Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материя как субстанция: субстанциональное, т.е. сущностное основание материального единства мира.

Рассматривая представления о материи материалистов Нового времени, следует отдельно сказать об одной важной особенности понимания субстанции Спинозой. В целом его концепция о субстанции как природе не вышла за пределы метафизического, механистического материализма. Вместе с тем спинозовское понимание субстанции по способу осмысления сущности последней принципиально отличается от представлений о материи других домарксовских материалистов.

Это отличие заключается в том, что в своем исходном определении субстанции Спиноза, по существу, осмысливает последнюю не в аспекте вещи и свойства, а как определенное отношение (связь). Под субстанцией он разумеет «то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться».Субстанцию Спинозы невозможно наглядно представить. В рамках приведенного определения она есть абстракция, выражающая в самом общем виде не что иное, как причинно-следственную связь. Спинозовская субстанция есть

(4). И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. Философия.

то, что в себе самом содержит собственную причину и для себя самого является следствием. В этом и заключена ее сущностная определенность.

В философии Спинозы впервые была предпринята весьма плодотворная попытка теоретического понимания материи как субстанции. Его определение субстанции можно рассматривать в качестве философского положения, по своему характеру и научному статусу (но не по содержимому) родственного диалектико-материалистическому пониманию материи. [5]

Категория материи, понимаемая как субстанция, не тождественна по содержанию тому понятию материи, которое используется в гносеологическом плане при решении основного вопроса философии. Если в рамках гносеологии материя выступает в качестве первичного потому, что она не есть сознание, то материя, рассматриваемая как субстанция, включает в себя и сознание в форме одного из своих определений. Не случайно Маркс писал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

В этой мысли Маркса примечательно то, что идеальное относительно материального есть не что-то другое, а именно материальное, но взятое в особой форме. Однако эта специфическая форма и составляет особую природу идеального, так что противопоставление материи и сознания и в рамках содержания категории «субстанция» остаётся, но уже в снятом виде. Иначе говоря, при субстанциальном подходе акцент делается на моменте единства материального и идеального, в целом – на материальном единстве существующего мира.

В этом как раз и заключается принципиальное различие категории материи, фигурирующей в решении основного вопроса философии, и категории материи, взятой в качестве субстанции. Понятие субстанции является конкретизацией онтологического аспекта категории «материя», фиксирующего её внутреннюю связь с движением. Там же, где движение становится отправным пунктом философского анализа, выделенные мыслью противоположности материи и сознания не могут больше рассматриваться в качестве застывших и не имеющих связи полярностей. Категория субстанции по самой своей сути есть категория диалектики, но такая, через которую осуществляется теоретический синтез диалектики и материализма.

(5) Кучевский В. Б. Анализ категории “материя”.

Выражая собой в области философской теории переход сущности в существование, категория субстанции может быть адекватно своему содержанию проанализирована посредством целого ряда абстракций, среди которых особое место занимают понятия общего и единичного и бытия и небытия, о чем свидетельствует и философская традиция.

Посредством категории «субстанция» философская мысль схватывает и удерживает всеобщее в единстве его сущности и существования. Именно поэтому материя, начиная со Спинозы, в философии рассматривается в качестве причины самой себя, т. е. того, сущность чего заключает в себе собственное существование. Субстанция – это то, что не только обладает существованием, но и содержит в самом себе все необходимые основания для этого. Иначе говоря, это то, что для себя самого является и сущностью, и существованием одновременно. «Причина самого себя, – писал Гегель, – есть такая причина, которая, действуя и определяя некое другое, порождает лишь само себя».

Материя как причина самой себя предстаёт подлинно абсолютной, т. е. ни от чего не зависимой реальностью. Поскольку все конкретно взятое бытие, бесконечное в своих многообразных формах, не имеет в самом себе оснований для собственного существования, постольку оно выступает преходящим состоянием субстанции, тем, что порождается последней и поэтому по своей природе является модусом субстанции. Признание же того, что материя заключает в себе основание для собственного существования и существования всех налично данных реальностей, исключает возможность признания существования двух и более субстанций. Охватывая собой все сущее в форме единого, материя выступает как то, за пределы чего невозможно выйти. Определению субстанции противоречит идея о множественности субстанций. Из него следует, что при наличии двух субстанций ни одна из них не является на самом деле таковой. Несостоятельность дуализма в философии изначально коренится именно в данном логическом пункте понимания материи как субстанции.

