Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Российская история социальной психологии.

 

В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Пожалуй, лишь социолог Н. К. Михай­ловский, которого можно считать основополож­ником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского со­стоит прежде всего в том, что он впервые обобщил опыт наблю­дения и анализа массовой психологии, накопившийся в рус­ской социологии, художественной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился ос­мыслить психологические особенности народных масс в свя­зи с революционно-освободительным движением в России.

Широкое распространение получила его концепция «геро­ев и толпы». Рассматривая толпу как «самостоятельное обще­ственное явление», Михайловский считал, что герой является порождением толпы, которая «выдавливает» (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главных психо­логических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мне­нию Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливо­стью силе личности героя. Несмотря на марксистскую крити­ку взглядов Михайловского, они оказали существенное влия­ние на дальнейшее развитие отечественной социально-психо­логической мысли.

Значительный вклад в разработку ряда проблем социаль­ной психологии внес Г. В. Плеханов. С позиций исторического материализма он дал определение понятия «общественная психология», рас­сматривая ее как конкретно-историческое и классовое явле­ние. Плеханов показал место и роль общественной психологии в социальной культуре общества. Раскрывая закономер­ности формирования общественной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленно­сти общественного сознания.

Вскоре после установления в России советской власти в ок­тябре 1917 г. марксизм становится единственной методологи­ческой основой психологической науки. В своих поисках в об­ласти социальной психологии отечественные ученые старались в той или иной степени следовать идеологическим и методоло­гическим требованиям советской системы. В 1920-е гг. выходит ряд публикаций по вопросам социальной психологии, автора­ми которых были представители различных наук: психологи К. Н. Корнилов, В. А. Артемов, Б. В. Беляев, П. П. Блонский, психолог и философ Г. И. Челпанов, зоопсихолог В. А. Вагнер, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев, юрист М. А. Рейснер, филолог Л. Н. Войтоловский. Этот период характеризу­ется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах. Предпринима­ются отдельные попытки построения системы социально-психо­логических взглядов (В. М. Бехтерев, М. А. Рейснер, Л. Н. Вой­толовский).

Следует особенно отметить труды В. М. Бехтерева. Он выступал с предложением создать особую науку –. Определенную отрасль ее он предложил использовать для решения социально-психологических проблем. Эту отрасль Бехтерев назвал”коллективной рефлексологией” и считал, что ее предмет – это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, взаимоотношения их членов.

Такое понимание представ­лялось преодолением субъективистской социальной психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реак­циями иx членов.

Коллек­тив есть нечто целое, в котором возникают новые качества и свой­ства, возможные лишь при взаимодействии людей. Вопреки замыслу. эти особые качества и свойства развивались по тем же законам, что и качества индивидов. Соединение же социального и биологического в самом индивиде трактовалось достаточно механистически: хотя лич­ность и объявлялась продуктом общества, в основу ее развития были положены биологические особенности и, прежде всего, социальные инстинкты; при анализе социальных связей личности для их объясне­ния привлекались законы неорганического мира (тяготения, сохране­ния энергии и пр.). В то же время сама идея биологической редукции подвергалась критике. Тем не менее заслуга Бехтерева для последую­щего развития социальной психологии была огромна. Бехтерев говорил о необходимости самостоятельного существова­ния социальной психологии.

Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов коллектива, Бехтерев первым в отечественной психо­логии обратился к эксперименту. Задача экспериментов, про­веденных Бехтеревым совместно с М. В. Ланге, состояла в том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (вос­приятия, памяти, мышления и других) в условиях групповой работы и деятельности изолированных друг от друга индиви­дов. Сопоставление полученных данных показало существен­ное влияние группы на особенности психической деятельно­сти ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, об­разовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы.

Большое внимание уделялось в 1920-е гг. проблемам детских, ученических коллективов, которые рассматривались в социально-психологическом аспекте (Е. А. Аркин, Б. В. Беляев, А. С. Залужный.С. С. Моложавый). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Н. А. Витке, А. К. Гастев, П. М. Керженцев). Начинаются поиски в области методов социальной психологии.

Однако период конца 1920-х — начала 1930-х гг. характе­ризуется свертыванием и затем полным прекращением соци­ально-психологических работ. Отечественным исследовате­лям не удалось обосновать необходимость развития «марксист­ской социальной психологии». Логика ее противников была такова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой социальной. От­сюда следует, что нет никакой необходимости в выделении ка­кой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССР почти 30 лет — до конца 1950-х гг.

Период начала 1930-х — конца 1950-х гг. - время перерыва в развитии отечественной социальной психологии.

В конце 50-х — начале б0-х гг. развернулся новый этап в развитии отечественной социальной психо­логии. В начале 60-х гг. заметным явлением в пси­хологической сфере стала дискуссия о предмете социальной психологии и вообще о ее судьбе в советском обществе.

Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликован­ной в журнале «Вестник ЛГУ», после чего была продолжена на II Всесоюзном съезде психологов в 1963 г. Основная полемика касалась не только кардинального вопроса «быть или не быть» социальной психологии, но и более конкретных — о предмете социальной психологии и ее «границах» с психологией и социологи­ей. Несмотря на обилие точек зрения, все они могут быть сгруппиро­ваны в несколько основных подходов. <...>

Существовало несколько подходов. Первый, получивший преимущественное распространение среди социологов, утверждал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследова­тели больший акцент делали на изучение психологии классов, других боль­ших социальных обшностей, и в этой связи - на отдельные элементы общественной психологии больших социальных групп (традиции, нра­вы, обычаи). В других случаях больше внимания уделялось формирова­нию общественного мнения, таким специфическим массовым явле­ниям, как мода и пр.

