Почему нужно использовать кликер?
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Карен Прайор Дрессировка собак с помощью кликера
УДК 636.7 ББК 46.73 П68 Научный редактор Е.Н. Мычко Прайор, К. П68 Дрессировка собак с помощью кликера / Карен Прайор; пер с англ. Е.Б Махияновой – М.: Аквариум-Принт, 2005. – 110, [2] с.: ил. ISBN 5-98435-249-4
Положительное подкрепление работает!
Дрессировка с кликером – это новый революционный метод дрессировки, мягкий, эффективный, быстрый, простой и очень интересный! «Дрессировка собак с помощью кликера» Карен Прайор, впервые начавшей использовать кликер, является идеальным руководством, которое покажет вам, как обучить свою собаку:
– обычным командам на послушание, – подходить по команде, – не тянуть поводок, – приносить и класть на место предметы, – трюкам и играм.
УДК 636.7 ББК 46.73
ISBN 1-86054-282-4 (англ.) © Interpet Publishing, 2002 © Оформление ООО «ПАЛЬМА пресс», 2004 ISBN 5-98435-249-4 (русск.) © ООО «Аквариум-Принт», 2004
Москва АКВАРИУМ СОДЕРЖАНИЕ
От научного редактора 3 ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОБАКА И ДЕЛЬФИН 6 Исключение наказания. Магический сигнал. Главная роль. Как быть с собаками? Формирование поведения. Почему нужно использовать кликер? Реальный мир. Контроль плохого поведения. Вдумчивое отношение. ГЛАВА ВТОРАЯ. ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ 26 Основы. Первый урок. Как быть со щенками? Обучение сидеть и лежать; «Ко мне!». Хождение рядом. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАШЕГО ИСКУССТВА 54 Целевая дрессировка. 101 штука, которую можно сделать с коробкой. Совершенствование вашего искусства. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. НЮАНСЫ ДРЕССИРОВКИ С КЛИКЕРОМ 75 Основные нюансы, которые убедят вас, что вы использовали все преимущества этого метода. ГЛАВА ПЯТАЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ?.. 85
Ответы на самые часто задаваемые вопросы, которые помогут вам решить возможные проблемы. ГЛАВА ШЕСТАЯ. РЕВОЛЮЦИЯ КЛИКЕРА 98 Совместное обучение собак и людей. Распространение кликера. Львы, тигры и медведи... Рабочие собаки. А как насчет людей? От научного редактора
Имя Карен Прайор широко известно во всем мире. Еще в начале своей научной карьеры она привлекла внимание, использовав в практических целях достижения своего отца – основателя школы бихевиоризма Б. Скиннера. Всю свою жизнь Скиннер посвятил экспериментальной работе с животными, изучая механизмы выработки условных рефлексов. Детям знаменитых родителей часто трудно приобрести свое имя, не так-то легко внести вклад в фундаментальную науку. Однако Карен Прайор избрала иной путь, приведший ее к успеху Из замкнутых стен лаборатории она смело бросилась в бескрайний океан практики. Ее первой самостоятельной – и очень серьезной работой – стала работа в океанариуме. Именно здесь, дрессируя дельфинов и касаток, исследовательница применила научный подход, используя свои глубокие знания теории бихевиоризма. Дрессировка гигантских водных млекопитающих вообще очень сложна технически и в силу особенностей их физиологии, и просто потому, что они обитают в среде, чуждой человеку. Здесь невозможно принуждение – попробуйте-ка отшлепать непослушную касатку Заинтересованность в пище также не может быть безотказным инструментом. Нельзя увеличить интерес к пище, ограничив в ней животное, т.к. это его погубит. Дрессировщице пришлось разработать систему сигналов, позволяющую очень четко показывать животному, какое из его действий правильно и непременно будет подкреплено, пусть и не моментально. Это очень важный момент, животное можно обучить очень сложным трюкам, которые оно проделывает на значительном расстоянии от дрессировщика.
