Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слушание музыки в начальной школе




1. Слушание музыки - это вид деятельности, включающий в себя умение слушать (культура слушания) и давать характеристику музыкального произведения (раскрытие музыкального образа). Предлагаемые для слушания музыкальные произведения даны по программе "Музыка" авторов Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.

Культура слушания показывает общий уровень культуры, умение слушать музыку в концертной обстановке. Оценка за культуру слушания включается в средний балл суммы оценок по всем видам деятельности на каждом уроке.

Раскрытие музыкального образа - это выражение своих чувств и мыслей о музыкальном произведении с опорой на полученные во время уроков и при выполнении ДЗ сведения об эпохе и замысле композитора и пониманием выразительных средств музыкального языка (темп, лад, динамика, тембр и т.д.). Оценка за раскрытие музыкального образа выставляется с учётом письменной и устной работы над прослушанным произведением и включается в средний балл суммы оценок по всем видам деятельности на каждом уроке.

44 .Методика иллюстрирования литературных произведений на уроках Изо в нач. школе.

Школа должна учить не только логическому, но и творческому мышлению развить чувства. И здесь уже не обойтись без обучения искусством (а не искусству - это уже дело художественных школ).

-У детей д.б развита наблюдательность, эмоциональная чуткость к восприятию художественных произведений;

-Дети могут при восприятии художественных произведений “расшифровывать” их, вычленять идеи, средства выразительности, которыми пользовался автор при их создании.

Правильным направлением в преподавании изобразительного искусства, отвечающим возрастным особенностям учащихся начальных классов, следует считать такое, которое сочетает возможность творческого воображения детей с серьёзным обучением.Ребёнку присущи в рисунке непосредственность и искренность, смелость выражения своих представлений. Эти черты, как залог творческого развития личности, необходимо бережно сохранять, поощрять и развивать. Поэтому обучение не должно непосредственно и грубо вторгаться в творческий процесс младшего школьника.

Важную роль на уроках изобразительного искусства играет использование литературных произведений. Сопоставление картины со стихами помогает детям понять образ произведения изобразительного искусства и выявляет эстетические возможности их восприятия. Задания, посвящённые “графической речи” школьников, имеет целью перевести их в ситуацию, более свойственную этому возрасту, а именно - от словесных оттенков к рисованию, к деятельности. Эти задания должны активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования, во время которого дети видят то, о чём они рассказывают и стараются подражать не словам учителя, а воспринимать произведение искусства. Рисование по памяти даётся для развития образного мышления, образной памяти и др. Поэтому развитие этих чувств – важная забота и детских учебных заведений, и семьи. Очень важно, чтобы взрослые, показывая детям репродукции, сумели довести до сознания детей, что художник хотел сказать своей картиной и как он это сделал, как бы ввести ребёнка в лабораторию художника.

Только при этом условии детям раскрывается замысел художника и художественное произведение найдёт у них эмоциональный отклик.

Следует не забывать и об учёте индивидуальных и возрастных возможностях школьников. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории.

При ознакомлении же детей с художественными произведениями мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определённые педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надёжнее решены, чем незаметнее они для детей. Учитель должен задействовать в восприятии все сферы деятельности ребёнка: и эмоциональную, и интеллектуальную, и нравственно-волевую. А значит, должен реализовать три группы задач: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с художественным произведением не даст должных результатов, и ребёнок может вовсе потерять интерес к искусству. Также важным моментом является развитие наблюдательности в процессе наблюдения произведений искусства, потому что именно высокий уровень развития наблюдательности является одним из основных условий получения выразительного искусства.

Развитие наблюдательности требует значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего школьника. Для развития наблюдательности обязательно нужно развить внимание, зрительную память, образное мышление. Для этого надо вести систематическую работу по культуре наблюдения у детей.

Любая работа с художественными произведениями не должна быть стихийной. Для этого нужна особая методика знакомства с произведениями искусства, направленная на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний. Подобной методики мы нигде не встречали. Лишь её начальные элементы мы видим в программе Неменского Б.М. “Изобразительное искусство и художественный труд”. Здесь мы видим работу по выявлению возможностей и активизации отклика на произведение искусства при помощи музыки и литературы.

