Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведущих уголовное судопроизводство




 

Сущность специально-предупредительной деятельности субъектов, ведущих уголовное судопроизводство, выражается в анализе установленных обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Обстоятельства, подлежащие устранению, исходя из связи с совершившим его лицом (лицами), можно четко разграничить на две группы:

а) связанные с лицом, совершившим преступление, констатация которых обусловлена его наркозависимостью;

б) существующие независимо от лица, совершившего преступление, и связаны с событием преступления, объективными условиями, способствовавшими его совершению.

Установление 1-й группы обстоятельств в соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» и в силу положений ч. 5 ст. 73 УК РФ, при назначении условного осуждения лицу, нуждающемуся в лечении от наркомании, суд может возложить на него обязанность по прохождению курса лечения от наркомании.

При решении вопроса об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений 2-й группы, субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, необходимо руководствоваться положениями ст. 158 ч.2, ст. 29 ч. 4 УПК РФ. Суть указанных правовых предписаний закона заключается в том, что субъекты, ведущие уголовное судопроизводство вправе внести в соответствующую организацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранению обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Вместе с тем, анализ ч. 2 ст. 73 и ч. 2 ст. 158, ч. 4 ст. 29 УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что если выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, является обязанностью субъектов, ведущих уголовное судопроизводство, то внесение представления – не более чем право (в отличие от ранее действующей ст. 21 УПК РСФСР). В этой ситуации необходимо руководствоваться разъяснениями Пленума ВС РФ № 14 от 15 июня 2006 г. (п.36), который указал, что, учитывая высокую общественную опасность преступлений, связанных с незаконными оборотом наркотиков, следует во всех необходимых случаях реагировать путем внесения частных определений, постановлений (представлений) на обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений.

Представление является процессуальным решением властного характера, облекаемым в форму процессуального документа (приложение № 165 УПК РФ).

Поэтому даже тогда, когда предложенные в нем меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, носят рекомендательный характер, устранение этих обстоятельств является обязанностью для соответствующих организаций и должностных лиц.

Сам факт внесения представления является юридическим основанием для осуществления профилактической деятельности соответствующей организацией или должностным лицом, которые обязаны сообщить следователю (суду на частное определение, постановление) о результатах своих действий.

В случае умышленного игнорирования требований суда (судьи) следователя, дознавателя, прокурора о необходимости принятии мер по ликвидации негативных обстоятельств, обусловивших совершение преступления, должностные лица должны привлекаться к административной ответственности, которая предусмотрена ст.ст. 17.4, 17.7 КОАП РФ и влечет наложение административного штрафа (5-10 МРОТ, 20-30 МРОТ).

В виду того, что представление является юридическим основанием для привлечения лица, создавшего благоприятные условия для совершения преступления к административной, дисциплинарной, а в ряде случаев к уголовной ответственности, представление должно быть обоснованным, основанным на доказательственной информации.

В ходе уголовного судопроизводства по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, могут выявляться:

1. Лица, склонные к потреблению наркотиков:

- несовершеннолетние и молодежь из групп повышенного риска, неформальных объединений молодежи (в т.ч. культтуристских, религиозно-сектанских), ориентированных на потребление наркотиков и иных психоактивных веществ;

- представители творческой интеллигенции и спортсмены, употребляющие психоактивные вещества для стимуляции творческой и физической активности;

- лица, страдающие психическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями при лечении которых используются лекарственные наркосредства;

- подростки, проживающие в семьях, где имеются лица, потребляющие (потреблявшие) наркотики, больные алкоголизмом, наркоманией;

- подростки, проживающие в так называемых неблагополучных семьях, «постояльцы» детских приемников-распределителей, убегающие из дома, общающиеся со сверстниками цыганской диаспоры;

- несовершеннолетние, поддерживающие дружеские отношения с лицами, ранее судимыми за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, либо известными как потребители наркотических или иных одурманивающих средств;

- подростки, периодически приобретающие психотропные средства в аптечных учреждениях; ацетон, ангидрид уксусной кислоты, растворители в хозяйственных магазинах, иных торговых точках;

- увлекающиеся наркогенной литературой (Дж. К. Лили, Ст. Гроффа, К. Кастанеды), из которых первые два автора преподносят философское и «медицинское» обоснование приема ЛСД, а последний – псилобицина как средства шаманизма);

- дети криминальных предпринимателей и представителей элитных кругов общества, посещающие дискотеки, бары, дорогостоящие притоны разврата.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость внесения представления в оперативные подразделения правоохранительных органов с целью постановки на соответствующий оперативный учет, осуществление наблюдения и контроль за их поведением и образом жизни, а также окружающих их лиц.