Второй подход, представленный преимущественно психологами, видел главным предметом исследования асоциальной психологии лич­ность. Оттенки проявлялись здесь в толковании контекста исследования личности: — ее особеннос­тей, положения в коллективе, в системе меж­личностных отношений и общения.

Третий, «синтезирую­щий» подход к проблеме. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение лично­сти в группе. В этом случае проблематика социальной психологии пред­ставлялась достаточно широкой: практически весь круг вопросов, ис­следуемых в различных школах социальной психологии, включался в ее предмет. Такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований и практическим потребностям общества, поэтому оказалось наиболее укоренившимся.

Важным событием для данной отрасли знания явилось со­здание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной пси­хологии в Ленинградском государственном университете под руководством Е. С. Кузьмина.

На II съезде Общества психологов СССР впервые была выделена спе­циальная секция, посвященная вопросам социальной психо­логии. Первые отечественные монографии по социальной пси­хологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде. Это книги Б. Д. Парыгина «Социальная психо­логия как наука» (Л., 1965) и Е. С. Кузьмина «Основы соци­альной психологии» (Л., 1967). В них рассматривается широ­кий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии. В работе Е. С. Кузьмина приводились данные пер­вых эмпирических исследований групп и коллективов, полу­ченные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки пласт проблем социальной психологии личности был поднят в монографии А. А. Бодалева «Восприятие человека человеком».

В то же время создаются многочисленные социально-психологические лаборатории и центры. В 1972 г. создается сектор социальной психологии в системе Академии Наук СССР.

70-80-е гг. – это период весьма бурного развития социальной психологии в СССР. Ее институционализация была уже завершена, и основная форма дальнейшего развития – экстенсивное и интенсивное развертывание социальной психологии.Велся исследовательский поиск в обла­сти методологии, теории и методов социальной психологии.

Большую роль сыграло расширение сферы международных контактов советских социальных психологов. Они участвовали в международных конгрессах и конференциях, в совместных исследованиях.

В этот период выходят значительные труды, посвященные различным отраслям социально-психо­логического знания. Это работы в области истории социальной психологии (Е. А. Будилова, М. Г. Ярошевский), методологии и теории (Т. М. Андреева, В. Н. Куликов, И. Т. Левыкин, Б. Д. Парыгин, Е. В. Шорохова, П. Н. Шихирев. А. К. Уледов), психологии групп и коллективов (И. П- Волков, А. И. Донцов, А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский), межгруппового взаимо­действия (В. С. Агеев), лидерства и руководства (А. Г. Ковалев, Р. Л. Кричевский, Л. И. Уманский), межличностных отношений (Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов), социальной психологии личности (М. И. Бобнева, А. А. Бодалев, В. В. Бойко, И. С. Кон, К. К. Платонов, В. А. Ядов), социально-психологической ди­агностики личности (Э. С. Чугунова), психологии общения (А. А. Брудный, Р. Б. Гительмахер, А. А. Леонтьев, В. Н. Пан­феров), социально-психологическоготренинга(Ю. Н. Емель­янов, Л. А. Петровская), промышленной и организацион­ной психологии (А. И. Китов, Е. С. Кузьмин, В. В. Новиков, А. Л. Свенцицкий, А. В. Филиппов, Р. X. Шакуров, В. М. Ше-пель), массовой коммуникации (Ю. А. Шерковин), социаль­ной психологии искусства (В. Е. Семенов).

Настоящий период деятельности социальных психологов России характеризуется, с одной стороны, организационными и материальными трудностями, с другой стороны, расшире­нием творческих возможностей исследователей за счет лик­видации партийного надзора над наукой. Есть основания ожи­дать активизации отечественной социально-психологической мысли в недалеком будущем.

Итак, статус социально-психологического образования в це­лом сейчас достаточно прочен. Накопленный советской социальной психологи­ей опыт, ее теоретические и экспериментальные разработки, несмот­ря на то, что создавались в марксистской парадигме, не выводили отечественную социальную психологию из русла развития мировой науки.

 

Заключение.

 

Облик современного гуманитарного знания теперь уже не мыслим без социальной психологии. Будучи тесно связана с идеологией и политикой, социальная психология фактически была лишена гражданства в социалистическом обществе. Социально-психологические проблемы решались в рамках других, разрешенных наук – философии, педагогики, общей психологии. В то же время она активно развивалась на Западе, о чем свидетельствует большое число теоретических и эмпирических исследований, посвященных самым разным сторонам жизни общества, социальных групп и личности.

Начиная с 60-х гг. советская, а затем и российская социальная психология переживает свое бурное развитие – как в том, что касается фундаментальных исследований, так и широко развивая прикладные исследования во всех областях общественной жизни. Мера представленности в ней основных проблем вполне сопоставима с объемом их исследования в странах Европы и США.

Социальная психология – это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

К социальной психологии обращаются сегодня психологи-практики, социальные педагоги, социологи. Курс социальной психологии является одним из базовых при подготовке широкого круга специалистов – его слушают будущие экономисты, менеджеры и другие.

 


Список литературы.

1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Персс, 2000.

4. Девид Майерс. Социальная психология. Санкт-Петербург: Питер., 2000.

5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Изд-во ПИТЕР, 2000.

 

 

   

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...