Главным в этой работе явилась моментальная и четкая подача условного сигнала, который, в свою очередь, изначально был связан с безусловным подкреплением – лакомством Данный прием был назван Прайор положительным подкреплением. В качестве условного сигнала использовали щелчок металлической пластинки. Было создано специальное приспособление – кликер – компактная, удобная для работы в самых разных условиях коробочка со щелкающей пластинкой. Как оказалось, с помощью кликера удобно дрессировать не только дельфинов, но и других, самых разных животных. В результате Прайор стала одной из известнейших дрессировщиц собак в Америке, а в скором времени и в Европе. Согласитесь, дрессировать дельфинов – это уж очень экзотично, зато воспитанную и послушную собаку хотят иметь миллионы владельцев. В чем же новизна работы с кликером? Ведь всем понятно, что правильную работу собаки надо поощрять, и любой нормальный владелец стремится делать это. Но стремиться и мочь – это совсем не одно и то же. Всегда ли мы умеем показать собаке, что довольны ее действиями, всегда ли, и это главное, она понимает нас? Ведь так часто словесное одобрение запаздывает, как много хозяев не умеют хвалить собак в меру и по месту. Один впадает в бурный восторг, на фоне которого собака попросту забывает, что же так обрадовало ее двуногого вожака. Другой и вовсе не умеет радоваться, слово «Хорошо!» из него будто клещами вытягивают. Третий столь многословно отдает команду, что пес в этом потоке вообще не в состоянии вычленить, чего от него все-таки хотят. Щелчок кликера оказывается однозначным сигналом для собаки, что данный элемент ее поведения одобряется хозяином и непременно будет вознагражден. Используя кликер, можно закрепить очень сложные программы действия Как именно сделать это, подробно описано в книге. Прайор и ее последователям, использующим кликер в дрессировке, удается легко обучать и совсем маленьких щенков и уже взрослых животных. Прайор – принципиальный противник использования в работе с животными какого-то ни было принуждения. Ее практика показывает возможность коррекции достаточно сильных отклонений в поведении и угашения стойких привычек собаки, неприемлемых для ее владельца.
Вот здесь, пожалуй, стоит предостеречь читателя. Нет и никогда не будет создано панацеи от всех бед. Обучившись работать с кликером, вы, несомненно, откроете для себя массу возможностей, о которых ранее и не подозревали. Тем не менее если с собакой нет контакта, если вы в душе побаиваетесь собственного питомца, не готовы внимательно наблюдать за его поведением, вряд ли кликер окажется волшебной палочкой, одно мановение которой меняет весь мир. Кликер – это очень удобный инструмент, но работать все-таки надо самому. Если в поведении собаки есть проблемы, начните с анализа собственных действий, попытайтесь разобраться в своих эмоциях, в особенностях взаимоотношений между людьми, с которыми общается пес. Тогда вам, скорее всего, удастся найти корни проблем, а кликер поможет их скорректировать. Одни приемы отрабатывать легче с помощью кликера, чем привычными для наших дрессировщиков методами, другие – сложнее. Не все нежелательные привычки животного корректируются одинаково легко. Анализируйте поведение собаки, думайте, используйте кликер не только в рутинной работе, но и как элемент обучающих игр. Он, безусловно, будет полезен хендлерам, тем, кто обучает собак по программам обидиенс, аджилити и т.п. видам дрессировки. Карен Прайор готова научить вас, как делать, а уж вы сами решайте, что именно вам нужно.
Зоопсихолог, эксперт РКФ-FCI Елена Мычко
Введение Дорогие любители собак, добро пожаловать на дрессировку с кликером. Дрессировка с кликером – это не новомодное введение или какой-то особый метод. Дрессировкой с кликером на сленге инструкторов-дрессировщиков называется обучающая система с положительным подкреплением, основанная на инструментальном рефлексе, это набор научных принципов, описывающих развитие поведения, в ходе которого животные «действуют» по обстановке, вместо того чтобы действовать как-то еще. Инструментальное, или оперантное обучение лежит в основе того, как животные учатся в природе, поэтому его принципы можно применять в самых разных ситуациях. Возможности этого метода для дрессировки собак просто безграничны.
