Философские проблемы инженерной деятельности
Лекция 9.
9.1. Сущность инженерной деятельности 9.2. Классическая инженерная деятельность 9.3. Системотехническая деятельность 9.4. Социотехническое проектирование
9.1. Сущность инженерной деятельности Социальное значение инженерной деятельности в жизни современного общества возрастает по мере развития научно-технического прогресса. Задачи практического применения научных знаний, повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край как экономики так и современной культуры. Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большей направленности на вопросы маркетинга и сбыта, учета социально-экономических факторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивных параметров будущего изделия. Инженерная деятельность предполагает регулярное использование научных знаний (то есть знаний, полученных в научной деятельности) для создания искусственных, технических систем – сооружений, устройств, механизмов, машин и т. п. В этом заключается ее отличие от технической деятельности, которая основывается более на опыте, практических навыках, догадке. По своей натуре инженерная деятельность иметь отношение к умственному труду. Своеобразным средством умственного труда является сознание человека, оперирующее такими идеальными «инструментами», как различные понятия, суждения, умозаключения. «Техническими способами» материализации умственного труда являются анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, формализация, моделирование и другие приемы познавательной деятельности. Продукты умственного труда - это не сами материальные вещи, а их образы, идеальные модели, идеи, научно-технические гипотезы, теории, принципы, т. е. духовные ценности человеческой культуры. Эти идеальные продукты умственной деятельности человека не являются простой копией реальных объектов, процессов и их различных комбинаций. Они обладают относительной самостоятельностью.
Инженерная деятельность - труд сложный, насыщенный творческими элементами. Особенности его связаны со свойствами предмета труда, которыми для инженеров является техника. «Техника есть то единичное, что объединяет всех инженеров, независимо от того, в какой среде общественной жизни используется их труд. Инженерная деятельность, как умственный труд, как знаковая деятельность направлена непосредственно на создание техники и в этом смысле является технической деятельностью в отличие от деятельности других специалистов, труд которых необходим для создания техники, но действует на нее опосредованно»[1]. Инженерная деятельность - это особый, относительно самостоятельный вид высококвалифицированного, сложного труда, направленный главным образом на создание и преобразование при помощи специальных методов и средств технических и технологических систем и процессов, их ускорение на основе достижений науки, технического процесса. В узком смысле слова, инженерная деятельность идентифицируется со знаковой деятельностью, направленной на изучение, разработку, эксплуатацию и усовершенствование технических объектов или технологической организации производства, основанной на использовании передовых научно-технических знаний и средств умственного труда. В широком смысле слова, инженерная деятельность выступает как широкий ряд профессиональной деятельности, охватывающей практически все сферы материального и духовного производства, управления, культуры. Инженерному решению подлежит внедрение не только новой физической идеи, но и теоретических разработок в сфере экономики и планирования, культурном строительстве, в регулировании социальных процессов.
Таким образом, прогрессивное воздействие на развитие технического базиса производства является главной функцией инженерного труда. К ней присоединяются также научно-техническая, управленческая, нравственно-воспитательная, гуманистическая функции. Внутреннюю структуру инженерной деятельности (в узком значении термина) можно представить как совокупность последовательных, функционально обусловленных действий, обеспечивающих: – переход от общих теоретических и эмпирических знаний о технике к конкретному решению технической проблемы, представленному в виде графических изображений, чертежей, схем, макетов, таблиц, моделей, описаний и т. п.; – техническое руководство созданием и функционированием технического объекта, для чего необходимо определить содержание и последовательность задач, а также специфику применяемых средств труда. Средства инженерного труда обладают своей спецификой, выступают одной из сущностных характеристик труда, показателем развития не только технологических, но и общественных отношений. Инженер применяет материальные и духовные средства. Материальные средства инженерной деятельности в совокупности составляют инженерную технику (информационная техника на базе ЭВМ, предназначенная для сбора, хранения и предоставления пользователю информации; оргтехника; измерительные приборы и устройства; испытательная аппаратура и стенды и т. п.). К духовным средствам инженерной деятельности относятся научные знания, методы и результаты научной деятельности, которыми инженер обыкновенно пользуется в виде готовых формул, графиков, таблиц и методик расчетов, содержащихся в справочниках, технических и технологических инструкциях. Также средствами инженерного труда выступают социально-технические нормы, стандарты, технические условия, отраслевые нормативы, правила техники безопасности и др. Не следует отождествлять инженерную деятельность только с деятельностью инженеров, которые часто вынуждены выполнять техническую, а временами и научную деятельность (если, например, имеющихся знаний недостаточно для создания какой-либо конкретной технической системы). В то же время ученые обращаются к изобретательству, конструированию, проектированию, т. е. осуществляют какое-то время, параллельно с научной, инженерную деятельность. Поэтому инженерную деятельность необходимо рассматривать независимо от того, кем она реализуется.
Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных, естественных и технических дисциплин. В развитии инженерной деятельности и проектирования можно выделить следующие три основные этапа: 1) классическая инженерная деятельность; 2) системотехническая деятельность; 3) социотехническое проектирование.
9.2. Классическая инженерная деятельность На первых этапах своего профессионального развития инженерная деятельность была ориентирована на применение знаний естественных наук (главным образом, физики), а также математики, и включала в себя изобретательство, конструирование опытного образца и разработку технологии изготовления новой технической системы. Инженерная деятельность, вначале выполняемая изобретателями, конструкторами и технологами, близко объединена с технической деятельностью (реализовываемой на производстве техниками, мастерами и рабочими), которая становится исполнительской по отношению к инженерной деятельности. Со временем структура инженерной деятельности усложняется. Функции инженерной деятельности Классическая инженерная деятельность включает в себя изобретательство, конструирование, инженерные исследования и проектирование (то, что обеспечивает развитие производства), а также и организацию изготовления (производства) технических систем. При помощи изобретательской деятельности, используя научные знания и технические изобретения, заново строятся новые принципы действия, способы реализации этих принципов, конструкции технических систем или отдельных их компонентов.
Только на первых этапах становления инженерной деятельности изобретательство опирается на эмпирический уровень знания. В условиях же развитой технической науки разнообразные изобретения основываются на тщательных инженерных исследованиях и сопровождаются ими. В начале организации изобретательской деятельности определяются тенденции и перспективы технического развития, курс технической политики и соответственно намечаются основные параметры инженерной задачи, т. е. формируется ответ на вопрос, что нужно производству, следовательно, необходимо соблюдение функции анализа и технического прогнозирования. Исследовательская функция инженерной деятельности состоит в поиске принципиальной схемы технического устройства или технологического процесса, т. е. определяется направление, которое приведет к поставленной цели. Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований в технических науках, вплетены в инженерную деятельность, реализовываются в сравнительно короткие сроки и содержат предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ вероятности использования уже полученных научных данных для конкретных инженерных расчетов, характеристику эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных исследований и т. д. Инженерные исследования проводятся в сфере инженерной практики и направлены на конкретизацию имеющихся научных знаний применительно к определенной инженерной задаче. Результаты этих исследований находят свое применение, прежде всего в сфере инженерного проектирования. Такие инженерные исследования осуществляются крупными специалистами в области конкретных технических наук, порой они выступают в качестве экспертов при разработке сложных технических проектов. В процессе функционирования и формирования инженерной деятельности в ней происходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний, которые представляют собой эвристические методы и приемы, разработанные в самой инженерной практике. В процессе дальнейшего прогрессивного развития инженерной деятельности эти знания становятся предметом обобщения в науке. С течением времени в естественных науках формируются постепенно особые разделы, специально ориентированные на обслуживание инженерной практики. Кроме ученых-теоретиков и ученых-экспериментаторов, появляются специалисты в области прикладных исследований и технических наук, задача которых – обслуживание инженерной деятельности.
