторы межрегионального влияния, в том числе соседство с Московским мегаполисом, учесть инфраструктурные особенности области, её туристскую привлекательность и другие. Формирование стратегии включает в себя процесс создания региональных и межрегиональных кластеров как точек экономического роста, которые будут определять конкурентоспособность и перспективы региона, так как инновационные сектора экономики развиваются исключительно по модели кластеров.

Предстоит также разработать программу ресурсного обеспечения проводимых инновационных преобразований в объёмах достаточных для осуществления структурного и технологического обновления предприятий области, реализовать мероприятия по адаптации региона к новым условиям, в связи с предстоящим присоединением России к ВТО.

Успешная реализация намеченных планов, последовательное инновационное развитие многоотраслевой экономики и социальной сферы региона позволит обеспечить устойчивое улучшение качества жизни населения, превратить Владимирский край в область высокой трудовой и творческой активности, духовности и комфортной среды обитания. Не случайно разработка стратегии ведётся с опорой на гражданские инициативы, широкое вовлечение в проект общественных организаций и отраслевых союзов, что создаёт надёжную основу для дальнейшего продвижения вперёд.

При стратегическом планировании необходимо учитывать, что государство в результате изменений в структуре экономики и общества в целом уже не может играть доминирующую роль в инновационном развитии, как в рамках всей страны, так и её отдельных регионов. Поэтому, по мнению автора, следует сформировать новую модель государственно-частного партнёрства, переходить от утвердившейся в науке и практике трёхзвенной схемы «Власть-бизнес-сообщество» к обновлённой - «Наука-власть-бизнес-сообщество». Обоснование целесообразности внедрения четырёхзвенной модели приведено на рисунке 7 и в таблице № 8.

 
 

 


Рис. 7. Четырёхзвенная модель государственно-частного партнёрства

Таблица № 8

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...