Дрессировка с кликером является развивающим методом, который может быть использован в качестве новой технологии при обучении полицейских патрульных собак, служебных и охотничьих собак, для щенков, еще до отъема от матери, при подготовке к соревнованиям по обидиенс и аджилити, к охоте, полевым состязаниям и натаске для подготовки к выставкам, в группах «хороших манер» для владельцев собак и дома.
О дрессировке с кликером
На самом деле дрессировка с кликером не зависит от кликера или от пищи. Дрессировка с кликером зависит от подкрепления, которым может быть то, что любит собака (игрушки, ласка и т. д.), и является сигналом, обеспечивающим своевременный обмен информацией между дрессировщиком и собакой. Мы начинаем с пищевого подкрепления и кликера как сигнала, поскольку это самые совершенные обучающие инструменты для вас и вашей собаки. Вместе со своей собакой вы научитесь новым способам взаимодействия. Все, чему вы хотите научить свою собаку, вы сможете сделать при помощи дрессировки с подкреплением. После того, как собака поймет, каких действий вы от нее хотите, как их делать и когда их делать, вы сможете заменить щелчок кликером словом, а пищу – лаской. Слово и ласка всегда с вами. Когда у собаки закрепится поведение, выработанное дрессировкой с кликером (если вы не введете новых правил), это поведение станет пожизненным. Когда собака научится нескольким навыкам, вам больше не понадобится щелкать или награждать ее, вы можете подкреплять ее поведение в целом. А доставать свой кликер вы будете, только когда захотите улучшить реакцию или научить собаку чему-то новому, или просто для занимательности общения с собакой. Ведь дрессировка с кликером – очень интересное занятия для вас и вашей собаки. Но с чего и как начать? Опытный инструктор по дрессировке с кликером обучит вас основным действиям за несколько минут, но не у всех есть такие инструкторы, многие должны учиться самостоятельно. Эта книга поможет вам начать обучение, даст вам опору в развитии первых действий с кликером. В других книгах и на видеокассетах вы сможете найти новую информацию, которая улучшит ваше владение этим предметом. Тысячи дрессировщиков с кликером успешно начинали свою работу, пользуясь этой книгой.
ГЛАВА ПЕРВАЯ СОБАКА И ДЕЛЬФИН Дрессировка без наказания
Если вы видели выступление дрессированных дельфинов в океанариуме или по телевизору, вы наверняка обратили внимание, насколько дельфины – обучаемые животные. По команде они показывают все виды точных действий, включая прекрасные акробатические трюки и взаимодействие друг с другом и людьми-пловцами. Публику всегда поражает их готовность работать и тот интеллект, которым они для этого должны обладать. Как бы было хорошо, если бы собаки реагировали так же!
Если мы узнаем дрессировщиков дельфинов поближе, то увидим, что ни дельфины, ни их тренеры не являются гениями. Скорость, точность и явное наслаждение дельфинов своей работой обусловлены принципами дрессировки, которые используют при их обучении. Те же методы можно использовать и для обучения собак.
Исключение наказания
Самым первым принципом дрессировки дельфинов является исключение наказания при работе с животными. Не имеет значения, что вы получаете, даже если животное хочет вас заставить что-то сделать, окатив водой с головы до ног, ответить ему вы не можете. Вы не можете использовать поводок или кнут или собственный кулак против животного, которое быстро уплывет от вас. Вы не можете заставить дельфина голодать, чтобы заставить его сотрудничать. Дельфины получают воду из рыбы, которую едят, поэтому лишение их рыбы приведет к быстрому обезвоживанию и смерти. В конце концов, вы даже не сможете закричать на дельфина, потому что он вас не услышит. Может быть, вы подумали: «Держу пари, я смогу найти способ наказать дельфина», а я держу пари, что вы действительно найдете такой способ, но он все равно не понадобится, потому что дрессировщикам дельфинов он и не нужен.
Собака которую обучают с кликером, становится энергичнее и отзывчивее она любит работать.