Рассматривая материю как субстанцию, мы тем самым осмысливаем её не только как сущность, но и как существование, не только как объект, но и как «субъект всех своих изменений». Поэтому в рамках субстанциального подхода к реальному миру противоположность материи и сознания предстаёт в форме соотношения материального и идеального, которые на уровне субстанции имеют один и тот же онтологический статус, ибо каждое из них выражает бытие материи.

Поскольку субстанция для самой себя выступает и как сущность, и как существование, то её самореализация происходит в двух типах определения – в атрибутах и модусах. Первые представляют собой определения её как сущности, которые поэтому обладают характером всеобщности и необходимости. Вторые представляют собой определения её как существования, связанного с единичным и случайным проявлением её всеобщей сущности.

Объективная логика развёртывания атрибутов субстанции в процессе её самореализации должна быть положена в основу построения целостной системы категорий философии. При этом надо учитывать, что на уровне философской теории эта логика непосредственно отражается в содержании и строе соответствующих философских принципов. Поэтому для того, чтобы иметь необходимую ясность по вопросу о структурных связях философских категорий, надо прежде всего разобраться в исходных принципах философии и их соотношении.

Категория субстанции по сравнению с категорией «материя» - это конкретное понятие, так как его содержание сформировано посредством синтеза ряда определений, а именно абстракций материи и движения. На уровне категории «субстанция» материя раскрывается в аспекте тождества различенного, как единство многообразного. Поэтому в логике концептуального развертывания теории философского материализма категория субстанции появляется после того, как происходит фиксация и раскрытие содержания категорий «материя» и «движение».

Чтобы быть субстанцией, материя должна обладать следующими особенностями: материя должна вести «независимое» существование, быть «причиной самой себя»; материя должна объяснить существование мира – вещей, человека, общества, природы, явлений культуры; материя должна ответить на вопрос о причинах изменений, происходящих в мире (возникновение, исчезновение, трансформация в процессе взаимодействия); материя обязана решить вопрос о единстве существующего, о возможности познания этого существующего; должна быть сама как-то связана с этим миром, должна быть «родственна ему».

Формы движения материи.

Многообразные конкретные проявления движе­ния могут быть соотнесены с определенными мате­риальными носителями. Это дает возможность по­строения разных классификаций форм движения ма­терии. Форма движения материи связана с опреде­ленным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенные законы.

Ф. Энгельс отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи.

Механическое движение, связанное с переме­щением тел в пространстве.

Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.

Химическое движение – движение атомов внутри молекул.

Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.

Социальное движение (все изменения в обще­стве).

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому со­временная классификация форм движения материи включает:

· пространственное перемещение;

*  электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

*  гравитационную форму движения;

*  сильное (ядерное) взаимодействие;

*  слабое взаимодействие (поглощение и излуче­ние нейтрона);

*  химическую форму движения (процесс и ре­зультат взаимодействия молекул и атомов);

*  геологическую форму движения материи (свя­занную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т. д.):

*  биологическую форму движения (обмен ве­ществ, процессы, происходящие на клеточном уров­не, наследственность и т. д.;

*  социальную форму движения (процессы, про­исходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет по­стоянно вносить свои коррективы и в эту классифи­кацию форм движения материи. Однако, представля­ется, что в обозримом будущем она будет осуществ­ляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Прежде всего не утратит своего значения прин­цип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции материальных систем в направлений от простого к слож­ному, от низшего к высшему, от простейших процес­сов механического перемещения до процессов, про­исходящих в человеческом обществе.

По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определенным матери­альным носителем или точнее, с набором опреде­ленных материальных носителей.

Остается актуальным принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движе­ния материи низшими. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это, по существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могут быть познаны только на основе анализа структур низших форм.

И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе зна­ния содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

С принципом генетической обусловленности тес­но связан принцип несводимости высших форм дви­жения к низшим и неправомерности переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения ма­терии на низшие. Это принцип качественной специ­фики всякой формы движения. В высшей форме дви­жения низшие его формы представлены не в "чи­стом", а в синтезированном ("снятом") виде. "Механические" движения руки человека – это результат сложения сложных процессов и собственно механи­ческого, и биологического, и химического, и. т. д. Поэтому всякая попытка создать чисто механиче­ский аналог руки человека абсурдна.

Абсурден и перенос животного мира на общество, даже если на первый взгляд кажется, что в нем гос­подствует "закон джунглей". Конечно же, жестокость человеческая может быть несравненно больше жестокости хищников. И все же хищникам неизвест­ны такие человеческие чувства, как любовь, участие и сострадание.

