Организация службы финансового менеджмента и задачи финансового менеджера
Приватизация, либерализация цен и иных финансовых нормативов, страховых, ссудных и учетных процентных ставок и тарифов, возникновение новых коммерческих и финансовых структур на базе частного капитала, формирование финансовых рынков, соответственно изменение хозяйственного и бюджетного права, форм собственности и прочих атрибутов социально - экономической перестройки российского общества трансформировали и финансовую систему с ее институтами. Эти институты современной финансовой инфраструктуры уже назывались в числе финансовых контрагентов предприятий (см. рис. 3.3.). Фундаментальным, базовым звеном являются финансы коммерческих структур в сфере предпринимательства, где субъектами финансового менеджмента выступают финансовые службы соответствующих предприятий, или службы финансового менеджера. В международном бизнесе их обычно называют финансовой бухгалтерией в отличие от просто бухгалтерии, занимающейся собственно бухгалтерским учетом и бухгалтерско-статистической отчетностью. Несмотря на либерализацию экономики государство строго регламентировало организационно-правовые формы предпринимательских структур и соответственно их финансово-налоговый статус, в частности, условия формирования уставного (складочного) капитала, финансовую ответственность и пр. В результате приватизации государственных предприятий (и помимо нее) наиболее типичной структурой стали акционерные общества (АО) открытого и закрытого типов. В материальном производстве сохранились государственные и муниципальные, или унитарные, предприятия (УП). В социальной, судебно-правовой и военной сфере функционируют, как и прежде, государственные бюджетные учреждения. Однако, они, как правило, оказывают и платные услуги, дополняя бюджетное финансирование доходами от своей платной деятельности и в этой части подчиняясь закономерностям финансового менеджмента.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, кроме хозяйственных структур, в экономике могут функционировать общества с ограниченной ответственностью (ООО), производственные кооперативы. Помимо них активно развились благодаря налоговым льготам такие предпринимательские структуры, как полные и коммандитные товарищества (товарищества на вере). Организация финансовой службы зависит прежде всего от масштаба предприятия и характера уставной деятельности. Именно устав определяет финансовые особенности той или иной коммерческой структуры. Эти особенности определяются следующими факторами: 1)финансовыми взаимоотношениями с государством, в частности налоговыми льготами и санкциями; 2) условиями и методами формирования капитала; 3)распределительными отношениями и мерой финансовой ответственности перед акционерами, пайщиками, вышестоящей управляющей фирмой, министерством, ассоциацией или холдинг-компанией. Факторы 2 и 3 имеют особое значение при формировании (регистрации) и ликвидации предприятия. Масштаб и финансовые особенности фирмы определяют отнесение ее к категории крупного, среднего и малого бизнеса, а также к совместным предприятиям (СП), именуемым как предприятия с участием иностранного капитала или сформированные полностью за счет иностранного капитала. Малые предприятия (МП) имеют существенные налоговые льготы. Их развитие всячески поощряется государством. Организационная модель финансовой службы МП, естественно, упрощена. Однако по финансово-организационной вертикали они, как, впрочем, и все другие структуры, могут управляться холдинговой фирмой, франчайзенгом, ассоциацией, министерством - соответственно с большей или меньшей зависимостью от того или иного вышестоящего звена. Финансовая служба последнего, как правило, организационно состоит из двух отделов - отдела текущей деятельности и отдела инвестиций. Такое деление может оказаться целесообразным и для самого предприятия как базовой ячейки финансовой инфраструктуры. Однако, в любом случае служба финансового менеджера фиксирует определенные функциональные разделы (участки) финансовой работы (рис. 3.4.).
Рассмотрим схему подробнее. 1. Этот раздел финансовой работы обычно ведет сам финансовый топ-менеджер или его заместитель. Сюда входят перспективное (минимум на 2 года), текущее (на год), оперативное финансовое планирование, а также составление кредитных и кассовых заявок, доведение планово-прогнозных показателей до непосредственных исполнителей, внесение изменений в финансовые балансы согласно коррективам других разделов бизнес-планов, колебаниям финансового законодательства и внутренним конъюнктурным изменениям финансово-экономической ситуации, в том числе коррективам отчетной базы плановых расчетов. Связь с банками необходима для всех разделов схемы. 2. Этот раздел охватывает работу с поставщиками, подрядчиками, покупателями и другими контрагентами по текущей производственной деятельности, оплату труда, а также получение и распределение (платежи) выручки от реализации, других денежных поступлений и прибыли. В этой последней части данный участок финансовой работы смыкается с налогами, как, впрочем, и с иными участками, ибо прибыль синтезирует все итоги хозяйственно-финансовой деятельности.
Рисунок 3.4. Функционально - организационная схема службы финансового менеджера
3. Этот раздел является относительно новым для российских предприятий, особенно в части рынка ценных бумаг. Недостаточно кадровое обеспечение финансовых рынков. Отсюда возможно делегировать управление капиталом, в том числе портфелем ценных бумаг специализированным трастовым или финансовым компаниям. 4. В отличие от предыдущего данный участок финансового менеджмента не нов. Но он настолько важен, что в части физических инвестиций отдается на откуп самостоятельным отделам - отделу капитального строительства и плановой (если она выделена организационно) технической службе. Вряд ли в современных условиях целесообразно "распыление" управления физическими инвестициями. Самая острая ныне проблема - эффективное финансирование капитальных вложений. Поэтому лучше сосредоточить ответственность за этот участок в службе финансового менеджера. 5. и 6. Данные разделы так часто пересекаются, что рассматривать их отдельно друг от друга просто будет невозможно. Здесь реализуется такая функция финансового менеджера как “контроль”, который может производиться по формам из функционального раздела 5. Сюда же можно отнести выработку планов по антикризисному управлению, т.е. при реализации функций этих разделов, также привлекаются к работе и разделы 1¼4. 7. Отдельно стоящий функциональный раздел направлен на своевременные расчеты платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды и их выплаты. Данное направление сосредоточено в службе финансового менеджера из – за его важности (и неизбежности) в стратегическом планировании, т.к. при несвоевременной или неполной выплате налогов и иных обязательных платежей суммы штрафов могут привести предприятие к банкротству. С другой стороны получение бюджетного финансирования и льготного кредитования также нужно отнести к стратегическим планам предприятия и управление ими также должно исходить от финансовой службы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|