2. В случае установления «зон риска», выявления мест сбыта, приобретения и потребления наркотиков, иных психоактивных веществ в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях, субъекты, ведущие уголовное судопроизводство, вправе внести представление в органы управления образования и общеобразовательных учреждений:

- о необходимости принятия мер по обеспечению охраны территорий образовательных учреждений, ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательных учреждений некоторых лиц;

- о необходимости организации правовой пропаганды, информационно-просветительной работы с обучающимися, учителями, родителями обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися, потребляющими психоактивные вещества и (или) совершающими иные правонарушения, связанные с НОН, в целях оказания им  педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи, предупреждения антиобщественных действий.

В процессе уголовного судопроизводства необходимо принимать меры и к искоренению условий, способствующих приобщению лиц к приему наркотиков, совершению их хищений. Обращать внимание должностных лиц на выявленные недостатки в учете рецептурных бланков и наркотических средств, на нарушения установленных правил хранения, учета, отпуска наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях химико-фармацевтической промышленности, в научно-исследовательских институтах, лабораториях и требовать их устранения.

В соответствие с ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998 г. представление (частное определение, постановление) субъектов, ведущих уголовное судопроизводство, является юридическим основанием для отказа в выдаче лицензии юридическому лицу на вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, при установлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии условий для обеспечения учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ (ст. ст. 10, 11 ФЗ РФ).

В случае повторного нарушения юридическим лицом положений ст. 46 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», запрещающей пропаганду и ограничивающую рекламу в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и непринятии мер по представлению субъектов, ведущих уголовное судопроизводство, деятельность юридического лица может быть приостановлена или прекращена по решению суда.

В случае установления обстоятельств, дающих основание полагать, что юридическое лицо осуществило финансовую операцию в делах легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ в силу ст. 52 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществ» представление следователя является  юридическим фактом для предъявления в суд требования о ликвидации указанного юридического лица.

Практика расследования преступлений в сфере незаконного оборота психоактивных веществ выработала два основных направления реализации субъектами, ведущими уголовное судопроизводство, специальную предупредительную деятельность:

1. Предупреждение по материалам, конкретного дела (группе дел) в соответствии со ст. 158 ч. 2 УПК РФ.

2. Предупреждение преступлений в районе, регионе, когда профилактические меры выходят за рамки конкретного уголовного дела.

При анализе и обобщении причин и условий по уголовному делу (группе дел), а также прекращенным уголовным делам и отказным материалам, можно выявить, какие виды преступлений наиболее характерны в данном регионе, какая категория лиц в большей степени привлекается к уголовной ответственности (ранее судимые, наркоманы, несовершеннолетние), констатировать такие факты, как появление мест открытого потребления психоактивных веществ, появление новых и, соответственно, увеличение числа и разнообразия видов наркотических средств, распространение культивирования наркотикосодержащих растений в физически труднодоступных местах, и рост числа подпольных лабораторий по производству наркотических средств, увеличение количества случаев приобретения, в том числе хищений, наркотических средств в медицинских учреждениях, усиление степени организованности совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, появление новых каналов наркотрафика.

Анализ указанных обстоятельств может послужить основанием для внесения обобщенного представления в адрес руководителей компетентных правоохранительных структур о необходимости проведения комплексных общепрофилактических операций «Мак», «Допинг», «Канал», а также специализированных операций «Подросток-игла», «Подросток-«школа».

По второму вопросу необходимо констатировать следующий вывод:

Специальное предупреждение – система процессуальных средств, направленных на выявление причин наркопреступлений и условий, им способствующих, и принятие мер к их устранению.

В этом аспекте дается толкование следственно-судебной практики Пленумом Верховного суда РФ № 14 от 15 июня 2006 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». Если в ходе судебного разбирательства дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами, будут выявлены обстоятельства, способствующие совершению преступления, то суд вправе в указанных и иных необходимых случаях реагировать путем вынесения частного определения (постановления), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на указанные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер (часть 4 статьи 29 УПК РФ).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...