В настоящее время имеется множество областей технической науки, относящихся к различным сферам инженерной деятельности. В технических науках выработаны специализированные теоретические принципы, построены специфические идеальные объекты, введены новые научные законы, разработан своеобразный математический и понятийный аппарат. Также следует помнить, что технические науки достаточно четко ориентированы на решение инженерных задач и имеют вполне определенное качество. Главная цель технических наук – формирование практико-методических рекомендаций по применению научных знаний, полученных теоретическим путем (в сфере технической науки – технической теории) в инженерной практике. Специфика технической науки обусловливается необходимостью применения ее результатов не столько для объяснения естественных процессов, сколько для конструирования технических систем. Конструкторская функция дополняет и развивает исследовательскую, а порой и сливается с ней. Особенное ее содержание заключается в том, что технический замысел получает определенную форму, переводится на язык, чертежей, воплощаясь в техническом, а затем и рабочем проекте. С развитием массового производства для того, чтобы изобретение оказалось в промышленности, возникает необходимость его специальной проектно-конструкторской подготовки. Конструирование представляет собой разработку конструкции технической системы, которая далее реализуется в процессе его изготовления на производстве. Конструкция технической системы представляет собой установленным образом связанные стандартные элементы, выпускаемые промышленностью или изобретенные заново, и является общей для целого класса изделий производства. Постепенно в инженерной деятельности выделились новые направления, тесно связанные с научной деятельностью (но не сводимые к ней), с проработкой общей идеи, замысла создаваемой системы, изделия, сооружения, устройства. Прежде всего, таким направлением является проектирование. Функция проектирования заключается в конструировании целой технической системы из созданных конструкторами агрегатов и механизмов, учитывая при этом не только технические, но и социальные, эргономические и другие параметры объекта. Проектирование как особый вид инженерной деятельности складывается в начале ХХ столетия и связано вначале с деятельностью чертежников, необходимостью специализированного, верного графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительным исследованием. В инженерном проектировании различают «внутреннее» и «внешнее» проектирование. Внутреннее проектирование связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; внешнее проектирование направлено на проработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке. Таким образом, техническая идея приобретает свою окончательную форму в виде чертежей рабочего проекта и технической документации. Проектирование различается от конструирования. Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ и т. д. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т. е. потребность в создании определенных объектов. Результат конструкторской деятельности должен быть обязательно осуществлен в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы. Обеспечение функционирования производства в инженерной деятельности соединено с монтажом уже готовых элементов конструкции и с параллельным изготовлением новых элементов. Технологическая функция связана с выполнением задачи: как изготовить то, что изобретено? Исходным материалом деятельности изготовления являются материальные ресурсы, из которых создается изделие. Необходимо соединить технологические процессы с трудовыми и сделать это таким способом, чтобы в результате взаимодействия людей и техники затраты времени и материалов были минимальны, а техническая система работала продуктивно. Функция регулирования производства. Ее задача организовать производство изделия, подчинить совместную деятельность работников решению конкретной технической задачи. Функция эксплуатации и ремонта оборудования состоит в отладке и техническом использовании машин, автоматов, технологических линий, контроль за режимом их работы. Функции инженера в данном случае заключаются в организации производства конкретного класса изделий и разработке технологии изготовления определенной конструкции технической системы. Возрастание специализации различных видов инженерной деятельности привело к необходимости ее теоретического описания: во-первых, в целях обучения и передачи опыта и, во-вторых, для осуществления автоматизации самого процесса проектирования и конструирования технических систем. Выделение проектирования в сфере инженерной деятельности в самостоятельную область деятельности привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию относительно простых технических систем. Следствием этого кризиса было формирование системотехнической деятельности, направленной на создание сложных технических систем. Функция системного проектирования состоит в том, чтобы всему циклу инженерных действий сообщить цельную направленность, комплексный характер. 9.3. Системотехническая деятельность Комплексное теоретическое исследование в системотехнике включает в себя ряд одноаспектных и одноплановых теоретических исследований и характеризуется множеством частичных идеальных объектов. Средства и способы исследования находятся в разнообразных научных дисциплинах или разрабатываются специально применительно к каждой конкретной проблеме. В комплексном теоретическом исследовании должны быть учтены все частные представления, обобщены и переформулированы в своего рода частные теории систем, а их абстрактные объекты представлены как особые специальные системы, которые синтезируются в зависимости от решаемой задачи в различные комплексные модели сложной технической системы. Пространство всех возможных, в том числе и вероятностных, комплексных системных моделей вместе с совокупностью специальных систем и составляет фундаментальную теоретическую модель системотехники. Теоретическая модель системотехники является, с одной стороны, обобщением частных теоретических схем, используемых в ней теорий, а с другой – конкретизацией системной картины мира, которая задает методологический принцип конструирования комплексных системных моделей сложных технических систем, т. е. позволяет экстраполировать накопленный в системотехнике опыт на будущие проектные ситуации. Комплексные системные модели сложной технической системы, приобретенные на теоретическом уровне, могут быть применены как