С другой стороны, абсолютно безосновательными являются попытки отыскания в низших формах дви­жения материи элементов его высших форм. Мысля­щий булыжник – это нонсенс. Однако, это – край­ний, так сказать случай, гипербола. Менее смешной выглядела, попытка одного из крупных советских учёных-биологов, который пытался создать обезья­нам "человеческие" условия, рассчитывая через сот­ню - другую лет обнаружить в их потомстве антро­поида (первобытного человека).

Наконец, нельзя включить и еще один очень важ­ный принцип, лежащий в основании классификации форм движения материи – принцип связи каждой из них с определенной наукой. Этот принцип позво­ляет связать проблему классификации форм движе­ния с проблемой классификации наук.

Принципы классификации форм движения мате­рии позволяют отнестись к редукционному механи­цизму, сущность которого заключается в сведении закономерностей высших форм движения к законо­мерностям: низших форм социальных к биологиче­ским, биологических к физико-химическим и т.п.

Принципы классификаций форм движения мате­рии позволяют критически отнестись и к витализму (от лат. жизнь) – философскому течению, абсолютизирующему специфику биологической формы дви­жения и объясняющему специфичность всего живо­го наличием некоей особой "жизненной силы".

Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация. Си­стема (от греческого – целое, составленное из частей) – это комплекс взаимодействующих элемен­тов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов.

Практически любой, материальный и идеальный объект можно представить как систему, для этого необходимо выделить в нём его элементы (элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения, выявить структуру объема (совокупность устойчивых отношений и связей между элементами) и зафиксировать его характе­ристику единого в своей основе образования. При та­ком подходе обнаруживается, что все системы де­лятся на целостные и суммарные. Целостная система – это такая, в которой все ее элементы не могут  су­ществовать изолированно друг от друга. Утрата или изъятие хотя бы одного ее элемента приводит к раз­рушению системы в целом. Целостными системами являются, например, солнечная система, молекулы воды (Н2О), поваренной соли (NaCl), симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т. п.

Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов.

Суммативные системы – это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее эле­ментов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие ее части мо­гут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к  другу и к са­мой системе, да и связь этих элементов зачастую но­сит случайный характер.

Системный подход или, системное исследование материальных объектов предполагает не только уста­новление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества, элементов, но – что особенна важно – выделение тех из них которые являются системообразующими, т. е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие систе­мы. Системный подход к материальным образовани­ям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения – последовательное включение системы более низ­кого уровня в систему более высокого уровня. Зна­чит, отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерар­хии. Это позволяет строить различные, не совпадаю­щие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый ма­териальный объект с разных сторон.

В современной науке широко используется метод структурного анализа, при котором учитывается си­стемность исследуемых объектов. Ведь структурность – это внутренняя расчлененность материаль­ного бытия, способ существования материи. Струк­турные уровни материи образованы из определенно­го множества объектов какого-либо вида и характе­ризуются особым способом взаимодействия между составляющими их элементами. Применительно к трем основным сферам объективной действительно­сти эти уровни выглядят следующим образом:


 

Неорганическая природа Живая природа Общество
1.Субмикроэлементарный Биологический макромолекулярный Индивид
2. Микроэлементарный Клеточный Семья
3. Ядерный Микроорганический Коллективы
4.Атомарный Органы и ткани Большие социальные группы (классы, нации)
5. Молекулярный Организм в целом Государство (гражданское общество)
6. Макроуровень Популяция Системы государства
7. Мегауровень (планеты, звездопланетные системы, галактики) Биоценоз Человечество в целом
8. Метауровень (метагалактики) Биосфера Ноосфера

Каждая из сфер объективной действительности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими являются координационные отношения, а между уровнями ­– субординациональные.


Литература:

1. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Справочник студента. – М.: Филологическое общество «Слово», 1999. – 670с.

2. Иванов Е.М. Материя и субъективность. – Саратов: Издательство СГУ,1998. – 168с

3. Кучевский В. Б. Анализ категории “материя”. – М.: Наука, 1983. – 255 с.

4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 800с.

5. Материалистическая диалектика как общая теория развития: Диалектика развития научного знания. Под общ ред. Л. Ф. Ильичева. – М.: Наука, 1982. – 464с.

6. И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. Философия. Учебник. – М.: РЭА, 1998. –287с.

7. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М. Галкина. – М.: МЭСИ, 1991.

8. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева. – М.: МИИТ, 1994.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...