Дрессировщик может получить от дельфина все, что захочет, для этого он использует только положительное подкрепление: один-два свистка и ведро рыбы. Мы «формируем» каждое действие с помощью положительного подкрепления. Мы используем позитивное подкрепление, чтобы добиться быстрой и правильной реакции на команду, достичь послушания. Мы можем использовать положительное подкрепления даже для улучшения дисциплины, для контроля нежелательного поведения, такого как атаки на плавучий матрас или отказ проходить в ворота (см. далее). Точное использование положительного подкрепления приводит к развитию у животных филигранной техники исполнения и любви к работе. Для дрессировки собак мы часто используем силу как для побуждения к каким-то действиям, так и для исправления неизбежных ошибок. Мы можем использовать вознаграждение или ласку, делая неважным приобретение собакой опыта смущения, страха и даже физической боли в процессе дрессировки. Некоторые собаки достаточно спокойны к такому негативному опыту, но дельфины, которые являются дикими животными, на это не способны. Конечно, можно обучить дельфина и такими методами, но вы получите вялое, безрадостное и ненадежное исполнение, к тому же дельфин может выказывать агрессию к людям. (Не правда ли, похоже на выполнение команд некоторыми собаками?) С другой стороны, если вы дрессируете собаку теми же методами, которыми мы обучаем дельфинов, на основе положительного подкрепления, собаки начинают вести себя, как дельфины, они становятся энергичными, внимательными, точными, послушными и способны просто на фантастическое исполнение команд. В этой книге описано, как этого добиться.
Магический сигнал
Когда я общаюсь с дрессировщиками собак, то часто сталкиваюсь с неправильным мнением, что положительным подкреплением является пища. Это не так. Главным элементом достижения удивительного исполнения у дельфинов является вовсе не пищевое подкрепление. Дельфины работают не за рыбу, дельфины работают за свисток. Звук свистка является магическим сигналом, который влечет за собой великолепное выполнение команды. Первым шагом в дрессировке дельфинов является обучение их тому, что каждый раз, как они услышат свисток, они могут получить рыбу. Когда животные узнают, что свисток означает «Сейчас будет рыба», то дрессировщик свистком может отмечать то поведение, которое ему нравится, а затем постепенно формировать или развивать что-то более сложное как ответ на указание. Например, допустим, что несколько раз дельфин слышит свисток (а затем получает рыбу), когда выпрыгивает из воды. Затем он начинает выпрыгивать каждый раз, когда дрессировщик поднимает руку. Затем он открывает для себя, что прыжок «работает» только тогда, когда дрессировщик поднимает руку. Так поднятая рука становится зеленым светом для прыжка. Дрессировщик может постепенно вводить и другие условия – прыжок «работает» только в направлении от дрессировщика и по направлению к публике, когда прыжок выше полутора метров, когда прыжок совершается ровно через три секунды после поднятия руки. И, наконец, после нескольких уроков дрессировщик обучает дельфина делать «поклон на публику», по команде и с большой точностью. Дельфин тоже учит дрессировщика: «Все, что я делаю, представляет собой определенные виды прыжков, когда дрессировщик поднимает руку, он немедленно мне свистит и дает рыбу каждый раз!» Заметьте, что свисток не используется как команда. Он не приказывает дельфину что-то делать, сигналом к действию является поднятая рука. Свисток говорит дельфину в течение или в конце действия, что дрессировщику нравится это действие и за него дельфин получит рыбу. (Вы можете не зацикливаться только на пище, вы также можете связать условное подкрепление с лаской или игрушкой или другим стимулом.) Теперь свисток становится условным подкреплением. На языке психологов пища, ласка или любое приятное переживание являются безусловным подкреплением, чем-то, что животное хочет получить безо всякого обучения. Свисток же является условным подкреплением, это то, что животное учат хотеть сделать. (Некоторые люди используют термин «первичное подкрепление» для пищи и «вторичное подкрепление» для сигнала. Я избегаю этих терминов, поскольку они приводят к мысли, что раз свисток «вторичен», он должен даваться после пищи, что для животного, конечно, бессмысленно и бесполезно как инструмент дрессировки.)