исходный пункт проектирования новых систем, что делает это исследование одновременно и теоретическим и ориентированным на инженерную практику. Концептуальный каркас системотехнической теории составляют системные суждения и понятия, специфицированные под соответствующий класс комплексных научно-технических задач. В него включаются также обусловленным образом осознанные и систематизированные понятия тех научных дисциплин, которые употребляются для решения системотехнических задач. Например, математический аппарат в системотехнике предназначен как для инженерных расчетов, так и для анализа и синтеза теоретических схем сложных систем, т. е. дедуктивных преобразований абстрактных объектов, что обеспечивает саморазвитие системотехнической теории и дает возможность получения новых знаний без обращения к инженерной практике. В системотехнической теории на материале одной и той же сложной технической системы строится несколько оперативных полей, которым соответствуют различные типы теоретических схем, обладающих в ней рядом существенных особенностей. Главная проблема заключается в переходе от синкретического (т. е. соединенностью того, что внутренне не соединимо) описания сложной инженерной проблемы с помощью теоретических средств и представлений самых различных научных дисциплин к однородной абстрактной теоретической схеме. Это позволит применить соответствующий математический аппарат, для чего и должен быть выработан способ единообразного описания качественно разнородных элементов. Абстрактные алгоритмические схемы были обобщены в кибернетике и стали рассматриваться в плане преобразования вещества, энергии и информации. Эти абстрактные алгоритмические схемы являются идеализированным представлением функционирования любой системы и исходным пунктом компьютерного программирования. Абстрактные структурные схемы на основе обобщения различного рода структурных схем (теории автоматического регулирования, теории сетей связи, а также схем, применяемых в социально-экономических исследованиях) формируются в так называемый структурный анализ сложных систем. Такое приведение к единообразию абстрактных структурных схем позволяет изучать объект в наиболее чистом виде, поскольку в них не остается иного содержания, кроме связей, их числа, дифференциального порядка, знака и конфигурации. Дальнейшее рассмотрение модели может быть осуществлено с помощью адекватных решаемой задаче алгоритмических языков имитационного моделирования, в которых на основе данной структурной схемы составляется соответствующая алгоритмическая схема функционирования модели, автоматически переводимая в машинный код, соответствующая определенной математической схеме. Современная техническая теория, в отличие от классической технической теории, ориентируется не на какую-либо одну базовую естественную науку, которой черпаются естественно-научные представления, методы и средства математики, а на методологические представления и понятия (системные, кибернетические и др.) и «универсальные» средства компьютерного имитационного моделирования. сведение Системные исследования получили обширное распространение в многообразных областях науки и техники. Например, в биологии их возникновение было связано с упором на исследовании не отдельных организмов, а всего многообразия связей в живой природе; в психологических концепциях – на движении против сведения психических явлений к их физиологической основе; в общей теории знаковых систем – на семиотике, связавшей лингвистическую, логическую, психологическую и социологическую трактовки знака; в кибернетике – на изучении информационных и самоорганизующихся процессов в технике, природе и обществе и т. д. Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид деятельности, включающий большое число исполнителей и функций, целью которой является создание больших технических систем. Можно выделить «горизонтальную» и «вертикальную» структуры системотехнической деятельности. Эти структуры воспроизводят существующую в системотехнике связь работ и специалистов: первая соответствует разновидностям элементов и аспектов системы (создание машинных блоков, проектирование «плоскости соприкосновения» человека и машины, разработка экономических, организационных и социальных аспектов системы и т.п.), вторая соответствует общей последовательности работ системотехнической деятельности (инженерное исследование, изобретательство, проектирование, конструирование, изготовление и внедрение, эксплуатация). В качестве важнейших компонентов системотехнической деятельности выделяются также методическая деятельность и научно-техническая координация. Всякую научную дисциплину, участвующую в образовании сложной технической системы, фактически представляет тот или иной специалист. Каждый этап этой деятельности также связывается с определенным составом группы универсалистов-системотехников, которые в тоже время должны быть и учеными-универсалистами. Кроме того, каждый член группы должен быть еще и специалистом в какой-нибудь узкой области (электронике, математике, той области, к которой относится решаемая задача и т. п.). Научные средства и дисциплины, используемых в системотехнической деятельности, не ограничиваются лишь естественными, техническими науками и математикой, а включает в себя также инженерно-экономические исследования, индустриальную социологию и инженерную психологию, необходимую, например, для проектирования деятельности человека-оператора в сложной технической системе. Таким образом, сегодня проектирование уже не может опираться только на технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и социально-экономических разработок привел к обособлению проектирования в самостоятельную область деятельности и трансформации его в системное проектирование, направленное на проектирование (реорганизацию) человеческой (например, управленческой) деятельности, а не только на разработку машинных компонентов. Если традиционное инженерное проектирование входит составной частью в инженерную деятельность, то системное проектирование, напротив, может содержать (если речь идет о создании новых машинных компонентов) или не содержать в себе инженерную деятельность. Сфера приложения системного проектирования расширяется, оно включает в себя все сферы социальной практики (обслуживание, потребление, обучение, управление и т.д.), а не только промышленное производство. Создается социотехническое проектирование, задачей которого делается целенаправленное изменение социально-организационных структур.