Чтобы уроки были эффективными, следует, прежде всего, продумать количество произведений, отбираемых для показа, и возможности их восприятия учащимися. Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребёнка, всей совокупностью содержания и выразительных средств.Ознакомление учащихся начальных классов с произведениями изобразительного искусства и литературы (в частности поэзии) можно осуществлять на практике двумя путями:

а) в процессе учебных занятий по темам программы

б) путём специальных бесед об изобразительном искусстве

Демонстрация отдельных произведений изобразительного искусства должна идти по различным темам (например, рисование с натуры, декоративная работа, рисование на темы). Это позволяет ознакомить учащихся с применением изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников. А полученные таким образом сведения систематизируются в специальных беседах и перекладываются в практику во время творческой работы.И уже в начальных классах у детей накапливаются впечатления, связанные с художественными образами, способствующие развитию умения “читать” художественные произведения.

Вместе с тем уроки восприятия искусства должны быть в известной мере самостоятельными; в целом ряде случаев они являются ведущим звеном в определении содержания обучения и развития ребёнка по другим предметам. Практика свидетельствует, что многие сведения из различных областей знания дети получают на таких уроках в начальной школе: сведения из истории нашей и других стран, о природе и окружающем мире, о труде и производстве.

Анализ произведений живописи основывается на колорите полотна. Это позволяет сделать вывод о переданном художником настроении и самостоятельно подойти к трактовке сюжета произведения. Но этого не достаточно, особенно для произведений бытового, исторического и сказочного жанров. Следует продолжить работу и включить в анализ такие компоненты, как обращение к традициям и обрядам народа и выявление религиозных событий.

Методика использования литературных произведений на уроках изобразительного искусства с каждым классом усложняется, но всегда большое внимание уделяется наблюдениям.

Для развития наблюдательности используются следующие методы (они указаны в той последовательности, в которой рекомендуется их использовать):

наблюдение явлений, передающих общее содержание стихотворения (по возможности);

беседа о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка;

предшествующее наблюдению рассматривание картин, иллюстраций, отражающих рассматриваемые образы;

рисование только на основе восприятия литературного или музыкального произведения;

рисование с натуры картин, описанных в произведении, воспроизведение увиденных образов при восприятии музыки.

При анализе рисунков следует учить детей самих рассказывать о своём рисунке, высказывать своё мнение обо всех работах в целом и о понравившихся. По окончании анализа дети должны обращать внимание в работах товарищей на передачу цветом оттенков окраски, общего колорита, настроения, на разнообразие композиции, на изображение формы, её характерных признаков, деталей, на передачу пропорций предмета, его размеров, на наличие выразительных образов произведения.

Музыкальная грамота

Немаловажное значение в системе начального воспитания занимает музыкальное образование, так как нравственно-эстетическое воспитание ребенка является важной стороной развития личности и воспитания. Возраст младшего школьника является самым успешным для восприятия мира искусств, потому как 7-8 летний ребенок наиболее эмоциональнее и чувствительнее воспринимает окружающую действительность.

Существует множество программ по преподаванию музыки в начальной школе, на которые опираются учителя музыки и право педагога выбрать ту программу, которая совпадает с его взглядами на ребенка и на роль музыкального искусства в его жизни. Но самое главное не как обучить своих учеников музыке, а как их увлечь! Творчески подходя к программе, учитель не должен разрушать ее тематическое построение, все должно быть последовательно и органично, однако план урока должен быть у учителя в голове, о чем ребята догадываться не должны.

И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей тесным образом связана с музыкально – познавательной деятельностью.

В процессе всех форм музыкальной деятельности ребята узнают закономерности музыкального языка, знакомятся с основами нотной грамоты, учатся сами исполнять музыку.

Что касается музыкальной грамоты, то в программах по музыке, созданных на сегодняшний день мнения разные. Одни авторы программ считают важным и необходимым вводить элементы теории музыки, другие считают, что музыкальную грамоту нужно полностью исключить из начального этапа обучения. Однако музыкальная грамотность и музыкальная грамота понятия не тождественные. Музыкальная грамотность - это способность и желание ребенка воспринимать музыку эмоционально, понимать ее, чувствовать стиль автора, исполняемого произведения даже не зная сочинения. А музыкальную грамоту или элементы теории музыки нужно включать очень осторожно, после накопления некоторого слухового опыта у ребенка. В начальной школе при обучении музыки не должно быть никаких правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...