Главная роль
Что случится, если вы постараетесь научить дельфина простым прыжкам от вас по указанию, но не используя свисток? Во-первых, вы не сможете правильно выбрать время для вознаграждения рыбой, когда животное сделало плохой прыжок. Поэтому не имеет значения, какой прыжок сделало животное, ему все равно потом дадут рыбу или не дадут рыбы вовсе. У вас нет возможности объяснить животному, почему один прыжок будет вознагражден, а другой нет, или какой прыжок вам понравился больше. Был ли он достаточно высоким? Или вам понравилось, как животное уплывает или подплывает? Чтобы разработать прыжок нужной высоты, своевременности и направления, вы должны исключить все неточности методом проб и ошибок на многочисленных дрессировках. Вы будете счастливы, если животному не надоест (и дрессировщику тоже!), прежде чем исполнение будет правильным и точным. Из-за отсутствия информации об этом, тот дрессировщик, который использует пищу как вознаграждение безусловного подкрепления обычно получает животное, которое работает энергично, но учится медленно. Мы наблюдали это и на собаках, которых вознаграждали многократно лакомством без какого-то ясного сигнала, который бы точно обозначил подкрепляемое действие. Эти собаки полны энтузиазма и дружелюбия, но они ничего не знают.
Дрессировка с лакомством эффективна всегда, но без условного подкрепления, например кликера, собака может стать одержимой попрошайкой.
К тому же если дрессировщик использует пищу без условного подкрепления, животное учится постоянно следить за дрессировщиком в ожидании пищи. Лошади суют нос вам в карман, а собаки лижут руки. Дельфины плавают вокруг дрессировщика и боготворят ведро с рыбой. Если животное постоянно следит за дрессировщиком, очень трудно научить дельфина прыгать в противоположном направлении, к публике. Когда вы выработали условное подкрепление, вы сможете идентифицировать действие на расстоянии или когда животное двигается от вас. Поэтому хорошо обученное животное вместо того, чтобы надоедать вам своим попрошайничеством, будет делать свое дело, но одновременно внимательно слушать магический звук, чтобы оно ни делало: для лошадей и собак эта внимательность имеет огромное обучающее значение сама по себе. Поскольку сигнал позволяет отмечать доли секунды, то свистком можно развить у животного точное понимание, чего хочет дрессировщик. Это позволит обучить животное, чему вы хотите, очень четко и подробно. Например, пусть дельфин выучил одно правило (прыгать в заданном направлении), поэтому вы уверены, что он почти всегда прыгает в правильном направлении по вашему сигналу. Теперь добавим новые детали или правила. Вы решили: «Я буду подкреплять только высокие прыжки». Дельфин достаточно быстро учится новым деталям («Я должен прыгать в этом направлении и прыгать высоко»). Этот постепенный процесс кажется очень тщательно разработанным, но на практике это фантастически короткий способ обучения сложному поведению. Даже с необученным дельфином дрессировщик может разработать эффектное и специфическое поведение по одному указанию (например, поклон на публику, который я описывала) за два-три дня, а иногда, если все идет хорошо, и за один десятиминутный урок. Много раз за мою работу с дельфинами мне удавалось «схватить» определенное действие, сформировать его в нечто особенное и научить делать его по одному указанию всего за один урок, об этом говорят и другие дрессировщики дельфинов.
Как быть с собаками?
За один десятиминутный урок вы легко сможете переложить методы дрессировки дельфинов для собаки при использовании условного подкрепления. Некоторые собаки боятся свистков. Лучшим условным подкреплением для собак является кликер, маленькая коробочка, которая при надавливании на металлическую пластинку издает щелчок. Ее можно купить в магазинах для животных или заказать по Интернету.