9.4. Социотехническое проектирование К середине XX века изменяется как объект инженерной деятельности, так и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей организации и самоуправления. В связи с интеграцией инженерной деятельности по различным ее отраслям и видам появляются так называемые универсалисты. И хотя статус этих универсалистов в системе дисциплинарной организации науки и в структуре специализированной инженерной деятельности до сих пор четко не определен, без них невозможно представить не только решение конкретных научных и инженерных задач, но и дальнейшее развитие науки и техники в целом. Научные и инженерные задачи становятся комплексными, и при их рассмотрении необходимо учитывать всевозможные аспекты, например экологические и социальные, казавшиеся ранее второстепенными. Строительство электростанций, химических заводов и подобных технических систем требует не просто учета «внешней» экологической обстановки, а формулирования экологических требований как отправных для проектирования. Все это предъявляет новые требования как к инженеру и проектировщику, так и к представителям технической науки. Их воздействие на природу и общество столь велико, что социальная ответственность их перед обществом неизмеримо возрастает. Таким образом, новое состояние в системном проектировании представляет собой проектирование систем деятельности. Здесь речь идет о социотехническом проектировании, где основное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Социотехническое проектирование – это проектирование без прототипов, и поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической или методологической сферах или в культуре в целом. Его можно охарактеризовать как особое проектное движение, в которое вовлечены различные типы деятельности: производственная, социального функционирования, эксплуатационная, традиционного проектирования и т.п. В роли проектировщиков стали выступать и ученые (кибернетики, психологи, социологи). Проектирование тесно переплетается с планированием, управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью. Вовлеченные в проектное движение, они не только трансформируются сами, но и существенно модифицируют проектирование вообще. Что же в таком случае позволяет называть все это проектированием? Сфера проектирования, хотя и включает в себя в настоящее время деятельность многих видов, оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя им все остальные. Рассмотрим основные проблемы социотехнического проектирования на примере градостроительного, эргономического проектирования, дизайна систем (художественного конструирования) и оргпроектирования. В градостроительном проектировании особенно остро стоит задача внедрения, с которой тесно связана разработка идей «перманентного проектирования», когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опыта функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемой системы. В связи с этим возникает сложная проблема организации и реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла) проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования (поскольку социотехническая деятельность вынуждена ориентироваться на целый комплекс наук, а не на какую-либо одну социальную и тем более техническую дисциплину). Методология проектирования практически обеспечивает связь проектирования с другими сферами (например, производством и потреблением), учитывая динамику каждой из этих сфер. Проникновение конкретно-методологических рекомендаций в канву проектировочной деятельности вообще характерно для всех видов социотехнического проектирования. Продукт социотехнической деятельности – сложную систему – нельзя пощупать как объект исследования классической технической науки или как штучное изделие, бывшее продуктом традиционной инженерной деятельности. В градостроительном проектировании жизненное пространство района или квартала, людские потоки и размещение элементов бытового обслуживания остаются вне поля зрения заказчика в момент сдачи объекта в эксплуатацию. Перед ним предстает лишь совокупность зданий, асфальтированных дорог и зеленых насаждений, и весь этот комплекс должен отвечать более или менее четким техническим и эстетическим требованиям. Однако это не означает, что последние требования существуют в реальности, а первые – нет. Напротив, недочеты авторов проекта самым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на их работоспособность и самочувствие. Но здесь вступают в силу социальные и психологические реалии, не регистрируемые с точки зрения традиционной инженерной позиции, которая была основана лишь на естественнонаучных знаниях и представлениях. Именно поэтому представители современных научно-технических дисциплин ищут опору в общей методологии, прежде всего в системном подходе, из которого они черпают основные понятия и представления. Однако чаще всего инженерно-технические специалисты не находят готовых интеллектуальных средств в достаточно разработанном (для решения стоящих перед ним конкретных научно-технических задач) виде и сами вынуждены становиться методологами определенного (конкретно-научного) уровня, достраивая недостающие теоретические схемы своей дисциплины. В настоящее время в так называемом художественном конструировании определилось четкое противопоставление «штучного дизайна» (проектирования единичных промышленных изделий) и дизайна систем. Дизайн не должен лишь дополнять инженерное конструирование. Он является более развитой формой проектирования. Особенностью дизайна систем является четкое осознание его связи с предшествующей художественной культурой. Дизайнер часто обращается за поиском образов, нужных образцов, концептуальных схем к культурному наследию человечества. Например, в контексте дизайна систем исследуется генезис типологических форм культурной программы, переосмысление классицизма и романтизма не столько как исторических явлений, сколько как фундаментальных типов и моделей художественного сознания, которые программируют подходы и творческие методы в дизайне систем. Дизайн, сам являясь органической частью современной культуры, особенно рельефно подчеркивает ее проектность, которая проявляется прежде всего в том, что наличие нереализованных проектов не менее важно для социума, чем уже реализованных. Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных ролей. Он, во-первых, выступает как исследователь и тогда действует в соответствии с нормами научно-теоретической деятельности. Во-вторых, ему приходится выполнять функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривать продукт своей деятельности как особого рода проект. В-третьих, он – художник, наследующий и эстетически преобразующий все достижения предшествующей художественной культуры в целях создания нового произведения искусства. Однако он вынужден также, не отождествляя себя полностью со всеми перечисленными ролями, осознать себя как дизайнера в рамках вполне определенного профессионального сообщества. Он должен представлять объект и процесс собственной деятельности как единое целое – единую систему и целостную деятельность, как дизайн систем. Эта многоликость, и в то же время единство, профессиональных ролей приучает его мышление к внутренней диалогичности и рефлексии, к необходимости постоянно мысленно заимствовать у участников кооперации их позиции и восстанавливать их логику, разрушает традиционную для классической естественной и технической науки монологичность и монотеоретичность, стирает грани между исследованием и проектированием, собственно получением знаний и их использованием, между знанием и деятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь вспомогательные функции оформителя в группе проектировщиков, в других он играет ведущую роль, контролируя все параметры проектируемой вещи, но нередко он выполняет нечто среднее между этими двумя типами деятельности, координируя специалистов-проектировщиков. Кроме того, в сферу проектирования попадает и организация процесса проектирования. Главное своеобразие дизайна систем по сравнению с дизайном вещей состоит в том, что сама организационная ситуация становится предметом осмысления, моделирования и программирования, неотъемлемой частью объекта проектирования. На примере эргономического и инженерно-психологического проектирования наиболее отчетливо видно, что здесь осуществляется проектирование именно человеческой деятельности (в человеко-машинных системах). Это – комплексный вид деятельности, методологической основой которой является системный подход. Задачей эргономики является разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей техники и создании новой технологии, а также соответствующих условий деятельности. Весьма близким к эргономическому проектированию и по генезису, и по объекту, и по структуре, и по методам является инженерно-психологическое проектирование (они различаются лишь в дисциплинарном плане: последнее более жестко ориентировано на психологию как на базовую дисциплину). В инженерно-психологическом проектировании первоначально человеческие факторы рассматривались лишь наряду с машинными компонентами и даже как подчиненные им. В этом плане оно было вначале лишь частью системотехнического проектирования. На современном этапе развития речь идет о проектировании человеческой деятельности, в которую включены машинные средства. В настоящее время в инженерно-психологическом проектировании можно выделить три основные установки: системотехническую, инженерно-психологическую и социотехническую. В первом случае сугубо технический подход превалирует над гуманитарным. Согласно системотехнической точке зрения, машинное функционирование, индивидуальная деятельность человека и деятельность коллектива людей могут быть адекватно описаны с помощью одних и тех же схем и методов, которые создавались для описания функционирования машины. Сторонники этой точки зрения мыслят инженерно-психологическое проектирование как составную часть системотехнического проектирования, а проект деятельности оператора для них, как правило, полностью исчерпывается алгоритмом его работы, лишь с указанием на специфику человеческого компонента. В социотехническом проектировании объектом проектирования становится коллективная человеческая деятельность, поэтому оно неизбежно должно ориентироваться на социальную проблематику как на определяющую. Объектная же область инженерно-психологического проектирования ограничивается индивидуальными аспектами деятельности. Таким образом, инженерно-психологическое проектирование представляет собой промежуточный вариант между системотехническим и социотехническим проектированием. Эргономическое же проектирование по самой своей сути является социотехническим, поскольку, наряду с психологией, физиологией, анатомией, гигиеной труда, в нем большое внимание уделяется социальным, социально-психологическим, экономическим и другим факторам. Если системотехника ориентирована, в конечном счете, на максимально возможную и разумную автоматизацию че<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|