Как только вы увидите что собака напряжена и ждет лакомства, знайте, что сигнал (щелчок) стал условным подкреплением
Возьмите с собой кликер и немного лакомства. Разделите лакомство на маленькие кусочки, так чтобы вознаградить собаку пятнадцать–двадцать раз, но не насытить ее. Некоторые собаки будут работать за сухой корм, особенно перед кормежкой, но обычно лучше взять что-то более соблазнительное. Научите собаку распознавать щелчок кликера, щелкая и давая лакомство раз пять в различных частях комнаты или сада (чтобы у собаки не появилось мысли, что кликер работает только в одном определенном месте). Затем щелкните кликером и помедлите с лакомством несколько секунд. Если вы увидите, что собака напряглась и ждет лакомство, знайте, что сигнал стал условным подкреплением. Теперь вы можете создавать поведение, мы называем этот процесс «формированием».
Формирование поведения
Легче всего сформировать поведение под названием «Поймай свой хвост». Конечно, существует столько способов, как добиться этого поведения, сколько придумывают дрессировщики: вы можете повернуть собаку вокруг себя за ошейник, вы можете положить кусочек бекона на кончик хвоста, чтобы собака обернулась вокруг себя, чтобы полизать хвост. Но есть только один способ добиться этого сразу без принуждений. Прекратите щелкать кликером и немного подождите. Ваша собака может быть заинтригована и возбуждена, когда вы ничего не делаете. Она может крутиться и даже заскулить или залаять. В тот момент, когда собака движется или поворачивается в нужном вам направлении, щелкните кликером. Дайте лакомство. Опять подождите. Не обращайте внимания на все остальные действия собаки, за исключением правильного (не ждите чуда, один поворот головы или один шаг передней лапой в правильном направлении – это все, что вам нужно). Если «поймали» это поведение, если у вас хорошее чувство времени, за три или четыре подкрепления вы можете добиться, что собака поворачивается в нужном направлении чаще и быстрее. Теперь вам не нужно подкрепление после первого шага в нужном направлении, но вы должны подкреплять весь поворот в нужном направлении, который состоит из нескольких шагов, возможно, каждую четверть круга, а после того, как собака освоит эти четвертинки круга, обучение полному повороту пойдет еще быстрее.
Гриффа учат поворачиваться по кругу. За каждое правильное движение ему щелкают кликером.
Это лучший момент прекратить первый урок: остановка после маленькой победы – вот золотое правило. На следующий день возьмите кликер, кучу лакомств и начните с первого шага, затем сделайте четверть круга, а затем полный круг, вы увидите, что во второй раз все пойдет намного быстрее. После обучения повороту на один круг переходите к следующему шагу – повороту на два круга, а затем уже к следующему и очень важному шагу – разнообразию подкрепления – в одном случае подкрепляйте половину круга, в другом два круга или один или три полных круга, или даже один с четвертью, такой порядок ваших действий заставит собаку быть очень внимательной. Когда собака поймет, что от нее требуется, вы можете ввести знак рукой или словесное указание, чтобы собака выполняла этот трюк, только когда ее попросят. Это очень простой трюк, и он не создаст вам имени великого дрессировщика. Существует и другое поведение, в котором вы сможете попрактиковаться, это «обозначение целей», при котором у собаки формируют такое поведение, как прикосновение носом к точке, на которую вы указали. (Дрессировщики морских львов учат своих животных «целиться» в сжатый кулак дрессировщика, затем опуская кулак на землю, или поднимая его в воздух, дрессировщик может заставить льва двигаться в нужном направлении без принуждения.) Целью этих экспериментов не является обучение собаки трюкам, это демонстрация использования условного подкрепления при формировании поведения и того, насколько эффективным может быть этот вид подкрепления.
Почему нужно использовать кликер?
Зачем вам нужен кликер? Почему вы не можете, к примеру, использовать голос и слово «Молодец» в качестве условного подкрепления? Основной причиной является то, что вы не сможете сказать «Молодец» именно в те нужные доли секунды, чего вы с легкостью достигнете щелчком кликера. С помощью кликера после небольшой практики вы сможете подкреплять совершенно неуловимые движения – всего один шаг лапой в правильном направлении. Похвала – вещь неопределенная, потому что занимает слишком много времени. Щелчок также несет информацию и для вас. Он учит вас чувству времени, потому что провести грань между слишком ранним и слишком поздним щелчком намного проще, чем между сказанными вслух словами. Другой трудностью в использовании слов являются наши постоянные разговоры рядом с собаками, и с самими собаками, которые мы ничем не подкрепляем. Для собак очень трудно рассортировать значимые слова от общего шума, который мы производим. Но щелчок кликера сильно отличается от остальных звуков, поэтому его значение так кристально ясно для собак. Вы действительно увидите, насколько точно условно подкрепляемая собака реагирует на трещотку (она наэлектризована, гальванизирована, возбуждена), по сравнению с собакой натренированной на слово «Молодец». («Что? А...» Собака улыбнулась, помахала хвостом.)
Реальный мир
Итак, я слышала дрессировщиков, которые говорили, что кликер хорош только для обучения трюкам, но ни для чего больше. Вы не сможете использовать его, к примеру, в ринге обидиенс. Конечно, нет, но он там вам и не нужен. Значимость кликера заключается в формировании нового поведения или уточнении деталей, он не нужен животному, которое уже обучено. Но даже для знаменитого чемпиона по рабочим соревнованиям кликер в качестве условного подкрепления может стать очень полезным инструментом.
Когда поведение уже закреплено, его не нужно постоянно подкреплять
Один участник состязаний рассказал мне, что он обучил свою суку добермана сигналу кликера, а затем использовал этот сигнал для подкрепления того, чтобы собака смотрела в лицо хозяина во время работы вместо того, чтобы смотреть в сторону. «Это выглядело, как будто она была признательна за информацию, потому что для нее все прояснилось», – сказал он. Конечно, когда собака начинает понимать, чего же от нее хотят, она будет делать это правильно и на ринге безо всякого кликера. Не следует, однако, думать, что люди никогда не использовали условного подкрепления на ринге. Все дрессировщики делали это, чтобы закрепить в сознании собаки сигнал, который больше никто, кроме нее, не поймет. Я знаю одного очень способного дрессировщика на послушание, использовавшего едва слышное фырканье как условное подкрепление. Я видела похвалу одной из участниц соревнований: «Хорошая работа!» (она тут же отразилась великим наслаждением на морде ее собаки), которая была передана прикосновением пальца хозяйки к голове собаки. Я знаю, что одна участница соревнований научила свою собаку Рекса, что лакомства называются «Билли». Затем, когда собака все выполняла на ринге, она подкрепляла особенно хорошее поведение, например точное возвращение, что выглядело в виде команды: «Билли, рядом!» И всем казалось, что она использует обычное имя своей собаки.
Еда, еда, еда! Собака наслаждается, но общее впечатление отвратительное. Насколько приятнее смотреть на собаку, которой щелкнули, чтобы она приняла нужную стойку, ведь она знает, что ее наградят позднее.
Когда собака обучена каким-то действиям, условное подкрепление позволяет не только отсрочить награду пищей, не теряя при этом совершенства исполнения, но и давать вообще меньше лакомства. Вам не следует волноваться, что ваше животное успеет насытиться еще до конца работы. Один пример: на собачьих выставках я часто замечала хендлеров, которые раз за разом подкармливали собак, давали им пищу, чтобы получить наиболее совершенную выставочную стойку или напряженное выражение. И когда бы я не наблюдала, как в собачью пасть падает все новая и новая пища, всякий раз я знала, что хозяин этой собаки не имеет ни малейшего представления об условном подкреплении! Намного эффективнее приучить животное к нужной позе, развить понимание словесного указания, а затем подкрепить собаку щелчком за то, что она сохраняла нужную стойку соответствующее время. Награда пищей последует потом, вне ринга или когда эксперт уйдет. Сила условного подкрепления заключается в его действии – оно передает информацию и влияет на поведение животного, причем во всех ситуациях, когда обычное подкрепление нежелательно или невозможно. Подумайте, к примеру, насколько было бы полезно условное подкрепление для обучения розыскных собак, ездовых, сторожевых, поводырей, разыскивающих птиц и приносящих убитую дичь и для формирования любого поведения собак, когда требуется, чтобы животное работало далеко от вас.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|